Семейно Бытовые Обряды Презентация

Семейно Бытовые Обряды Презентация.rar
Закачек 2655
Средняя скорость 3013 Kb/s

Семейно Бытовые Обряды Презентация

Презентация была опубликована год назад пользователемМария Жукова

Похожие презентации

Презентация на тему: » Русские свадебные обряды система традиционных семейных обрядов, сопровождающих заключение брака. Является важнейшим элементом русской культуры. У русских.» — Транскрипт:

2 Русские свадебные обряды система традиционных семейных обрядов, сопровождающих заключение брака. Является важнейшим элементом русской культуры. У русских свадьба как система обрядов, закрепляющих брак, сложилась примерно к XV веку. Обычно имеют несколько основных этапов: сватовство, смотрины, рукобитие, бытие, девичник и мальчишник, выкуп, венчание, гуляние и свадебный пир. Свадебные обряды состоят из множества элементов, среди них: обрядовые песни, причеты, обязательные обрядовые действия невесты, дружки и других участников.

3 В старину на Руси самым распространенным способом заключения договоренности между семьями о браке было сватовство. В толковом словаре Даля сказано: «Сватовство, сватанье, предложенье девице, а более родителям её, отдать её замуж за такого-то»

4 Смотрины свадебный обряд, при котором сваха (сват), жених, родители жениха могли увидеть будущую невесту и оценить её достоинства и недостатки. Смотрины устраивались после сватовства, перед рукобитьем.

5 Рукобитье (обручение, помолвка, сговор, запой, зар учины, про сватанье, своды) часть русского свадебного обряда, в ходе которой достигалась окончательная договорённость по поводу свадьбы.

6 Вытие свадебный обряд, ритуальный плач. Происходит на половине невесты. Цель его показать, что в доме у родителей девушке жилось хорошо, но теперь приходится уходить. Невеста прощалась с родителями, подругами, волей. На невесту надевали что-то вроде фаты, из-за которой она не могла ничего видеть, поэтому невеста нуждалась в сопровождении. Как только её отпускали невеста падала.

7 Девичник (вечеринка) свадебный обряд, день перед свадьбой, либо дни от рукобитья до свадьбы. У девушек.

8 Мальчишник (молодечник, вечеринка жениха) свадебный обряд, день перед свадьбой, либо дни от рукобитья до свадьбы. Пирушка жениха со своими холостыми сверстниками прощании с холостой жизнью, гульбой, «вольной волюшкой».

9 Свадебный выкуп славянский обряд, при котором обычно сваха, дружки, сам жених или гости вносят реальную или символическую плату (деньги, пища, полотно, рушник и т. п.) за выход невесты из дома, проезд «свадебного поезда», танец с невестой, при «похищении невесты» или её туфля на свадьбе.

10 Венчание [греч. γάμου)] «основная часть чина церковного благословения брака» в православных, а также в древневосточных церквях, или, в более широком толковании, «церковный обряд бракосочетания»

11 Гуляние (прогулка) выход за пределы помещения и проведение времени на свежем воздухе. Например, гуляние с ребенком. Гуляние с познавательной целью может называться экскурсией.

12 Свадебный пир у славян главное торжество по случаю бракосочетания во время собственно свадьбы.

Семейные обряды. Семейные обряды (обряды жизненного цикла) были известны человечеству с древнейших времен. Это комплекс традиций, обычаев и обрядов, обеспечивающих оформление переломных событий, разделяющих цикл жизни человека на отдельные этапы: рождение, свадьба и старость.

Слайд 2 из презентации «Обрядовые праздники на Руси»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Обрядовые праздники на Руси.pptx» можно в zip-архиве размером 2678 КБ.

Культура Древней Руси

«Культура Руси 10-13 века» — Вопрос учителей. Пергамент. Обобщить и систематизировать знания. Монах Нестор. Христианство. Памятник Кириллу и Мефодию в Москве. Фильм на тему «Живопись». Соборная церковь София. Свойство пропорции. Итак, мы начинаем. Значение этих святых для истории. Князь. Киев. Нестор. Архитектура. Ответ на вопрос к фильму.

«Архитектура на Руси» — Внутри собора – мозаика, фрески, резной камень, майолика. Псков (13-15 вв). Москва. Новгородская республика (12-14 вв). Московское княжество. Русь в 16 веке. Стены собора богато украшены резными рельефами. В 14 веке расцвета достигает иконопись (Феофан Грек). С конца 14 в. Ведущая роль в художественной культуре переходит к Москве.

«Особенности древнерусской культуры» — Определения. Какой была культура Руси до монгольского нашествия? Культура Древней Руси в домонгольский период. Развивалось шитье, плетение, вышивание. Наступил период, именуемый феодальная раздроблённость. Изучить особенности культуры Древней Руси. О каких событиях повествуют былины? Иначе говоря, единство художественной культуры сохранялось.

«Быт и нравы Древней Руси» — Запрещалось принуждение к браку. Кафтан с воротником-козырем. Мерянка из ивановских лесов. Развлечения знати: Сени – холодные переходы между строениями. К. Е. Маковский. Различия в положении социальных слоев. Быт и нравы Древней Руси. На Руси женщина обладала целым рядом прав. Популярный персонаж русского фольклора:

«Культура Древней Руси» — Патриотизм – любовь к Родине , преданность своему Отечеству и народу. Культура Византии. Культура неславянских народов и соседей. Культура Древней Руси. София новгородская. А в том тебе челом бьем.». А куны яз дала Давыду Прибыше. Мозаика. Совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей.

«Быт Древней Руси» — 1.Введение. Окна во всех русских избах были очень маленькими. Лес река равнина. Здесь же стоял и обеденный стол. Цель проекта — изучить жизнь людей в Древней Руси. Однако есть у дерева заклятые враги: огонь и влага. Двор. Например: дуб и осина. Но не стены были главным защитником русских поселений. В далекие времена все больше не поля, а леса покрывали землю.

Всего в теме «Культура Древней Руси» 39 презентаций

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Казаки–исконно русское военное сословие, православной веры, имеющее свои традиции и обряды!

Семейная обрядовая поэзия – обряды жизненного цикла человека, т.е. праздники, обычаи и традиции, которые сопровождают человека по всем ступенькам его жизненного пути, начиная с самого рождения.

У казаков при рождении мальчика дед и отец стреляли из ружей, тем самым, давая знать станичникам, что родился воин, защитник границ Отечества. В гости к матери новорожденного приходили соседи и родственники с вкусным угощением. Такой праздник назывался «Проведок».

Казаки строго соблюдали старые обычаи. На седьмой день младенца крестили. Христианское крещения означало вход ребенка в мир. Дети при крещении получали имя того святого, которого праздновали за седмицу до рождения.

Крестная мать шила первую рубашку – крестильную. Она надевалась только раз – в момент крещения ребенка. Затем ее всю жизнь хранили. Сжигалась она только после смерти человека вместе с первой срезанной прядью волос и лично ему принадлежащими вещами (Письмами, нательной одеждой, постелью и т.п.). В сорокадневном возрасте казачонка облачали в кольчужку и прицепляли сбоку «Шаблюку».

Если младенец родился слабым, прибегали к символическому обряду «перепекания» ребенка, т.к. он не «допекся» и появился на свет раньше своего времени. Его, как хлеб, сажали на лопату и держали в русской печи, в тепле.

До исполнения 1 года стричь волосы детям у русских не принято. В годовщину рождения крестная мать с родственниками (но без родной матери)усаживала казачонка на вывернутую шубу (кошму) и выстригала ему прядь волос крест-накрест, затем мальчика стригли полностью. В 7 лет уже крестный отец стриг подростка «в скобку», после чего казачонок шел первый раз мыться с мужчинами в баню. Третий, последний раз, ритуально стригли в 19 лет, при зачислении в казаки и приведении к присяге на верность службе.

Важным в жизни казачонка был обряд получения первых штанов, которые он получал в 3 года. Именно с этого времени его начинали учить верховой езде. С 5 лет мальчишки работали в поле: погоняли волов на пахоте, пасли скот. Любимой игрой пастухов была дзига, или кубарь.

Рождение девочки не праздновалось так широко, как рождение мальчика, при известии о ее рождении не грохотали выстрелы. Но это была радость тихая, домашняя, овеянная легендами и молитвами. Крестная, няньки «смывали с дочушки заботы» — первый раз с песнями мыли девочку. Отец ел «отцовскую кашу», горелую, насоленную, наперченную, чтобы «девочке меньше горького в жизни досталось».

Девочки начинали работать рано. С 5 лет учились вышивать, шить, вязать. Была и особенная работа – нянчить младших. Когда девочка становилась девушкой, об этом по секрету сообщали деду – самому старшему в семье. Дед покупал серебряное колечко и дарил его внучке, а то и правнучке, сопровождая песней про колечко. Внучка теперь не дитя, а «барышня». С этого момента девушка начинала готовить себе приданное.

Большая часть юридических прав принадлежала казачке. Она наследовала имущество, верховодила в доме. Казак, приезжавший со службы, чувствовал себя скорее гостем, чем хозяином.

Обращение у казаков: У казаков жена обращалась к мужу, только по имени и отчеству. Этим отдавалась дань уважения его родителям. Муж обращался к своей супруге таким же образом. Свёкор и свекровь, тёща и тесть являлись для супругов богоданными родителями.

Для казачки, явиться на людях с непокрытой головой, считалось грехом и позором. Грехом и позором считалось появление на людях в мужской одежде, или с короткими волосами. К незнакомой женщине обращение казаков зависело от её возраста. Старшую, по возрасту, женщину казак обязан был называть мамашей, ровесницу – сестрой, младшую по возрасту – дочкой или внучкой.

Приветствовали казаки друг друга, при встрече, приподнятием головного убора и рукопожатием. Когда казак подходил к группе других казаков, принято было снимать шапку, кланяться и справляться про здоровье: «Здорово, казаки!», «Здорово бывали, казаки!» или «Здоровенько буллы, казаки!». На что получал ответ:«Слава Богу!». В строю, на смотрах, парадах казаки отвечали, согласно воинского устава: «Здравия желаю, господин. ».

После достижения призывного возраста, призывник, в течение целого года, проходил военное обучение при станице. Военная подготовка проходила под руководством казачьего управления станицы, после чего он приводился к присяге. Процедура присяги начиналась в церкви на богослужении. После этого, призывники выстраивались на площади, напротив алтаря, со знаменем. Разрешение на прохождение присяги давал священник, после исполнения молитвы.

Текст присяги, перед строем призывников, зачитывал казак, назначенный для этого атаманом. Призывники повторяют зачитанное вслух. После приема присяги, будущие казаки подходят к аналою или столу, с лежащими на нем Евангелием и Крестом. После целования Креста и Евангелия, они преклоняют колена перед знаменем и целуют его край. После подписи в книге приема присяги, они становятся в строй. Священник окропляет священной водой призывников и даёт им напутствие.

Женщине было запрещено присутствовать на казачьем сборе. Для изложения её проблем на круге, можно было привлечь отца, брата, сына, крестного, а если у неё не осталось или не было никого, её интересы мог представлять атаман. Женщина была настолько уважаемым субъектом казачьего общества, что права участия в круге ей были просто не нужны. Если женщина о чем-то просила, ее вопросы обязательно решались. Дело в том, что, как правило, женщина постоянно бывала одна. Муж или брат могли находиться в походе, на кордоне. Пребывание её мужчины в доме было, как правило, кратковременным, и на женщине лежали все хозяйственные вопросы. В воспитании подрастающего поколения, женщине помогали не только её родители или родители мужа, в этом деле ей помогало все население хутора или станицы. Отношение к женщине:

По настоящему непререкаемым у казаков было отношение к своим родителям. Родители были настолько почитаемыми, что без их благословения нельзя было начинать никакую работу. Без их благословения не принимались решения по наиболее важным вопросам. Не почитать отца или мать считалось великим грехом. Без их согласия, без согласия родни в целом, невозможно было решить вопросы создания новой семьи. Разводы у казаков были редчайшим явлением. Отношение к старшим:

Обращение к родителям предусматривало только «Вы» — «Вы, мама», «Вы, тату». На «вы» обращались ко всем старшим. При появлении старика, все присутствовавшие вставали, казаки, которые были в форме, прикладывали руку к головному убору, а те, которые были без формы, должны были встать, снять головной убор и поклониться. При старшем по возрасту, не разрешалось сидеть, курить или разговаривать (без его на то разрешения). В присутствии старшего не разрешалось непристойно ругаться. Нельзя было прекословить старшему. Молодежь должна была показывать свою выдержку в любом случае. Слова старшего являлись обязательными для младшего по возрасту казака.

Жизненный цикл казака сопровождался особенными обычаями и традициями. Часть из них сегодня утрачена, но основные: крестины, пострижение волос в первый год жизни ребенка сохранились и в наши дни. С возрождением казачества на Дону возрождаются забытые традиции, появляются новые. Спасибо за внимание.


Статьи по теме