Речевая Готовность к Школе Презентация

Речевая Готовность к Школе Презентация.rar
Закачек 2962
Средняя скорость 3503 Kb/s

Речевая Готовность к Школе Презентация

Важное место при подготовке ребенка к школе принадлежит развитию речи. Сделать речь ребенка правильной и красивой – задача важная и непростая. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека – это визитная карточка. Речь ребенка отражает социальную среду, в которой он растет.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ Подготовила: учитель – логопед: Кордюкова Любовь Владимировна, учитель — логопед МАОУ СОШ № 2, Г. Покачи

« Речь – это орудие, с помощью которого человек мыслит и выражает свои мысли.» С.Л. Рубинштейн

Для нормального становления речевой деятельности необходимы условия: определенная степень зрелости различных структур головного мозга; координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции; развитие слуха, зрения, дыхательных навыков, эмоций; формирование потребностей в общении.

Что такое речевая готовность ребёнка к школе? Речевая готовность — один из критериев оценки общего развития ребенка, его утверждения как личности, умения себя позиционировать в обществе. Существуют критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.

Сформированность звуковой стороны речи. В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.)

Сформированность фонематических процессов и навыки анализа и синтеза звукослогового состава слова. различать звуки на слух и в произношении ; слышать и выделять первый и последний звук в слове; определять позицию звука в слове (начало, середина, конец); определять количество и последовательность звуков в слове; называть слова с заданным звуком; определять количество слогов в слове, отбирать картинки с заданным количеством слогов; слитно произносить слово, произнесенное с паузами после каждого звука; уметь составлять слова из звуков и т .д.

Словарный запас В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия). Подбирать синонимы, антонимы, омонимы. Понимать переносное значение слов(пословицы, фразеологические обороты). Подбирать обобщающие понятия для группы предметов. Знать детёнышей животных и т.д. Владеть навыками словообразования образовывать прилагательные от существительных.

Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью; умение пользоваться различными способами словоизменения и словообразования; умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе; согласовывать имена существительные с именами прилагательными; правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные; умение употреблять простые и сложные предлоги и т.д. умение работать с предложением; правильно строить простые предложения; видеть связь слов в предложениях; распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением.

Связная речь К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки из 8 – 10 предложений, сохраняя последовательность и смысл; составлять рассказ по сюжетной картинке; составлять рассказ по серии из 3 – 6 сюжетных картинок; отвечать на вопросы по тексту. При пересказе (рассказе) обращается внимание на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ); на лексику (полнота и точность использования слов); на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).; на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль)

Статистика речевых нарушений у первоклассников в 2014 году

Факторы риска неуспеваемости в школе: неспособность понять инструкцию; не умение организовать свою работу; низкий уровень развития памяти; бедный запас слов; неумение грамотно строить предложение; нарушение звукопроизношения; низкий уровень координации движений пальцев; не умение различать фигуры.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе? Создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей; проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи; не ругать ребенка за неправильную речь; ненавязчиво исправлять неправильное произношение; не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов; осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами; больше общаться с ребёнком, чаще читать .

Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми. Устранив все недочеты в дошкольном возрасте, в школе ждет вас успех!

Уважаемые родители! Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научиться говорить». Необходимо обратиться к учителю — логопеду.

«Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться». Л.А. Венгер.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Речевая готовность ребенка к школе учитель – логопед ВОЛОШИНА Любовь Николаевна

Обучение в школе предъявляет ребенку новые требования к его вниманию, памяти и речи. Предлагаю к рассмотрению именно речевую готовность ребенка к обучению в школе.

Что такое речевая готовность к школе? Особые критерии готовности к школьному обучению определяются качеством усвоения ребенком родного языка как средства общения. А именно отмечается: Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным и четким звукопроизношением всех фонетических групп (свистящие: с, сь, з, зь; шипящие: ш, ж, щ; сонорные: р, рь, л, ль; аффрикаты: ц, ч) Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка (дом – том, мишка – миска)

Что такое речевая готовность к школе? Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных (дом-домашний) Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением (правильно согласовывать между собой все части речи, употреблять простые и сложные предлоги); Умение вступать в контакт со сверстниками и взрослыми: внимательно слушать собеседника, поддерживать разговор, слушать в группе, не выкрикивая с места, грамотно отвечать на вопросы.

Значение речевой готовности Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программы общеобразовательной школы. Нарушения устной речи становится причиной возникновения нарушений письменной речи: дисграфии(нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Как помочь своему ребенку предотвратить трудности в школьном обучении? принимать активное участие в устранении речевых дефектов вашего ребенка Основная задача родителей : вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка; Обратиться за помощью к учителю-логопеду и выполнять его рекомендации; создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития;

Как помочь своему ребенку предотвратить трудности в школьном обучении? не ругать ребенка за неправильную речь, а помочь ему начать говорить правильно системно, но ненавязчиво исправлять неправильное произношение; (можно договориться с ребёнком) не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов; проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи; осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Как помочь своему ребенку предотвратить трудности в школьном обучении? Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей: Совместно читать интересные книги, детские журналы; — Проводить досуг в семейном кругу, затем обсуждать с детьми, что видели, что делали. — Формировать в семье стремление к познанию нового, поощрять и удовлетворять это стремление.

Как помочь своему ребенку предотвратить трудности в школьном обучении? Развивать мелкую и общую моторику: Лепка из пластилина, соленого теста; Нанизывание бусин, пуговиц; Шнуровки; Конструирование из различных материалов; Домашние дела (мытье посуды, уборка своих игрушек и т.д.) — Рисование, раскрашивание.

Запомните! Успех Вашего ребенка зависит от Вас! ГОТОВЬТЕ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ НАСТОЙЧИВО, УМНО, СОБЛЮДАЯ МЕРУ И ТАКТ. ТОГДА УЧЕНИЕ НЕ БУДЕТ МУЧЕНИЕМ НИ ДЛЯ ВАС, НИ ДЛЯ РЕБЕНКА!

НАШ ДЕВИЗ: « ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ – НАДО ПОТРУДИТЬСЯ!»

Педагогический коллектив детского сада желает Вам успехов в развитии и воспитании ваших детей. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 1 Речевая готовность к школе

Слайд 2 Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компоненты речевой системы к моменту поступления ребёнка в первый класс.

Слайд 3 Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:
• Правильное произношение всех звуков
• Умение различать звуки речи на слух
• Владение навыками звукового анализа и синтеза
• Словарный запас
• Сформированность грамматического строя речи
• Связную речь
• Речевую коммуникацию
• Мелкую моторику рук и психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие)

Слайд 4 Звукопроизношение и фонематический слух:
В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

Слайд 5 Владение навыками звукового анализа и синтеза:
• умение выделять звук на фоне слова;
• слышать и выделять первый и последний звук в слове;
• определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
• определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
• называть слова с заданным звуком;
• уметь составлять слова из звуков;
• дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
Без специального обучения ребёнок этими навыками овладеть не может. Обучение звуковому анализу и синтезу проходит на логопедических занятиях и занятиях по обучению грамоте. Формирование фонематического анализа проходит в 3 этапа: 1 с опорой на вспомогательные средства (картинки, схемы, фишки), 2 – в речевом плане (дети называют слово, определяют количество и последовательность звуков без опоры), 3 – в умственном плане (дети определяют место звуков, их количество, последовательность, не называя слова).

Слайд 6 Слоговая структура слова
Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.

Слайд 7 Словарный запас
К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов)
В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов, знать многозначные слова.

Слайды 8 — 14 Картинки с изображением обобщающих понятий, синонимов, антонимов, многозначных слов.

Слайд 15 Сформированность грамматического строя речи:
Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).

Слайд 16 Связная речь
К 7 годам ребёнок должен уметь
• пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки
• составлять рассказ по картинке
• составлять рассказ по серии картин
• отвечать на вопросы по тексту
При пересказе (рассказе) обращается внимание
— на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль),
— на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ),
— на лексику (полнота и точность использования слов),
— на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).

Слайд 17 Речевая коммуникация
— Ребёнок должен быть достаточно активен в общении,
— уметь слушать и понимать речь,
— строить общение с учетом ситуации,
— легко входить в контакт с детьми и взрослыми,
— ясно и последовательно выражать свои мысли,
— пользоваться формами речевого этикета.

Слайд 18 Мелкая моторика рук
Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, ниткография, использование шариков су-джок и иппликатора Кузнецова, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т.д.).

Слайд 19 Психические процессы
Все психические процессы тесно взаимосвязаны. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к нарушению умственного развития ребёнка в целом.

Слайды 20 — 21
Картинки для развития памяти, восприятия, мышления, внимания.

Слайд 22 Уважаемые родители!
Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научиться говорить». Необходимо обратиться к логопеду


Статьи по теме