Учебно Методическое пособие по Обж

Учебно Методическое пособие по Обж.rar
Закачек 894
Средняя скорость 7289 Kb/s

Учебно Методическое пособие по Обж

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ « МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М . Е . ЕВСЕВЬЕВА »

Учебно — методические материалы для преподавателей – организаторов

Основ Безопасности Жизнедеятельности

Учебно — методическое пособие

УДК 614.8 (076) ББК 68.69 р

Рецензенты : Корневич И.Н., начальник отдела планирования и предупреждения

чрезвычайных ситуаций и подготовки руководящего состава и нештатных аварийно — спасательных формирований Главного управления МЧС России по Республике Мордовия , подполковник ; Зорькин Е.Н., кандидат педагогических наук , доцент кафедры педагогики

начального образования МГПИ им . М . Е . Евсевьева , академик ММАДЮТК

Печатается по решению научно — методического совета ГОУ ВПО « Мордовский государственный педагогический институт им . М . Е . Евсевьева »

Рекомендовано Мордовским республиканским институтом образования

Шигаев, А.В., Якимова Е.А. Учебно-методические материалы для преподавателей – организаторов Основ Безопасности Жизнедеятельности :

учебно — методическое пособие / А . В . Шигаев , Е . А . Якимова / Мордов . гос . пед . ин — т . –

Саранск , 2006. – 104 с .

В пособии приведены варианты тематического и поурочного планов , варианты опорных схем для преподавателей — организаторов ОБЖ , игрорвые задания по основным разделам курса ОБЖ , варианты тестов , вопросы и билеты к экзаменам по ОБЖ .

Учебно — методическое пособие предназначено для преподавателей – организаторов основ безопасности жизнедеятельности .

© ГОУ ВПО « Мордовский

государственный педагогический институт им . М . Е . Евсевьева », 2006 © Шигаев А . В ., 2006

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Глава I. Учебно-методические материалы для преподавания ОБЖ в Х – ХI классах …. 7

Календарно – тематическое планирование курса ОБЖ в 10 классе ………..…. 7

Поурочное планирование для 10 класса ……………………………….…………………. 10

Календарно – тематическое планирование курса ОБЖ в 11 классе …………………………. 12 Поурочное планирование для 11 класса …………………………………………..…….………. 14 Опорные схемы для проведения уроков ОБЖ …………………………. …………….………..16

Опорные схемы по курсу ОБЖ для X класса ………………………………………. 17

ТЕМА 1. Поведение человека в условиях вынужденной автономии ………………. 17 ТЕМА 2. ЧС криминогенного характера ………………………………………………………. 18 ТЕМА 3. ЧС природного и техногенного характера ………………………………………….. 19

ТЕМА 4. РСЧС – ее структура и задачи ………………………………………………. 20

ТЕМА 5. Законы и уголовная ответственность несовершеннолетних ………………………. 21

ТЕМА 6. Гражданская оборона ………………………………………………………………. 22

ТЕМА 7 (1). Современные боевые средства поражения …………………………….…………. 23 ТЕМА 7 (2). Современные боевые средства поражения ……………………………………….. 24 ТЕМА 8. Оповещение и информирование населения о ЧС ……………………………………. 25 ТЕМА 9. Коллективные средства защиты ………………………………………………………. 26 ТЕМА 10 (1). Средства индивидуальной защиты ……………………………………………….27 ТЕМА 10 (2). Средства индивидуальной защиты ………………………………………………. 28 ТЕМА 11. Организация и проведение АСДНР …………………………………………………..29 ТЕМА 12. Организация ГО образовательного учреждения …………………………. 30 ТЕМА 13. Основные инфекционные заболевания , их классификация и профилактика …….. 31 ТЕМА 14 – 17. Основы здорового образа жизни ……………………………………………….. 32

ТЕМА 18, 23. История создания ВС РФ ………………………………………………………… 33

ТЕМА 19, 21. Организационная структура ВС РФ . Виды и рода войск …………………. 34 ТЕМА 20 (1). Функции и основные задачи ВС РФ , их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны ……………………….…………………………………….35

ТЕМА 22. Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества …………………………………………………………………………………………. 37

ТЕМА 24. Дружба , войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений …………………………………………………………………………………….. 38

ТЕМА 25. Боевое знамя – символ воинской чести , доблести , славы …………………………..39

Опорные схемы по курсу ОБЖ для XI класса ……………..…….………………………….. 41

ТЕМА 1. Первая медицинская помощь при инсульте и острой сердечной недостаточности ..41 ТЕМА 2. Первая медицинская помощь при ранениях …………………………………………..42 ТЕМА 3. Первая медицинская помощь при травмах ……………………………………………43

ТЕМА 4. Первая медицинская помощь при остановке сердца …………………………………44

ТЕМА 5. Как стать офицером Российской Армии . ……………………………………………45

ТЕМА 6. Международная ( миротворческая ) деятельность Вооруженных Сил РФ …………..46 ТЕМА 7, 13. Прохождение военной службы по призыву ……………………………………… 47

ТЕМА 8, 15. Права и ответственность военнослужащих ……………………………………….48

ТЕМА 9. Правовые основы военной службы ……………………………………………………49 ТЕМА 11. Общевоинские уставы ВС РФ – закон воинской жизни …………………………… 50 ТЕМА 12. Военная присяга – клятва война на верность Родине ……………………………… 51 ТЕМА 14. Прохождение военной службы по контракту ………………………………………. 52 ТЕМА 16. Основные понятия о воинской обязанности ………………………………………. 53 ТЕМА 17. Организация воинского учета и его предназначение ………………………. 54 ТЕМА 18,19. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе ………. 55 ТЕМА 20. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе ……………………………..56

Глава II. Игровые задания «Домино по ОБЖ» ………………………. ……………………. 57

Домино № 1 Опасные и чрезвычайные ситуации , возникающие в повседневной жизни . 58 Домино № 2 ГО – составная часть обороноспособности страны ……………………….…. 59 Домино № 3 Основы медзнаний и профилактика инфекционных заболеваний . Основы ЗОЖ и его составляющие …………………………………………………………………………. ….. 60

Домино № 4 ВС РФ – защитники нашего отечества …………………………………………. 61 Домино № 5 Боевые традиции ВС РФ . Символы воинской чести …………………………. 62 Домино № 6 Правила оказания первой доврачебной помощи ………………………………. 63

Варианты заданий «Домино по ОБЖ» для преподавателя ……………………………….. 64

Домино № 1 Опасные и чрезвычайные ситуации , возникающие в повседневной жизни …. 64 Домино № 2 ГО – составная часть обороноспособности страны ……………………. 65 Домино № 3 Основы медзнаний и профилактика инфекционных заболеваний . Основы ЗОЖ и его составляющие ……………………………………………………………………………. 66

Домино № 4 ВС РФ – защитники нашего отечества …………………………………………. 67 Домино № 5 Боевые традиции ВС РФ . Символы воинской чести …………………………….68 Домино № 6 Правила оказания первой доврачебной помощи ………………………………. 69

Глава III. Тестовые комплексы по ОБЖ ……………. 70

Тесты для учащихся Х класса ………………………………..………………………………… 71

ТЕСТ № 1. ЧС природного характера и защита от них ………………………………………. 71 ТЕСТ № 2. ГО – составная часть обороноспособности страны ………………………………. 76 ТЕСТ № 3. Здоровый образ жизни и его составляющие ………………………………………. 81 ТЕСТ № 4. Вооруженные силы Российской Федерации ……………………………………….85

Тесты для учащихся ХI класса ………………………………………………………………. 88

ТЕСТ № 1. Первая медицинская помощь при несчастных случаях …………………………. 88 ТЕСТ № 2. Вооруженные силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества ….. 90

Приложение. Вопросы и билеты к экзамену по ОБЖ ……………………………………….…95

В ХХ I веке проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности заявляет о себе всё более настойчиво : преступность , терроризм , военные конфликты , экологические катастрофы , аварии на производстве и на транспорте и многое другое делают жизнь человека чрезвычайно опасной . Статистика жертв террористических актов , военных конфликтов , пожаров и дорожно — транспортных происшествий дает информацию о том , что в среднем Россия ежегодно теряет свыше 70 тыс . человеческих жизней , более 250 тыс . человек получают увечья .

Тенденция увеличения количества различных угроз обусловливает необходимость формирования у людей навыков безопасного поведения , готовности к действиям в экстремальных ситуациях . Особенно остро проблема

выбора целесообразных действий в таких ситуациях в силу особенностей подросткового и юношеского периодов стоит перед старшеклассниками .

В этих условиях проблема формирования специальных знаний , умений , навыков , умелых действий и адекватного поведения в широком спектре современных угроз и рисков , необходимых личностных качеств учащихся , патриотизма , готовности к действиям в экстремальных ситуациях , в том числе к службе в армии , представляет особый интерес для педагогической науки и образовательной практики .

С 1991 г . в образовательных учреждениях России начала формироваться новая образовательная область « Безопасность жизнедеятельности », в центре внимания которой находится человек как самоцель развития общества .

Образовательная область « Безопасность жизнедеятельности » созда —

валась на основе накопленного в стране опыта обеспечения безопасности человека в повседневной жизни , в процессе его трудовой деятельности , в различных опасных и чрезвычайных ситуациях , а также с учетом нормативно — правовых актов Российской федерации в области безопасности ( Федеральные законы « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера », « О пожарной безопасности », « О безопасности дорожного движения », « О гражданской обороне », « Об обороне », « О воинской обязанности и военной службе » и др .).

С 1 сентября 1998 г . в Базисный учебный план общеобразовательных учреждений России ( приказ Минобразования России от 9 февраля 1998 г . №

322) учебная дисциплина « Основы безопасности жизнедеятельности » ( ОБЖ ) включена в образовательную область « Физическая культура ».

Структурно программа курса ОБЖ состоит из трех содержательных линий : безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях , основы медицинских знаний и здорового образа жизни , основы военной службы .

Настоящее пособие предназначено для учителей , ведущих занятия по курсу ОБЖ в Х – Х I классах общеобразовательной школы .

Структурно пособие состоит из трех глав и приложений .

Первая глава включает в себя тематический и календарный планы по курсу ОБЖ , а также поурочные методические материалы , представленные в виде опорных схем .

Во второй главе приводятся варианты игровых заданий со старшеклассниками , которые представлены в виде « домино » по основам безопасности жизнедеятельности .

В третьей главе представлены тестовые комплексы по основным разделам курса ОБЖ , которые составлены с учетом тематического планирования и могут быть использованы преподавателями – организаторами ОБЖ для контроля знаний учащихся .

В приложениях приведены варианты билетов для итогового экзамена по

В целом , пособие , по мнению автора , должно оказать методическую помощь преподавателю — организатору при планировании и организации учебно —

воспитательного процесса по курсу ОБЖ с учетом новых подходов в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности , общества и государства .

Учебно – методические материалы для преподавания ОБЖ в Х–ХI классах

КАЛЕНДАРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ОБЖ В 10-ом КЛАССЕ


Статьи по теме