Рассказы о Природе Мамина Сибиряка

Рассказы о Природе Мамина Сибиряка.rar
Закачек 2841
Средняя скорость 1919 Kb/s

Рассказы о Природе Мамина Сибиряка

Ванькины именины

Бей, барабан, та-та! тра-та-та! Играйте, трубы: тру-ту! ту-ру-ру. Давайте сюда всю музыку — сегодня Ванька именинник. Дорогие гости, милости просим. Эй, все собирайтесь сюда! Тра-та-та! Тру-ру-ру!

Ванька похаживает в красной рубахе и приговаривает:

— Братцы, милости просим. Угощенья — сколько угодно. Суп из самых свежих щепок; котлеты из лучшего, самого чистого песку; пирожки из разноцветных бумажек; а какой чай! Из самой хорошей кипячёной воды. Милости просим. Музыка, играй.

Лесная сказка

I

У реки, в дремучем лесу, в один прекрасный зимний день остановилась толпа мужиков, приехавших на санях. Подрядчик обошел весь участок и сказал:

— Вот здесь рубите, братцы. Ельник отличный. Лет по сту каждому дереву будет.

Он взял топор и постучал обухом по стволу ближайшей ели. Великолепное дерево точно застонало, а с мохнатых зеленых ветвей покатились комья пушистого снега. Где-то в вершине мелькнула белка, с любопытством глядевшая на необыкновенных гостей; а громкое эхо прокатилось по всему лесу, точно разом заговорили все эти зеленые великаны, занесенные снегом. Эхо замерло далеким шепотом, будто деревья спрашивали друг друга: кто это приехал? Зачем.

— Ну, а вот эта старушка никуда не годится. — прибавил подрядчик, постукивая обухом стоящую ель с громадным дуплом. — Она наполовину гнилая.

Засыпает один глазок у Алёнушки, засыпает другое ушко у Алёнушки.

— Знаешь что, папа. Я хочу быть царицей.

Заснула Алёнушка и улыбается во сне.

Баю-баю-баю.

Один глазок у Алёнушки спит, другой — смотрит; одно ушко у Алёнушки спит, другое — слушает.

Спи, Алёнушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки. Кажется, все тут: и сибирский кот Васька, и лохматый деревенский пёс Постойко, и серая Мышка-норушка, и Сверчок за печкой, и пёстрый Скворец в клетке, и забияка Петух.

Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке

Как хотите, а это было удивительно! А удивительнее всего было то, что это повторялось каждый день. Да, как поставят на плиту в кухне горшочек с молоком и глиняную кастрюльку с овсяной кашкой, так и начнётся.

Сначала стоят как будто и ничего, а потом и начинается разговор:

— А я – овсяная Кашка!

Сначала разговор идёт тихонько, шёпотом, а потом Кашка и Молочко начинают постепенно горячиться.

Первый осенний холод, от которого пожелтела трава, привел всех птиц в большую тревогу. Все начали готовиться в далекий путь, и все имели такой серьезный, озабоченный вид. Да, нелегко перелететь пространство в несколько тысяч верст… Сколько бедных птиц дорогой выбьются из сил, сколько погибнут от разных случайностей, – вообще было о чем серьезно подумать.

Серьезная большая птица, как лебеди, гуси и утки, собирались в дорогу с важным видом, сознавая всю трудность предстоящего подвига; а более всех шумели, суетились и хлопотали маленькие птички, как кулички-песочники, кулички-плавунчики, чернозобики, черныши, зуйки. Они давно уже собирались стайками и переносились с одного берега на другой по отмелям и болотам с такой быстротой, точно кто бросил горсть гороху. У маленьких птичек была такая большая работа…

Сказка о том, как жила-была последняя Муха

Как было весело летом. Ах, как весело! Трудно даже рассказать всё по порядку. Сколько было мух, — тысячи. Летают, жужжат, веселятся. Когда родилась маленькая Мушка, расправила свои крылышки, ей сделалось тоже весело. Так весело, так весело, что не расскажешь. Всего интереснее было то, что с утра открывали все окна и двери на террасу — в какое хочешь, в то окно и лети.

— Какое доброе существо человек, — удивлялась маленькая Мушка, летая из окна в окно. — Это для нас сделаны окна, и отворяют их тоже для нас. Очень хорошо, а главное — весело.

Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу

Воробей Воробеич и Ерш Ершович жили в большой дружбе. Каждый день летом Воробей Воробеич прилетал к речке и кричал:

— Эй, брат, здравствуй. Как поживаешь?

— Ничего, живем помаленьку, — отвечал Ерш Ершович. — Иди ко мне в гости. У меня, брат, хорошо в глубоких местах. Вода стоит тихо, всякой водяной травки сколько хочешь. Угощу тебя лягушачьей икрой, червячками, водяными козявками.

— Спасибо, брат! С удовольствием пошел бы я к тебе в гости, да воды боюсь. Лучше уж ты прилетай ко мне в гости на крышу. Я тебя, брат, ягодами буду угощать, — у меня целый сад, а потом раздобудем и корочку хлебца, и овса, и сахару, и живого комарика. Ты ведь любишь сахар?

Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и про мохнатого Мишу — короткий хвост

Это случилось в самый полдень, когда все комары спрятались от жары в болото. Комар Комарович — длинный нос прикорнул под широкий лист и заснул. Спит и слышит отчаянный крик:

— Ох, батюшки. ой, карраул.

Комар Комарович выскочил из-под листа и тоже закричал:

— Что случилось. Что вы орете?

А комары летают, жужжат, пищат, — ничего разобрать нельзя.

— Ой, батюшки. Пришел в наше болото медведь и завалился спать. Как лег в траву, так сейчас же задавил пятьсот комаров, как дохнул — проглотил целую сотню. Ой, беда, братцы! Мы едва унесли от него ноги, а то всех бы передавил.

Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост

Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, — у зайчика душа в пятки.

Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.

— Никого я не боюсь! — крикнул он на весь лес. — Вот не боюсь нисколько, и всё тут!

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи — все слушают, как хвастается Заяц — длинные уши, косые глаза, короткий хвост, — слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого.

Сказка про царя Гороха

Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей царевну Кутафью и царевну Горошинку.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Сказываются сказки старикам да старушкам на утешенье, молодым людям на поученье, а малым ребятам на послушанье. Из сказки слова не выкинешь, а что было, то и быльем поросло. Только бежал мимо косой заяц — послушал длинным ухом, летела мимо жар-птица — посмотрела огненным глазом. Шумит-гудит зеленый лес, расстилается шелковым ковром трава-мурава с лазоревыми цветками, поднимаются к небу каменные горы, льются с гор быстрые реки, бегут по синю морю кораблики, а по темному лесу на добром коне едет могуч русский богатырь, едет путем-дорогою, чтобы добыть разрыв-траву, которой открывается счастье богатырское.

Сказочка про Воронушку — чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку

Сидит Ворона на берёзе и хлопает носом по сучку: хлоп-хлоп. Вычистила нос, оглянулась кругом да как каркнет:

Дремавший на заборе кот Васька чуть не свалился со страху и начал ворчать:

— Эк тебя взяло, чёрная голова. Даст же бог такое горлышко. Чему обрадовалась-то?

— Отстань. Некогда мне, разве не видишь? Ах, как некогда. Карр-карр-карр. И всё-то дела да дела.

Сказочка про Козявочку

Как родилась Козявочка, никто не видал.

Это был солнечный весенний день. Козявочка посмотрела кругом и сказала:

Расправила Козявочка свои крылышки, потёрла тонкие ножки одна о другую, ещё посмотрела кругом и сказала:

— Как хорошо. Какое солнышко тёплое, какое небо синее, какая травка зелёная, — хорошо, хорошо. И всё моё.

Индюк проснулся, по обыкновению, раньше других, когда ещё было темно, разбудил жену и проговорил:

— Ведь я умнее всех? Да?

Индюшка спросонья долго кашляла и потом уже ответила:

— Ах, какой умный. Кхе-кхе. Кто же этого не знает? Кхе.

Упрямый козел

I

Жил да поживал на свете веселый столяр. Так его и соседи называли «веселый столяр», потому что работал он всегда с песнями. Работает и поет.

— Хорошо ему петь, когда у него все есть, — говорили соседи с завистью. — И своя избушка, и коровка, и лошадка, и огород, и куры, и. даже козел.

Действительно, у столяра все было: и своя избушка, и лошадка, и коровка, и куры, и старый упрямый козел. Жил он ни бедно, ни богато, а главное — все было свое. Сам столяр говорил:

— Слава Богу, все у меня есть.

Аленушкины сказки Мамина-Сибиряка – замечательная книга из фонда детской литературы. В этот список сказок включены сказки, которые Мамин-Сибиряк рассказывал своей маленькой дочурке Аленушке. В них краски солнечного дня, красота красивой русской природы. Вместе с Аленушкой вы проникаете в волшебную страну, где оживают детские игрушки и разговаривают различные растения, а обыкновенные комарики могут победить огромного медведя. И, конечно же, вы посмеётесь, когда будете читать сказку о глупой мухе, полностью уверенной, что люди достают варенье только для того, чтобы ее покормить. Детские сказки Мамина-Сибиряка довольно разнообразны и написаны для детей различного возраста. На нашем сайте вы можете читать Аленушкины сказки Мамина Сибиряка онлайн без ограничений.

Удивительные, милые и чудные рассказы о животных Дмитрия Мамина-Сибиряка.

Рассказы для школьников. Рассказы для дошкольников

Рассказы для внеклассного и семейного чтения

Рассказы для чтения в детском саду и в школе

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказочка про Козявочку»

Как родилась Козявочка, никто не видал.

Это был солнечный весенний день. Козявочка посмотрела кругом и сказала:

Расправила Козявочка свои крылышки, потёрла тонкие ножки одна о другую, ещё посмотрела кругом и сказала:

— Барин, хотите вы взять медвежонка? — предлагал мне мой кучер Андрей.

— Да у соседей. Им знакомые охотники подарили. Славный такой медвежонок, всего недель трёх. Забавный зверь, одним словом.

— Зачем же соседи отдают, если он славный?

— Кто их знает. Я видел медвежонка: не больше рукавицы. И так смешно переваливает.

Рассказ о животных. Рассказ для чтения в начальной школе.

Рассказ о жизни деда Тараса и его друзьях собаке и о лебеде. А откуда взялся лебедь ты узнаешь прочитав этот интересный рассказ.

ПРИЕМЫШ (Из рассказов старого охотника)

Рассказ для школьников средних классов. Рассказ о природе, рассказ о жизни простой русской деревушки, рассказ об охоте. Поймал ли что-нибудь охотник Емеля? Об этом вы узнаете из этого интересного рассказа.

Конкурс «Вдумчивый читатель»

Представляю методическую разработку внеклассного занятия из авторской программы «Вдумчивое чтение», 4 класс, раздел 2 «Моя малая Родина», с использованием учебного пособия «Читательский портфель для 4 класса». В статье представлены материалы и фотографии с занятия по внеклассному чтению в МБОУ СОШ №49 г. Новоуральска Свердловской области (занятие провела педагог высшей квалификационной категории Татьяна Борисовна Возная).

Цель занятия:

Обобщить первичные представления о своеобразии рассказов о природе Урала Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Планируемые результаты:

  1. Воспитание читательских потребностей, эстетических ценностей и чувств на основе опыта слушания и чтения произведений художественной литературы.
  2. Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей.
  3. Развитие умения сотрудничества со сверстниками, осмысливать поступки героев.
  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  2. Овладение логическими действиями анализа, обобщения, построения рассуждения.
  3. Умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
  1. Знакомство с жизнью уральского писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка, историей создания его «детских» рассказов.
  2. Совершенствование умения давать развернутую характеристику героя, умения ориентироваться в сборнике рассказов.
  3. Формирование интереса к истории, природе и людям родного края.

Оборудование: ноутбук, проектор, карточки для групповой работы, презентация.

Пояснительная записка

За две недели до занятия в Уголке чтения педагог поместила задание: прочитать рассказы Д. Н. Мамина-Сибиряка: «Емеля-охотник», «Зимовье на Студёной», «Приёмыш», «Богач и Ерёмка». Принесла в класс сборники писателя.

Первое занятие по данной теме: знакомство с творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка; видео экскурсия в музей в п.Висим и в Дом-музей Мамина-Сибиряка в Екатеринбурге; чтение и обсуждение статьи о Мамине-Сибиряке из «Читательского портфеля» (с. 26). Заслушали аудиозапись фрагмента «Емеля-охотник». Работа на занятии в группах (свободный выбор).

Ход занятия

I. Постановка темы и задач урока. Мотивация деятельности учащихся.

Звучит фрагмент рассказа «Приемыш».

Педагог: Вы узнали название этого рассказа? Но сегодня мы будем не только слушать, читать. Мы будем удивляться, вслушиваться, всматриваться в тексты… Надеюсь, что вы догадались, что речь пойдет о произведениях… (Указывает на портрет Д.Н. Мамина-Сибиряка, помещенный в Уголке чтения).

– Обратимся к подготовленной выставке книг. Выйдите те, кто принимал участие в составлении выставки книг. Покажите свою книгу, расскажите, откуда эта книга, где издана, для какого читателя предназначена, сколько в ней рассказов, какие в ней иллюстрации, есть ли рассказы, которые мы уже читали, как найти его в сборнике.

– Могут ли в книге «Аленушкины сказки» быть рассказы, которые мы с вами прочитали? Как догадались? Что знаете об этом сборнике сказок?

– А в этой? ( Показывает книгу «Лесная сказка» ). Почему?

– С писателем познакомились, произведения прочитаны… Что же еще? Поставьте задачи на занятие. Итак, на занятии узнаем, в чем особенности, своеобразие рассказов Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка о природе Урала. Предлагаю план нашей работы: кто, какой, где, как.

На доске размещает аншлаги:

Главные герои – кто
Главные герои – какие
Место действия –
Настроение –

II. Анализ произведений.

1. Обсуждение вопросов: Какой из рассказов запомнился больше всего? Какие события особенно взволновали при чтении? Какие герои полюбились больше всех? Вспомним героев.

Для проверки своих знаний выполним задание №2 на с.27 «Читательского портфеля». Сверьте каждый свою работу с работой на слайде. Оцените выполнение: поставьте себе в тетрадь + или –. Поднимите руки, кто справился с этим трудным заданием – вы по-настоящему вдумчивые и внимательные читатели!

2. Педагог: Наша землячка – художница Нина Павловна Казанцева проиллюстрировала сборник рассказов Мамина-Сибиряка «Лесная сказка». Предлагаю в группе соотнести и наклеить на карточку с гравюрой Казанцевой – карточку, на которой указано название, имена персонажей и клички животных. ( Проверка фронтально).

3. О каких животных писал Дмитрий Наркисович? Посоветуйтесь в группе и укажите название произведения, подняв карточку.

4. Кто главные герои? (Аншлаг: охотники, сторожа, собаки). Теплые, задушевные краски нашел писатель для обрисовки простых людей Урала. Составьте устный рассказ об одном из них по плану, представленному в «Читательском дневнике» №4 на с. 27. (Работа в группах).

Выступление каждой группы.

– Итак, какие герои? (Аншлаг – добрые, благородные, чуткие, отзывчивые, трудолюбивые).

5. Мамин-Сибиряк – знаток природы Урала. Читая его произведения, мы в воображении путешествуем по родному краю, как будто видим суровые уральские леса, извилистые реки, узнаем, как раньше жили на Урале простые люди. Ваше домашнее задание – подготовить выразительное чтение описания природы. (Несколько учеников выступают, а остальные ребята отгадывают, из какого произведения прочитанный фрагмент).


– Итак, где происходят события? (Аншлаг – красивый, величавый, суровый Урал).

6. Каким вам показалось настроение рассказов? Воспользуйтесь словарем настроений. (Работа в группах. Аншлаг взволнованное, печальное, трагическое).

III. Обобщение.

Педагог: Многие из вас были внимательными читателями, а все ли смогли глубоко понять и проанализировать рассказы Мамина-Сибиряка? Давайте ответим на очень трудные вопросы – что объединяет все эти рассказы уральского писателя? (Дети отвечают).

– Подведем итог: в чем же особенности рассказов Мамина-Сибиряка о природе Урала? Место действия – суровый и величавый Урал, времядействия – 19 век, главные герои – старики и собаки, общий настрой рассказов – драматический и трогательный.

– Я хочу обратиться к книге Дмитрия Наркисовича «Черты из жизни Пепко» и прочитать из нее цитату: «Неужели можно удовлетвориться одной своей жизнью. Нет, жить тысячью жизней, страдать и радоваться тысячью сердец — вот где жизнь и настоящее счастье!».

IV. Рефлексия.

– Понравились ли вам рассказы Мамина-Сибиряка?

– За что бы вы поблагодарили писателя?

Выполнение задания №5 (читательский рейтинг) из «Читательского портфеля.


Статьи по теме