Презентация Русская Культура 18 Века 10 Класс

Презентация Русская Культура 18 Века 10 Класс.rar
Закачек 2000
Средняя скорость 5673 Kb/s

Презентация Русская Культура 18 Века 10 Класс

Литература. Живопись. Архитектура. Быт и нравы населения.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Культура, духовная жизнь, быт в XVIII веке

Культура XVIII века Победа светского начала Способность к активным контактам с культурами других народов Развитие рационализма в общественном сознании

Грамотность, образование I половина XVIII века Создание цифирных (начальных) школ (1714 г.). Открытие профессиональных школ (математические, навигацкие , медицинские, горные, ремесленные, кораблестроительные, инженерные…) (с 1701 г.) Создание закрытых учебных заведений для дворянских детей (Шляхетский корпус, 1731 г.) Выпуск печатных газет («Ведомости», 1703 г.) Открытие первой публичной библиотеки (1714 г.) II половина XVIII века Основание Московского университета (1755 г.) Создание Академии художеств (1757 г.) Открытие Российской Академии (1783 г.) Создание закрытого учебного заведения для дворянских дочерей (Смольный институт благородных девиц, 1764 г.) Проведение школьной реформы в 1782-1786 гг. (4-хклассные главные народные училища, 2-хклассные малые народные училища)

Московский государственный университет — 1755

Смольный институт благородных девиц — 1764

Смольный институт благородных девиц

Учебные пособия Самым знаменитым учебником эпохи стала «Арифметика» Л. Магницкого. (первое издание – 1707 год).

Учебные пособия «Грамматика» М. Смотрицкого .

В 1703 г. была издана 1-я русская газета — «Ведомости». Для облегчения образования в 1710 г. Петр вместо церковного шрифта ввел более удобный — гражданский.

Наука и техника 1725 г. Академия Наук 1725-1741 гг. Экспедиции Витуса Беринга 1745 г. «Атлас Российской империи» 1765 г. Паровая машина И.И. Ползунова II пол. XVIII в. Изобретения И.П. Кулибина (оптические приборы, часы, проект одноарочного моста…) II четв . XVIII в. Токарные станки А.К. Нартова Научный подход к изучению истории В.Н. Татищев («История Российская») М.М. Щербатов, И.Н. Болтин

М.В. Ломоносов ( 1711-1765 гг.) Физика Закон сохранения материи и движения Химия Физическая химия Астрономия Атмосфера на Венере Литература Оды Новое стихосложение История Антинорманнская теория Изобразительное искусство Мозаика География Северный морской путь Московский университет

Развитие науки и техники II четв . XVIII в. Токарные станки А.К. Нартова

Развитие науки и техники Труды по истории: «История Северной войны», «Марсова книга». В.Н. Татищев «История Российская»

Общественная мысль I половина XVIII века Ф. Прокопович, И.Т. Посошков, В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир Идея «регулярного государства» (абсолютная монархия, рациональное устройство, мудрая воля правителя, опора на закон) II половина XVIII века Екатерина II : монарх – философ, реформатор, лечащий общество (идеология «просвещенного абсолютизма») М.М. Щербатов: усиление влияния родовитого дворянства Н.И. Новиков: допуск к управлению дворян и свободных сословий («Трутень» , «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек»; «Утренний свет») А.Н. Радищев: необходимость свержения самодержавной власти («Путешествие из Петербурга в Москву», 1790 г.)

Литература Классицизм Ориентация на античные художественные образцы и на гражданские доблести М.В. Ломоносов В.К. Тредиаковский А.П. Сумароков Г.Р. Державин Д.И. Фонвизин ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть ( гистория ), роман Силлабо-тоническое стихосложение В.К. Тредиаковский (1703-1768) и М.В. Ломоносов Сентиментализм (с кон. XVIII в.) Интерес к чувствам и переживаниям простого человека Н.И. Карамзин «Бедная Лиза», «Письма русского путешественника»

Д.И. Фонвизин Г.Р. Державин Н.М. Карамзин

Театр и музыка Ф.Г. Волков (1729-1763) Кон. 1740-х гг. – русская театральная труппа в Ярославле 1752 г. – переезд в Петербург 1756 г. – Русский театр (первый русский профессиональный постоянный публичный театр) Крепостные театры Театры Шереметевых в Кускове и Останкине 1738 г. Танцевальная школа в Петербурге ( Вагановское балетное училище) Сер. XVIII в. Эрмитажный театр (итальянская и французская опера) Русская опера Д.С. Бортнянский (1751-1825) «Сокол», «Праздник сеньора» Е.И. Фомин (1761-1800) «Ямщики на подставе», «Орфей»

Русский театр (первый русский профессиональный постоянный публичный театр) Ф.Г. Волкова

Архитектура I треть XVIII века Петровское барокко («причудливый») Переплетение русских и западных традиций Доменико Трезини И.К. Коробов, П.М. Еропкин, М.Г. Земцов Летний дворец Петра I Комплекс зданий Петропавловская крепость Здание 12 коллегий «Комиссия о Санкт-Петербургском строении» после пожара 1737 г.

Архитектура II треть XVIII века Русское барокко («причудливый») Торжественность, нарядность, контрасты, стремление к величию и пышности Варфоломей Растрелли Д.В. Ухтомский, С.И. Чевакинский Смольный монастырь Большой Екатерининский дворец в Царском Селе Зимний дворец Большой дворец в Петергофе Никольский Морской собор Колокольня Троице-Сергиевой лавры

Архитектура III треть XVIII века Классицизм Строгость, симметричность, использование античного декора В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, Е.И. Старов Дом Пашкова в Москве Михайловский замок в Петербурге Сенат в Кремле Московский университет Здание Дворянского собрания в Москве Дом-усадьба Демидова Таврический дворец в Петербурге

Изобразительное искусство I половина XVIII века Живопись (портрет) И.Н. Никитин (портрет канцлера Головкина, «Петр I на смертном одре») А.М. Матвеев («Автопортрет с женой») Гравюра (сражения, парады, виды Петербурга и др.) А.Ф. Зубов

Изобразительное искусство II половина XVIII века Живопись ( портрет, пейзаж) Портрет: Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский Пейзаж: С.Ф. Щедрин Портрет В.Н. Суровцевой Портрет Д.А. Демидова Портрет М.И. Лопухиной Скульптура (портреты) Ф.И. Шубин (Ломоносов, Румянцев, Потемкин, Павел I и др.) Монументальная скульптура Э. Фальконе (Медный всадник, 1782 г.)

Ф.И. Шубин Э.М. Фальконе

Быт Дворяне стремились во всем подражать правителям и по всей стране появились прекрасные дворянские усадьбы. В то же время дома простых людей оставались деревянными. Из-за быстрого роста городской территории появилась необходимость нумерации домов по улицам.

В 18 в. среди дворян постепенно распространилась одежда европейского покроя, которую начинают шить непосредственно в России. Модные магазины открывались иностранцами оседавшими в стране. Женское платье шьется с декольте и корсетом. Мужская одежда состояла из шелковых панталон, кружевных рубашек, бархатных кафтанов. Появляются аксессуары -шляпки, трости, перчатки, трости, часы, парики и т.д.

Одежда простых крестьян изготавливалась из простых тканей — основу составляла льняная рубаха, поверх которой одевали сарафан, голова женщин покрывалась платком, а по праздникам — кокошником. Крестьянская обувь была представлена лаптями. Украшения изготавливали из дерева, или коры.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачетные вопросы проверят знания учащихся 9 класса об изученных произведениях литературы 18 века: знание текста. идейного содержания, мировоззрения автора.

Презентация используется учителем на уроке во время рассмотрения нового материала связанного с живописью второй половины 18 века.

Скульптура — вид искусства, создающий формы в трех измерениях — в высоту, ширину и глубину с использованием различных материалов и особых технологий — высекания, лепки и литья. Если объект не полность.

Презентация «Особенности женского портрета 18 века».

Торговля России в 18 веке 7 класс.

Альбом дает иллюстративный дидактический материал для работы учителя по Русской культуре 13-15 веков: архитектура, живопись, скульптура.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Культура России в XVIII в. Лекция №21 по истории России

План лекции Русская культура и наука при Петре Великом Наука в XVIII в. Литература Живопись Скульптура Архитектура

Развитие культуры при Петре Великом Причины развития науки и культуры: Необходимость эффективного использования природных ресурсов Нужда в квалифицированных кадрах Стремление Петра сделать Россию «Новой Голландией» Направления развития: Насаждение европейских обычаев Становление системы образования Развитие науки и техники

Развитие системы образования Создание цифирных школ и профессиональных учебных заведений Массовое издание книг 1714 г. – открытие первой библиотеки (ныне Библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Петербурге) Первая печатная газета – «Ведомости» 1710 г. – введение гражданской азбуки (ранее – церковно-славянская)

Развитие науки и техники Изучение природных ресурсов страны 1712 г. – изобретение токарного станка (А. Нартов) 1702 г. – открытие обсерватории Открытие первого музея (Кунсткамера) 1724 – учреждение Академий наук и художеств

Развитие светской живописи ОСОБЕННОСТИ: Жанровое разнообразие (портрет, монументальная роспись, миниатюра, пейзажи) Основные стилевые направления: барокко (итал. Barocco, буквально — причудливый, вычурный стиль) и рококо («причудливый», «капризный»; франц. rococo от rocaille — осколки камней, раковины)

Иван Никитин – основоположник русской светской живописи

Светская архитектура «Регулярная планировка»: строительство города по плану квадратно-гнездовым способом (старые города строили без плана лучевым и кольцевым способом) В архитектуре преобладали стили «петровское барокко», зрелое барокко и рококо

Петропавловская крепость и Петропавловский собор (архитектор Доменико Трезини)

Жан Леблон – Петродворец (Петергоф)

Наука и образование в 1725-1800 гг. 1744 г. – М.И.Шеин издал Анатомический атлас 1745 г. – издание географического «Атласа России» 1748 г. – создание М.В.Ломоносовым химической лаборатории 1761 г. – М.В.Ломоносов открыл атмосферу на Венере Академические экспедиции В.Беринга и С.П.Крашенинникова на Камчатку

Создание системы образования 1755 г. – открытие Московского университета Открытие сухопутного, пажеского и морского корпусов 1757 г. – основание Академии художеств 1764 г. – основание Смольного института благородных девиц

Ломоносов М.В. ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711-65), первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики

Русская литература А.П.Сумароков Г.Р. Державин

Русская литература Д.И.Фонвизин Н.И.Новиков

Стилевые направления 2-ой половины XVIII в. Классицизм — (от лат. classicus — образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве, обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Сентиментализм — (от франц. sentiment — чувство), течение в европейской и американской литературе и искусстве, объявившее доминантой «человеческой природы» не разум, а чувство.

Русская художественная школа Матвеев А.М. Рокотов Ф.С.

Русская художественная школа Левицкий Д.Г. Боровиковский В.Л.

Варфоломей Растрелли Зимний дворец

Варфоломей Растрелли Екатерининский дворец в Царском селе

Антонио Ринальди и Джакомо Кваренги Дворец в Гатчине Эрмитажный театр

Баженов В.И. и Казаков М.Ф. Дом Пашкова в Москве Университет

Скульптура Фальконе Э. Шубин Ф.И.

Царь-колокол И.Ф. и М.И. Моторины 1733-1735 гг. Вес — 201 т 924 кг, высота 6,14 м, диаметр 6,60 м (отколотый фрагмент – 11,5 тонн)

Первый Русский театр Ф.Г. Волков Первый основатель русского театра при Елизавете Петровне в Ярославле

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемnsportal.ru

Презентация к уроку в 10 классе «Золотой век русской культуры» позволяет повысить наглядность при изучении таких вопросв темы, как живопись, архитектура, скульптура

Похожие презентации

Презентация 10 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Презентация к уроку по истории (10 класс) на тему: Презентация «Золотой век русской культуры»». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 «Золотой век» русской культуры. Первая половина XIX века. Пушкин – это гений, сумевший создать идеал нации… Д.С. Лихачёв

2 1. Архитектура и скульптура В архитектуре и скульптуре сохранял свои позиции классицизм. В архитектуре его вершиной стал стиль ампир, который выражался в массивных формах с наличием скульптур, дополнявших архитектурное оформление зданий Наиболее крупные достижения архитектуры связаны с творчеством О. Монферрана, А.Н. Воронихина, А.Д. Захарова, К.Росси

3 А.Д. Захаров. Адмиралтейство Здание Адмиралтейства было построено в Санкт- Петербурге в годах русским архитектором А.Д. Захаровым. Основой для здания послужило строение, заложенное в 1704 году царем Петром I и затем много раз перестраивавшееся, но сохранившее черты первоначального замысла. Стены здания Адмиралтейства, сооруженного Захаровым, украсили скульптуры русских мастеров.

4 Воронихин Андрей Никифорович. Казанский собор Выдающимся творением Воронихина- архитектора является собор Казанской Божьей Матери в Петербурге, сооружение которого было закончено в 1811 году. В числе других построек Воронихина колоннады и каскад в Петергофе, дворцы в Стрельне, Гатчине, Павловске.

5 Монферран Август Августович (Огюст Рикар де Монферран), русский архитектор, декоратор и рисовальщик.

6 Основные работы, осуществленные мастером в России, – это Исаакиевский собор, Александровская колонна, дом Лобанова- Ростовского ( годы), отделка Фельдмаршальского, Петровского и строительство Круглого залов Зимнего дворца ( годы), перестройка дома Гагариной (40-е годы XIX века).

8 Бове Осип (Иосиф) Иванович, архитектор, представитель стиля ампир. ( ) О.И. Бове родился в Петербурге в семье художника, итальянца по происхождению. В годах Бове учился в Москве, в архитектурной школе при Экспедиции кремлевского строения. С 1807 года Бове работал помощником у М.Ф. Казакова и К.И. Росси в Москве и Твери. После 1812 года Бове был главным архитектором «фасадической части» Комиссии для строения Москвы, где проводил идею создания целостных городских ансамблей. При его непосредственном участии была реконструирована Красная площадь, созданы Театральная площадь с Большим театром ( годы), Александровский сад. Бове был автором архитектурной отделки Манежа. По проекту Бове в Москве в годах были воздвигнуты Триумфальные ворота в память войны 1812 года, а также 1-я Градская больница. Среди церковных построек Бове известны купольная ротонда церкви «Всех скорбящих радости» на Большой Ордынке в Москве (1833 год) и церковь в селе Архангельском под Москвой со своеобразным решением иконостаса в виде Триумфальной арки.

10 Александровский сад в Москве В древности на месте Александровского сада у стен Московского Кремля протекала река Неглинка, являвшаяся естественной водной преградой на подступах к крепости. Через нее были переброшены мосты: Боровицкий и первый в Москве каменный – Троицкий. Со временем Кремль утратил значение крепости, и в 1817 году воды реки Неглинки заключили в подземную трубу. В годах над прежним ее руслом по проекту архитектора О.И. Бове был разбит сад, названный Александровским.

11 Александровский сад в XIX веке

12 Триумфаль- ные ворота

13 Оружейная палата в Московском Кремле В 1511 году по велению Великого князя Василия III Иоанновича в Московском Кремле была учреждена Оружейная палата во главе с оружейным боярином. Она стала местом изготовления и хранения боевого и парадного оружия, драгоценных украшений, предметов дворцового обихода, военных трофеев. В 1806 году Оружейная палата, сохранив свое название, была преобразована в музей, а здание для уникальной коллекции построил в годах архитектор Константин Андреевич Тон. Оружейная палата в Московском Кремле – старейший русский музей, где собраны замечательные произведения мастеров России, Запада и Востока.

14 Памятник Минину и Пожарскому в Москве

15 В 1818 году в Москве на Красной площади состоялось торжественное открытие первого в городе скульптурного памятника, сооруженного на средства, собранные по общественной подписке. «Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия лета 1818 года», – гласила надпись на пьедестале монумента. Созданный в годах русским скульптором Иваном Петровичем Мартосом памятник запечатлел руководителей национального сопротивления годов – Кузьму Минича Минина и Дмитрия Михайловича Пожарского. Пьедестал монумента украсили барельефы «Нижегородские граждане» и «Изгнание поляков». Произведению суждено было стать шедевром русского монументального искусства.

17 В.А. Тропинин. «Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль», написанный русским художником Василием Андреевичем Тропининым в 1846 году, по живописным приемам и композиционному построению был своеобразной попыткой мастера выйти за границы портретного жанра. Художник, подробно остановившись на бытовых деталях, основное внимание уделил внутреннему миру человека.

18 Портрет Арсения Тропинина

21 Кипренский Орест Адамович, живописец, график, представитель романтизма. ( ) Орест Адамович Кипренский был внебрачным сыном крепостной. В 1788 году он получил вольную и был отправлен в Воспитательное училище при петербургской Академии Художеств. В 1805 году Кипренскому присудили золотую медаль за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле». Но свое призвание художник нашел в портрете, который стал для него средством утверждения в искусстве нового, отвечавшего романтическим устремлениям эпохи взгляда на человека, как на внутренне независимую личность. С 1816 по 1822 годы Кипренский жил в Италии. В эти годы он предпринял ряд попыток создания исторических полотен. По возвращении в Россию в 1827 году художник написал знаменитый портрет А.С. Пушкина.

23 А. С. Пушкин» Написанная в 1827 году русским художником Орестом Адамовичем Кипренским картина «А. С. Пушкин» – самое значительное произведение мастера. Использовав общепринятую схему парадного портрета, художник сумел раскрыть богатство внутреннего мира своего выдающегося современника.

24 Брюллов Карл Павлович ( ) Карл Павлович Брюллов окончил петербургскую Академию Художеств и был отправлен для продолжения образования в Италию. С 1823 по 1835 год жил в Италии. Творчество Брюллова внесло в живопись русского классицизма струю жизненности, романтизма. Произведения художника отмечены утверждением чувственно-пластичной красоты человека («Вирсавия», 1832 год), драматической напряженностью образов («Последний день Помпеи», годы), реалистическими тенденциями, тонким психологизмом (портрет М. Ланчи, 1851 год, автопортрет, 1848 год). Брюллов был также великолепным мастером парадного портрета, примером которого является его знаменитая «Всадница» (1832 год).

25 «Последний день Помпеи» Отправленный петербургской Академией Художеств на учебу в Италию Карл Павлович Брюллов посетил античный город Помпеи, разрушенный во время извержения вулкана Везувий. Под впечатлением увиденного художник написал картину «Последний день Помпеи» ( годы). Появление этого полотна явилось событием художественной жизни того времени и принесло известность автору. Картина выставлялась в Милане, в Париже, а в 1834 году была привезена в Россию.

28 «Итальянс- кое утро»

29 П.А. Федотов — основоположник реализма. «Сватовство майора» За созданную в 1848 году картину «Сватовство майора» художник Павел Андреевич Федотов получил звание академика петербургской Академии Художеств. Картину автор сопроводил стихотворным комментарием собственного сочинения, который немало способствовал популярности полотна: «. И вот, извольте посмотреть: Как хозяин-купец, Невестин отец, Не сладит с сюртуком. Он бьется, пыхтит, Застегнуться спешит. И наша невеста Не найдет сдуру места: «Мужчина! Чужой! Ой, стыд-то какой.

30 «Завтрак аристокра- та»

32 Венецианов Алексей Гаврилович, русский живописец. А.Г. Венецианов был одним из основоположников бытового жанра в русской живописи. Он создал отмеченный чертами идеализации поэтический образ крестьянской жизни, тонко передал красоту русской природы. Им созданы полотна, отражающие бытовые сцены жизни крестьян: картины «На пашне» (20-е годы XIX века), «Знахарка» (1825 год). Вопреки установкам Академии Художеств Венецианов много писал с натуры. Во второй четверти XIX века ряд учеников Венецианова (Н.С. Крылов, Л.К. Плахов, Г.В. Сорока и другие) образовали так называемую Венециановскую школу. Художники этой школы с поэтической непосредственностью изображали жизнь демократических кругов общества, писали горные и сельские пейзажи, интерьеры и натюрморты.


Статьи по теме