Урок Подчинительные Союзы 7 Класс с Презентацией

Урок Подчинительные Союзы 7 Класс с Презентацией.rar
Закачек 1531
Средняя скорость 1030 Kb/s

Урок Подчинительные Союзы 7 Класс с Презентацией

Презентация может быть использована при изучении новой темы в 7 классе.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Пятое марта Классная работа

Тайны подчинительных союзов

Группы сочинительных союзов Соединительные Противительные Разделительные (и, да, ни – ни, тоже, также ; как, так и ; не только , но и) (а, но, зато, да, однако) (или, либо, то – то, не то – не то)

Союзы сочинительные подчинительные Простые предложения в составе сложного равноправны неравноправны [ главное ] + (придаточное)

Разряды подчинительных союзов по значению Разряд союза Союз 1. Времени когда, пока, едва, лишь, только, прежде чем 2. Причины так как, потому что, оттого что, ибо 3. Цели чтобы, для того чтобы 4. Условия если, хотя, раз 5. Уступки несмотря на то что, пускай, хотя 6. Следствия так что 7. Изъяснительный что, как 8. Сравнительный как, словно, точно, будто

Строение сложноподчинённых предложений 1. [ ], ( союз ). 2. ( союз ) , [ ]. 3. [ ,( союз ), ].

Правописание союзов вследствие чего как будто оттого что чтобы несмотря на то что так как потому что только что

Прочитай текст. В места пропусков впишите союзы, необходимые не только по смыслу, но и для связи предложений между собой. Укажи их разряд. Определите стиль текста. Читать литературное произведение надо не для того, ______ скорее узнать, >. Читать надо думая и наслаждаясь. Так начинается путь к пониманию книги. Жаль, ______ редко читаются комментарии к книгам. ______ мы употребляем слова, звучащие, ______ в эпоху Пушкина или Толстого, смысл их может быть иной, ______ быт человека, его мысли и чувства меняются. ______ без понимания этого текст словно провисает в безвоздушном пространстве. Книга- живой собеседник, богатство души и ума которого неисчерпаемо. ______ насладиться беседой с таким собеседником, надо стремиться стать на его уровень, ______ это требует напряжённого усилия ума. (По книге Ю. Лотмана ,, В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь ”) Слова для работы : ч тобы, что, хотя, как, так как, но, а чтобы что Хотя Но как т ак как Ч тобы а

Союзы не что иное суть, как средство, которыми идеи соединяются ; и так, подобны они гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены и склеены бывают… И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых споев и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нём союзов меньше. Однако недолжно в нём оставлять таких щелей, по которым бы оно могло вовсе разваливаться. (М. Ломоносов)

Домашнее задание : Параграф №150 ( выучить разряды союзов по значению). Упражнения 345, 346.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По программе данная тема укладывается всего в два урока. Этого, конечно, мало. Кроме того, материал для закрепления темы приходится искать дополнительно. Надеюсь данная информация поможет коллегам в п.

Презентация к уроку русского языка «Подчинительные союзы и союзные слова».

Урок изучения нового материала.

Презентация обеспечивает визуализацию урока.

Изучение темы»Сочинительные и подчинительные союзы» на уроках русского языка в 7 классе может пройти интересно и познавательно, если обратиться к биографии М.В.Ломоносова.Именно Михаил Вас.

Презентация к уроку русского языка в 7 классе на тему «Сочинительные и подчинительные союзы».

Урок русского языка в 7 классе по ФГОС. Учебник Ладыженской.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.

Цели:

  • Образовательные:
    • знакомство с типами союзов;
    • формирование умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
    • выработка навыка постановки запятой в союзном сложном предложении;
  • Воспитательные:
    • воспитание любви и уважения к родному языку;
  • Развивающие:
    • развитие внимания, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

План урока

1. Оргмомент. (1 мин.)
2. Объяснение нового материала. (5 мин.)
3. Закрепление знаний на практике.(30 мин.)
4. Комментарий домашнего задания. (2 мин.)
5. Итог урока. (2 мин.)

I. Оргмомент

II. Актуализация знаний учащихся. Терминологический диктант

Ребята записывают в тетрадь только ответы.

  • Части речи в русском языке делятся на самостоятельные и … (служебные)
  • К служебным частям речи относятся… (предлоги, союзы, частицы)
  • Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов в предложении, а также простых предложений в составе сложного – это… (союз)
  • Союзы бывают … (простые и составные).

– Сегодня мы с вами познакомимся с еще одной классификацией союзов. Запишите, пожалуйста, тему урока.

III. Объявление темы и целей урока

1. Запись предложений под диктовку

1) Небо потемнело, и пошел снег.

2) Я воротился домой, но не в душную комнату, а в сад и с наслаждением ходил по дорожкам, осыпанным снежными хлопьями.

– Назовите союзы в данных предложениях? Что связывают эти союзы в первом и втором предложении? (В первом предложении союз и связывает простые предложения в составе сложного, а во втором однородные члены предложения.)

3) Небо потемнело, потому что пошел снег.

– Назовите союз в этом предложении? Что он связывает? (В данном предложении союз потому что связывает простые предложения в составе сложного)

Микровывод: Nаким образом, мы можем сказать, что одни союзы связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного, а другие только простые предложения в составе сложного, где одно предложение зависит от другого. В зависимости от этого союзы делятся на сочинительные и подчинительные.
– сочинительные союзы (Приложение 1, слайд 7)
– подчинительные союзы (Приложение 1, слайд 8)
Ориентируясь на таблицу, составьте 2 предложения с сочинительными и подчинительными союзами (устно)

2. Запишите предложения, расставьте, если это необходимо, недостающие знаки препинания, в скобках укажите, какое это предложение сложносочиненное или сложноподчиненное. Определите тип союза.

1) По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла ( ) и в ней пропадают очертания низких берегов.
2) Вечерняя заря начинается ( ) когда солнце уже заходит за край земли.
3) Река сверкала то голубым ( ) то зеленым светом.
4) Накануне выглянуло солнце ( ) но дороги еще не совсем просохли.
5) Сразу за шатким деревянным мостиком начинался подъем в гору ( ) с которой было видно всю окрестность.
6) Слуга вышел и объявил ( ) что лошади готовы.

Микровывод (учащиеся делают сами): в сложном предложении перед сочинительными и подчинительными союзами и союзными словами ставится запятая.

– Итак, мы вспомнили о постановке знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Давайте теперь вспомним, как составляются схемы таких предложений.

  • Ребята очень устали, но работа была еще не закончена.
  • Путешественники приблизились к роднику, чтобы напиться воды.

(Учитель обращает внимание учащихся, что схемы CCП и CПП строятся по-разному).

3. Графический диктант с взаимопроверкой

Учащиеся составляют только схемы предложений. (схемы для проверки на слайдах)

1. Когда мы вернулись в деревню, уже все спали.
2. Веет теплый ветер, и легкий пар клубится у реки.
3. Все время доносился отдаленный рокот, а земля под ногами вздрагивала.
4. Наталья Саввишна никак не могла понять, что Карл Иванович уехал.
5. На левом фланге, куда звал меня Бурцев, происходило жаркое дело.

1. По улицам бродили только куры, да изредка выла собака.
2. Мы пошли по лосиному следу и вскоре увидели, что дорога эта ведет в болота.
3. Ребята поднялись на холм, где находился их лагерь.
4. Солнце уже зашло, и по низким луговым местам все затопил туман.
5. Лесник, у которого мы остановились на ночлег, рассказал нам много нового об этих местах.

4. Устная работа

Учитель читает предложение. Ребята называют союзы и отмечают, какие они, сочинительные или подчинительные.

1. Если хочешь много знать, надо мало спать.
2. Не учась и лаптя не сплетешь.
3. Делу время, а потехе час.
4. Неразумного учить, что в бездонную бочку воду лить.
5. Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать.
6. Корень учения горек, да плод его сладок.

5. Комплексная работа над текстом

1. Вдруг среди шорохов и всплесков послышались тревожащие своей необыочностью звуки. 2. Было похоже, что где-то совсем близко играла крошечная скрипка. 3. Звуки мелодии были так слабы, что порывы ветра иногда обрывали, как паутинку, эту тонкую ниточку загадочной трели.

4. Прислушавшись, я уловил закономерную связь между скрипачом и ветром: стоило ветру немного утихнуть, как скрипка переходила на более низкие ноты, звук становился густым, и в нем отчетливо улавливался тембр. 5. Когда же ветер усиливался, звуки забирались все выше и выше, они становились острыми, как жало, скрипка плакала и всхлипывала.

6. Наконец я установил, что звуки исходили из засыпанной раковины на гребне песчаного холмика. 7. Я осторожно взял раковину, чтобы посмотреть повнимательнее, но ничего особенного не нашел. 8. Я положил ее на прежнее место и приготовился слушать, но раковина-музыкант молчала. 9. Похоже, что она рассердилась за то, что ее бесцеремонно потревожили, и ожидала, пока я снова уйду.

Задания к тексту

Определите тип и стиль речи. Докажите свое мнение.

1. Из предложений 5-8 выпишите слово (слова) с чередующейся гласной в корне слова.
2. Из предложения 6 выпишите слово, соответствующее орфограмее правописание приставок на з-/с-.
3. Из предложений 1-4 выпишите действительное причастие настоящего времени.
4. Выпишите из текста все сочинительные союзы
5. Выпишите из текста все подчинительные союзы
6. Из предложений 3-5 выпишите сравнения.
7. Найдите предложение, соответствующее схеме [ (чтобы) ] и укажите его номер.
8. Укажите кол-во грамматических основ в 4 предложении.

6. Проверочный тест (Приложение 1, слайды 21-27, Приложение 2)

IV. Итог урока

V. Домашнее задание. Подберите из художественной литературы 10 предложений с сочинительными и подчинительными союзами.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Подчинительные союзы, их виды..ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок русского языка 7 класс Подчинительные союзы, их виды

Цели урока: познакомить учащихся с видами подчинительных союзов; научить отличать подчинительные союзы от союзных слов; развитие мышления в упражнении на соотнесение.

Словарная работа. Г…мнастика, трен…р, трен…роваться, ба(с,сс)ейн, (на) скаку, чтобы, ст…рательно, (с)налету,д…станция, ориентироваться, снаряд. Спишите слова, вставив буквы и раскрыв скобки. Какое из записанных слов относится к теме урока сегодня?

Синтаксический разбор предложения. Тренер убедительно просил нас, чтобы мы по утрам обязательно выполняли гимнастические упражнения.

СОЮЗЫ ? Соединительные (и, да=и, не только – но и) Противительные (а, но, да=но, однако (же), зато) Разделительные (или, либо, то –то, не то – не то) подчинительные Причинные (потому что, так как и др.) Целевые (чтобы, для того чтобы и др.) Временные (когда, едва, лишь, пока и др.) Условные (если, раз, ли и др.) Сравнительные (как, будто, точно и др.) Изъяснительные (что, чтобы, как и др.)

Из данных ниже простых предложений составьте сложные причины или следствия, не меняя местами. Какие союзы вы используете? Лед был хрупким. Идти по р…ке опасно. Могучие ели не пропускали ветра. В л…су было тихо. Птица не могла л…теть. Одно крыло у нее было сломано. Мотор самолета работал с перебоями. Пилот решил посадить машину на ближайшем аэродроме. Мы с трудом различали дорогу. Было очень темно.

В записанных предложениях найдите слова, в которых: букв меньше, чем звуков; букв больше, чем звуков; количество букв равно количеству звуков Выполните фонетический разбор одного из слов.

Спишите, расставляя пропущенные запятые. Определите значение союзов. Ребята пошли в спортзал чтобы посмотреть на новые спортивные снаряды. Спортсмен сошел с дистанции потому что получил травму. Мы с тренером часто выезжали в лес, пока не научились ориентироваться на местности.

Допишите предложения, используя нужное окончание, данное справа. Определите значение союзов. Я зайду к товарищу, если… Я поеду на юг, если… Мы пойдем в лес, если… Приятели пойдут в театр, если… Автобус поедет дальше, если… Лесник оштрафует, если… они оставят мусор на поляне. врачи мне разрешат. они достанут билеты. исправят мотор. у меня будет свободное время. погода будет хорошей.

Проверим Я зайду к товарищу, если… Я поеду на юг, если… Мы пойдем в лес, если… Приятели пойдут в театр, если… Автобус поедет дальше, если… Лесник оштрафует, если… у меня будет свободное время. врачи мне разрешат. погода будет хорошей. они достанут билеты. исправят мотор. они оставят мусор на поляне.

В записанных предложениях найдите слова, которые образованы: приставочным способом; суффиксальным способом; 3. приставочно – суффиксальным способом Какие еще способы образования слов вы знаете? Приведите примеры.

Составьте по схемам предложения с подчинительной связью, используя слова из словаря. 1. [ ], (потому что…). 2. [ ], (поэтому…). 3. [ ], (чтобы…).

Домашнее задание: Чтение теоретического материала учебника на странице 158, упражнение №339

РЕФЛЕКСИЯ Сегодня я узнал (а)…. Было трудно…. Я научился (лась)… Теперь я могу… Самым интересным моментом на уроке… Я научился (лась)… Сегодняшний урок дал мне…..


Статьи по теме