Рассказ Постойко Мамин Сибиряк Главная Мысль

Рассказ Постойко Мамин Сибиряк Главная Мысль.rar
Закачек 3732
Средняя скорость 1158 Kb/s

Рассказ Постойко Мамин Сибиряк Главная Мысль

Постойко был самым обычным беспородным псом. Он попал в город из деревни вместе с мальчиком Борей. Тот поначалу играл с ним, а потом пресытился новой игрушкой, и о собаке забыли все, кроме кухарки. Женщина была из той же деревни, что и Постойко, потому и кормила его.

Сейчас пес отчаянно рвался на улицу – там ждал его давний враг Аргус. Холеный пойнтер всегда злил Постойко своми барскими замашками. Едва дворник отворил калитку, как пес бросился на улицу.

Собаки остановились напротив друг друга и стали рычать. Аргус обзывал беспородного пса мужланом и обещал хорошую трепку. Но драка не осуществилась. Откуда-то из воздуха вылетела веревка, которая обмотала вначале шею пойнтера, а затем и убегавшего Постойка.

Собак потащили в фургон, почти полностью забитый такими же несчастными. Кого там только не было! Мопсы, капризная болонка, грустные сеттеры, огромный водолаз и целая куча жалких бездомных собачонок.

Болонка важничала и сетовала на не проявляемое должным образом уважение. Породистые собаки переговаривались, а уличные печально молчали в углу.

Аргус предположил, что их всех везут на выставку. Одна из бездомных собак засмеялась и сказала, что они едут в собачий приют, в котором их повесят.

Так и вышло. Зверей привезли к двум сараям. Из одного доносился вой ожидающих своей участи животных. В другом были петли.

Постойко рассказали, что здесь они проведут 5 дней и если в течении этих дней хозяева не выкупят, то его повесят. Пес опечалился: он знал, что никому не нужен.

Иногда приходили люди, и тогда в сарае поднимался особенный лай. Спасенный счастливчик радостно прыгал вокруг хозяина, а те, чья очередь к петле подходила, прекращали есть и забивались в угол.

Болонок забирали всегда, и Постойко завидовал им. Он не понимал, почему их жизнь ценится выше жизни уличной собаки.

Так прошло пять дней. Наступила очередь Постойко. Ни за ним, ни за Аргусом никто не пришел. Пес уже не поднимал головы и не лаял, смирившись с участью.

Внезапно послышались знакомые шаги. Это была кухарка, которая нашла денег заплатить за собаку. Забирая Постойко, она наставительно говорила, что сделала это, поскольку пес был ее земляком.

А Аргус так и остался там…

Неважно, какой породы пес. Важно, кто его хозяин.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Мамин-Сибиряк. Все произведения

Постойко. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Повествование идет о мальчике, по имени Коля Красоткин, у которого есть только мама, но проживают они в доме еще с несколькими людьми: служанкой, по имени Агафья и докторшей

События происходят на свадьбе сына бравого есаула Горобца. Среди гостей – его друг и названый брат Данило Бурульбаш. Он приехал с красивой женой Катериной и малым сыном. Веселье в разгаре

События происходят поздней осенью в селе Сосино на Сибири. Туда прибывает экспедиция и попадает в село, где их встречает Микша. Микша начал подозревать что экспедиция нагрянула в эти края не просто за рыбой, а за большими ценностями, например за золотом.

В гавань входит галера, на которой находится принц Дженнаро, который везет своему брату невесту, но не по ее воле. Девушка является дочерью чародея Норандо. Принц, переодевшись в лохмотья, заманил Армиллу под предлогом

Переживал старый ворон о роде вороньем: кормиться негде стало, люди десятками убивают, хищные птицы данью непомерной обложили.

Читательская компетентность формируется, в первую очередь, на уроках литературного чтения. Этому способствуют активные формы обучения: деятельностный подход, исследовательская деятельность, формируется умения учебного сотрудничества. Конспект урока поможет учителям начальных классов в организации учебной деятельности.

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по литературному чтению.

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Постойко».

Тема урока: «Чтобы слышать боль каждого».

Выполнила учитель начальных классов

МБОУ СОШ №8, г. Иваново

Романова Марина Евгеньевна

Литературное чтение. 3 класс. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Постойко»

Тема : «Чтобы слышать боль каждого».

— познакомить учащихся с рассказом Д.Н. Мамина-Сибиряка «Постойко»;

— отрабатывать навык правильного и выразительного чтения;

— продолжить работу по формированию читательской эрудиции учащихся;

— вызвать нравственные чувства у детей – сопереживание, сострадание, милосердие, сочувствие , эмоционально-ценностное отношение к животному миру;

— создавать творческую атмосферу сотрудничества в классе (высказывать своё мнение и слушать мнение других, взаимопомощь).

— определять эмоциональный настрой произведения;

— выделять главную мысль произведения, понимать глубину содержания произведения;

— анализировать заголовок произведения, поступки героев, оценивать свои;

— самостоятельно работать с текстом;

— читать правильно вслух и про себя;

— развивать речь, мышление;

— развивать умение читать по ролям, с помощью интонации передавать состояние героев.

Планируемые результаты обучения:

  • обогащение нравственного опыта;
  • формирование навыков работы в группах;
  • формирование интеллекта и общей культуры.
  • формирование умений учебного сотрудничества;
  • формирование исследовательских учебных действий: поиск и выделение необходимой информации, её обобщение и фиксация;
  • формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации .
  • систематизация знаний о произведениях Д.Н. Мамина-Сибиряка;
  • создание условий для полноценного восприятия литературных произведений через единство содержания и формы работы;
  • сравнение героев произведения, выявление отношения к ним, собственной оценки и подтверждение собственных суждений текстом произведений;
  • соотнесение темы рассказа и заголовка
  • проблемно – поисковый (создание проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению);
  • словесный (беседа, диалог);
  • практический
  • наглядный (наблюдение, презентация);
  • Исследовательский

Виды и формы организации:

  • Мультимедийный проектор, экран
  • Карточки – помощницы для создания синквейна
  • Словарь русского языка С.И. Ожегова

— Мы начинаем наш урок. Каждый урок – это маленькое открытие. Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие? ( надо быть внимательным, наблюдательным, думающим,…)

— Ребята, я предлагаю вам подумать и попробовать прочитать эпиграф урока.

чтобы слышать

каждого

«Чтобы слышать боль каждого».

— Как вы понимаете это высказывание? ( Ребята высказывают своё мнение ).

  1. Актуализация знаний.
  1. Назовите рассказ Д.Н. Мамина-Сибиряка, главный герой которого лебедь. («Приёмыш»)
  2. С кем дружил Приёмыш? (с Соболько)
  3. Жанр произведения «Умнее всех». (Сказка)
  4. Кто ухаживал за Приёмышем? (Тарас)
  5. Кто на птичьем дворе нашёл Ежа? ( Курочка)
  6. Как назвал Ёж Индюка? (Глупый)
  7. Кто предположил, что Ёж — это гриб? (Гусак)
  8. Мамин-Сибиряк – это (Псевдоним) писателя!

На слайде 4 появляется запись:

— С каким произведением познакомились дома? ( Мы читали рассказ Д.Н. Мамина-Сибиряка «Постойко» ).

-Давайте заполним модель обложки. ( Ребята выполняют в тетради . На слайде 5 появляется модель обложки ).

— Почему автор дал такое название произведению? ( Он главный герой).

-Подумайте, какая это история.

Слайд 6: грустная

Дети высказывают своё мнение и доказывают.

— Попробуйте определить цели нашего урока.

( определить главную мысль произведения, развивать речь, мышление, уметь анализировать поступки героев,… Если дети затрудняются, помогает учитель)

  1. Анализ художественного произведения.

— Поделитесь своими чувствами. О чём думали, что переживали, когда читали первую часть произведения?

— Какое настроение преобладало? ( тревога, переживание, …)

Слайд 7. Иллюстрация, изображающая повозку с бродячими собаками .

— Что изображено? ( Фургон с бродячими собаками)

-Найдите в тексте соответствующий эпизод. ( Дети зачитывают: с.79-80).

— О каких породах собак говорится в рассказе? ( Пойнтер, мопс, болонка, сеттер, водолаз, тощие дворняги)

Слайд 8. Собаки разных пород.

— Как автор описывает собак? Найдите в тексте диалог собак. Прочитайте. (с. 79)

— Кто из героев понравился? Почему?

— Кому сочувствуете и кого осуждаете? Почему?

— Как можно озаглавит первую часть рассказа? («Беда»)

Упражнение для глаз: Напишите глазами слово Постойко.

Упражнение для головы: Напишите головой название первой части рассказа.

Чтение второй части.

— Где происходят события во второй части рассказа? (В приюте)

— Как можно озаглавить эту часть рассказа? ( «В приюте»)

— Поделитесь своими чувствами. О чём думали, что переживали? Изобразите своё настроение рисунком (цветом, линиями, формой,…)

Слайд 9. Изображение людей в приюте.

— Как в рассказе называли работников приюта? Найдите в тексте. (Верзила)

— Как понимаете это слово? ( Словарь С.И. Ожегова: верзила — высокий и нескладный человек)

— Чем они занимались? ( Вешали собак, с удовольствием выбирал своих жертв)

— Как они относились к собакам? ( Выслушивается мнение детей)

Слайд 10. Изображение собак в приюте.

— Что происходит с собаками в приюте? (Через пять дней пребывания в приюте их вешают).

Слайд 11. Постойко.

— Расскажите историю жизни Постойко. ( Краткий пересказ)

— Что было главное в его жизни? (Свобода)

— Задумывался ли он, что может попасть в неволю? ( Не задумывался, наслаждался свободной жизнью)

— Попав в одну и ту же ситуацию, в се ведут себя по-разному. Давайте понаблюдаем, как ведут себя собаки в приюте.

Слайд 12. Поведение водолаза.

Поведение комнатных собачек.

— Давайте разделимся на три группы и найдём в тексте, что чувствовали собаки, попадая в приют, о чём думала каждая? ( Водолаз чуть не разломал решётку, когда увидел своего хозяина… Комнатные собачонки с визгом лезли к решётке, отталкивая друг друга… Барбос забился в угол и жалобно завыл…. С. 83-85)

— Ожидание…. Как много в этом слове спрятано.

— Были ли у вас такие ситуации, когда вам приходилось ожидать чего-либо? Расскажите. ( Рассказы детей) . Что чувствовали?

— Для Постойко начался самый трудный день – пятый. Что чувствовал он, когда услышал знакомые шаги? Найдите в тексте. (С. 86. Постойко не поверил. Холодное отчаяние овладело Постойком… Постойко не поверил сначала своим ушам….)

— Что чувствовала собака, когда оказалась на свободе? Найдите в тексте. ( С какой бешеной радостью вырвался Постойко на волю, как он прыгал, как визжал…)

  1. Итог урока. Осмысление авторской идеи.

— Давайте попробуем составить СИНКВЕЙН. ( Работа в парах. У ребят карточки -помощницы) . Слайд 13.

Представление продукта. Ребята показывают, что у них получилось.

Примеры: Постойко Собаки

Свободный, радостный Разные, несчастные

Попался, отчаялся, визжал Разломал, завыл, забился

Он вырвался на волю. Начни делать добро!

— Над чем задумались? Почему? ( Ребята высказывают своё мнение)

— Можно ли сказать, что собаки похожи на людей? Прокомментируйте свой ответ.

— Почему автор спасает Постойко? (У каждого есть право на жизнь, на свободу. Нельзя терять надежду).

— Какая же главная мысль рассказа? (Право на жизнь, на свободу есть у каждого, и даже у животного. Надо уметь слышать боль КАЖДОГО.)

— В каких словах текста выражена главная мысль? Прочитайте. ( С какой бешеной радостью вырвался Постойко на волю, как он прыгал, как визжал…)

Слайд 14. Анализ заголовка произведения.

— Прочитайте ещё раз название произведения. (ПОСТОЙКО).

— Что хотел сказать автор? (Постой-ка, не торопись, подумай, остановись)

— Кого он призывает задуматься, остановиться? ( нас, людей, …)

— Какой урок жизни вы сегодня получили?

Слайд 15. Анализ эпиграфа.

— Прочитайте ещё раз эпиграф урока. Что мы можем сделать? ( помогать приютам, заботиться о своих домашних животных, не обижать бездомных животных)

  1. Домашнее задание. (на выбор) Слайд 16
  1. Пересказать от лица Постойко историю его жизни.
  2. Сочинить рассказ о дальнейшей судьбе Постойко. (в любом жанре)
  3. Нарисовать плакат, посвящённый защите животных.
  1. Рефлексия. Слайд 17.

— Оцените свою работу на уроке.

— Что вы открыли в себе?

— Чем удивили вас окружающие?

— Какое у вас сейчас настроение?

— Достигли ли мы поставленных целей урока?

— Мне тоже очень понравилась ваша работа на уроке! ( Оценивание работы на уроке )

«Начальная школа. XXI век». Литературное чтение, 3 класс.

1 урок (Восприятие текста).

Учебные задачи:

  • познакомить учащихся с рассказом Д.Н. Мамина-Сибиряка «Постойко»;
  • отрабатывать навык правильного и выразительного чтения;
  • продолжить работу по формированию читательской эрудиции учащихся;
  • воспитывать нравственные качества личности ребёнка — сочувствие, сопереживание, сострадание;
  • создавать творческую атмосферу сотрудничества в классе (высказывать своё мнение и слушать мнение других).

Учебные умения:

  • определять эмоциональный настрой произведения;
  • выделять главную мысль произведения;
  • самостоятельно работать с текстом;
  • читать правильно вслух и про себя.

Оборудование: Учебник Л.А. Ефросининой «Литературное чтение», 3 класс; слайдовая презентация к уроку, ноутбук, проектор, экран, листы для рисования, краски, кисточки.

Педагог: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями Д.Н. Мамина-Сибиряка, будем читать, обсуждать и рассуждать, думать, высказывать своё мнение и слушать мнение других.

I. Организационный момент

Педагог: Давайте прочитаем эпиграф нашего урока. Слайд №1 Эпиграф урока: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».

II. Актуализация знаний. «Мозговой штурм»

Педагог: Ответьте, пожалуйста, на вопросы, помещенные на слайде №2.

  • Фамилия писателя произведения «Приёмыш»?
  • Мамин – Сибиряк – это ………… писателя?
  • Жанр произведения «Умнее всех»?
  • Как назвал Ёж Индюка?
  • Кто ухаживал за Приёмышем?
  • С кем дружил Приёмыш?
  • Кто на птичьем дворе нашёл Ежа?
  • Кто предположил, что Ёж -это гриб?

Ответы:

Педагог: Эти слова помогут вам узнать тему нашего урока, если вы будете выбирать указанную мной букву из нужного слова. (Учитель указывает букву по счету и слово, из которого ее надо выбрать. Дети пишут на листочках ).

Первое слово

  • Третья буква слова «Курочка» —Р
  • Третья буква слова «сказка» —А
  • Первая буква слова «сказка» —С
  • Третья буква слова «Гусак»-С
  • Шестая буква слова «Курочка» —К
  • Вторая буква слова «Мамин» —А
  • Четвертая буква слова «сказка» —З

Второе слово

  • Первая буква слова «псевдоним»П
  • вторая буква слова «Соболько» —О
  • первая буква слова « сказка» —С
  • первая буква слова « Тарас»Т
  • четвёртая буква слова «Курочка» —О
  • последняя буква слова «глупый» —Й
  • пятая буква слова «Гусак» —К
  • шестая буква слова «псевдоним» —О

Педагог: Прочитайте тему нашего урока. (Тема урока последовательно, по мере определения букв, появляется на экране).

Слайд № 3. Рассказ «Постойко»

III. Подготовка к восприятию нового материала

Педагог: Ребята, а можно ли сказать, о чём или о ком пойдет речь в этом рассказе? Почему? О чём ещё захотелось вам узнать? (О чём он? Когда написан? Кто главный герой или герои?). На ваши вопросы не отвечу, но помогу вам найти ответы самим.

IV. Этап осмысления

Слайд №4. На слайде слова:

Педагог: Составьте мини-рассказ (3-5 предложений) по опорным словам, в котором шла бы речь о милосердии человека. Обсудите написанные вами рассказы в парах. Зачитайте свои мини-сочинения. ( Дети читают).

Педагог: Мы прослушали ваши рассказы. А теперь давайте найдём произведение в учебнике на стр. 30.

V. Работа с текстом

Педагог: Ребята, читать рассказ мы будем по частям. При чтении встретятся трудные слова и выражения.

Словарная работа

Слайд №5. На слайде слова:

Учащиеся объясняют значение слов, при затруднениях обращаются к словарю учебника на стр. 41

Чтение текста

Чтение 1 части (Читает ученик, хорошо владеющий техникой чтения).

Вопросы на выявление первичного восприятия текста:

Слайд № 6. На слайде вопросы:

  • Как можно озаглавить эту часть рассказа. ( Беда)
  • Поделись своими впечатлениями (что чувствовал, о чём думал, что переживал…)
  • Какое настроение преобладало.

(Дети высказывают предположения: «Я думаю..», «Я считаю..», «По-моему. » и т.д.)

Работа с текстом после чтения

Слайд № 7. На слайде иллюстрация, вопрос и задание:

  • Иллюстрация, изображающая повозку с бродячими собаками.
  • Что изображено на иллюстрации?
  • Найдите в тексте соответствующий эпизод.

Слайд № 8 Н а слайде вопросы:

  • О каких породах собак говорится в рассказе?
  • Как писатель описывает собак? Найдите в тексте описания.

Слайд №9. На слайде вопросы:

  • Кто из героев тебе понравился? Почему?
  • Кому сочувствуете и кого осуждаете? Почему?

VI. Физминутка

1. Упражнение для глаз (Напишите глазами слово «Постойко»).

2. Упражнение для головы (Напишите теперь тему урока головой).

VII. Продолжение работы с текстом

Чтение 2 части (Читает ученик, хорошо владеющий техникой чтения)

Вопросы на выявление первичного восприятия текста:

Слайд №10. На слайде вопросы и задания:

  • Как можно озаглавить эту часть рассказа. ( В приюте)
  • Поделитесь своими впечатлениями (что чувствовал, о чём думал, что переживал…)
  • Изобразите свое настроение: словом, рисунком, схемой.

Работа с текстом после чтения.

Слайд №11. Люди в приюте. (Заголовок). Вопросы:

  • Как в рассказе называли работников приюта? Найдите в тексте.
  • Чем они занимались?
  • Как они относились к собакам?

Слайд №12. Собаки в приюте. (Заголовок). Вопросы:

  • Как писатель описывает собак?
  • О чём думает каждая собака?

Прогнозирование

Педагог: Как вы думаете, каким будет конец этой истории? ( Ребята отвечают).

Педагог: Работу на уроке мы с вами, ребята, проделали большую. Я хочу знать, как вы восприняли содержание рассказа. Предлагаю вам задания творческого характера на выбор.

Слайд № 13. На слайде задания:

  • Напишите отзыв или небольшое эссе.
  • Составьте коллективно пятистишие.

Ученики работают коллективно или индивидуально, учитель наблюдает за работой и помогает по мере необходимости.

Педагог: Кто желает прочесть свою работу?

Заслушиваются пятистишия, отзывы или эссе.

Педагог: Спасибо, молодцы.

VIII. Домашнее задание.

Прочитать текст до конца и ответить на вопрос: Совпали ли ваши предположения (прогнозы) с авторским текстом?

IX. Итог урока, рефлексия, оценивание.

Слайд № 14. На слайде вопросы:

  1. Что вы узнали нового на уроке?
  2. Что понравилось?
  3. Что не понравилось?

Педагог: Спасибо вам, ребята, за работу на уроке.

Автор: Бордакова Ольга Олеговна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ «СОШ №3 Лесозаводского городского округа» города Лесозаводска Приморского края. Педагогический стаж 17 лет.

Ольга Олеговна победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках ПНПО (2009 г.), финалист конкурса «Учитель года Приморского края 2010». Ее хобби: любит путешествовать, разводить цветы, вязать крючком и спицами. Бордакова


Статьи по теме