Синонимы Урок 5 Класс Презентация

Синонимы Урок 5 Класс Презентация.rar
Закачек 2008
Средняя скорость 7101 Kb/s

Синонимы Урок 5 Класс Презентация

Презентация может быть использована на уроке по теме «Синонимы». Материал предназначен для учащихся 5 классов.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

СИНОНИМЫ 5 класс

Вьюга снежная, пурга, Напряди нам пряжи, Взбей пушистые снега, Словно пух лебяжий. Вы, проворные ткачи – Вихри и метели, Дайте радужной парчи Для косматых елей. Выпишите слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться оттенками лексического значения.

Вьюга – снежная буря, сопровождаемая ветром, заставляющим снег носиться, кружиться в воздухе. Пурга – сильная снежная буря на открытых пространствах. Метель – снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении. Вихрь – порывистое круговое движение ветра. Буря – ненастье с сильным разрушитель- ным ветром.

Вьюга Пурга Метель Вихрь Буря СИНОНИМЫ

СИНОНИМЫ – слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Подберите к существительному синоним мужского рода и составьте с данными словами распространённые предложения СОБАКА ПЁС

Подберите к существительному синоним мужского рода и составьте с данными словами распространённые предложения ТКАНЬ МАТЕРИАЛ

Подберите к существительному синоним мужского рода и составьте с данными словами распространённые предложения ИЗБА ДОМ

Подберите к существительному синоним мужского рода и составьте с данными словами распространённые предложения СТУЖА МОРОЗ

Подберите к существительному синоним мужского рода и составьте с данными словами распространённые предложения ДИСКУССИЯ СПОР

Подберите к существительному синоним мужского рода и составьте с данными словами распространённые предложения ЛАССО АРКАН

Подберите к существительному синоним мужского рода и составьте с данными словами распространённые предложения ПЛАМЯ ОГОНЬ

Презентация выполнена Цаплиной Викторией Леонидовной, учителем ГБОУ СОШ № 557 Невского района г. Санкт-Петербурга

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок Синонимы 5 класс.

Презентация может быть использована на первом уроке(ознакомлении) по теме «Синонимы» в 5 классе по русскому языку.

Тема: «Синонимы» (раздел «Лексика») (Учебник «Русский язык. 5 класс» под ред. М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др.)Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока: формирование представлений о синон.

Подробное описание хода урока + презентация.

Предназначена презентация для учащихся 5 классов.

Материал содержит подробный конспект проведения урока по обозначенной теме с презентацией.

Цели урока: 1. познавательная а) повторить сведения о ранее изученных понятиях (слово, лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, омонимы) б )познакомить с новым понятием .

Презентация поможет научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоэмоциональной окраской и стилевой неоднородностью, развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся.

Содержимое разработки

Синонимы Конспект урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС

Выполнила учитель русского языка и литературы МКОУ «Поворинская ООШ»

Цель урока: дать понятие синонимов и их роли в речи. Задачи:обучающие: научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью; — развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся; — воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.

Планируемые результаты: личностные: формировать интерес к русскому языку; метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в паре, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.

Лексический диктант (по лексическому значению определить слова и записать их). Словарный запас языка (лексикон) Все слова языка (лексика). Раздел лингвистики, изучающей лексику (лексикология). Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные). Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные). Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). Слова с противоположным лексическим значением (антонимы).

Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца…» Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи — все слушают, как хвастается Заяц — длинные уши, косые глаза, короткий хвост, — слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого. — Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься? — И волка не боюсь, и лисицы, и медведя — никого не боюсь! Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов.

1-я кочка (1-я группа) Бураны, вьюги и метели, Как много с ними канители, Как много шума, толкотни, Как надоели мне они! – Так проворчал мороз угрюмый И речку в лед сковал без шума.

2-я кочка (2-я группа) Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару.

3-я кочка (3-я группа) Дуб дождя и ветра вовсе не боится. Кто сказал, что дубу страшно простудиться. Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый, Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

Перепишите синонимы в порядке усиления действия:

1. Восхищаться, хвалить, превозносить, одобрять.

2. Шептать, кричать, сказать, воскликнуть.

Большой — огромный- громадный –гигантский — исполинский.

группа синонимов одной и той же части речи, где каждое слово сильнее, выразительнее отражает смысл сказанного.

  • Приятель-друг
  • Противник-враг
  • Шагать-идти
  • Солдат-воин, боец
  • Родник-ключ
  • Доктор-врач
  • Метель-вьюга, пурга, ураган
  • Холод-мороз, стужа
  • Мокрый- сырой, влажный
  • Вкусный- аппетитный, лакомый.

Детям предлагается текст с повторяющимися словами. Необходимо заменить их синонимами.

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.

Слова для справок: робкий,

пугливый, трусливый, боязливый.

Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже.

1) Партизаны отразили все . противника.

Вся природа ждала . весны.

2) Учитель регулярно проводил . с родителями.

Он оплатил на почте . по телефону.

3) Из окна открывался красивый . на море.

. в романах Тургенева играет важную роль.

Соедините линиями синонимы из разных колонок

  • Реб…тишки п…днимались (на) крутой холм . Подниматься было трудно . Когда поднялись на в…ршину х…лма , сели отдохнуть и полюбоват…ся окрес…ными м…стами.

Мини-тест 1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ. А) состязание Б) сражаться В) борьба 2. Какое из данных слов не является синонимом к слову АККУРАТНЫЙ? А) чистоплотный Б) опрятный В) аккуратно 3. Какая из данных строк является синонимическим рядом? А) добрый – участливый – человеколюбие Б) лёгкий – воздушный – невесомый В) молодость – юность — молодеть

Ребята продолжите предложения: Синонимы – это … (примеры ..) Синонимический ряд – это … (свои примеры). Роль синонимов в речи…

Данная презентация составлена для наглядного объяснения темы «Синонимы» в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку, Тема «Синонимы». 5 класс. ФГОС»

Синонимы Конспект урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС

Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №155 с татарским языком обучения» г. Казани

Цель урока: дать понятие синонимов и их роли в речи. Задачи:обучающие: научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью; — развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся; — воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.

Планируемые результаты: личностные: формировать интерес к русскому языку; метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в паре, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.

Повторение 1 . Что изучает лексика? 2. Какие слова называются однозначными, многозначными?

Найдите лишнее: 1. [ с ] , [ з’ ], [ м’ ], [ н’ ] 2. [ й’ ] , [ б ], [ и ] 3. к, х, т, н 4. мой, твой, они . 5. ты, я, мы

БЕЖАТЬ – МЧАТЬСЯ – НЕСТИСЬ

ЛЮБИТЬ – ОБОЖАТЬ — БОГОТВОРИТЬ

ДОМ – ИЗБА — ХАТА

СИНОНИМЫЭто слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же , но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи


Статьи по теме