Пространственные Представления для Дошкольников Презентация

Пространственные Представления для Дошкольников Презентация.rar
Закачек 532
Средняя скорость 9212 Kb/s

Пространственные Представления для Дошкольников Презентация

Презентация предназначена для работников ДОУ и родителей. В ней раскрываются особенности развития пространственных представлений у дошкольников. Формирование пространственных представлений у дошкольников происходит последовательно, преодолевая 9 задач. В предложеном материале все задачи подробно представлены.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Методика развития пространственных представлений у дошкольников Подготовил воспитатель МДОУ «Детский сад №95» Сапогова М.С.

Пространственная ориентация – оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося. Пространственная ориентировка на местности: о пределение «точки стояния»; о пределение местонахождения объектов относительно ориентирующегося; о пределение расположения предметов относительно друг другу. Содержание понятия

Ранний возраст: ребенок ориентируется в пространстве на основе чувственной системы отсчета (по сторонам собственного тела). Дошкольный возраст: ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям (вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево). Школьный возраст: дети овладевают новой системой отсчета – по сторонам горизонта (север, юг, запад, восток). Особенности развития пространственных представлений

Предлоги и наречия, отражающие пространственные отношения между предметами и передающие направления движения. Предлоги и наречия, отражающие пространственные отношения между предметами Перечислите предлоги и наречия, передающие направления движения. на, в, напротив, под, над, впереди, перед, за, позади, вверху, внизу, между, вокруг, внутри, рядом, сбоку, снаружи, справа, слева и др. к, из, из-за, из-под, по, через, вдоль, поперек, вперед, назад, вверх, вниз, вправо (направо), влево (налево), туда, сюда, оттуда, отсюда и др.

Совершенствование чувственного опыта в пространственном различении. Активизация речи, увеличение словарного запаса. Познание частей тела как анатомической единицы. Развитие логики, мышления, воображения, игровой, трудовой, изобразительной, конструктивной, учебной деятельности. Расширение кругозора. Формирование навыков ориентировки на улице, на листе бумаги. Значение развития пространственных представлений у дошкольников

Пространственные отношения ребенком не выделяются. Практическое примеривание (контактная близость). Зрительная оценка. Задание №1 Восстановите последовательность этапов восприятия пространственных отношений между предметами

«На себя» – Я (ориентировка на своем теле). «От себя» – Я (пространственные направления относительно себя). Предмет – Я (определение местоположения предмета относительно себя). Я – Предмет (определение собственного положения в пространстве). Предмет – Лицо (определение местоположения предмета относительно другого лица). Предмет – Предмет (определение местоположения предметов относительно друг друга). Движение в указанном направлении; ПДД. Ориентировка на листе бумаги (чистый и в клетку). «Чтение» и моделирование пространственных отношений на рисунках, чертежах, планах, схемах. Методика формирования пространственных представлений

В процессе общения (одевания, умывания и др.) взрослого с детьми («Высморкаем носик», «Оденем шапочку на голову, а варежки – на руки»). В процессе игр, повседневных ситуаций, образовательной деятельности ( II мл.группа ). 1. Формирование умения ориентироваться на своем теле («на себе» – Я)

Части тела (на теле ребенка, на кукле или другом человеке). Пространственные направления на себе (на ребенке или игрушке во время игр, прогулки и др.). Правая и левая руки (функциональные преимущества правой руки. С леворукими детьми работаем индивидуально). Правосторонние и левосторонние части тела (связывание названий частей тела с названием рук) . Задание №2 Установите последовательность формирования знаний

II мл.группа : задания по подражанию, по команде. Образец действий показывается «в зеркальном отражении». Старшая группа: можно отменить «зеркальный показ», если сформировано умение ориентироваться относительно себя. 2. Формирование умения различать пространственные направления относительно себя («от себя» – Я)

Средняя группа: систематизация знаний детей о возможных положениях предметов относительно него; обогащение и активизация словарного запаса ребенка: — Стол стоит справа от меня. — Стул стоит передо мной. — Сзади меня мячик. 3. Формирование умения определять местоположение предмета относительно себя (предмет – Я)

Средняя группа: обогащение речи детей пространственными предлогами и наречиями: — Я сижу за столом. — Я сижу на стуле. — Я лежу под одеялом. — Я стою у шкафчика. 4. Формирование умения определять собственное положение в пространстве (Я – предмет)

Старшая группа: о бучение детей ориентировки относительно другого человека. 5. Формирование умения ориентироваться относительно другого лица (предмет – лицо)

II мл.группа : п равильное использование пространственных предлогов и наречий: — Книга лежит на столе. — Карандаш упал под стол. — Ручку достала из стола. Старшая группа: (только после освоения правого и левого направления): — Поставь мишку справа от зайчика, а собачку слева от зайчика. — Поставь красный кубик между синим и зеленым. 6. Формирование умения определять место положения предметов относительно других предметов (предмет – предмет)

Средняя группа: конкретизирование , углубление и систематизация знаний пространственных ориентировок, отработка умения ориентироваться в движении: — Дойди до шкафчика, поверни налево, дойди до стула, поверни направо. Там ты найдешь секрет. Старшая группа: знакомство с правилами дорожного движения. Подготовительная к школе группа: совершенствование точности и быстроты выполнения правил. 7. Формирование умения двигаться в заданном направлении

II мл.группа (предварительная работа): знакомство с плоскостью ( фланелеграф , стол, раздаточный материал на карточке). Старшая группа (основная работа): формирование у детей навыков работы на листе бумаги в клетку для успешного обучения в школе. 8. Обучение ориентировке на листе бумаги

Знание плоскости листа Фрагмент НОД — Что это? (Лист бумаги) — Какой он формы? (Формы прямоугольника) — Что есть у прямоугольника? (Стороны, углы) — Сколько сторон и углов у прямоугольника? (По четыре) — У листа тоже есть углы и стороны. Покажите их. Они имеют свои названия: эта сторона наверху, она называется верхняя. Повторите верхняя сторона. — Как вы думаете, как называется эта сторона? (Нижняя сторона) — Почему? (Она находится внизу) — Эта сторона находится справа (ближе к правой руке), она называется правая. Покажите правую сторону. Как она называется? (Правая сторона) — А как будет называться эта сторона? (Левая сторона) — Почему? (Она находится слева) — Углы тоже имеют свои названия: этот угол находится наверху слева (между верхней и левой стороной), поэтому называется Верхний левый угол. Повторите. — Как вы думаете, как называется этот угол? (Нижний правый угол) — Почему? (Он находится внизу слева) — Покажите и назовите все стороны и углы листа. Последовательность формирования ориентировок

Понимание пространственных отношений на листе Умение фиксировать предметы на листе в нужном месте Последовательность формирования ориентировок

Знакомство с понятиями: лист, страница, тетрадь. Повторение названий сторон и углов листа и страницы. Изучение клеточного и строчечного микропространства. Рисование точек, палочек, фигур, узоров на листе бумаги в клетку. Рисование фигур по точкам. Запись цифр. Последовательность формирования умения работать на листе бумаги в клетку

Задания по разгадыванию лабиринтов. Моделирование обстановки. Обозначение стрелками на схемах словесные направления движений. Составление планов-схем, используя предметные и пространственные ориентиры. 9. Формирование умения «читать» и моделировать пространственные отношения на рисунках, чертежах, планах-схемах

Презентация: «Формирование пространственных представлений у дошкольников». Автор: Владислав. Файл: «Формирование пространственных представлений у дошкольников.pptx». Размер zip-архива: 6199 КБ.

Формирование пространственных представлений у дошкольников

Формирование пространственных представлений у дошкольников

Из опыта работы: Воспитатель МБДОУ № 33 «Аленький цветочек» Харьковская Татьяна Михайловна

Актуальность

Значение своевременного развития у детей пространственных представлений и умения ориентироваться в предметно-пространственном окружении рассматриваются в психолого-педагогической литературе в двух аспектах. Общеразвивающий аспект связан с особой ролью пространственных восприятий, представлений и умения ориентироваться в пространстве в развитии познавательной деятельности ребёнка, в совершенствовании его сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей. Формирование у ребёнка пространственных представлений повышает результативность и качество его деятельности (продуктивно-творческой, познавательной, трудовой). Математический аспект связан с развитием у детей способности владения различными способами пространственной ориентации («по схеме тела», «по схеме предметов», по направлениям пространства «от себя» и с изменением точки отсчёта), что служит основой успешного усвоения соответствующих математических разделов в школе.

Работа по формированию пространственных представлений у детей включает

ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Главным здесь является проведение тщательно подобранных, постепенно усложняющихся по линейно-концентрическому принципу упражнений, заданий-поручений, заданий-игр с предметами и без них.

В качестве основных методических приемов, ими рекомендуются наблюдения

и пояснения размещения предметов относительно друг друга, словесное и графическое обозначение направлений и ориентировки в пространстве, упражнения, дидактические и подвижные игры.

Этапы работы по формированию пространственных ориентировок

I этап: формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади. II этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета « от предмета», «от другого человека» III этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении. V этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).

Младший дошкольный возраст (с 3 до 4 лет)

Ориентировка в пространстве: помогает ориентироваться в расположении частей своего тела (голова, ноги, глаза, уши, спина и др.) в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: впереди – сзади (позади), вверху – внизу, справа (направо) – слева (налево).

Игры с игрушками «Помой куклу»

Игры с подвесным шариком

Малыши ориентируется на основе чувственной системы отсчета, т.е. по сторонам собственного тела.

Средний дошкольный возраст (с 4-5 лет)

Задачи ориентировки в пространстве усложняются: дети не только учатся определять направление от себя, но и двигаться в этом направлении; обозначать словами положение предметов по отношению к себе (предо мной стол, справа от меня дверь, слева – окно, сзади на полках – игрушки); начинается знакомство с пространственными отношениями: далеко – близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).

Дети упражняются в различении и обозначении основных пространственных

Угадай, что, где находится?

Куда бросить мяч?

Старший дошкольный возраст (с 5-6 лет)

Совершенствуется умение ориентироваться в окружающем пространстве: слева – справа, вверху – внизу, впереди (спереди) – сзади (за), между, рядом с. Двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками – указателями направления движения (вперед, назад, направо, налево и т.д.). Ориентировка в пространстве помогает определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов

Дети учатся определять словом положение предмета по отношению к другому

Подготовительный дошкольный возраст (с 6-7лет)

Ориентировка в пространстве позволяет ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (слева, справа, вверху, внизу, левее, правее, выше, ниже, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.). Знакомство с планом, схемой, маршрутной картой. Развитие способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.

Игры: Лабиринт Гарри Поттера Геометрический диктант Калейдоскоп

Определи по плану Морской бой Я еду по маршруту Найди магнит Синхронное плавание Новая походка

Дети учатся читать простейшую информацию, обозначающую пространственные отношения и направление движения объектов (слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз); самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения направления движения (знаки и символы).

Развитие пространственных и временных представлений детей старшего дошкольного возраста Подготовили: Воспитатели 2-ой группы Белякова И.И. Ванина С.В.

Цель: Совершенствовать умения ориентироваться в пространстве и во времени

Задачи: Развивать пространственные представления : -ориентируясь на себя (точка отсчета «от себя»); -ориентируясь на окружающее пространство (точка отсчета «от предмета»);

-определять словом местоположение себя и других объектов; -ориентируясь в 3-х мерном пространстве в движении; -ориентируясь на плоскости в 2-х мерном пространстве.

Закреплять и углублять представления о таких временных отрезках, как год, времена года, месяца, дни недели и части суток.

Точка отсчета «от себя» * Что вокруг? * Где стоит игрушка? * Холодно-горячо * Сделай, как я ! * Назови соседа * Магазин

Точка отсчета «от одушевленного/ неодушевленного предмета» * Отгадай, где? * Найди игрушку * Фотограф * Где, что лежит?

Определить словом местоположения себя и других объектов * Полет бабочки * Веселые матрешки * Назови где находишься * Скажи, что изменилось.

Ориентировка в 3-х мерном пространстве в движении * Куда пойдешь, то и найдешь * Синхронное плавание * Утренняя гимнастика * Задания с флажками и другими предметами

Ориентировка на плоскости * Волшебный коврик * Куда плывет рыбка? * Куда летит ракета? *Расположи фигуры * Графические диктанты

Времена года, месяцы

Дни недели и части суток

Спасибо за внимание.

Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».


Статьи по теме