Презентация Синонимы Омонимы Антонимы 5 Класс

Презентация Синонимы Омонимы Антонимы 5 Класс.rar
Закачек 2029
Средняя скорость 9789 Kb/s

Презентация Синонимы Омонимы Антонимы 5 Класс

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 5 классе.

Тема урока: Синонимы, антонимы, омонимы.

образовательные : знать определение синонимов, антонимов, омонимов; использовать их в речи в соответствии со стилистическими особенностями;, совершенствовать навыки чтения, обучать самостоятельно пополнять свои знания.

развивающие: развитие связной речи учащихся, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку, развитие творческих способностей учащихся;

воспитательная: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.

Тип урока: урок обобщения полученных знаний.

Формы обучения: индивидуальная, групповая.

Методы: словесный, наглядно- иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: презентация, словари .

I. Организационный момент.

В стране русского языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

Учитель: Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цель, которая стоит перед нами. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны!

Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное…

– А для чего служат слова, что они обозначают?

(Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)

– Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав? (Лексика)

— А что входит в лексику? (Слайд С ответами)

— А какие цели вы себе поставите на этом уроке?

А вам желаю, ребята, проявить себя творчески, раскрыть свою индивидуальность и получить положительные эмоции.

II. Объявление темы и цели урока. Оформление темы в тетрадях.

-Учитель: Итак записываем в тетради число, тему урока «Синонимы, антонимы, омонимы.

Ясный летний день. Сегодня тепло и солнечно. Дует жаркий ветерок. Небо прозрачное, высокое. Чудесная пора!

-Учитель: Ребята, о каком времени года говорится в этом тексте? ( о лете)

-Учитель: Какие слова говорят, что это лето? Подберите к этим словам противоположные по значению слова и по этим словам создайте новый текст.

Слайд: Лето – зима, ясный – тусклый, летний – зимний, тепло – холодно, солнечно – пасмурно, жаркий – холодный, прозрачное – мрачное, чудесная – ненастная.

-Учитель: А как эти слова эти слова называются (АНТОНИМЫ).(Слайд)

— А кто вспомнит правило, что такое антонимы?

-Теперь по этим словам создайте новый текст.

— Прочитайте, что у Вас получилось. О каком времени года говорится в вашем тексте? (зиме)

Отдых наш — физминутка,

Занимай свои места:

Руки кверху все подняли.

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь( прыжки на месте),

Будто мой упругий мяч.

-Учитель: Художники восхищались этим временем года. Вашему вниманию представлены две картины художников Пластова и Грабаря. Как природу зимы изобразили художники? (На обеих картинах изображён снег).

Учитель: Чем отличаются эти картины? (на картине Пластова «Первый снег» начало зимы, а на полотне Грабаря – конец зимы)

-Учитель: эти картины тоже противоположны.

Давайте рассмотрим эти картины по отдельности прочитаем стихи к этим картинам. Соотнесите картины со стихотворениями.

-Чем похожи эти картины и стихотворения?

— А какими словами описывает поэт то, что изображено на картине?

— А чем отличаются?

-Учитель: какие чувства вызывают эти картины?

— А какие слова вы убрали бы из предложенных слов, не передающих настроение от картины?

-Учитель: у вас остались слова: восторг, радость, удивление, восхищение. Что общего у этих слов? (лексическое значение, эти слова одной части речи).

-Учитель: А чем они отличаются? (оттенками лексического значения) — Как называются такие слова? ( Синонимы).

— Для чего они служат в речи? Что вы знаете о синонимах?

  1. это слова близкие по значению;
  2. отвечают на один и тот же вопрос;
  3. различаются оттенками значений;
  4. помогают разнообразить нашу речь;
  5. позволяют убрать повторы;
  6. помогают объяснить значение слов;

Учитель : Синонимы широко используются в речи, и вам при написании изложения и сочинения на ГИА и ЕГЭ такие слова очень нужны будут, поэтому уже сейчас вы должны пополнять словарный запас. Для этого существуют словари омонимов, синонимов, антонимов. (Показ словарей учителем).

-Учитель : Мы работали над картинами. Теперь попробуем подобрать и записать в тетради синонимы к словам картина, изображать .

-Учитель: О каком времени года мы сегодня говорим, ребята? Композиторы и поэты в своих произведениях выражали свои чувства. Вашему вниманию предлагается отрывок из музыкального произведения Георгия Свиридова «Метель». Так композитор изобразил зимний день. Прослушайте мелодию и опишите устно, какая картина предстала в вашем воображении.

-Дети устно выражают свои мысли.

Учитель: Сейчас мы с вами станем поэтами и по схеме, которую вы видите на экране, составим стихотворение, где вы выразите свои чувства зиме или зимнему дню.

Презентация была опубликована 2 года назад пользователемСтанислав Ягодинский

Похожие презентации

Презентация на тему: » Повторение темы «Лексика» 5 класс. Лексика Многозначные слова Антонимы Синонимы Омонимы.» — Транскрипт:

1 Повторение темы «Лексика» 5 класс

2 Лексика Многозначные слова Антонимы Синонимы Омонимы

3 Многозначные слова Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными. Смысл многозначного слова можно понять только в контексте! Все многозначные слова имеют основное, исходное значение!

4 Многозначные слова. Загадки Они обычно для шитья; И у ежа их видел я; Бывают на сосне, на ёлке, А называются — … иголки

6 Многозначные слова. Загадки Ключ Я в дверях, я в замке, Я и в нотной строке, Я и гайку отвинчу, Я могу, если хочу, Телеграмму передать И загадку разгадать.

8 Многозначные слова Составь предложения со словом идёт Идёт человек Идёт поезд Идёт время Идут письма Идёт дым из трубы Идут учиться Идёт дождь Идёт урок Идёт платье

11 Омонимы Слова, одинаковые по написанию, но разные по лексическому значению, называются омонимами. В большинстве случаев омонимы образовались вследствие случайного совпадения слов.

12 Омонимы. Загадки Сейчас я, правда, устарела, А прежде было много дела, — Как выйду на зеленый луг, Так забываю про досуг. Коса

13 Омонимы. Загадки Любая мода не вечна, Не изменяюсь я одна, И девочки всегда и всюду Меня носить, конечно, будут. Коса

14 Омонимы. Загадки Считаюсь поваром по праву Я к пище важною приправой. Меня он «предаёт ножу», Его до слёз я довожу. Лук

15 Омонимы. Загадки Ходили некогда со мною Охотиться и воевать, Теперь же лишь глагол стрелять Напомнит обо мне порою. Лук

16 Уточни одним словом

19 Омофоны Омофоны – слова, совпадающие по произношению, но различные по написанию и значению.

20 Омофоны. Игра «Кто лучше?» Задание: Составьте небольшие предложения с данными словами. Прут – пруд Плот – плод Лез – лес Луг – лук Мак – маг Грипп – гриб Балл — бал

21 Омофоны. Игра «Кто лучше?» Прут – пруд

22 Омофоны. Игра «Кто лучше?» Плот – плод

23 Омофоны. Игра «Кто лучше?» Лез – лес

24 Омофоны. Игра «Кто лучше?» Луг – лук

25 Омофоны. Игра «Кто лучше?» Мак – маг

26 Омофоны. Игра «Кто лучше?» Грипп – гриб

27 Омофоны. Игра «Кто лучше?» Балл – бал

28 Синонимы Синонимы – слова, разные по написанию, но близкие по лексическому значению.

29 Подбери синонимы Торопиться Учить Бежать Осилить Известие Удивить Фантазировать Спешить Изучать Нестись Одолеть Новость Изумить Мечтать

30 Составь синонимический ряд Голубое, лазурное, небесное, бирюзовое

31 Синонимы. Игра «Кто скорее?» Задание: Подберите синонимы к данным словам и составьте с ними небольшие предложения. Блестеть, бой, быстрый, враг, горячий, доктор, известие, летчик, маленький, пища, разговаривать, старый, темнота, тихий, умный, хотеть, шалить. Сверкать, сражение, шустрый, недруг, огненный, врач, новость, пилот, небольшой, еда, болтать, давнишний, мрак, эрудированный, желать, баловаться.

32 ЛЕС ГОРЕ МОРОЗ ХОТЕТЬ ТЕМНОТА КРЕПОСТЬ СООБЩЕНИЕ НЕВИДАННЫЙ РАВНОДУШНЫЙ Подбери синонимы

33 ЛЕСБОР ГОРЕБЕДА МОРОЗСТУЖА ХОТЕТЬЖЕЛАТЬ ТЕМНОТАПОТЁМКИ КРЕПОСТЬТВЕРДЫНЯ СООБЩЕНИЕИЗВЕЩЕНИЕ НЕВИДАННЫЙДИКОВИННЫЙ РАВНОДУШНЫЙБЕЗУЧАСТНЫЙ

34 Антонимы Антонимы – слова противоположные по лексическому значению.

35 Игра «Подбери антонимы»

36 1. злой – добрый 2. больной – здоровый 3. ленивый – работящий 4. узкий — широкий Игра «Подбери антонимы»

37 Игра «Узнай антонимы»

41 Игра «Скажи без запинки» Задание: Подберите антонимы. Большой Высокий Длинный Широкий Толстый Глубокий Прямой Левый Первый Верхний Тяжёлый Острый Горячий Светлый Белый Мокрый Громкий Сладкий Хороший Скупой Нежный Храбрый Умный Чистый Больной Дорогой Смеяться

42 «Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести» В.Шефнер

43 Список использованных ресурсов: jpg jpg 5. jpg jpg jpg jpg 17. jpg png jpg jpg 27.

Цель урока: повторить основные понятия лексики: синонимы и антонимы, омонимы; воспитывать чувство ответственности, отзывчивости, сотрудничеству, коммуникативности.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, медиапроектор, экран.

Конспект урока

I. Организационный момент.

II. Слово учителя:

Слайд 1, презентация. Ребята, сегодня утром нам пришло очень интересное письмо. Жители одной необыкновенной страны пригласили нас в гости. Но вот беда! Я не смогла расшифровать название этой страны. Необходима ваша помощь.

Для этого нам необходимо ответить на несколько вопросов.

  1. Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, отвечает на вопросы: кто? что?
  2. Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего и отвечает на вопросы: что делает предмет? каков предмет? что такое предмет?
  3. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения?
  4. Самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их?
  5. Разговор двух или нескольких лиц называется…?
  6. Раздел науки о языке, изучающий правильную постановку знаков препинания?
  7. Знак препинания, который ставится между однородными членами или между частями сложного предложения?

Слайд 3, презентация. Итак, мы получили письмо из страны, которая называется «Лексика». Давайте вспомним, что же это такое. ЛЕКСИКА (от др.-греч. τὸ λεξικός — «относящийся к слову», от ἡ λέξις — «слово», «оборот речи») — совокупность всех слов русского языка.

III. Давайте заедем в гости в первый город, который нас ждет. Что это? Все жители очень похожи между собой! Но ведь нас не проведешь, мы разберемся, кто есть кто!

Бобѐр, в Лисе души не чая,
К ней заглянул на чашку чая
И вежливо спросил: “Не помешал?”
Лиса в ответ: “Ах, что вы, друг, напротив!”
И села в кресло мягкое напротив,
И ложечкою чай он помешал.

Я думаю, что каждый из нас видит одинаковые, на первый взгляд, слова.
Но все-таки, что в них разного? Как мы называем такие слова?

Слайд 6, презентация. Итак, жителей первого города вы узнали. Это ОМОНИМЫ — слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

IV. Следующий город, в который мы прибыли, тоже очень необычный. Но у жителей беда! Все между собой перепутались! Давайте поможем им!

Слайд 7, презентация. Перед нами слова. Как вы думаете, в какие группы мы можем их объединить?

Дебаты, отважный, грустить, защищать, горевать, смелый, спор, бесстрашный, оборонять, печалиться, дискуссии, охранять, скорбить, полемика, храбрый , тосковать оберегать, решительный.

Слайд 8, презентация. Давайте посмотрим, какие группы получились.

  • 1-я группа: спор, дебаты, дискуссии, полемика;
  • 2-я группа: смелый, отважный, бесстрашный, решительный, храбрый;
  • 3-я группа: горевать, грустить, скорбить, тосковать, печалиться;
  • 4-я группа: защищать, оберегать, оборонять, охранять.

Ребята, как получились такие группы?

По какому признаку вы их объединили?

Как мы называем такие слова?

Слайд 9, презентация. Жителей и этого города вы узнали. Это СИНОНИМЫ (гр. synonymos) – слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению.

V. Ребята, мы с вами уже проделали большой путь, но, оказывается, есть еще одни жители страны Лексика, которые хотят нам себя показать. Вот только они стесняются.

Давайте поможем им появиться. Перед нами пословицы, но некоторые слова в них пропущены. Наша задача – закончить фразы.

  • Ученье – свет, а неученье — …
  • Меньше говори, а …
  • Корень учения горек, а плод …
  • Мягко стелет, да …
  • В глаза не хвали, а …
  • Сытый … не разумеет.
  • Ласточка день начинает, а соловей …
  • За маленьким погнался, а …
  • Легко сказать, да….
  • Правой рукой строит, а левой…

Что же за слова были пропущены?

Слайд 11, презентация. Правильно, в этом городе живут АНТОНИМЫ. Это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

VI. Итак, ребята, путешествие в какую страну мы с вами совершили?

Каких жителей увидели?

В чем особенность каждого?

Слайд 12, презентация. Молодцы! Вот мы и навестили наших хороших друзей! А теперь нам пора возвращаться!


Статьи по теме