Рецензия на Учебное пособие по Психологии образец

Рецензия на Учебное пособие по Психологии образец.rar
Закачек 1173
Средняя скорость 6825 Kb/s

Рецензия на Учебное пособие по Психологии образец

Страницы работы

Содержание работы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Институт естественных и гуманитарных наук

Сибирский федеральный университет

Рецензия на учебное пособие по психологии для средней школы

Выполнила: Комелькова А.В.

Проверила: Кухаренко Ирина Анатольевна

1. Психология: Учебное пособие. /Немов Р.С.; — М.: Просвящение,1995- 239с..

2. Пособие предназначено для учащихся 10-11 классов(15-18 лет)

3. Во вступлении автор заявляет, что этот курс предназначен для ознакомления с научной психологией, дать общее представление, рассмотреть вопросы, которые данная наука освещает, а так же помочь ученику познать себя, человеческие отношения, овладеть элементарными приемами психологической саморегуляции и психологической помощи, подготовить к семейной жизни.

4. В учебнике после каждой главы даны контрольные вопросы. Наверняка подразумевается, что после прочтения глав, которые учитель предоставляет ученикам в виде домашнего задания, идет их обсуждение на уроке. Так же учитель по психологии может привлечь дополнительный материал для обсуждения ,делиться своим профессиональным опытом. В конце учебника, после некоторых глав наряду с контрольными вопросами предоставляются практические задания, которые способствуют лучшему пониманию и усвоению материала. Автор умело объясняет неизвестные термины, так же в конце учебника имеется словарь психологических терминов, многие феномены рассматриваются на примерах, доступных пониманию подростка. Содержание учебника включает ознакомление с различными направлениями психологии- социальная психология, семейная психология и т.д., вводит в историю развития психологии, знакомит с истоками, рассматривает основные психические процессы и явления, понятия, а также осведомляет различные подходы к терапии.

5. Учебник предоставляется как начальное базовое знание и не подразумевает наличие имеющихся знаний, так как обучение начинается с самых азов науки. Курс будет увлекателен тем самым ученикам, которые самостоятельно не изучали психологию и ни разу с ней не сталкивались в виде учебного курса, и имеющие распространенные вопросы по поводу как выстраивать отношения с другими людьми, как воздействовать на них, как научиться регулировать свою эмоционально-волевую сферу, и т.д. ,которые как раз актуальны для данного возраста. Так же он будет интересен для тех ребят, которые любят расширять научную эрудицию, пополнять вокабуляр специальной научной терминологией, которая используется не только в психологии ,но и в разных других смежных гуманитарных науках. Возможно тем, кто до этого изучал подобный курс, будет скучновато, но определенные моменты останутся занимательными, так как в разных учебниках разные авторы по своему преподносят материал, что включают, что то считают лишним, возможно в этом учебнике такой ученик обнаружит что-то новое для себя.

6. Для себя я отметила, что одним из достоинств учебника является то, что автор дает материал последовательно, связанно. Видна логика курса, материал каким бы сжатым не был, но понятно, доступным, чистым языком (не замудреным, не сверхнаучным) дает представления о многих открытиях и достижениях в психологии из различных направлений. Так же на мой взгляд ,автор не «переборщил» с фамилиями выдающихся людей данной науки, не засоряя умы старшеклассников, оставив самые важные, известные, без которых не обойтись .И как уже повторялось, автор использует понятный язык, объясняя термины и не вводя лишних, а также понимание облегчает наглядность.

Клюева Н.В. (Ярославль)

Клюева Надежда Владимировна

– доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой консультационной психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова (Ярославль).

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Вышло в свет интересное, содержательное, очень нужное клиническим психологам, психологам-консультантам, психотерапевтам и психиатрам учебное пособие «Оказание психологической и психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях», г. Бишкек, Издательство «Папирус-Print» 2013 г.

Я назову книгу событийно насыщенной — так много в ней случаев из практики авторов, осмысления ситуаций, которые они наблюдали и участниками которых были.

С И.В. Добряковым мы знакомы лично, он провел в июне 2013 года семинар в Ярославле по кризисной психологии, участниками которого стали члены Региональной Ассоциации психологов консультантов. Интеграция глубоких знаний по теме, умение донести до участников тонкости работы мастера, личная вовлеченность и деликатность и огромный опыт И.В. Добрякова позволил нам по-новому взглянуть на свою профессиональную деятельность. С огромным уважением психологическое сообщество относится к разработкам всего авторского коллектива учебного пособия.

Пособие состоит из пяти разделов. В первом разделе анализируются индивидуальные факторы, влияющие на тяжесть переживания травмы. Второй раздел посвящен клинической картине расстройств, связанных с посттравматическим стрессом. В третьем части описаны принципы доклинического этапа оказания помощи. Четвертая часть включает в себя авторскую модель (Добряков И.В., Никольская И.М.) кризисной психологической помощи. Последняя часть включает в себя алгоритмы оказания помощи пострадавшим и технологии оказания помощи специалистам, работающим в зоне чрезвычайной ситуации.

Во вводной части И.В. Добряков предлагает дифференцировку таких понятий, как кризис, критическая ситуация, психологическая травма, типы психотравмирующих ситуаций, травматический стресс и его разновидности. Ценно, что автор, кроме дефиниций, предлагает маркеры, по которым можно выявить особенности реагирования личности на те или иные травматические события.

В первой части пособия дана характеристика индивидуальных факторов, влияющих на тяжесть переживания травмы. К таковым отнесены: когнитивная схема события («внутренняя картина события», индивидуально переживаемое ощущение своей способности противостоять опасности, качество эмоциональной поддержки в момент и после травматического события, состояние физического здоровья пострадавшего (конституциональные особенности, возраст, уровень физического развития). Важно то, что каждый из перечисленных факторов нашел свое отражение в описании случаев, которые были предметом наблюдения специалистов.

Особое внимание в первой части уделено типам реагирования на острый стресс. Представлено описание последовательности поведенческих («лимбических») реакций, которые автоматически запускаются в ситуациях угрозы: замирание — борьба/бегство — тоническая иммобилизация. На основе исследований зарубежных авторов и практики своей работы описана тоническая иммобилизация как прогностический признак, свидетельствующий о возможности в дальнейщем развития ПТСР. Специальный раздел посвящен описанию четырех уровней защитной системы человека: сомато-вегетативной, поведенческой, психологической защиты и копинг-поведению. Показана необходимость адекватной профессиональной помощи личности по совладанию с кризисной ситуацией. На примере детей — жертв террористического акта в Беслане — выделены этапы оказания помощи пострадавшему ребенку и семье.

В качестве отдельного травмирующего фактора выделено психологическое притеснение (харрасмент) на рабочем месте, которое имеет последствия для психического здоровья личности. Н. Агазадзе выделены четыре группы харассмента (запугивание, блокирование, изоляция, унижение) с указанием признаков. Ценными являются описание клинических случаев и характеристика направлений работы с этим достаточно распространенным в организациях явлением. При этом автор указывает на необходимость решения данной проблемы на организационном уровне, на уровне команды и на индивидуальном уровне.

Вторая часть пособия позволяет специалистам познакомиться с диагностическими критериями ПТСР. В МКБ-10 не нашли отражения острые и постравматические расстройства у детей и подростков, зато они представлены в DSM-У. Авторами затронут важный аспект — включение культурального измерения: поведенческие реакции, интерпретация происходящего, используемые копинги отличаются у представителей разных культур. Также рассмотрен феномен надуманного поведения. Несомненную ценность представляет раздел «Острые и постравамтические стрессовые расстройства в детском возрасте» (автор — И.В. Добряков). Предложено рассматривать проявление ПТСР у детей с позиций уровней защитной системы и уровней преимущественного нервно-психического реагирования: соматовегетативного, психомоторного, аффективного и эмоционально-идеаторного.

Третья часть пособия детально описывает методы оценки и мониторинга ситуации во время чрезвычайных ситуаций и кризиса, различные модели помощи пострадавшему населению, критерии эффективности используемых мероприятий. Авторы представили цели и задачи психосоциальной помощи, стратегии, методы и программы вмешательства. В чрезвычайных ситуациях важно привлечение помощников к работе профессионалов — на этом делается специальный акцент. Описаны требования и обязанности общественных помощников.

Методы оказания кризисной психологической помощи детям в рамках модели реабилитацииа «Добрякова–Никольской» детально описаны в четвертой части пособия. Авторы представили два эффективных метода: метод когнитивно-метафорической реструктуризации травматического опыта и арт-терапевтическую технологию — метод серийных рисунков и рассказов, их сопровождающих.

Итоговая часть пособия включает этапы и несколько алгоритмов оказания помощи в чрезвычайной ситуации. Первый алгоритм оказания экстренной психологической помощи основан на опыте работы ГУ «Центр экстренной психологической помощи МЧС России». Алгоритм включает в себя определения понятия «экстренная психологическая помощь», признаки, которые позволяют отнести человека к категории «пострадавший», этапы организации помощи и задачи специалистов на каждом этапе. Второй алгоритм обеспечивает работу специалистов в отдаленный период.

В качестве пожеланий: в пособии хорошо описаны задачи и методы работы психолога, психиатра и психотерапевта. Вместе с тем, важно более тщательное описание компетентностей, ответственности, обязанностей, полномочий и ресурсов, необходимых для работы специалистов, а также механизм их взаимодействия. Есть необходимость в расширении спектра методов, которые может использовать, в частности, психолог в работе c пострадавшими (методы поведенческой, телесно-ориентированной и эмоционально-образной терапии, экзистенциальный подход и др.). Также, учитывая то, что пособие адресовано, в том числе, студентам, был бы полезен раздел о цели, задачах, программах подготовки специалистов, методические задания (случаи, вопросы к разделу и т.д.), которые и позволили бы книге соответствовать статусу «учебное пособие».

Подводя итоги, отмечу, что пособие, с одной стороны, имеет обширную научно-теоретическую базу, с другой — включает в себя инструментарий профессиональной деятельности специалиста. Представленный анализ случаев и наблюдений позволяет конкретизировать положения по оказанию помощи. Книга насыщена большим количеством литературных источников и, что очень важно, многие из них иностранные. В работе изложены и собственные исследования авторов.

Учебное пособие заслуживает внимания профессионалов, а научно-исследовательский, методический и практический опыт его авторов заслуживает глубокого уважения.

Ссылка для цитирования

Клюева Н.В. Рецензия на учебное пособие «Оказание психологической и психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях». Бишкек, Издательство «Папирус-Print» 2013 // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2014. – N 2 (4) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Рецензия на методическое учебное пособие – это внешняя оценка за разработку пособия, которая выставляется рецензентом. Рецензент в отзыве отражает свое мнение к идеям автора и если надо, пишет свои рекомендации. В статье вы узнаете, как написать и оформить рецензию правильно, а также найдете примеры готовых работ.

Требования к оформлению рецензии

Как правило, рецензия на учебное пособие оформляется в произвольной форме, но всё-таки, желательно придерживаться основных правил. Например, придерживаться рекомендуемого объема, стиля статьи, размера и шрифта.

Объём рецензии составляет максимум 2 страницы формата А4 печатного текста. Статья пишется в произвольной форме, но исключительно в научном стиле. Как правило, применяется шрифт Times New Roman, но иногда используют шрифт Arial. Минимальный размер шрифта – 12 кегль, а оптимальный размер шрифта – 14 кегль. Межстрочный интервал – полуторный.

Структура рецензии

Рецензия на пособие – интересное занятие, где рецензент описывает доступно и понятно каждый раздел пособия. Для написания рецензии очень важна структура, ведь тогда текст воспринимается логично и последовательно.

В отзыве должны быть не только идеи и мысли автора, но и дополнение рецензента, его отношение к постановке проблемы, аргументированная оценка, выводы, где описывается значимость методического пособия.

Основные части рецензии:

  • Введение;
  • констатирующая часть;
  • аналитическая часть;
  • заключение.

Прежде чем писать отзыв на методическое пособие, сверху пишется название книги, должность (научная степень) автора, Ф. И. О. автора, а затем можно переходить к описанию.

Во введении рецензент дает аргументированную оценку на основании дидактических и методических разработок. В этой части можно описать содержательные компоненты методички или элементы новых разработок, которые появились у автора.

Констатирующая часть

В этой части рецензент оценивает автора по всей методичке в целом. Проверяющий обращает внимание на такие особенности:

  • Содержание всей программы, соответствие возрастной категории и стандартам ГОСТ;
  • целостность образовательного процесса и принципы разработки;
  • реальность, целесообразность и процедуру установлений связи концептуальной схемы заданий в целом;
  • соответствие структуры и содержания методического пособия;
  • обеспечение мотивации студентов;
  • связность, логичность, полноту заданий;
  • обоснованность приемов и методов обучения;
  • соответствие темы и времени (смогут ли студенты за определённое время изучить конкретный материал);
  • рациональный подход по развитию навыков самообразования;

Прежде чем писать методическое пособие, автор обязан обратить внимание на вышеперечисленные особенности, так как студенты будут именно по этому пособию учиться и развиваться.

Аналитическая часть

В этой части рецензент отмечает преимущества и недостатки данной методической разработки. Проверяющий может оставить свои рекомендации по усовершенствованию работы и предложить дополнительные методы, варианты, модели, чтобы программа стала проще и понятнее для педагогов и студентов.

В заключении рецензент подытоживает работу автора и формулирует выводы на основании вышесказанного:

  • возможно ли использовать данное методическое пособие в образовательных учреждениях;
  • нужно ли перерабатывать пособие с учетом предложений и рекомендаций рецензентом;
  • возможно ли распространить данное методическое пособие или новые идеи автора.

Рецензия на пособие: план и образец

Рецензия на учебно-методическое пособие излагается кратко и последовательно. Однако, прежде чем писать отзыв, желательно составить для себя план написания рецензии и тогда вам будет проще во время написания.

Представляем вашему вниманию примерный план по написанию рецензии:

  • Предметом анализа следует считать…
  • В методическом пособии рецензент отметил…
  • В работе автора рассмотрены…
  • Актуальность темы обусловлена…
  • В работе актуальны такие вопросы, как…
  • По условиям новой разработки, актуальность темы обусловлена…
  • Целью и задачей методического пособия являются…
  • В методическом пособии разработаны увлекательные методики, которые помогут учащимся…
  • В данном пособии разработана новая методика, благодаря которой учащиеся быстрее усвоят темы…
  • В методическом пособии рассмотрены такие части…
  • Пособие соответствует возрастной категории…
  • Учебное пособие соответствует стандартам ГОСТ и дополнит…
  • Таким образом, данное пособие оценивается…
  • Рассматривая работу, можно поставить автору…
  • Новый методологический подход – значимая заслуга автора и поэтому оценка…
  • У рецензента остались некоторые сомнения по поводу…
  • К недостаткам относятся некоторые неточности, которые автор должен исправить…
  • Работа несколько не соответствует времени…
  • Значительный недостаток работы – это…
  • Методическое пособие – отличное применение на практике…
  • После прочтения пособия, можно подытожить, что работа автора качественная, но нужно исправить указанные неточности…
  • В заключение можно утверждать, что данное пособие подходит для…

Каждый рецензент составляет свой план оценивания методического пособия. Посмотрите на образец, где проверяющий дает простую, но объективную оценку:

Образец рецензии на учебное пособие

Пример рецензии на учебно-методическое пособие

Очень хорошо описывает рецензию доктор педагогических наук и профессор Жеребило Татьяна Васильевна. Приведем пример рецензии, где Татьяна Васильевна глубоко и объективно рассматривает учебно-методическое пособие по тренингу.

На учебно-методическое пособие преподавателя Исаевой. М. К.

«ТРЕНИНГ ПО РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ»

Данное рецензируемое методическое пособие автор разработал в рамках курса «Теория и практика психологического тренинга для учащихся ВУЗов, которые обучаются по специальности «Психология». У пособия удобная и правильная структура, состоящая из введения, программ по тренингу, приложений и списка использованных источников.

Считаю, что при помощи пособи «Тренинг по разрешению конфликтов», студенты увидят в общих чертах, что такое тренинг, приобретут базовые знания по психологии конфликтов и научатся конструктивно сотрудничать и взаимодействовать с коллегами и другими окружающими людьми.

В программе автор описывает некоторые стереотипы и предрассудки, из-за которых часто появляются конфликты. В программе присутствуют, как традиционные формы, так и элементы обучения.

Данное методическое пособие – ресурсное средство и оно может быть дополнено педагогом или психологом, которые посчитают, что надо внести нововведения или незначительные изменения.

Преподаватель Исаева М. К. представила в методической разработке результаты, благодаря которым при систематическом выполнении занятий меняется мировоззрение людей на окружающие объекты и предметы.

В пособии содержится программа по тренингам, где находится логическая цепочка, содержащая 5 последовательных модулей. Каждое занятие – продолжение предыдущего, в итоге дополняя и расширяя навыки, опыт, знания и установки.

Цель методического пособия: достичь определённые педагогические приемы и навыки при помощи дополнительных небольших лекций, дискуссий, упражнений, ролевых и подвижных игр. Все перечисленные дополнительные занятия позволяют психологу и тренеру создать трудовую деятельность более профессиональной и эффективной.

В приложениях автор предложил интересные афоризмы на темы: дружба и вражда, война и мир, человеческие взаимоотношения, толерантность и нетерпимость. При помощи этих приложений есть возможность расширить спектр педагогических средств.

По мнению специалистов, данное пособие содержательное, последовательное и прекрасно наполненное руководство, которое могут использовать преподаватели ВУЗов, практические психологи и учащиеся психологических специальностей в практической деятельности.

Пособие написано доступно и понятно. Автор Исаева М. К. предлагает свою интерпретацию практических навыков в области психологического тренинга по разрешению конфликтов.

Наше мнение такое, что рецензируемое пособие станет интересным для преподавателей ВУЗов по психологии и педагогики, профессиональных тренеров по психологическим тренингам, а также слушателей, которым нужно повысить квалификацию в данной области.

Недостатков в методическом пособии практически не выявлено. Однако, есть один незначительный минус – в пособии второй раздел необходимо разделить на части и их желательно незначительно сократить.

В заключение можно утверждать, что после доработки пособие можно размножить, чтобы им пользовались не только педагоги психологических наук, но и студенты.

Рецензент Жеребило Татьяна Васильевна Доктор педагогических наук,

профессор Ингушского государственного университета

Дата: «_____» ______201_____ Подпись:____________

Умело составленные рецензии экономят время проверяющего. Важно описывать моменты кратко, последовательно и лаконично. Рецензия на методическое пособие пишется так, чтобы читатель смог понять, о чём в пособии речь. Для этого, перед написанием отзыва подумайте, какие вопросы возникнут у читателя и заранее подготовьте необходимые ответы.


Статьи по теме