Руководство Сюжетно Ролевыми играми

Руководство Сюжетно Ролевыми играми.rar
Закачек 795
Средняя скорость 7064 Kb/s

Руководство Сюжетно Ролевыми играми

Руководство сюжетно-ролевыми играми осуществля​ется в двух направлениях:

— формирование игры как деятельности;

— использование игры как средства вос​питания ребенка, становления детского

Формирование игры как деятельности

предполагает, что педагог влияет на рас​ширение тематики сюжетно-ролевых игр, углубление их содержания, способствует овладению детьми ролевым поведением.

Приемы руководства игрой с целью формирования ее как деятельности условно можно раз​делить на традиционные (разработаны Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой) и новые, исследованные в последние годы (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко).

В традиционном руководстве сюжетно-ролевыми играми основное внимание педагога сосредо​точено на обогащении содержания игр. С этой целью он создает у детей интерес к новым сюжетам. Такой интерес не возникает на пустом мес.те, он «вызревает» в ходе всей воспитательно-образовательной работы, если дошколь​ники получают яркие представления об окружающей жизни, которые вплетаются в их прошлый опыт, будора​жат воображение, вызывают эмоциональный отклик. Чем младше дети, тем важнее для них впечатления, получен​ные при непосредственном ознакомлении с тем или иным явлением. Так, для обогащения содержания игр малышей на транспортную тематику (в шофера, в машиниста) вос​питатель ведет детей на остановку городского транспор​та, специально просит шофера, который привозит про​дукты в дошкольное учреждение, побеседовать с детьми, показать кабину своей машины, разрешить посидеть там, подержавшись за руль. С детьми 4-6 лет можно рассмот​реть соответствующий иллюстративный материал, почи​тать им книги, провести беседу.

При ознакомлении с окружающим педагог заостряет внимание детей на тех моментах, которые можно отра​зить в игре в соответствии с их возрастом. Для малышей -это предметы и способы их использования взрослыми в процессе своей деятельности, для детей 4-6 лет — взаимо​отношения людей. Так, на остановке городского транс​порта малыши наблюдают, как подъезжает автобус, как открываются и закрываются двери, как много людей выходит и входит, какое большое окно в кабине шофера («чтобы все было видно»), что шофером бывают и муж​чины, и женщины. А внимание старших дошкольников целесообразно привлечь к деятельности шофера: он за​ботится о пассажирах, объявляет остановки, не отправ​ляет автобус, пока все не войдут в салон, продает проезд​ные талоны только на остановках, чтобы не отвлекаться во время движения и не подвергать пассажиров опаснос​ти, и т.д.

Естественно, что даже после очень ярких впечатле​ний, которые получили дети, не у всех возникает жела​ние передать их в игре. В играх находят выражение ин​тересы детей, а явления, с которыми их познакомили, могут не входить в сферу этих интересов. Но если кто-то развернет игру на новую тему (построили автобус из стульчиков, шофер занял свое мес.то, в салоне размести​лись пассажиры) или включит в знакомую игру новую сюжетную линию (семья решила поехать в гости на ав​тобусе), педагог должен поддержать инициативу детей, похвалить их. Затем он может стать пассажиром и от​правиться на автобусе на работу (в театр, музей), обра​щаться к шоферу за помощью и советом («Где можно купить проездные билеты? На каких местах должны си​деть пожилые люди, пассажиры с маленькими детьми? Не торопитесь с отправлением — еще не вышла пожилая женщина» и т.д.).

Для того чтобы переключить однообразные индиви​дуальные игры в шофера детей младшего дошкольного возраста в русло более сложной игры в автобус, педагог прибегнет к иным приемам: предложит построить такой «большой автобус, как мы видели на прогулке», станет сам водителем, напомнит, когда и как надо входить и выходить из автобуса, предложит купить проездные би​леты и т.п.

Иногда дети активно принимаются за игру, но ока ско​ро исчерпывает себя из-за бедности представлений, хотя событие, первоначально подтолкнувшее к ней, вызвало яркие переживания. Бывает и так: дети играют в одну и ту же игру постоянно, но «застряли» на ее содержании;

повторяют однообразные действия, ролевые диалоги, события и ситуации. В обоих случаях — это сигнал для педагога: надо пополнить знания детей, направить сю​жет по другому руслу. Подойдут традиционные приемы: чтение художественного произведения, рассказ, беседа.

Задача педагога — придать этим традиционным приемам нужное звучание. Например, не самому рассказать о дея​тельности врача, медсестры, почтальона, а попросить это сделать представителя профессии (врача дошкольного учреждения, маму или папу кого-то из детей, почтальо​на, доставляющего почту). Импульсом к обновлению со​держания игры могут служить рассказы педагога об иг​рах своего детства, играх других детей.

Иногда новая сюжетная линия игры возникает благо​даря дополнительному игровому материалу. Малышам его предлагает воспитатель. Дети 4-5 лет могут смасте​рить, построить что-либо сами по предложению взрос​лых или с их помощью (хорошо к этому привлекать чле​нов семей воспитанников дошкольного учреждения).

Порой новую сюжетную линию задает педагог, нео​жиданно включающийся в игру, которая уже «выдыха​ется». Вот дети старшей группы играют в семью. Мама готовит обед, дети играют, папа уходит на работу. И вдруг педагог, одев на голову платочек (шляпку), взяв с руки сумку, звонит в дверь: бабушка приехала! Свои​ми вопросами, репликами («Почему вы меня не встре​тили? Куда же делась телеграмма? Пришлось оставить вещи на вокзале, а там подарки, гостинцы») педагог придает новое игровое направление (встреча бабушки, угощение, расспросы, поездка на вокзал за вещами, посещение с бабушкой музея, театра, прогулки с нею по городу и т.п.).

Таким образом, в арсенале педагога много приемов, стимулирующих новую тематику игр, углубление их со​держания. Следует учитывать правило: по мере роста активности и самостоятельности детей целесообразно использовать преимущественно косвенные приемы воз​действия (напоминание о прошлых играх детей, о том, что они видели; наводящие вопросы, своевременное из​менение игровой среды, организация изобразительной, трудовой, конструктивной деятельности, которая может подтолкнуть к игре).

Чем младше дети, тем больше внимания уделяет педа​гог организации игры. Он помогает будущим участникам сговориться, во что они будут играть- Сговор на игру тре​бует согласования замыслов, определения игровой обста​новки (где играть, что использовать), распределения роли. В сговоре закладываются основы взаимодействия детей, формируются умения слушать друг друга, считаться с желаниями и интересами каждого. Педагог, работающий в младшей группе, стимулирует и направляет игровое об​щение детей. Предлагая малышу ту или иную игрушку, воспитатель спрашивает, с кем бы ему хотелось поиграть, располагает детей к общению. Этому способствует напо​минание, как хорошо они играли вместе утром, как им было интересно. Можно предложить объединиться двум играющим детям («Юля, ты такой вкусный обед пригото​вила! Пригласи Лизу с дочкой, угости их обедом»).

С целью обучения малышей сговору на игру педагог выступает в роли главного действующего лица. Надев белый нарядный фартук, кокошник на голову, воспита​тель обращается к детям: «Я работаю в кафе. Кто хочет со мной играть?» Желающим предлагает помочь ему в устройстве кафе: расставляет 2-3 стола, дети кладут сал​фетки, ставят вазочки с красивыми ветками. Затем вос​питатель беседует с детьми о предстоящей игре: кто бу​дет приходить в кафе, чем угощать посетителей, кто бу​дет подавать заказанное. Дети включаются в игру, по ходу ее уточняя содержание, ролевое поведение, созда​вая игровую обстановку. В следующий раз педагог под​сказывает, что в кафе бывает музыка, выступают артис​ты, т.е. обучает дальнейшему развитию сюжетных ли​ний, введению новых ролей. В такой игре может быть много параллельных ролей, играя которые дети будут заимствовать друг у друга средства игрового поведения (действия, речевые диалоги). Оставаясь на «руководя​щей роли», воспитатель ненавязчиво направляет игру, одобряет положительное взаимодействие детей, успеш​ное выполнение роли, предупреждает возникновение конфликтов.

Очень важно не оставлять без внимания желание де​тей организовать игру по собственной инициативе. Именно желание, потому что не подкрепленное умени​ем договариваться самостоятельно оно быстро исчеза​ет. Одобрив намерение малышей играть вместе, педагог может спросить, во что они собираются играть, какие роли предполагаются, что будет делать каждый персо​наж, помогает распределить роли, подобрать нужные атрибуты. Затем включается в игру во второстепенной роли. Например, в игре в больницу грустным голосом говорит, что у него заболела дочка и что хорошо бы врач принял их первыми. Далее он «задает тон игре»: пока​зывает, что делает пациент, демонстрирует образцы речевого взаимодействия врача с пациентом, медсестрой, культуру общения.

С целью закрепления у малышей радостных, приятных впечатлений о совместной игре педагог привлекает к ней внимание других воспитанников группы. Вечером в при​сутствии детей рассказывает родителям о «хорошей игре». Вспоминает о ней в последующие дни. Это нужно делать, поскольку детям свойственно подражать не только окру​жающим, но и себе. Всячески поддерживаемые педагогом воспоминания о «хорошей игре» станут образцом для такого подражания.

Детей среднего дошкольного возраста при сговоре на игру затрудняют главным образом распределение ролей и развитие новых сюжетных линий в знакомых играх. Задача педагога — учить детей при сговоре на игру вспо​минать что-то интересное из своей жизни, рассказывать товарищам, а затем — вносить в игру. Присутствуя при обсуждении детьми содержания предстоящей игры, вос​питатель репликой, советом, напоминанием актуализи​рует их личный опыт. Например, дети собираются играть в семью, а педагог, зная, что у Веры родилась сестренка, может стимулировать сюжетную линию «в семье появил​ся малыш». Или в теплое время года, когда большинство семей выезжает за город на выходные дни, педагог вов​лекает детей, сговаривающихся на игру в семью, в беседу о выездах на дачу, на пикник и т.п. Игра обогащается изображением семейного отдыха, работы в саду, на ого​роде. Появляются новые сюжетные линии, варианты их развития, и значит, возникает потребность вводить до​полнительные роли, а «постоянные» разыгрывать по-ино​му. В результате спокойнее проходит распределение ро​лей: появляется возможность участия в игре в новой роли, становится привлекательнее прежняя роль с обновленным содержанием, можно соглашаться на нежеланную роль, потому что в следующей игре тебе дадут другую.

В старшем дошкольном возрасте сговор на игру не вызывает особых трудностей, потому что дети объединя​ются в ней на основе общности интересов, личных сим​патий, следовательно, лучше понимают друг друга, бо​лее уступчивы по отношению к партнерам. Но здесь мо​жет проявляться иная тенденция: лидерство в игре часто захватывают дети-«звезды», имеющие в глазах сверстни​ков авторитет, высокий статус благодаря хорошим орга​низаторским умениям, широкому кругозору, общему развитию. Став лидером в игровой группе, такой ребенок по своему усмотрению направляет развитие сюжета, на​мечает ее конкретное содержание, распределяет роли, оценивает «правильность» их исполнения. В результате в старшей или подготовительной к школе группе может сложиться излишняя «поляризация» между партнерами по игре: одни — командуют и постоянно на главных ро​лях, другие — всегда подчиняются, соглашаются на лю​бые роли и не получают полного удовлетворения от игры. Следует не только избегать подобной «поляризации» во время игры и в процессе подготовки к ней, но и предуп​реждать ее в ходе всей воспитательной работы. Для это​го словом и делом подчеркивается самобытность, уни​кальность каждого ребенка и соблюдается правило:

«Кому много дано — с того много спрашивается». В под​готовительный период игры педагог тактично направляет взаимоотношения детей таким образом, чтобы каждый ребенок нашел «свою нишу», в которой полнее проявят​ся его способности: кто-то придумывает, как сделать игру, интереснее, какие новые роли можно ввести, другие со​средоточивают свое внимание на ее оснащении.

В условиях детского сада игра — одна из форм организации жизни детей, важное средство осуществления комплексного подхода к воспитанию ребенка, так как в игре прослеживается взаимосвязь разных видов детской деятельности, взаимно обуславливающих одна другую, — игра и труд, игра и занятие.

Игровое общение воспитателя с детьми позволяет ему направлять ход игры, руководить отношениями между ними. Совместная игровая деятельность способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми [3, с.68].

Задача педагога состоит в том, чтобы так организовать жизнь детей, применять такие воспитательные приемы, которые будут способствовать усложнению и обогащению «отобразительных» игр детей и своевременному формированию положительных качеств личности. В младшей группе проводятся бытовые игры («семья», «детский сад»), в средней появляются игры, отражающие профессиональный труд взрослых (шофера, машиниста, продавца, доктора, воспитателя, милиционера, музыкального воспитателя), а в старшей и подготовительной к школе группах преобладают игры, связанные с общественной тематикой («завод», «поездка в колхоз», «полет в космос», «школа», «библиотека», «путешествие» и т.д.).

Однако воспитатель всегда должен помнить, что «игра не изначально является средством воспитания, а становится им под влиянием целенаправленного руководства игрой воспитателем». Воспитатель обязан проникнуться сознанием глубокой ценности игровой деятельности и как средства воспитания и самовоспитания ребенка, и как средства его всестороннего изучения. При этом важно, чтобы педагогическая позиция взрослого оставалась незаметной, возможно более скрытой от воспитанника, чтобы, по образному высказыванию А.С. Макаренко, «инструмент прикосновения к личности» был настолько тонким, чтобы его воспитанник даже не ощущал, процесс воспитательного воздействия протекал непринужденно и свободно [3, с.72].

Педагогическое руководство играми детей требует глубокого знания основных возрастных и индивидуальных особенностей формирования личности ребенка. Моральные понятия и суждения в течение всего дошкольного детства отличаются аморфностью признаков, носят ситуативный характер. Положительный опыт нравственного поведения накапливается как опыт пережитых нравственных чувств: ответственности перед коллективом, удовлетворения, радости, если хорошо справился с ролью, отметили воспитатель, товарищи; острого недовольства собой, если оказался хуже других, и т.д.

Воспитатель должен стремиться к созданию в процессе игровой деятельности активной самостоятельной личностной позиции каждого ребенка, предупреждать пассивность, добиваться того, чтобы в процессе игры ребенок не пребывал в роли наблюдателя чужих действий и поступков или безучастного исполнителя распоряжений и поручений других детей. В играх, как ни в какой другой деятельности, с наибольшей полнотой раскрываются те черты личности ребенка, которые представляют для нас наибольшую ценность: степень инициативности или стереотипности, общительности или замкнутости, способности к координированию своих действий с действиями коллектива, сила индивидуалистических и коллективистских проявлений.

Руководство игровой деятельностью детей предполагает использование в педагогическом процессе ряда конкретных методов и приемов, с помощью которых воспитатель осуществляет руководящую роль в воспитании и развитии дошкольника в процессе игры. Развитие игровых интересов требует от педагога внимательного, чуткого отношения к играм детей, личной заинтересованности в них. Отдельные воспитатели детских садов руководят играми детей формально, не вникая в суть игрового замысла, удовлетворяясь тем, что все дети чем-то заняты, в группе спокойно, нет конфликтов; используют однообразные методы руководства играми, не стремятся выявить игровые интересы, учесть их в работе, поддерживать и развивать их у каждого ребенка.

Одной из причин недостаточного развития игры и игровых интересов являются также недостатки планирования учебно-воспитательной работы, в частности по руководству творческими играми. В связи с этим возникают опасения, что планирование фактически убивает творчество, так как игровая деятельность детей по плану сковывает их инициативу, творчество. Однако опыт работы передовых воспитателей убеждает, что для успешного развития игровой деятельности детей немаловажное значение имеет умение воспитателя планировать свое руководство творческими играми. Естественно, учитывая природу игры, ее активный, творческий характер, планированию подлежит деятельность педагога по развитию и руководству игрой, а не игровая деятельность детей.

Чтобы организовать деятельность воспитателя по руководству играми, целесообразно после изучения игровых интересов и уровня развития творческих игр в своей группе составить перспективный план развития игр в течение года, в котором наметить темы характерных игр, в каком объеме и как их развивать [7, с. 198].

Кроме того, воспитатель, конкретизируя перспективный план, составляет тематические планы учебно-воспитательной работы, обуславливающей развитие характерных игр в определенной возрастной группе.

Тематическое планирование используется наравне с традиционным. Оно может охватывать несколько занятий из одного раздела или смежных разделов программы в течение одной-четырех недель. Строго зафиксированного времени для определенной игровой темы не может быть. Если у детей по их инициативе возникла интересная и полезная в воспитательном отношении игра, то воспитатель может и подождать с предложением намеченной игровой темы.

Тематическим планом охватываются только те разделы программы, которые способствуют обогащению содержания сюжетно-ролевых и строительных игр (ознакомление с окружающим, детская литература, некоторые занятия по конструированию, отдельные музыкальные и подвижные игры). Работа по остальным разделам ведется традиционно. Такое планирование обеспечивает концентрированную подачу материала в течение небольшого отрезка времени с целью поддержания и развития интереса к той или иной игре, бытующей в группе.

В соответствии с ведущим игровым интересом тематическое планирование должно включать конкретные наблюдения за предметами и явлениями окружающей жизни, экскурсии в природу, подбор соответствующей художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций; тематику конструирования, лепки, аппликации и рисования; игрушки и атрибуты для развития игры (отметить, какие из них необходимо приобрести в магазине, какие изготовить заранее с помощью родителей, какие — совместно с детьми в процессе игры) [7, с. 199].

Руководство игровыми действиями производится непосредственно воспитателем в период игры в определенной мере интуитивно. Воспитатель опирается на знание индивидуальных и возрастных особенностей детей, конкретную ситуацию, опыт, такт и педагогическое мастерство.

Прежде всего, руководство играми состоит в целенаправленном воздействии на решающие моменты в развитии игр: выбор темы игры, развитие замысла, обогащение содержания [6, с.44].

Педагог может предложить тему игры, но нельзя ее навязывать. Игрой следует увлечь, вызвать у ребенка положительное отношение к игровой деятельности. Воспитатель должен отвлечь детей от нежелательных игр, убедив детей в их отрицательном значении.

Руководство развитием игры требует, чтобы воспитатель помог детям обогатить игру высоконравственным содержанием, максимально насытить ее соответствующими действиями, при распределении ролей по возможности всех удовлетворить и вместе с тем поставить каждого ребенка в позицию, наиболее благоприятную для формирования его личности.

Чтобы закрепить воспитательное воздействие игры, необходимо во время игры привлекать внимание детей не только к воображаемому смыслу игровых ролевых действий, но и к реальным усилиям, проявленным в игре. Благодаря этому дети уже в ходе игры почувствуют радость победы и удовлетворение от реальной ценности свершенных в игре действий. Повторение привычной игровой формы поведения в других видах деятельности постепенно способствует формированию нравственной стороны личности, так как, побуждая человека поступать определенным образом, мировоззрение, мораль как бы оседают и закрепляются в его характере в виде привычек — привычных способов нравственного поведения, превращаясь в привычку, они становятся «второй натурой» человека.

Оказание разносторонней помощи в процессе развития игры предполагает, что воспитатель не только держит в поле зрения всех участников игры и как бы дирижирует ими, но и лично участвует в игре.

Мера игры взрослого, ее формы, отношения воспитателя с играющими зависят от уровня самоорганизации детей. Дети очень ценят участие в игре своих наставников. С младшими детьми воспитатель чаще всего играет вместе, постепенно к старшему дошкольному возрасту развивает самостоятельность, использует другие формы влияния на ход игры детей.

Воспитатель может использовать различные приемы, способствующие развитию игрового творчества детей: совет, реплика, направленная на развитие детской фантазии, указания, вопрос, оценка отдельных персонажей и исполнителей.

Участвуя в игре, педагог разрешает различные конфликтные ситуации, а также разбирает различные случаи, возникшие в процессе игры и требующие внимания.

Ряд исследователей проблем детской игры придерживаются мнения, что педагогическая ценность игры в значительной мере зависит от обеспечения возможности «доиграть», то есть не прерывать игру до тех пор, пока задача не будет разрешена (корабль «приплыл» в порт, космонавты «приземлились» и т.д.). В противном случае у детей остается чувство неудовлетворенности, неразрешимого напряжения, которое может препятствовать формированию ценных нравственных мотивов и свести на нет все положительные воздействия игры на личность [5, с.39].

Иногда использование воспитателем дополнительных элементов игры — введение значков, условного пароля, символических названий — вводит детей в воображаемую ситуацию, поддерживает у них стремление соответственно действовать, вносит радостный, эмоциональный тон и способствует развитию сюжета игры.

Таким образом, возникновение и развитие содержания творческих игр находится в прямой зависимости от усвоения детьми конкретных знаний о явлениях окружающей общественной жизни и труде взрослых, формирования у них положительного эмоционального отношения к созидательной деятельности советских людей и от уровня сформированности отношений между детьми.

Уровень развития игровой деятельности детей дошкольного возраста определяется структурой педагогического процесса в детском саду в целом, наличием взаимосвязей между отдельными видами деятельности: обучением, игрой и трудом. Такой комплексный подход к организации учебно-воспитательной работы в детском саду создает условия для широкого использования творческой сюжетно-ролевой игры как важнейшего средства воспитания дошкольников.

Ольга Палей
Руководство сюжетно ролевой игрой у детей дошкольного возраста

Игра для ребенка — это не просто забава, это вид деятельности, в процессе которой строится его личность. Когда дети играют в игру, в ней отражается окружающая жизнь. Таким образом, игра развивает творческое отношение ребенка к жизни, дает ему новые знания и опыт. В игре ребенок познает мир, дает выход своим эмоциям и энергии, открывает для себя что-то новое, учится общаться с другими людьми.

В игре ребенок учится распоряжаться собственными силами, рассуждать и думать над своими поступками, преодолевать первые трудности и чувствовать свою ответственность. В игре ребенок проявляет черты своего характера. Игра — это первая школа малыша. Ребенок выбирает роли для себя в игре.

Руководя игрой, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, использует ее в целях умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия. Иногда знания и представления о труде людей, о конкретных действиях, взаимоотношениях оказываются недостаточными, и возникает необходимость в их пополнении. Потребность в новых знаниях выражается в вопросах детей. Воспитатель отвечает на них, прислушивается к разговорам во время игры, помогает играющим установить взаимопонимание, договоренность.

Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями. Содержание игр определяется только окружающей жизнью. Игра затрагивает все стороны личности ребенка, в ней живо работает мысль, она богата эмоциями, требует активной деятельности, волевых усилий.

Руководство сюжетно- ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях:

1. Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение опыта детей).

Приемы косвенного воздействия:

• чтение художественной литературы;

• просмотр кино -, видеофильмов;

• занятия (особенно речевые)

• ознакомление с атрибутами, предметами-заменителями и способами их использования;

• организация игрового пространства (подбор, изготовление своими руками)

• игры (конструктивные, дидактические, подвижные);

• мнимые «телефонные разговоры»;

• придумывание историй для планирования игры, например, «Придумаем историю о больной девочке и то, как помог ей необычный чай».

• домашние задания, которые приучили ребенка к самостоятельному поиску информации, например: «Как мама убирает, что делает сначала, что потом».

2. Прямое руководство (с вмешательством в игру).

Прямые педагогические приемы:

ролевое участие в игре

• участие в сговоре детей

• показ образца игрового действия

• предложение готового сюжета игры

• предложение готовой темы игры

• совет по ходу игры

• беседа о содержании предстоящей игры

• о распределении в ней ролей

• помощь в распределении ролей

• подборе игрушек, атрибутов

• обучение ролевому поведению.

По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи.

Воспитатель — носитель игровых действий (младший дошкольный возраст) предполагает активное участие воспитателя в игре, способствует устойчивости игрового замысла.

Задача — научить играть (воспитатель исполнитель главной роли)

• показ игровых действий;

• описание сюжета или персонажа (например, больной куклы);

• рассуждения воспитателя (например, о причинах болезни куклы);

• упражнения ребенка в игровых действиях;

• упражнения в игровых действиях в новых ситуациях («Скорая помощь везет в больницу», «Больного несут на носилках»);

• обращение персонажа к детям; • вопросы к ребенку, к персонажу;

• проблемные игровые ситуации («У Мишки температура», «Зайчик сломал ножку»). В младших группах преимущественно через индивидуальные формы работы.

На первом этапе (1,5-3 года) педагог делает акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создаёт ситуации, которые стимулируют ребёнка к осуществлению действий с предметом.

Воспитатель — партнер и помощник в игре (средняя группа)

Задача — обогащение содержания игр, формирование умения организовывать совместные игры: вместе составлять сюжет, комбинировать события в определенной последовательности и согласовывать их с партнером:

• непосредственное участие в игре (преимущественно второстепенные роли);

• предложение темы игры;

• совет в игровой форме;

• беседа с детьми перед началом игры (помощь начать игру);

• беседа о распределении вещей;

беседа о чем должно состояться (помощь в планировании игры);

• напоминание о том, что наблюдали;

• подсказка ходу игры (игровые действия); • сообщение любого нового факта во время игры.

На втором этапе (3 года — 5 лет) воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развёртывать ролевое взаимодействие, переходить от од- ной роли к другой.

Воспитатель-наблюдатель при необходимости (старшая и подготовительная группа) руководство и помощник.

Задача — формирование умений вместе строить сюжет, понимание партнера по игре, согласовывать свои действия с ними:

• совет (например, напомнить, что главную роль можно выполнять поочередно); • уместен вопрос перед началом игры;

• помощь в объединении нескольких сюжетов в одну развернутую игру (подсказкой, намеком, советом, вопросом, предложением, отнюдь не навязчиво) • прямое вмешательство в игру, если она приобрела отрицательного направления (воспитатель в игровой форме подталкивает способы выхода в сложившейся ситуации). Развитие сюжетно- ролевой игры на протяжении дошкольного периода проходит по этапам.

На третьем этапе (5 — 7 лет) воспитатель совместно с детьми может развернуть своеобразную игру-придумывание, протекающую в речевом плане, а дети продолжают придумывать разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. Особенность процесса формирования игровых умений заключается в том, что взрослый выступает в роли равного партнёра, занимает позицию ребёнка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры.

Педагогу также следует помнить, что во время игры, принимая в ней непосредственное участие или управляя косвенно, обращаться к детям надо так, как этого требует роль: «Товарищ капитан, разрешите матросам увольнение на берег», «Анна Ивановна, ваши ученики должны идти в столовую». Принимая непосредственное участие в игре и выполняя при этом одну из ролей, педагог сам показывает образцы внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи, вежливости, культуры поведения.

«Цирк». Комплексное руководство сюжетно-ролевой игры в средней группе Цель: Создать основу для развития и обогащения содержания игры Чтение рассказов и стихов Елена Инкона Цирк в стихах для детей: Антракт,.

Особенности руководства сюжетно-ролевой игрой На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается.

Конспект по руководству сюжетно — ролевой игрой «Магазин» Цель: Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр. В совместных с воспитателем играх, содержащих 2-3 роли совершенствовать умение.

Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрой «Поездка на самолете» в старшей группе 1. Задачи: 1. Расширять представления об окружающем: а) знакомить детей с работой аэропорта; б) закреплять знания детей о воздушном транспорте;.

Конспект руководства сюжетно-ролевой игрой «Почта» в старшей группе детского сада Конспект руководства сюжетно-ролевой игры «Почта» в старшей группе детского сада 1. Задачи: — Познакомить воспитанников с организацией «Почта»,.

Особенности организации сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста Не секрет что всю жизнь нас окружают сказки. Сказки бывают разные — волшебные, бытовые, а встречаются короткие, но очень мудрые и поучительные.

Конспект руководства сюжетно-ролевой игрой по ПДД для детей среднего дошкольного возраста «Водители и пешеходы» Конспект-руководство сюжетно — ролевой игрой по ПДД для детей среднего возраста на тему: «Водители и пешеходы» Выполнила: воспитатель МДОУ.

Проект организации сюжетно-ролевой игрой в подготовительной группе «Космическое путешествие» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №96 второй категории» Проект организации сюжетно- ролевой игрой В подготовительной группе «Космическое.

Руководство сюжетно-ролевой игрой в ДОУ Методические приёмы организации сюжетно –ролевых игр в образовательном пространстве ДОУ. Есть не в пример наукам хитрым Совсем нехитрая.

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста На протяжении всего дошкольного возраста, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается.


Статьи по теме