
Закачек 3063
Средняя скорость 2775 Kb/s

Определение соответствия или несоответствия элементов СУБ требованиям МКУБ требует выработки критериев оценки.
Критерии оценки в форме предписанных требований могут вылиться в то, что управление безопасностью в судоходстве сведется к использованию одними компаниями решений, выработанных другими компаниями. Рекомендуется, чтобы оценки основывались на определении эффективности СУБ по выполнению специфичных целей, а не на соответствии подобным требованиям, дополнительным к содержащимся в МКУБ.
Общая политика компании в основном состоит из:
— политики по обеспечению безопасного судовождения (Safe Navigation Policy);
— политики по предупреждению загрязнения (Pollution Prevention Policy);
— политики по обеспечению должного технического состояния судна (Technical Management Policy);
— политики по обеспечению безопасной перевозки грузов (Safe Cargo Operations Policy);
— политики по обеспечению личной безопасности (Personal Safety Policy);
— политики в области наркотиков и алкоголя (Drug and Alcohol Policy);
— кадровой политики (Personnel Policy);
— структурно-управленческой политики (Managerial Policies).
На компании лежат обязанности:
1) Укомплектования каждого экипажа в надлежащем количестве и должной квалификации;
2) Проверки: медицинской комиссии, рабочих дипломов, сертификатов и квалификационных свидетельств капитанов, командного состава и лиц судовой команды, чтобы они соответствовали требованиям международных конвенций;
3) Проверки технического состояния судов, чтобы оно соответствовало положениям международных и национальных документов;
4) Проверки наличия на каждом судне текстов международных конвенций, резолюций ИМО, национальных законов, правил, инструкций, руководств, регулирующих вопросы мореплавания;
5) Обеспечения необходимыми картами, лоциями и всеми другими навигационными пособиями. Ответственность, полномочия и взаимодействия всего персонала судов и береговых подразделений должны быть четко определены и доведены до каждого.
На каждого берегового и судового специалиста должна быть заведена персональная кадровая карточка, отражающая общее и специальное образование, имеющиеся дипломы и свидетельства, занимаемые должности, поощрения и взыскания,оценки аттестационных комиссий и проверяющих лиц.
МКУБ предусматривает создание и функционирование систем управления безопасностью (СУБ) двух уровней: СУБ компании (высший уровень) и судовая СУБ.
Каждая из систем представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов, согласованное функционирование которых должно обеспечивать достижение целей, связанных с управлением безопасностью: обеспечивать безопасную практику эксплуатации судов и безопасные для человека условия труда; обеспечивать защиту от всех выявленных опасностей для мореплавания; постоянно улучшать навыки берегового и судового персонала, относящиеся к управлению безопасностью, включая готовность к аварийным ситуациям, связанным как с безопасностью, так и защитой окружающей среды.
СУБ компании включает следующие функциональные требования:
1) политику в области безопасности и защиты окружающей среды, которая должна предусматривать пути достижения целей СУБ;
2) инструкции и процедуры для обеспечения безопасной эксплуатации судов и защиты окружающей среды согласно международному праву и законодательству государства флага;
3) установленный объем полномочий и линии связи между персоналом на берегу и на судне, а также внутренней связи;
4) порядок передачи сообщений об авариях и случаях несоблюдения Кодекса МКУБ;
5) порядок подготовки к аварийным ситуациям и действий по их устранению;
6) порядок проведения внутренних проверок и обзора управления.
Систематические проверки призваны способствовать компаниям в достижении этих целей.
Системы управления безопасностью должны исключить неопределенность в функциональных обязанностях, каналах и способах получения информации, что особенно важно в экстремальных ситуациях.
Компания должна определить ответственность, полномочия и взаимоотношения всего персонала, осуществляющего управление безопасностью и предотвращением загрязнения, непосредственную работу по их обеспечению и ее проверку, и оформить это в виде документов.
Документация СУБ оформляется в том виде, который компания считает наиболее эффективным; в Кодексе указано, что документы, используемые для описания и выполнения СУБ, могут называться «Руководство по управлению безопасностью».
Каждое Руководство должно содержать ясные инструкции по эффективному управлению объектом по следующим этапам операций:
Международная морская организация (IMO) 04 ноября 1993 года приняла Резолюцию А.741(18) «Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ)» с включением в международный кодекс СОЛАС – 74 главы IX «Управление безопасной эксплуатацией судов».
По данным ИМО, около 80% всех аварийных случаев с судами мирового флота связаны с «человеческим фактором», т. е. с ошибками, нарушениями норм и правил со стороны лиц судового экипажа.
Кодекс учреждает свод международных стандартов (правил и норм), целью которых является обеспечение безопасности на море, предотвращение несчастных случаев, избежание причинения ущерба окружающей среде и имуществу.
В соответствии с Кодексом каждая судоходная компания должна разработать и ввести в действие систему управления безопасностью (СУБ).
Система управления безопасностью — это структурированная и документированная система, позволяющая персоналу компании и ее судов эффективно проводить политику в области безопасности мореплавания и защиты окружающей среды через:
ПРОЦЕДУРЫ кто и что делает;
ИНСТРУКЦИИ что и как делать;
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ кто это делает;
ПОЛНОМОЧИЯ кто регулирует.
Задача СУБ – так построить процедуры управления, чтобы максимально снизить вероятность появления ошибок, устранить влияние «человеческого фактора».
Основным нормативно-правовым документом СУБ компании является Руководство по управлению безопасностью (Safety Management Manual), которое описывает:
цели, принципы, механизмы действия и структуру системы;
назначение, задачи и взаимодействие структурных подразделений;
обязанности, полномочия и ответственность персонала;
состав документов, регламентирующих деятельность системы, их исполнение и ведение.
Отсутствие сертификации по СУБ автоматически переводит судоходную компанию в разряд аутсайдеров. Она выпадает из международного судоходства,так как не подтвердила качество своих услуг и соответствие стандартам безопасности.
Администрация — означает правительство страны, под флагом которого судно имеет право плавания.
Признанная организация — организация, которой Администрация делегировала свои функции в СУБ (в России – Регистр судоходства).
Заявитель — компания, судно или организация, обратившаяся с заявкой на получение Документа о соответствии СУБ.
Компания — означает владельца судна или любую другую организацию или лицо, которые приняли на себя ответственность за эксплуатацию судна от судовладельца и которые при этом согласились принять на себя все обязанности и всю ответственность, возложенные Кодексом.
Освидетельствование — проверка для определения, соответствуют ли деятельность компании или судна требованиям МКУБ.
Документ о соответствии (Document of Compliance) — свидетельство, выдаваемое Администрацией или организацией, действующей по поручению Администрации, компании в удостоверение того, что она отвечает требованиям МКУБ.
Свидетельство об управлении безопасностью (Safety Management Сertificate) — свидетельство, выдаваемое Администрацией или организацией, действующей по поручению Администрации, судну в подтверждение того, что компания и управление на ее судне действуют в соответствии с требованиями МКУБ.
Наставление по управлению безопасностью (Safety Management Manual) — документ компании, содержащий описание и задействование СУБ компании и ее судов.
Аудиторская проверка СУБ — означает систематическое и независимое обследование, позволяющее определить, отвечает ли деятельность СУБ и ее результаты запланированным мерам,внедрены ли эти меры эффективно и являются ли они подходящими для достижения целей.
Наблюдение — означает зарегистрированный факт, выявленный в ходе аудиторской проверки СУБ и подкрепленный объективным доказательством.
Несоответствие — невыполнение требований, определенных СУБ, которые не требуют немедленного вмешательства.
Существенное несоответствие — существенное отклонение от требований СУБ, влекущее серьезную угрозу персоналу или безопасности судна или серьезный риск для окружающей среды и требующее немедленного устранения.
Процедура — документально оформленный письменный документ,который описывает специфическую работу и определяет ответственность и методы ожидаемого результата.
Рабочая инструкция — инструкция на рабочем месте, которая объясняет выполнение необходимых действий (как управлять оборудованием, механизмом).
Анализ аварийности мирового судоходства показывает, что почти 80% аварийных случаев связаны с «человеческим фактором», т. е. с ошибками, нарушениями норм и правил со стороны лиц судового экипажа. Международная морская организация (IMO) 04 ноября 1993 года приняла Резолюцию А.741(18) «Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ)» с включением в международный кодекс СОЛАС – 74 главы IX «Управление безопасной эксплуатацией судов». Кодекс учреждает свод международных стандартов (правил и норм), целью которых является обеспечение безопасности на море, предотвращение несчастных случаев, избежание причинения ущерба окружающей среде и имуществу. В соответствии с Кодексом каждая судоходная компания должна разработать и ввести в действие систему управления безопасностью (СУБ). Задача СУБ – так построить процедуры управления судном, чтобы максимально снизить вероятность появления ошибок, устранить влияние «человеческого фактора». Система управления безопасностью — это структурированная и документированная система, позволяющая персоналу компании и членам экипажей судов эффективно проводить политику в области безопасности мореплавания и защиты окружающей среды через:
– ПРОЦЕДУРЫ кто и что делает;
– ИНСТРУКЦИИ что и как делать;
– ОТВЕТСТВЕННОСТЬ кто это делает;
– ПОЛНОМОЧИЯ кто регулирует.
СУБ компании определяется ее политикой. Политика компании – это документ, определяющий цели и задачи компании, а также методы и средства достижения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды:
– БЕЗОПАСНОСТЬ
– КАЧЕСТВО
– ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИ
Политику компании должны знать и разделять все должностные лица компании, причастные к управлению безопасностью, капитаны и экипажи судов.
Основным документом СУБ компании является Руководство по управлению безопасностью (Safety Management Manual), которое описывает:
– цели, принципы, механизмы действия и структуру системы;
– назначение, задачи и взаимодействие структурных подразделений;
– обязанности, полномочия и ответственность персонала;
состав документов, регламентирующих деятельность системы, их исполнение и ведение.
Ответственность, полномочия и взаимодействия всего персонала судов и береговых подразделений должны быть четко определены и доведены до каждого.
По каждому направлению политики компании создаются конкретные Руководства, которые впоследствии корректируются в процессе анализа, оценки, пересмотра Политики. Каждое Руководство должно содержать ясные инструкции.
Для критических и аварийных операций должны быть разработаны специальные процедуры, инструкции, требования к персоналу, планы оперативных мер.
Документальное обеспечение готовности судового экипажа к аварийным ситуациям указывается в:
– Руководстве по действиям в аварийных ситуациях на судне (Emergency Procedures Manual);
– расписании по тревогам;
– судовой аварийной папке;
– судовом плане оперативных чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением моря (Shipboard Oil Pollution Emergency Plan – SOPEP);
– аварийных контрольных листах рекомендуемых действий (Emergency Check Lists).
Система планов действий в чрезвычайных ситуациях должна содержать указания для судового персонала в случаях: судно на ходу; ошвартовано к причалу;
стоит на якоре; ведение грузовых операций.