Сопоставьте Фрагмент Рассказа Толстого После Бала

Сопоставьте Фрагмент Рассказа Толстого После Бала.rar
Закачек 2808
Средняя скорость 8425 Kb/s

Сопоставьте Фрагмент Рассказа Толстого После Бала

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Анализ рассказа Л.Н. Толстого «После бала».

Цели: 1) изучить произведение; выяснить степень эмоционального воздействия произведения на учащихся.

2) формирование навыков и умения определять значение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, давать характеристику героев;

3) раскрыть идейный замысел Толстого;

4) развить понятия о сюжете и композиции; об антитезе (как способе построения произведения); о контрасте (как приеме, помогающем раскрыть идею рассказа);

5) развитие устной речи учащихся.

Оборудование : репродукция портрета Л.Н. Толстого, опорные листы работы Н.Н. Ге (1884), рисунки учащихся, записи вальса, мазурки; сценка, свечи; малая наглядность.

Учащиеся располагаются как в школе Л.Н. Толстого: на окнах, на полу, лавках; некоторые за столами; звучит музыка.

Л.Н. Толстой (1828-1910) «После бала»

Запомните правописание: острог ,неприкаянный ,происшедший, фрагмент, экзекуция, идея, сюжет, композиция, контраст, антитеза, экспозиция План

I. История создания рассказа

II. Л.Н.Т. — художник, мыслитель

III. Идейное содержание рассказа

IV. Гуманистический пафос произведения

Опорные слова: гуманизм, алогизм , достоинство, пафос

Портрет работы Н.Н. Ге 1884 г.

Не зная Толстого — нельзя считать. себя культурным человеком. А.М.

I. На прошлых уроках мы прочитали и изучили с вами повесть И.С. Тургенева «Ася». Сегодня на уроке речь пойдет о рассказе Л.Н. Толстого «После бала».Невозможно не заметить общие черты в биографиях героев повести «Ася» и рассказа «После бала», в их характерах. И в том и в другом произведении о днях своей веселой, беззаботной молодости рассказывают пожилые люди. Оба героя потерпели неудачу в любви и остались неприкаянными бобылями. Сходны и жизненные проблемы, волновавшие авторов. Есть общее в построении произведений, в повествовании от I-го лица; и примерно одно и то же время — 40гг XIX века.

Но хотя «Ася» написана в 1857 году, а «После бала» в 1903 г. (через полвека), ни о каком влиянии Тургенева на творчество Толстого говорить не приходится. Оба произведения совершенно оригинальны. Что же пробудило Льва Николаевича на закате своих дней (смотреть портрет Н.Н. Ге 1884) обратиться к давно ушедшему времени? Что за случай, происшедший в далекие годы юности, вспомнил Лев Николаевич Толстой и положил в основу рассказа «После бала»

а) В Варвару Андреевну Корейш, дочь воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейш, был влюблен С.Н., брат писателя. Наутро после одного из балов он увидел, как ее отец распоряжался прогнанием сквозь строй солдата.

б) Встреча Льва Николаевича с 95-летним стариком, служившим простым солдатом в русской армии.

Старик : Я тогда служил при Николае. Тогда разве такая, как нынче служба была! Тогда что же было? У! Вспоминать, так ужасть береть. Я еще Александра застал. Александра того хвалили солдаты, говорили — милостив был.

Толстой : Я вспомнил последние времена царствования Александра, когда из 100 — 20 человек забивали насмерть. Хорош же был Николай, когда в сравнении с ним Александр милостивым казался.

Старик: При Николае на 50 палок и порток не снимали, а 150, 200, 300: насмерть запарывали. А уж палками — недели не проходило, чтоб не забивали человека или двух из полка. Нынче уж и не знают, что такое палки, а тогда это словечко со рта не сходило. Солдаты Николая Палкиным прозвали. Унтер-офицера до смерти убивали солдат молодых. И никогда взыску не было. Помрет от убоя, а начальство пишет: «Властию божиею помре:»

в) Был и еще один случай в жизни художника слова. В 1866 г. недалеко от Я. П. был казнен солдат, ударивший офицера, постоянно издевавшегося над ним. Л.Н. пытался защитить солдата перед судом, но ничего не получилось.

Л.Н. Толстой: Случай этот имел на всю мою жизнь больше влияния, чем все кажущиеся более или менее важными события жизни: потеря или поправление состояния, успех или неуспех в литературе, даже потеря близких людей.

II. Доклад учащихся о жизни Л.Н. Толстого.

Л.Н.Толстой прожил долгую жизнь. Многое испытал. Был и студентом Казанского университета, и военным (на Кавказе и в Севастополе), и путешественником, и педагогом (в Я.П. у него была своя школа для крестьянских детей), и общественным деятелем, и писателем, и философом, размышляющим над прошлым, настоящим и будущим. Он создал огромное количество произведений. Его рассказ «После бала» также явился осмыслением прожитого, настоящего и будущего.

Разберемся в прочитанном.

III. «После бала» — рассказ, в котором Толстой восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут в настоящем, что прошлое с его социальным неравенством, жестокостью, бесчеловечностью — цепко держит Россию.

1. Сюжет? (очень простой)

— Как начинается рассказ?

В рассказе 2 рассказчика: Иван Васильевич, главный герой, и тот, кто знакомит нас Иваном Васильевичем. Перед нами рассказ в рассказе. Повествование начинается сразу, внезапно, без развернутой экспозиции. (на доске записано определение).

Экспозиция — вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем.

— Как завершается рассказ?

Сразу без всяких выводов и поучений. Главное сказано, добавить уже нечего.

Перед вами отрывок, фрагмент из жизни, разговор о роли общественных условий в изменении взглядов и поведения человека, о том, всесильны ли эти условия или есть что-то другое, что позволяет человеку прозреть.

Эта проблема поставлена в самом начале произведения. Давайте ее решать.

— Как композиция служит раскрытию идейного содержания рассказа?

— Какая особенность построения предложения сразу бросается в глаза? (наличие противопоставления, т.е. антитеза)

3. Антитеза как способ построения предложения. Докажите. Что противопоставляется? I и II части рассказа.

а) 2 сцены (бал и наказание солдата)

б) Сравните (I и II ч ) поведение и внешность полковника на балу и после бала.

в) Сравните описание зала у предводителя и описание улицы.

г) Сравните душевное состояние Ивана Васильевича на балу и после.

д) С помощью каких языков средств писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата.

Какими эпитетами обрисован праздник?

Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые.

Какой музыкальный мотив звучит (мотив мазурки звучит почти непрерывно).

Как выглядит Варенька?

Она в белом платье, в белых перчатках в белых башмачках, у нее — «сияющее разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые милые глаза».

Отец Вареньки — красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой, с широкой грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами.

Иван Васильевич доволен, счастлив, блажен, добр, смотрит на танцующих с восторженным умилением, нежным чувством.

Чем объяснить, что в сцене бала все окружающее герой рассказа воспринимает «с восторженным умилением» (он влюблен) он был бесконечно «счастлив», и счастье его «все росло и росло».

Он захвачен атмосферой праздника, близостью любимой девушки, ощущением собственной молодости и красоты.

Во II ч. рассказа краски резко темнеют, хотя студент вначале еще радостен и счастлив: в весеннем мокром тумане движутся пешеходы, ломовые с дровами на санях, лошади под глянцевитыми дугами с мокрыми головами; покрытые рогожками извозчики шлепают по талому снегу; кузнец в засаленном полушубке и фартуке несет какую-то ношу; в конце поля виднеется что-то большое, черное: Раздается неприятная визгливая мелодия. И перед наблюдателем разворачивается странная картина экзекуции.

Полковник все тот же. Но теперь с окровавленной, истерзанной жертвой экзекуции, его красота и военная выправка выглядит почти кощунственно:Полковник Наказываемый»Высокий военный в кителе и фуражке»»Шел твердой, подрагивающей походкой»»Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура»

Румяное лицо, белые усы и бакенбарды «Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат». Спина его — «что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное» «дергая всем телом, шлепая ногами по талому снегу, «подвигался ко мне, то опрокидывался назад — и тогда унтер-офицеры ведшие его за ружья толкали его вперед, то падая наперед — и тогда унтер-офицеры: тянули его назад». «Спотыкающийся корчащийся человек». «Сморщенное от страдания лицо».

Иван Васильевич испытывает почти физическую, доходящую до тошноты тоску. Ощущение счастья сменяется ощущением ужаса. Зловещую размеренность, бездушие, длительность и ужас совершающегося Л.Н.Т. передает повторением одних и тех же слов: «:все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника рядом с наказываемым». (что-то механическое звучит в ритме слов — почти и не человек полковник)

Почему Л.Н. использует антитезу как способ построения предложенияНа балу В поле

На белом фоне черное всегда заметнее, чем на любом другом.

5. Контраст как прием, помогающий раскрыть идейное содержание рассказа.

Почему Толстой противопоставляет друг другу 2 части рассказа и в описании использует контрастные краски? Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они живут, позволяет писателю выявить существо их характеров и в то же время обнажить идею социальных противоречий России. Контраст помогает раскрыть идею сосуществования 2-х миро

Творческая группа (критики)

№ 3 Почему полковник, как будто любящий, внимательный отец, оказался жестоким по отношению к солдатам? Докажите!

Был ли он двуличным человеком, лицемером? (На балу он в маске?)

На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери на балу?

Искренен он в отношении дочери и других участников бала? По отношению к людям определенного круга он мил и добр, и там он на самом деле красив. Он внимательный, заботливый отец (носит домодельный сапоги, чтоб одевать и вывозить любимую дочь.) И Варенька его любит и гордится им. («с гордостью и радостью и за себя и за него взглядывает на любующихся зрителей»)

Какие (и почему) качества его натуры проявляются в сцене на плацу?

Спесь и пренебрежение к людям низшего сословия. Он старый служака, привыкший повиноваться вышестоящим и приказывать нижестоящим. Он ревнитель порядка и закона. Он искренне убежден: все должно быть по закону: совершил побег солдат — должен пройти через строй, должен быть наказан. Система наказаний придумана не им: он просто не дает себе труда задуматься над ней. Может быть, где-то в глубине души у него при исполнении долга, как он его понимает, и шевелится какое-то человеческое чувство (недаром он, вероятно стыдясь, делает вид, будто не узнал Ивана Васильевича, и поспешно отворачивается).

И это не умаляет его вины. Это лишь объясняет мотивы его поступков. Он верит в необходимость расправы с тем, кто преступил закон. И считает своим долгом наказать «малорослого солдата», за недостаточное старание при наказании беглого татарина. /Бьет его по лицу за нанесенный слабый удар/

Понял ли рассказчик причины противоречия в характере полковника?

Он искренне добр (на балу), он искренне зол (на плацу). И эта искренность полковника в разных жизненных ситуациях больше всего ставит Ивана Васильевича в тупик. «Очевидно, он что-то такое знает, чего я не знаю. Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня», — размышлял Иван Васильевич. И смутно приходит к выводу, что в этом алогизме жизни повинно общество (алогизм — нелепость). Герой так и не дошел до корня. Он лишь догадывается, что дело в каких-то социальных причинах.

Л.Н., являясь носителем гуманистической идеи, не только разоблачает жестокость полковника, но и показывает уродливость социальных условий, искажающих понятия долга, гуманности, искажающих натуру человека.

Л.Н. ведет нас к мысли, что веселье, благополучие, праздная жизнь одних людей зиждутся на бесправии, угнетении, попрании человеческого достоинства других. Юноша из богатой семьи, горячий, впечатлительный, даже восторженный, он, впервые в жизни столкнувшись со страшной несправедливостью, резко изменил свой жизненный путь, отказался от всякой карьеры и посвятил свои силы тому, чтобы помогать другим людям. Почему И.В. отказался от государственной службы? Прав ли он был?

Для него служба ассоциировалась с источником несправедливости. Он чувствовал бы себя без вины постоянно виноватым.

Если не можешь ничего изменить, то хотя бы не участвуй в творении зла. Вне государственной службы герой еще и принес обществу пользу: «мы знаем, как вы никуда не годились. Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было». То есть главный герой осознает свою личную моральную ответственность за все происходящее.

Звучит мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее.

Почему потерпела крушение любовь И.В. к Вареньке?

Человек не должен быть равнодушен к жизни близких и «дальних» своих. Он должен чувствовать личную ответственность за все, что совершается в мире. И с Варенькой он расстался так как не мог жить и любить по-прежнему (слишком велико было эмоциональное потрясение).

Л.Н.Т. не мог в силу своего характера и убеждений оставаться в стороне от борьбы с общественным злом. Он считал, что и его время полно «теми ужасами, теми же пытками, которые для следующих поколений будут так же удивительны по своей жестокости и нелепости».

«Триста тысяч человек в острогах и арестантских ротах. гибнут физически и нравственно»

Льва Николаевича всю жизнь мучила мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом о переформировании армии, где выступал против варварского наказания шпицрутенами.

А теперь вернемся к вопросу о композиции.

Вечер и утро, то есть символы противопоставляются: вечер затуманивает, искажает видение автором жизни (ему все кажется прекрасным). Утро невольно срывает флер ночного очарования, пелену с глаз героя. И ему открывается иная сторона жизни.

Сочинение-миниатюра: Почему рассказ назван «После бала», хотя большая его часть посвящена описанию праздника ?

Разделы: Литература

Цель:

1) изучить произведение; выяснить степень эмоционального воздействия произведения на учащихся.

2) формирование навыков и умения определять значение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, давать характеристику героев;

3) раскрыть идейный замысел Толстого;

4) развить понятия о сюжете и композиции; об антитезе (как способе построения произведения); о контрасте (как приеме, помогающем раскрыть идею рассказа);

5) развитие устной речи учащихся.

Оборудование: репродукция портрета Л.Н. Толстого, опорные листы работы Н.Н. Ге (1884), рисунки учащихся, записи вальса, мазурки; сценка, свечи; малая наглядность.

Учащиеся располагаются как в школе Л.Н. Толстого: на окнах, на полу, лавках; некоторые за столами; звучит музыка.

Л.Н. Толстой (1828-1910) «После бала»

I. История создания рассказа

II. Л.Н.Т. — художник, мыслитель

III. Идейное содержание рассказа

IV. Гуманистический пафос произведения

Опорные слова:

  • гуманизм
  • алогизм
  • достоинство
  • пафос

На доске

  • Портрет работы Н.Н. Ге 1884 г.
  • Не зная Толстого — нельзя считать. себя культурным человеком. А.М. Горький

Слово учителя

I. На прошлых уроках мы прочитали и изучили с вами повесть И.С. Тургенева «Ася». Сегодня на уроке речь пойдет о рассказе Л.Н. Толстого «После бала».

Невозможно не заметить общие черты в биографиях героев повести «Ася» и рассказа «После бала», в их характерах. И в том и в другом произведении о днях своей веселой, беззаботной молодости рассказывают пожилые люди. Оба героя потерпели неудачу в любви и остались неприкаянными бобылями. Сходны и жизненные проблемы, волновавшие авторов. Есть общее в построении произведений, в повествовании от I-го лица; и примерно одно и то же время — 40гг XIX века.

Но хотя «Ася» написана в 1857 году, а «После бала» в 1903 г. (через полвека), ни о каком влиянии Тургенева на творчество Толстого говорить не приходится. Оба произведения совершенно оригинальны. Что же пробудило Льва Николаевича на закате своих дней (смотреть портрет Н.Н. Ге 1884) обратиться к давно ушедшему времени? Что за случай, происшедший в далекие годы юности, вспомнил Лев Николаевич Толстой и положил в основу рассказа «После бала»?

а) В Варвару Андреевну Корейш, дочь воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейш, был влюблен С.Н., брат писателя. Наутро после одного из балов он увидел, как ее отец распоряжался прогнанием сквозь строй солдата.

б) Встреча Льва Николаевича с 95-летним стариком, служившим простым солдатом в русской армии.

Актерская группа

Старик: Я тогда служил при Николае. Тогда разве такая, как нынче служба была! Тогда что же было? У! Вспоминать, так ужасть береть. Я еще Александра застал. Александра того хвалили солдаты, говорили — милостив был.

Толстой: Я вспомнил последние времена царствования Александра, когда из 100 — 20 человек забивали насмерть. Хорош же был Николай, когда в сравнении с ним Александр милостивым казался.

Старик: При Николае на 50 палок и порток не снимали, а 150, 200, 300: насмерть запарывали. А уж палками — недели не проходило, чтоб не забивали человека или двух из полка. Нынче уж и не знают, что такое палки, а тогда это словечко со рта не сходило. Солдаты Николая Палкиным прозвали. Унтер-офицера до смерти убивали солдат молодых. И никогда взыску не было. Помрет от убоя, а начальство пишет: «Властию божиею помре:»

в) Был и еще один случай в жизни художника слова. В 1866 г. недалеко от Я. П. был казнен солдат, ударивший офицера, постоянно издевавшегося над ним. Л.Н. пытался защитить солдата перед судом, но ничего не получилось.

Л.Н. Толстой: Случай этот имел на всю мою жизнь больше влияния, чем все кажущиеся более или менее важными события жизни: потеря или поправление состояния, успех или неуспех в литературе, даже потеря близких людей.

II. Доклад учащихся о жизни Л.Н. Толстого.

Л.Н.Толстой прожил долгую жизнь. Многое испытал. Был и студентом Казанского университета, и военным (на Кавказе и в Севастополе), и путешественником, и педагогом (в Я.П. у него была своя школа для крестьянских детей), и общественным деятелем, и писателем, и философом, размышляющим над прошлым, настоящим и будущим. Он создал огромное количество произведений. Его рассказ «После бала» также явился осмыслением прожитого, настоящего и будущего.

Разберемся в прочитанном.

III. «После бала» — рассказ, в котором Толстой восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут в настоящем, что прошлое с его социальным неравенством, жестокостью, бесчеловечностью — цепко держит Россию.

1. Сюжет? (очень простой)

— Как начинается рассказ?

В рассказе 2 рассказчика: Иван Васильевич, главный герой, и тот, кто знакомит нас Иваном Васильевичем. Перед нами рассказ в рассказе. Повествование начинается сразу, внезапно, без развернутой экспозиции. (на доске записано определение).

Экспозиция — вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем.

— Как завершается рассказ?

Сразу без всяких выводов и поучений. Главное сказано, добавить уже нечего.

Перед вами отрывок, фрагмент из жизни, разговор о роли общественных условий в изменении взглядов и поведения человека, о том, всесильны ли эти условия или есть что-то другое, что позволяет человеку прозреть.

Эта проблема поставлена в самом начале произведения. Давайте ее решать.

— Как композиция служит раскрытию идейного содержания рассказа?

— Какая особенность построения предложения сразу бросается в глаза? (наличие противопоставления, т.е. антитеза)

3. Антитеза как способ построения предложения. Докажите. Что противопоставляется? I и II части рассказа.

а) 2 сцены (бал и наказание солдата)

б) Сравните (I и II ч ) поведение и внешность полковника на балу и после бала.

в) Сравните описание зала у предводителя и описание улицы.

г) Сравните душевное состояние Ивана Васильевича на балу и после.

д) С помощью каких языков средств писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата.

Какими эпитетами обрисован праздник?

Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые.

Какой музыкальный мотив звучит (мотив мазурки звучит почти непрерывно).

Как выглядит Варенька?

Она в белом платье, в белых перчатках в белых башмачках, у нее — «сияющее разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые милые глаза».

Отец Вареньки — красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой, с широкой грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами.

Иван Васильевич доволен, счастлив, блажен, добр, смотрит на танцующих с восторженным умилением, нежным чувством.

Чем объяснить, что в сцене бала все окружающее герой рассказа воспринимает «с восторженным умилением» (он влюблен) он был бесконечно «счастлив», и счастье его «все росло и росло».

Он захвачен атмосферой праздника, близостью любимой девушки, ощущением собственной молодости и красоты.

Во II ч. рассказа краски резко темнеют, хотя студент вначале еще радостен и счастлив: в весеннем мокром тумане движутся пешеходы, ломовые с дровами на санях, лошади под глянцевитыми дугами с мокрыми головами; покрытые рогожками извозчики шлепают по талому снегу; кузнец в засаленном полушубке и фартуке несет какую-то ношу; в конце поля виднеется что-то большое, черное: Раздается неприятная визгливая мелодия. И перед наблюдателем разворачивается странная картина экзекуции.

Полковник все тот же. Но теперь с окровавленной, истерзанной жертвой экзекуции, его красота и военная выправка выглядит почти кощунственно:

«Шел твердой, подрагивающей походкой»

«Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура»

Румяное лицо, белые усы и бакенбарды

Иван Васильевич испытывает почти физическую, доходящую до тошноты тоску. Ощущение счастья сменяется ощущением ужаса. Зловещую размеренность, бездушие, длительность и ужас совершающегося Л.Н.Т. передает повторением одних и тех же слов: «:все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника рядом с наказываемым». (что-то механическое звучит в ритме слов — почти и не человек полковник)

Почему Л.Н. использует антитезу как способ построения предложения?

На белом фоне черное всегда заметнее, чем на любом другом.

5. Контраст как прием, помогающий раскрыть идейное содержание рассказа.

Почему Толстой противопоставляет друг другу 2 части рассказа и в описании использует контрастные краски? Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они живут, позволяет писателю выявить существо их характеров и в то же время обнажить идею социальных противоречий России. Контраст помогает раскрыть идею сосуществования 2-х миров.

Творческая группа (критики)

№3 Почему полковник, как будто любящий, внимательный отец, оказался жестоким по отношению к солдатам? Докажите!

Был ли он двуличным человеком, лицемером? (На балу он в маске?)

На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери на балу?

Искренен он в отношении дочери и других участников бала? По отношению к людям определенного круга он мил и добр, и там он на самом деле красив. Он внимательный, заботливый отец (носит домодельный сапоги, чтоб одевать и вывозить любимую дочь.) И Варенька его любит и гордится им. («с гордостью и радостью и за себя и за него взглядывает на любующихся зрителей»)

Какие (и почему) качества его натуры проявляются в сцене на плацу?

Спесь и пренебрежение к людям низшего сословия. Он старый служака, привыкший повиноваться вышестоящим и приказывать нижестоящим. Он ревнитель порядка и закона. Он искренне убежден: все должно быть по закону: совершил побег солдат — должен пройти через строй, должен быть наказан. Система наказаний придумана не им: он просто не дает себе труда задуматься над ней. Может быть, где-то в глубине души у него при исполнении долга, как он его понимает, и шевелится какое-то человеческое чувство (недаром он, вероятно стыдясь, делает вид, будто не узнал Ивана Васильевича, и поспешно отворачивается).

И это не умаляет его вины. Это лишь объясняет мотивы его поступков. Он верит в необходимость расправы с тем, кто преступил закон. И считает своим долгом наказать «малорослого солдата», за недостаточное старание при наказании беглого татарина. /Бьет его по лицу за нанесенный слабый удар/

Понял ли рассказчик причины противоречия в характере полковника?

Он искренне добр (на балу), он искренне зол (на плацу). И эта искренность полковника в разных жизненных ситуациях больше всего ставит Ивана Васильевича в тупик. «Очевидно, он что-то такое знает, чего я не знаю. Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня», — размышлял Иван Васильевич. И смутно приходит к выводу, что в этом алогизме жизни повинно общество (алогизм — нелепость). Герой так и не дошел до корня. Он лишь догадывается, что дело в каких-то социальных причинах.

Л.Н., являясь носителем гуманистической идеи, не только разоблачает жестокость полковника, но и показывает уродливость социальных условий, искажающих понятия долга, гуманности, искажающих натуру человека.

Л.Н. ведет нас к мысли, что веселье, благополучие, праздная жизнь одних людей зиждутся на бесправии, угнетении, попрании человеческого достоинства других.

Юноша из богатой семьи, горячий, впечатлительный, даже восторженный, он, впервые в жизни столкнувшись со страшной несправедливостью, резко изменил свой жизненный путь, отказался от всякой карьеры и посвятил свои силы тому, чтобы помогать другим людям. Почему И.В. отказался от государственной службы? Прав ли он был?

Для него служба ассоциировалась с источником несправедливости. Он чувствовал бы себя без вины постоянно виноватым.

Если не можешь ничего изменить, то хотя бы не участвуй в творении зла. Вне государственной службы герой еще и принес обществу пользу: «мы знаем, как вы никуда не годились. Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было». То есть главный герой осознает свою личную моральную ответственность за все происходящее.

Звучит мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее.

Почему потерпела крушение любовь И.В. к Вареньке?

Человек не должен быть равнодушен к жизни близких и «дальних» своих. Он должен чувствовать личную ответственность за все, что совершается в мире. И с Варенькой он расстался так как не мог жить и любить по-прежнему (слишком велико было эмоциональное потрясение).

Л.Н.Т. не мог в силу своего характера и убеждений оставаться в стороне от борьбы с общественным злом. Он считал, что и его время полно «теми ужасами, теми же пытками, которые для следующих поколений будут так же удивительны по своей жестокости и нелепости».

«Триста тысяч человек в острогах и арестантских ротах. гибнут физически и нравственно»

Льва Николаевича всю жизнь мучила мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом о переформировании армии, где выступал против варварского наказания шпицрутенами.

А теперь вернемся к вопросу о композиции.

Вечер и утро, то есть символы противопоставляются: вечер затуманивает, искажает видение автором жизни (ему все кажется прекрасным). Утро невольно срывает флер ночного очарования, пелену с глаз героя. И ему открывается иная сторона жизни.

Домашнее задание

  • Сочинение-миниатюра
  • Почему рассказ назван «После бала», хотя большая его часть посвящена описанию праздника?

Автор: Guru · 20.01.2018

Рассказ «После бала» невелик по объему, однако поднимает проблемы общефилософского и нравственного уровня, связанные с миропониманием Толстого, увидевшего в простом сюжете глубокое противоречие между внешним и внутренним, тем, что лежит на поверхности, и тем, что скрыто от посторонних глаз. Разлад в чувствах и поступках становится объектом пристального внимания писателя, исследующего области малопонятной человеческой души.

История создания

В основу сюжета легла реальная история, которую, по одной из версий, в пору своего студенчества Толстой услышал от своего брата Сергея. Основой будущего рассказа стал случай, который произошел с Сергеем Николаевичем. Влюбленный в дочь военного начальника – Варвару Корейш, он собирался сделать ей предложение, но увидев жестокое наказание солдата, которым командовал отец девушки, он отказался от своего намерения.

Увиденное потрясло его, а сама история долго не давала покоя Льву Толстому, воплотившему сюжет в рассказ только спустя годы. Опубликовано произведение было через год после смерти писателя.

Смысл названия

Рассказ не сразу получил свое конечное название. Толстой рассматривал несколько черновых вариантов, среди которых были «Рассказ о бале и сквозь строй», «Отец и дочь», «А вы говорите…». Результатом долгих поисков стало заглавие «После бала».

Смысл названия «После бала» неоднозначен. Толстой во многих своих произведениях поднимал проблему человека и общества. Объект его интереса — обстоятельства, влияющие на человеческие решения и поступки, а также принципы, правила и мотивы, которыми он руководствуется в выборе. С одной стороны, название подчеркивает двоедушие одного из главных персонажей, неестественность его жизни, в которой со сменой декораций происходит и изменение личности. После бала маски меняются. Меняется поведение героя, да и сама его жизнь, уродливая на изнанке, не имеющая ничего общего с блеском и великолепием титульной стороны. С другой стороны, после бала происходит и осмысление героем-рассказчиком людей, с которыми он хотел связать свою жизнь, осознание противоречивости жизни, в которой неоправданная жестокость мирно сосуществует с изящностью и мнимым благородством.

Жанр и направление

«После бала» — произведение прозаическое; написано в жанре рассказа и вырывает из контекста жизни героя одно единственное событие, ставшее переломным для него, неоднозначное как для самого персонажа, так и для читателей.

Рассказ реалистический, поскольку в основу сюжета положен реальный, даже житейский случай, отражающий внутренний мир героя и, вместе с тем, задающий социально-общественный тон.

Главные герои и их характеристика

  1. Иван Васильевич — рассказчик. Уже будучи старым, он рассказывает о событиях минувшей юности. Главный герой во времена описываемого события был провинциальным студентом, но богатым и красивым франтом. Его отличают совестливость, чувство справедливости и впечатлительность. Он не смог забыть об избиении татарина и поэтому не стал связывать свою жизнь с любимой девушкой. Молодой человек был очень эмоционален: его чуть не вырвало, когда он брел домой после увиденного зрелища.
  2. Варенька — возлюбленная главного героя. Это высокая, статная и «величественная» светская девушка, которая покоряла кавалеров пленительной и ласковой улыбкой. У нее был царственный вид, но добрая душа ее никому не давала робеть в присутствии героини. Она тоже благоволила ухаживаниям рассказчика.
  3. Полковник (Петр Владиславич — орфография Толстого сохранена) — симпатичный и статный военный. Высокий и румяный пожилой мужчина с ласковой улыбкой и приятными манерами. Ради дочери экономит на себе: носит только казенные сапоги, например. Однако в сцене с телесным наказанием герой выглядит злым и жестоким: он бьет по лицу солдата, который слабо наносил удары провинившемуся татарину.

Темы и проблемы

Тематику рассказа можно рассматривать сразу на нескольких уровнях, беря за основу как социально-психологический и общефилософский аспект, так и более глубинный – моральный, этический, личностный.

В первом случае рассматривается проблема человека и его окружения, которому он может подчиниться или, напротив, оказать противодействие. Полностью ли среда формирует личность, или есть другая сущность, неподдающаяся подавлению, свободная и способная к борьбе с тем, что кажется ей неправильным и чуждым? Толстой выступает здесь против уравнения личности и нарушения её естественных прав. Право самостоятельно решить для себя, что считать хорошим, а что плохим, писатель оставляет за каждым человеком, способным к свободному выбору.

Ещё одной внешней темой является рабское положение солдата во времена правления Николая. Полное бесправие простого человека, тяжелейшие условия службы и телесные наказания, которым подвергались те, кто служил родине, возвращают не только к теме подавления личности, но ещё и к проблеме социального неравенства в николаевской России.

Вопрос морального, личностного уровня осмысления данного произведения целиком и полностью связан с образом военного. Двуличие и лицемерие полковника, семьянина и заботливого отца, с одной стороны, с другой – беспощадного и безжалостного командира, равнодушного к чужой боли. Ужас ситуации для героя-рассказчика не столько в том, что полковник устраивает пытки невинного солдата, сколько в его спокойном безразличном отношении к происходящему. Трепетность в отношении к дочери сосуществует в нём с неприкрытой жестокостью. Соотношение этих сторон в одном человеке невозможно себе представить, настолько велико несоответствие одного с другим. Толстой показывает редкий, но оттого не менее устойчивый человеческий тип людей-масок, способных на жестокость, прикрытую показным благонравием.

Главная мысль рассказа «После бала» — в следовании гуманистическим идеалам, обращении к по-настоящему добрым чувствам, в которых превалировать должно общечеловеческое. Противодействовать злому началу можно только путем самосовершенствования, поиску настоящих, не затуманенных воображением и ложным впечатлением смыслов. Оставаться человеком Толстой призывает даже в тех ситуациях, когда позволить себе беззаконие можно в силу статуса и положения.

Неслучайно герою рассказа становится стыдно за увиденное. Он чувствует свою сопричастность к происходящему, ответственность за жестокость другого. По мнению Толстого, так и должно быть. Беззаконие начинается с отдельного человека, борьба с ним – задача каждого неравнодушного к чужому горю.

Творческий метод Толстого, основанный на исследовании противоречий человеческой души, всегда заслуживал высокой оценки. Психологизм рассказа, эмоциональная насыщенность и собственно художественный стиль писателя делают сравнительно небольшое по объему произведение носителем многих смыслов, противоречивых, как и сама человеческая природа.

Л.Н. Толстой известен рядовому читателю как великий мастер слова, писатель, вошедший в русскую литературу, как создатель монументальных психологических романов. Однако его влияние на русскую литературу и культуру намного глубже, чем можно представить. Толстой — не просто крупный писатель, но и мыслитель, основатель религиозно-философского учения. Стремление к нравственному совершенствованию, идеал жертвенной любви, изгоняющей страх – программа Толстого, видевшего смысл жизни в бескорыстном служении ближнему, основанному на чистой совершенной любви. Эти мысли он доносит до публики через рассказ «После бала», где герой не отвернулся от чужого горя, не смог смириться с ним. В его отказе от знакомства с жестоким военачальником – справедливая реакция общества, которая должна показать его членам, как надо себя вести.

Вывод прост: необходимо быть отзывчивым и справедливым в любой ситуации, даже если на кону стоит личный интерес. Герой был увлечен дочерью военачальника, но сделал выбор в пользу нравственного долга. Также нельзя злоупотреблять высоким положением и оправдывать им пороки.


Статьи по теме