Журнал Учета Хозяйственных Операций

Журнал Учета Хозяйственных Операций.rar
Закачек 2146
Средняя скорость 8254 Kb/s

Журнал Учета Хозяйственных Операций

Аналог журнала регистрации хозяйственных операций существовал ещё задолго до появления бухгалтерской науки как таковой. Назывались такие журналы «амбарными книгами» и выполняли, по сути, те же функции, что и современные бухгалтерские акты.

Сейчас журнал хозяйственных операций — это документ, в котором фиксируется всё хозяйственное функционирование определённой фирмы, расположенное в хронологическом порядке. Любое предприятие — частное или общее, многомиллионное или известное узкому кругу лиц — ведёт подобный учёт.

Форма, содержание и бланк

Благодаря данному журналу отслеживается общее финансовое состояние фирмы, показываются все изменения в худшую или лучшую сторону и делаются прогнозы на дальнейшее развитие компании.

Грамотный и добросовестный экономист на основании данной документации также сможет спрогнозировать пути лучшего развития компании и решения тех или иных проблем, если таковые будут обнаружены.

Все документы попадают к бухгалтеру не всегда в нужный срок и не всегда в том виде, какой требуется по норме. Тогда приходится создавать документы либо с устного пересказа, либо самостоятельно. Официально подобные действия запрещены, но на практике применяются довольно часто.

Ведение журнала и бухгалтерского учёта напрямую связано друг с другом и гарантирует компании прозрачность и легитимность всех проведённых на фирме операций, поскольку в документе отображаются все изменения в хозяйственной деятельности компании, такие как:

  1. Изменение активов (какие-либо изменения в оборудование, помогающем производству продукта фирмы, будь то поломка, замена или его ремонт).
  2. Изменение пассивов (действия с кредитами и ценными бумагами).
  3. Позитивные перемены в общем состоянии компании (в активах, пассивах и финансовом состоянии).
  4. Негативные перемены в общем состоянии компании (в активах, пассивах и финансовом состоянии).
  5. Определённые факты, не относящиеся ни к одной из вышеперечисленных категорий (другие изменения).

Некоторые предприятия дополнительно указывают в журнале первичные документы, влияющие на передвижение денежных средств.

Порядок составления и заполнения

Основных требований к ведению журнала нет, но существует ряд общепринятых правил, ведение которых обязательно для каждого типа документации:

  1. Все операции записываются строго по датам: с начала ведения журнала и заканчивая последней записью. Хаотичное заполнение дат категорически запрещено.
  2. В журнал записывается любая хозяйственная деятельность, вне зависимости от масштабности и уровня влияния на работу компании.
  3. Проводки должны ссылаться лишь на первичную документацию.
  4. Цифры в журнале записываются словами (например, «шесть тысяч пятьсот восемьдесят три экземпляра»). Это поможет избежать ошибок при неправильном наборе нужной суммы и подделки информации. Однако в последнее время сотрудники предприятия пренебрегают данным правилом и вносят данные в реестр цифрами.

Не существует также и общей формы ведения журнала, поскольку сфера использования его довольно обширна. Чаще всего каждое предприятие создаёт удобный для себя бланк, в котором задействованы все необходимые пункты и подпункты. Например, в компании, занимающейся организацией свадеб, обязательно будет пункт «расходы» (сколько средств было потрачено на материалы – шарики, ленты, цветы и т.д.) и приходные операции (сколько было получено от частных лиц за всю работу). Разрешено это и законом «О бухучёте».

Журнал ведётся либо в бумажном варианте – это обычная книга, прошитая и пронумерованная, либо сброшюрованная, которая заполняется вручную. Либо в электронном виде – при помощи специальных бухгалтерских программ. Здесь большинство информации заполняется автоматически при первичном указании настроек.

Обязательными для каждого журнала являются: № операции, дата, пояснение (описание операции), сумма каждой операции. Дополнительно могут указываться: дебет, кредит и сведения о первичной документации или журнале ордере (место, где зафиксирована операция). Каждая новая запись обязательно начинается с новой строки во избежание ошибок и недопониманий в дальнейших действиях.

Сейчас чаще всего используют электронные версии журналов – это гораздо удобнее и быстрее, тем не менее политика некоторых предприятий позволяет заполнение подобной документации лишь вручную. Это более долгий и трудоёмкий процесс: здесь важно быть максимально внимательным.

В бумажном виде

Бумажный журнал чаще всего ведётся на мелких предприятиях с небольшим товарооборотом, заполнение всех пунктов вручную в многомиллионных компаниях практически невозможно из-за постоянных изменений.

Порядок заполнений бумажной версии такой:

  1. В новой строке указывается номер операции с её реквизитами (дата, содержание, тип). Дополнительно возможно указание, на основе каких документов проводится данная операция.
  2. Далее указывается сумма операции – финансовая прибыль и финансовый ущерб.
  3. Указывается дебет – то, сколько должны предприятию другие лица и сколько они заплатили за данную операцию.
  4. Указывается кредит – то, что должно предприятие другим лицам и сколько оно в итоге получило.
  5. Ставится подпись и расшифровка подписи.
  6. При необходимости повторяется всё сначала.

Подпись и её расшифровка являются обязательными, поскольку, если в журнале будет допущена ошибка или возникнут недопонимания в том или ином вопросе, представители компании сразу смогут обнаружить, кто заполнял данную форму и кто в состоянии расшифровать написанное.

Если журнал ведётся в электронном виде (чаще всего это «1С: Бухгалтерия»), то выполняется следующее:

  1. Запускается программа «1С: Бухгалтерия» (или другая бухгалтерская программа, используемая фирмой»). В строке «Меню» открывается вкладка «Учёт».
  2. В данной вкладке открывается подпункт «Хозяйственные операции», щёлкается кнопка «Добавить».
  3. Вводятся следующие данные: дата, тип, реквизиты, сумма.
  4. Дополнительно возможно добавление подпункта «От кого», а также указать дебет и кредит (данное действие производится при необходимости связи с банковским действием: кредиты, поступления или отход денежных средств). Здесь также выбирается нужный банковский документ, нажимается кнопка «Утвердить». Далее данный документ уже автоматически привязывается к операции.
  5. Производится сохранение.
  6. При необходимости всё повторяется вновь.

Журнал регистрации хозяйственных операций также имеет функцию, которая добавлена в контекстное и дополнительное меню. Такая особенность позволит найти запись по номеру проводки (наиболее детальное описание каждого действия). Для поиска записи по номеру проводки из контекстного или дополнительного меню выбирается соответствующая команда: появится окно, которое позволит ввести в поле номер проводки.

Бухгалтеру придётся вводить меньше данных вручную, если программа по бухгалтерскому учёту содержит в себе множество разнообразных функций и правильно настроена на работу определённого предприятия.

Пример заполнения

Ниже приведён пример заполнения, но стоит помнить, что форма заполнения определённого предприятия может разниться и иметь свои нюансы, о которых новому работнику необходимо сообщить заранее.

Учетная информация, поступающая в течение месяца, оказывается разобщенной по многим счетам синтетического и аналитического учета.

Для удобства контроля по счетам, проверки правильности записей на них и обобщения учетной информации используют журнал учета хозяйственных операций и оборотные ведомости.

Все факты по мере их возникновения регистрируются в журнале. Журнал хозяйственных операций – основной документ в налоговом учете.

Запись в нем ведется в хронологической последовательности. В журнале бухгалтер фиксирует содержание факта хозяйственной жизни.

Оборотная ведомость представляет собой таблицу, в которую вносятся наименования и номера счетов, суммы начального сальдо по каждому счету (дебетовому или кредитовому), суммы оборотов по дебету и кредиту, и выводится конечное сальдо.

Оборотная ведомость составляется в конце месяца и регистрирует обороты и остатки по всем работающим счетам.

Существуют оборотные ведомости по счетам синтетического и аналитического учета.

Оборотная ведомость по счетам синтетического учета имеет следующую форму (табл. 1):

Форма оборотной ведомости по счетам синтетического учета

В оборотной ведомости по синтетическим счетам по итогу должно быть три пары равенств.

1. Остатки на начало отчетного периода по дебету и кредиту.

2. Обороты по дебету и кредиту.

3. Остатки на конец отчетного периода по дебету и кредиту.

Первое равенство показывает, что итоговая сумма всех средств предприятия на начало периода равна итоговой сумме источников этих средств. Эти суммы отражают баланс предприятия на начало периода (в приведенном примере 1250 = 1250).

Второе равенство вытекает из принципа двойной записи, при котором каждая хозяйственная операция отражается в одинаковой сумме по дебету и кредиту разных счетов, и если суммы не совпадают, то это свидетельствует об ошибках при записях по счетам бухгалтерского учета либо в подсчетах (55 750 = 55 750).

Третье равенство, так же как и первое, вытекает из равенства итогов средств и их источников, и показывает баланс на конец отчетного периода (9400 = 9400).

В оборотной ведомости по синтетическим счетам содержатся обобщенные сведения о состоянии, изменении и остатках имущества и обязательств организации.

Оборотные ведомости по счетам аналитического учета составляют раздельно к каждому синтетическому счету, по которому ведется аналитический учет. Они имеют различную форму в зависимости от особенностей объектов аналитического учета. По счетам аналитического учета применяют две формы оборотных ведомостей:

• при ведении натурально-стоимостного учета;

• при ведении учета только в денежном выражении.

Если объект учета отражается на аналитических счетах только в стоимостном выражении, то оборотные ведомости по этим счетам составляются по такой же форме, что и оборотные ведомости по счетам синтетического учета. Если объект учета отражается на аналитических счетах не только в стоимостном, но и в натуральном или трудовом выражении, то показатели оборотных ведомостей по этим счетам приводятся также в стоимостном, натуральном или трудовом выражении.

Оборотные ведомости по счетам аналитического учета – свод оборотов и сальдо по всем счетам аналитического учета, открытым к данному синтетическому счету.

Итоги оборотных ведомостей по счетам аналитического учета сверяются с данными соответствующего синтетического счета в оборотных ведомостях по счетам синтетического учета. Пример

Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому поставщику (рис. 2).

Рис. 2. Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

В журнале учета хозяйственных операций происходит трансформация (превращение) каждого факта хозяйственной жизни в бухгалтерскую проводку – специальную запись, указывающую стоимостное выражение факта хозяйственной жизни, дебет и кредит счетов, на которых надлежит зафиксировать данные о нем (табл. 2).

Журнал регистрации хозопераций

Амбарные (писцовые) книги были изобретены человечеством задолго до появления стройной системы бухгалтерской науки. С давних времен они являлись абсолютным показателем рачительной деятельности любого хозяйства. И сегодня человечество не в силах отказаться от элементарного отражения произведенных операций, хотя и давно переименовало незвучную амбарную книгу в строгое определение – журнал регистрации хозяйственных операций.

Современный журнал хозяйственных операций самостоятельный учетный регистр, в котором фиксируются все факты деятельности компании, группирующиеся в хронологическом порядке. Любое предприятие, будь то небольшое производство с несколькими номенклатурными единицами выпускаемых товаров или холдинг с многомиллионными оборотами, ведет журнал регистрации хозяйственных операций. Но не только в бухгалтерии ведется учет операций. Все стороны жизни компании документируются. Так, в кадровом делопроизводстве имеется своя регистрационная книга, а служба охраны труда и безопасности производства ведет свой журнал, но мы рассмотрим документирование хозяйственных операций в бухгалтерском учете.

Журнал хозяйственных операций: бланк и необходимые реквизиты

Единой утвержденной формы журнала не существует, слишком обширна область применения регистрационного документа. Обычно предприятие формирует удобный для себя бланк, что разрешено законом «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Вести журнал можно в бумажном варианте – традиционной книгой, сброшюрованной, прошитой и полистно пронумерованной, куда записи заносятся вручную, либо в электронной версии. В специализированных бухгалтерских программах журнал хозяйственных операций заполняется автоматически, поскольку входит в обязательный набор отчетов, формирующихся при соответствующих настройках, и может быть оформлен в бухгалтерской программе за любой заданный отрезок времени.

Обязательными реквизитами журнала являются: № операции, дата ее совершения, содержание произведенной операции, бухгалтерская проводка, сумма и сведения о первичном учетном документе или журнале ордере, где зафиксирована операция. Отражению в журнале подлежат абсолютно все хозяйственные операции. Образец листа журнала:


Статьи по теме