Учебное пособие по Информатике для Студентов

Учебное пособие по Информатике для Студентов.rar
Закачек 2458
Средняя скорость 2949 Kb/s

Учебное пособие по Информатике для Студентов

Скачать учебники, справочники и др. пособия по информатике и программированию для студентов.

● intuit.ru — Интернет-Университет информационных технологий. Заочное бесплатное обучение. Можно выбрать любой из 83 курсов обучения intuit.ru . Каждый курс состоит из лекций (обычно 10-20), практических заданий и экзаменов. Авторы курсов всячески подчеркивают, что все их учебные материалы бесплатны и доступны для всех желающих. Любые лекции доступны даже без записи на курсы и регистрации. Вы можете открыть любой из 83-х курсов и в центре страницы найдете список лекций и их описание. Обычно каждая лекция занимает по несколько страниц, иногда более 10, в строчке «страницы» выберите режим «для печати и PDA » — лекция откроется целиком и без какой-либо лишней информации. Вот лишь несколько примеров курсов (из 83-х): Microsoft Windows для пользователя, Работа в современном офисе, Практическая информатика, Введение в HTML , Безопасность сетей, Основы операционных систем и др.

● teormin.ifmo.ru ( csin.ru )- «Теоретический минимум по Информатике». Курсы и учебные материалы, организованные по темам.

Воронежский институт высоких технологий

Российский Новый Университет (Воронежский филиал)

И.Я. Львович, Ю.П. Преображенский,

Основы информатики: Учеб. пособие /И.Я. Львович, Ю.П. Преображенский, В.В. Ермолова. ВИВТ, Воронеж, 2014, 253 с.

В учебном пособии в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов рассматриваются понятия информатики, информационных процессов систем и технологий. Подробно рассмотрены математические основы цифровых автоматов, кодирования; алгоритмические основы программирования и управления. Большое внимание уделено прикладным вопросам информатики, сетевым информационным технологиям.

Предназначено для студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Информационные системы и технологии» и «Информатика и вычислительная техника», а также для магистров и аспирантов.

Табл. 19, Ил. 87., Библиогр. 20 назв.

Печатается по решению Учебно-методического совета Воронежского института высоких технологий.

Заслуженный деятель науки РФ, д-р техн. наук, профессор, академик РАЕН Я.Е. Львович

д-р техн. наук , проф. каф. САПРИС ВГТУ Юрочкин А.Г. д-р техн. наук, проф., зав.каф. ТАСЭМ ВГТУ Чопоров О.Н.

© Львович И.Я., Преображенский Ю.П., Ермолова В.В., 2014

© Воронежский институт высоких технологий, 2014

1. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ И ПОДХОДЫ К ЕЕ

Понятие и виды информации

Структурная мера информации

Статистическая мера информации

Семантическая мера информации

Формы представления информации

Общая характеристика фаз преобразования информации

2. АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ

Виды алгоритмов и их реализация

Методы представления алгоритмов

Порядок разработки иерархической схемы реализации

Нормальный алгоритм Маркова

Жизненный цикл программного обеспечения

Основы технологии разработки программ

3. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ

Понятие дискретного автомата

Представление данных в компьютере

4. ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА

Автоматизация деятельности на основе алгоритмизации

Методы автоматизации бизнес-процессов

Базовые понятия и технологии управления данными

Базовые сведения о компьютерной графике и геометрии

Введение в информационную безопасность

5. ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ

Принципы организации ЭВМ

Сетевые технологии обработки данных

Протокол IPv6. Проблемы и перспективы развития Internet-

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

В учебных планах подготовки бакалавров по направлениям «Информатика и вычислительная техника» и «Информационные системы и технологии» дисциплина «Информатика» входит в состав базовой части математического и естественнонаучного цикла дисциплин. Она создает теоретическую основу для изложения и понимания таких курсов, как «Теория информационных процессов и систем», «Информационные технологии», «Архитектура информационных систем», «Управление данными», «Технологии программирования» и других фундаментальных дисциплин технического профиля.

Целями данного учебного пособия являются:

1) осуществить четкое изложение основных понятий и современных подходов к информатике как самостоятельной науке естественнонаучного направления;

2) на основании анализа объекта и предметной области информатики изложить фундаментальные категории и аксиомы, которые служат стержнем информатики как науки;

3) дать математические основы информатики как основу, инструмент для решения прикладных задач;

4) показать студенту возможность построения «дерева» информатики, базируясь на триадах «информация – информационные технологии – информационный ресурс» и «модель – алгоритм – программа»;

5) заложить первоначальные основы знаний студентам первого курса по структуре и функциям блоков ЭВМ, алгоритмизации и программированию.

1. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ И ПОДХОДЫ К ЕЕ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКЕ

1.1 Понятие и виды информации

Термин «информация» происходит от латинского слова «Informatio» – разъяснение, изложение, осведомленность. Можно считать, что этот термин в начальном представлении является общим понятием, означающим некоторые сведения, совокупность данных, знаний и т.д. Понятие информации должно быть связано с определенным объектом, свойства которого она отражает. Кроме того, наблюдается относительная независимость информации от ее носителя, поскольку возможны ее преобразование и передача по различным физическим средам с помощью разнообразных физических сигналов безотносительно к ее содержанию, т.е. к семантике, что и явилось центральным вопросом многих исследований, в том числе и в философской науке. Информация о любом материальном объекте может быть получена путем наблюдения, натурного либо вычислительного эксперимента, а также на основе логического вывода. Поэтому говорят о доопытной (или априорной) информации и послеопытной (т.е. апостериорной), полученной в итоге эксперимента.

Для человека любое восприятие реальных объектов окружающей действительности происходит через ощущения. Органы чувств человека и высшая нервная система позволяют ему воспринимать объекты. При обмене информацией существуют источник в виде объекта материального мира и приемник — человек либо какой-то материальный объект. Информация возникает за счет отражения, которое является свойством всей материи, любой материальной системы. Свойство отражения совершенствуется по мере развития материи от элементарного отражения до высшей его формы – сознания. Процесс отражения означает взаимодействие объектов материального мира. Этот процесс наиболее прост в неорганической природе. Здесь преобладают механические, химические и физические взаимодействия. При таком отражении объекты пассивны. Новые формы отражения (физиологическое и психологическое) возникают в органической природе. В живом организме на основе отражения формируется способность приспосабливаться к изменяющимся окружающим условиям. У человека получают развитие более сложные формы отражения: познавательная и творческая. Эти формы носят сознательный характер и позволяют человеку активно воздействовать на окружающий мир.

Рассмотрим некоторую классификацию информации. Для того, чтобы она была полезной, она должна быть основана на некоторой системе. Обычно при классификации объектов одной природы в качестве базы для классификации используется то или иное свойство (или их набор) объектов.

Как правило, свойства объектов можно разделить на два больших класса: внешние и внутренние свойства.

Внутренние свойства — это свойства, органически присущие объекту.

Они обычно «скрыты» от изучающего объект и проявляют себя косвенным образом при взаимодействии данного объекта с другими.

Внешние свойства — это свойства, характеризующие поведение объекта при взаимодействии с другими объектами.

Поясним сказанное на примере. Масса является внутренним свойством вещества (материи). Проявляет же она себя во взаимодействии или в ходе некоторого процесса. Отсюда появляются такие понятия физики, как гравитационная масса и инерциальная масса, которые можно было бы назвать внешними свойствами вещества.

Подобное разделение свойств можно привести и для информации. Для любой информации можно указать три объекта взаимодействия: источник информации, приемник информации (ее потребитель) и объект или явление, которые данная информация отражает. Поэтому можно выделить три группы внешних свойств, важнейшими из которых являются свойства информации с точки зрения потребителя.

Качество информации — обобщенная положительная характеристика информации, отражающая степень ее полезности для пользователя.

Показатель качества — одно из важных положительных свойств информации (с позиции потребителя). Любое отрицательное свойство может быть заменено обратным ему, положительным.

Чаще всего рассматривают показатели качества, которые можно выразить числом, и такие показатели являются количественными характеристиками положительных свойств информации.

Обзор приведенных ситуаций позволяет сформулировать следующие определения свойств информации.

Релевантность — способность информации соответствовать нуждам (запросам) потребителя.

Полнота — свойство информации исчерпывающе (для данного потребителя) характеризовать отображаемый объект и / или процесс.

Своевременность (актуальность) — способность информации соответствовать нуждам потребителя в нужный момент времени.

Достоверность — свойство информации не иметь скрытых ошибок. Доступность — свойство информации, характеризующее возможность

ее получения данным потребителем.

Защищенность — свойство, характеризующее невозможность несанкционированного использования или изменения.

Эргономичность — свойство, характеризующее удобство формы или объема информации с точки зрения данного потребителя.

Адекватность — свойство информации однозначно соответствовать отображаемому объекту или явлению. Адекватность оказывается для потребителя внутренним свойством информации, проявляющем себя через релевантность и достоверность.

Выделяют следующие аспекты информации:

Прагматический аспект связан с возможностью достижения поставленной цели с использованием получаемой информации. Этот аспект информации влияет на поведение потребителя. Если информация была эффективной, то поведение потребителя меняется в желаемом направлении, т. е. информация имеет прагматическое содержание. Таким образом, этот аспект характеризует поведенческую сторону проблемы.

Семантический аспект позволяет оценить смысл передаваемой информации, соотнося ее с информацией, хранящейся до появления данной. Семантические связи между словами или другими смысловыми элементами языка отражают словарь – тезаурус . Он состоит из двух частей: списка слов и устойчивых словосочетаний, которые сгруппированы по смыслу, и некоторого ключа, т е. алфавитного словаря, позволяющего расположить слова и словосочетания в определенном порядке. Тезаурус имеет особое значение в системах хранения информации, в которые могут вводиться семантические отношения, в основном подчинения, что позволяет на логическом уровне осуществлять организацию информации в виде отдельных записей, массивов и их комплексов. Существуют развитые тезаурусы, в которые включаются сложные высказывания и семантические связи между ними. Это позволяет хранить более сложную информацию и детально оценивать семантическое содержание вновь поступающей информации. Наличие тезауруса позволяет переводить поступающую семантическую информацию на некоторый стандартизированный семантический язык в соответствии с выбранным тезаурусом. Таким образом, при возникновении информации можно изменить исходный тезаурус. Степень изменения тезауруса может быть принята как характеристика количества информации.

Приведем пример русско-английского тезауруса предметной области «Автоматический оптический контроль печатных плат». Особенность данной предметной области состоит в том, что она находится на стыке двух дисциплин: технологии производства печатных плат и машинного зрения, соответственно – термины «происходят» из разных терминосистем. Основным методом составления словаря была интроспекция, в качестве вспомогательного материала были использованы статьи, отечественные стандарты, словари по машинному зрению и компьютерной графике, словарь по технологии изготовления печатных плат.

В тезаурус вошло около 200 концепций, 800 английских и русских терминов и 700 однонаправленных связей между концепциями. В тезаурусе использованы следующие типы связей: род – вид , часть – целое , следует – предшествует , используется для – использует , носитель свойства – свойство (асимметричные связи), а также ассоциация , коррелят

(симметричные связи). «Концентраторами» ( hubs ) тезаурусной сети являются

концепции дефект (26 смежных концепций), печатная плата (23 смежные концепции), автоматический оптический контроль (17 смежных концепций). На рисунке 1.1 представлен фрагмент тезаурусной сети (чтобы не перегружать рисунок, для каждой пары отображена только одна связь).


Статьи по теме