Презентация Реабилитация при Заболеваниях Органов Дыхания

Презентация Реабилитация при Заболеваниях Органов Дыхания.rar
Закачек 2924
Средняя скорость 1078 Kb/s

Презентация Реабилитация при Заболеваниях Органов Дыхания

Презентация: «Реабилитация при заболеваниях органов дыхания». Автор: Customer. Файл: «Реабилитация при заболеваниях органов дыхания.ppt». Размер zip-архива: 141 КБ.

Реабилитация при заболеваниях органов дыхания

Физическая реабилитация при заболеваниях органов дыхания

Заболевания органов дыхания

Заболевания органов дыхания (ОД) в настоящее время занимают четвертое место в структуре основных причин смертности населения, а их «вклад» в снижение трудоспособности и инвалидизацию населения еще более значителен. Этому способствуют и возросшие темпы загрязнения воздуха и масштабы применения химических продуктов на производстве, в сельском хозяйстве и быту.

Наклонность к затяжному хроническому течению

Для воспалительных заболеваний бронхолегочной системы стала более характерна наклонность к затяжному хроническому течению, раннее присоединение аллергических осложнений. Заболевания органов дыхания, характеризующиеся подобным затяжным течением, периодически обостряющиеся, не поддающиеся полному излечению и полному восстановлению функциональных возможностей дыхательной системы, специалисты объединяют под общим названием «хронические неспецифические заболевания легких» (ХНЗЛ). К ним относятся: хроническая пневмония, хронический бронхит, бронхоэктатическая болезнь, пневмосклероз, эмфизема легких, бронхиальная астма.

Распространение

В последние 10-15 лет получило распространение поэтапное восстановление больных ХНЗЛ: пульмонологическая клиника — отделение реабилитации — санаторий — пульмонологический диспансер (А.Н. Кокосов, Э.В. Стрельцова, 1981).

Принципы реабилитации

Задачи и принципы реабилитации пульмонологических больных. Общими задачами реабилитации являются: достижение регрессии обратимых и стабилизации необратимых изменений в легких; восстановление и улучшение функции внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы, психологического статуса и трудоспособности. Реализация этих задач может различаться в зависимости от нозологической формы, особенностей и характера течения заболевания, индивидуальных особенностей пациента, формы и степени поражения дыхательной системы.

Улучшение работы нейрогуморальных механизмов регуляции

К частным задачам реабилитации заболеваний органов дыхания можно отнести: ликвидацию воспалительного очага; улучшение бронхиальной проходимости; увеличение вентиляции легких; устранение несоответствия между альвеолярной вентиляцией и легочным кровотоком; улучшение дренажной функции легких; экономизацию работы дыхательных мышц путем усиления их мощности и содружественности. Сюда же можно отнести мероприятия, направленные на улучшение работы нейрогуморальных механизмов регуляции внешнего дыхания.

Этиология и патогенез бронхолегочной патологии. Известно, что нарушение дыхательной функции при заболеваниях органов дыхания чаще всего связано с изменением механизма дыхательного акта (нарушение правильного соотношения фазы вдоха, фазы выдоха и паузы, появление поверхностного и учащенного дыхания, дискоординация дыхательных движений). Эти изменения приводят к нарушению легочной вентиляции, что в свою очередь ведет к нарушению газообмена в легких, так как легочная вентиляция поддерживает определенное парциальное давление кислорода и двуокиси углерода в альвеолярном воздухе. Постоянство этого давления обеспечивает диффузию кислорода из альвеолярного воздуха в кровь легочных капилляров.

Все эти процессы решают основную задачу внешнего дыхания — поддержание нормального напряжения кислорода и углекислоты в артериальной крови. Когда вследствие патологического процесса в легких одно из звеньев, обеспечивающих нормальную функцию аппарата внешнего дыхания, начинает давать сбои, наступает дыхательная недостаточность, организм недополучает необходимое ему количество кислорода и не выводит нужное количество СО2.

Нарушение вентиляции

Нарушение вентиляции и газообмена в легких может быть вызвано: 1) уменьшением дыхательной поверхности легких вследствие заполнения альвеол воспалительным экссудатом, что имеет место при воспалительных процессах (пневмония, бронхит, туберкулез легких), при опухолях, при ателектазах (спадение участков легкого); 2) ограничением подвижности грудной клетки и легких, вызванных поражениями и заболеваниями плевры и легких, сопровождающимся накоплением в плевральной полости газа или жидкости (воспалительный экссудат, кровь, гной и т.п.). После рассасывания жидкости могут образовываться плевральные спайки и сращения, которые заметно ограничивают дыхательное движение;

Хроническая пневмония

3) нарушением проходимости дыхательных путей либо вследствие спазма гладкой мускулатуры бронхиол (при бронхиальной астме), либо при воспалительных процессах с образованием обильного количества мокроты. Подобное нарушение может произойти и вследствие сдавливания дыхательных путей (трахей или бронхов), либо опухолями, либо Рубцовыми сращениями; 4) ухудшением эластичности легочной ткани (эмфизема) в результате длительно протекающих хронических заболеваний органов дыхания (хроническая пневмония, бронхит, бронхиальная астма), но может быть вследствие возрастных изменений в легочной ткани;

Пневмосклероз

5) разрастанием соединительной ткани в легких после воспалительных процессов (пневмосклероз), что ведет к патологическим изменениям в альвеолярно-капиллярных мембранах и, как следствие, — нарушению диффузии газов. Факторами, снижающими газообмен, могут также быть: а) усиленное выделение слизи при плохом отхождении мокроты, б) ослабление экскурсий диафрагмы, г) общая вялость и малая подвижность больных.

Клинические проявления

Основные клинические проявления заболеваний органов дыхания 1. Изменение частоты и ритма дыхания — учащение дыхания как компенсаторное приспособление: при уменьшении дыхательной поверхности, при лихорадочных состояниях (высокая температура), при резких болях, не позволяющих дышать глубоко. 2. Одышка — сложное нарушение дыхания. Субъективно одышка ощущается как недостаток воздуха, поэтому у больного возникает потребность дышать глубже и чаще. При заболеваниях системы дыхания различаются три типа одышки:

1) испираторная (затруднен вдох) — преимущественно наблюдается при сужениях верхних дыхательных путей; 2) экспираторная (затруднен выдох) — наблюдается при уменьшении эластичности легочной ткани, а также при сужении мелких бронхов; 3) смешанная — затруднены обе фазы дыхания. Дыхание обычно учащается. Такая форма одышки встречается при многих заболеваниях легких, вызывающих уменьшение дыхательной поверхности в обширном воспалении легких и других заболеваниях, и наблюдается наиболее часто. Сильная степень одышки, при которой больной задыхается, носит название удушья. Удушье, возникающее приступами, называется астмой.

3. Кашель — рефлекторный акт, наиболее частой причиной которого является раздражение слизистой дыхательных путей попавшими туда посторонними телами или патологическими продуктами (мокрота, кровь). Благодаря кашлю дыхательные пути освобождаются от этих продуктов. Различают кашель сухой и влажный, если он сопровождается отделением мокроты. 4. Болезненные ощущения в груди — это резкие колющие боли, иногда более слабые и длительные; характерна их связь с дыханием (боль при глубоком вдохе, при кашле); боли чаще бывают в боку. Помимо этих основных проявлений могут быть также: чувство жара, иногда озноб, разбитость, головные боли, упадок сил и т.п.

Формы недостаточности

При первичном поражении легких возникающую дыхательную недостаточность называют недостаточностью легочного дыхания. Можно выделить две формы недостаточности легочного дыхания: вентиляционную и альвеолярно-респираторную. Вентиляционная форма делится на обструктивную, зависящую от нарушения проходимости бронхов, реструктивную, вызванную ограничением подвижности и емкости легких, и смешанную. Альвеолярно-респираторная форма связана с нарушением распределения воздуха в легких и ухудшением их диффузионной способности. Подобная терминология утверждена американским обществом врачей по заболеваниям органов грудной полости и в настоящее время является общепринятой.

Основным клиническим признаком легочной недостаточности является одышка, а функциональным признаком — неспособность органов дыхания обеспечить ту или иную физическую нагрузку. Как правило, при дыхательной недостаточности обнаруживаются признаки нарушения функции сердечно-сосудистой системы, т.е. к дыхательной недостаточности присоединяется сердечно-сосудистая недостаточность.

Клинико-физиологическое обоснование

Клинико-физиологическое обоснование применения средств физической реабилитации. В большинстве случаев при заболеваниях органов дыхания отмечается нарушение бронхиальной проходимости. В результате бронхоспазма и отечно-воспалительных изменений возникает сужение бронхов и возрастает сопротивление движению воздуха по трахеобронхиальному дереву как при вдохе, так и при выдохе. Дыхательные упражнения и упражнения с произношением звуков на выдохе рефлекторно уменьшают спазм гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол.

Вибрация их стенок при звуковой гимнастике действует подобно вибромассажу, расслабляя тем самым их мышцы. Повышение тонуса симпатической нервной системы на занятиях ЛФК, стимуляция функции надпочечников (повышение выделения адреналина, кортикостероидов) оказывают, в свою очередь, выраженный спазмолитический эффект. Снятию бронхоспазма также способствует выполнение упражнений в теплой воде (эффект расслабления).

Мелкие бронхи

При потере легкими эластических свойств мелкие бронхи, лишенные собственной эластической опоры, во время выдоха начинают спадаться, что также ведет к увеличению бронхиального сопротивления, но преимущественно на выдохе. Для повышения внутрибронхиального давления на занятиях ЛФК применяется дыхание через трубочку, свисток, сквозь стиснутые губы (зубы), выдох через трубочку в воду и т.п.

Занятия ЛФК направлены на устранение дискоординации дыхательного акта. Это возможно благодаря тому, что человек способен произвольно менять темп, ритм и амплитуду дыхательных движений, величину легочной вентиляции. Включение в программу занятий упражнений, связанных с движениями рук и ног и совпадающими с фазами дыхания, становятся условно-рефлекторным раздражителем для деятельности дыхательного аппарата и способствуют формированию у больных условного дыхательного рефлекса.

Дыхание верхнегрудного типа

Произвольно изменяя дыхание с помощью дыхательных упражнений, можно добиться более слаженной работы реберно-диафрагмального механизма дыхания с большим вентиляционным эффектом и с меньшей затратой энергии на работу дыхания. Под влиянием систематических занятий дыхание верхнегрудного типа сменяется более целесообразным нижнегрудным.

Воспалительные заболевания

Воспалительные заболевания бронхолегочной системы сопровождаются скоплением патологического секрета (мокроты, слизи, гноя), который нарушает проходимость воздухоносных путей. Выведение патологического секрета из дыхательных путей достигается с помощью дренажа бронхов при различных положениях тела, способствующих удалению секрета за счет собственной массы (постуральный дренаж). Еще более эффективно сочетание постурального дренажа с физическими упражнениями, перед проведением занятий целесообразно использовать средства, стимулирующие отхаркивание.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

ЛФК ПРИ ПАТОЛОГИИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ Зинина Любовь Ивановна учитель высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №86

Особенности Незавершённость бронхо-легочного аппарата; Слабо развиты придаточные полости носа; Лобная пазуха появляется к 2 годам, окончательно формируется к 15 годам; Миндалины постепенно увеличиваясь, достигают максимума в 5-10 лет; Лёгкие увеличиваются к 5-6 годам в 5-6 раз. Частота дыхания в 5 лет-25, в 7лет-23 дыхания в минуту;

Оценка эффективности работы дыхательной системы Жизненная ёмкость лёгких в 5-6 лет — 800-1000мл, в 6-7 лет- 1200-1400мл-у мальчиков, 1100-1200мл- у девочек; Жизненный индекс = ЖЁЛ(мл):вес(кг), в 7-10 лет у мальчиков -51-55мл/кг, у девочек- 42-49мл/кг; Проба Штанге: в 5 лет- 22-24сек., в 6 лет — 26-30сек., в 7 лет — 30-36сек; Проба Генчи: в 5 лет — 12сек., в 6 лет -14сек., 7лет — 14-15сек; Размах грудной клетки в 6-7 лет – 2-3 см, в 7-9 лет – 3-5см;

Значение дыхательных упражнений Увеличивают вентиляцию, лимфо- и кровообращения в лёгких; Снижают спазм бронхов и бронхиол; Улучшают их проходимость; Способствуют выделению мокроты; Тренируют умение произвольно управлять дыханием; Формируют правильную биомеханику дыхания; Осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания;

Основные патологии органов дыхания Острый рецидивирующий бронхит; Острая пневмония; Хроническая пневмония; Бронхиальная астма; Энфезема.

Острый рецидивирующий бронхит Задачи ЛФК: Восстановление проходимости бронхов; Обучение произвольному управлению дыханием; Коррекция осанки; Научить правильному ритмичному дыханию при движении Методика ЛФК: Массаж грудных мышц и пассивные движения, расслабляющие в первую очередь мускулатуру плечевого пояса, встряхивание грудной клетки; Дыхательная гимнастика с удлинённым выдохом; Упражнения для развития подвижности грудной клетки и укрепления мышц живота; Общеукрепляющие упр.

Специальная дыхательная гимнастика Вдох — быстрый, резкий, на 1 счёт, выдох – медленный, продолжительный, на 4 счёта; Вдох — медленно, на 4 счёта, выдох- резкий, короткий; Вдох – спокойный, на 3-4 счёта, выдох спокойный на 3-4 счёта; Вдох – трижды отрывисто, выдох- продолжительный; Вдох плавный, продолжительный, выдох – трижды, отрывисто; Выдохнуть воздух, не делая вдоха. Далее упражняют выдох с произнесением звуков на выдохе, что стимулирует откашливание (змея шипит- сссссс, поезд едет- шшшшш, оса жужжит- бзззззз)

Хроническая пневмония Задачи в период ремиссии: Поддержание функциональных резервов дыхания на достаточном уровне для обеспечения возрастных нагрузок; Предупреждение развития спаек; Нарушение бронхиальной проходимости; Предупреждение обострения процесса; Сохранение достигнутых компенсаций.

Игровой метод используют в занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (игры с бегом, прыжками, подвижные игры с мячом и др.); Гимнастический метод является ведущим, особенно при организации ЛФК с детьми среднего и старшего школьного возраста. В занятиях используются упр. без снарядов, со снарядами (мячи, медицинболы, гимнастические палки, булавы, обручи, флажки и др.) и на снарядах (гимнастическая скамейка, стенка, бревно и др.). Необходимо уделять больше внимания корригирующим упр., которые должны широко использоваться при хронических пневмониях; Спортивные проводятся на свежем воздухе: лёгкая атлетика, ближний и дальний туризм, плавание, гребля, ходьба на лыжах, катание на коньках, волейбол, теннис и др. Основное значение имеют упр. включающие бег, они должны занимать большое место среди общеукрепляющих упр. (дозированный бег в виде игры, эстафеты, элементы лёгкой атлетики); Методы построения занятий ЛФК

Бронхиальная астма Задачи ЛФК: Регуляция дыхания во время приступов удушья; Увеличение подвижности грудной клетки и укрепление дыхательной мускулатуры; Дыхательные упр. с удлинённым и ступенчато- удлинённым выдохом; Дыхательные упр. с урежением и задержкой дыхания на выдохе; Дыхательные упр. с произношением на выдохе ряда дрожащих, шипящих и свистящих звуков; Физические упр. для мышц верхних конечностей и грудной клетки; Корригирующие упр.; В межприступный период регулировать ритм дыхания или соотношение дыхательных фаз. Противопоказания для ЛФК: изменения со стороны ЦНС, выраженная патология лор органов (синусит, гайморит). Временные противопоказания: любые острые состояния.

Во время приступа- занятия проводят индивидуально. В постприступном периоде ЛФК проводят- инд. и малогрупповыми. Используют: общеукрепляющие упр. с малым числом повторений, упр.для мышц верхних конечностей и грудной клетки, упр. в расслаблении, дыхательные. Исключить: упр.со сложной координацией движений. В межприступный период -применяются разнообразные упр. из всех и.п. обеспечивающих увеличение нагрузки. Применяются: упр. для обучения навыка полного дыхания, динамические дых. упр. в том числе из сопротивления, в расслаблении, в виде имитационных движений, игровых рассказов.

Схема построения занятий лечебной гимнастикой при бронхиальной астме для детей дошкольного возраста Упражнения Продолжительность, мин. Задача раздела Методические указания Вводный 1. Построение в круг 2. Разучивание имитационных дыхательных упражнений с удлинённым выдохом 3. Ходьба по залу с ускорением 3-5 Постепенное вовлечение детей в занятия. Постановка правильного дыхания Основной 1. Упражнения в форме имитаций и игр для различных групп и коррекции осанки 2. Игра с бегом 3. Надувание воздушных шаров 4. Подвижные игры с мячами, шарами, кеглями, флажками и т. д. 5. Звуковая гимнастика с тренировкой фазы выдоха 6. Бег (15-20 сек.) 12-15 Постепенно нарастающая тренировка организма. Избегать статических усилий и задержки дыхания. Упр. проделываются с акцентом на выдох в((в целях профилактики вздутия лёгких). Занятие должно вызвать положительные эмоции. Заключительный 1. Ходьба с постепенным замедлением 2. Отвлекающие упражнения (с хлопками, пением, коллективной декламацией и др.) 3. Дыхательные упражнения 4. Отдых сидя или стоя 3-5 Снизить общую нагрузку. Постепенное возвращение к исходному состоянию Контроль за пульсом и дыханием Всего….. 25-40

  • Скачать презентацию (0.15 Мб)
  • 55 загрузок
  • 4.2 оценка

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему «Физическая реабилитация при заболеваниях органов дыхания » по медицине. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

Заболевания органов дыхания (ОД) в настоящее время занимают четвертое место в структуре основных причин смертности населения, а их «вклад» в снижение трудоспособности и инвалидизацию населения еще более значителен. Этому способствуют и возросшие темпы загрязнения воздуха и масштабы применения химических продуктов на производстве, в сельском хозяйстве и быту.

Для воспалительных заболеваний бронхолегочной системы стала более характерна наклонность к затяжному хроническому течению, раннее присоединение аллергических осложнений. Заболевания органов дыхания, характеризующиеся подобным затяжным течением, периодически обостряющиеся, не поддающиеся полному излечению и полному восстановлению функциональных возможностей дыхательной системы, специалисты объединяют под общим названием «хронические неспецифические заболевания легких» (ХНЗЛ). К ним относятся: хроническая пневмония, хронический бронхит, бронхоэктатическая болезнь, пневмосклероз, эмфизема легких, бронхиальная астма.

В последние 10-15 лет получило распространение поэтапное восстановление больных ХНЗЛ: пульмонологическая клиника — отделение реабилитации — санаторий — пульмонологический диспансер (А.Н. Кокосов, Э.В. Стрельцова, 1981).

Задачи и принципы реабилитации пульмонологических больных. Общими задачами реабилитации являются: достижение регрессии обратимых и стабилизации необратимых изменений в легких; восстановление и улучшение функции внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы, психологического статуса и трудоспособности. Реализация этих задач может различаться в зависимости от нозологической формы, особенностей и характера течения заболевания, индивидуальных особенностей пациента, формы и степени поражения дыхательной системы.

К частным задачам реабилитации заболеваний органов дыхания можно отнести: ликвидацию воспалительного очага; улучшение бронхиальной проходимости; увеличение вентиляции легких; устранение несоответствия между альвеолярной вентиляцией и легочным кровотоком; улучшение дренажной функции легких; экономизацию работы дыхательных мышц путем усиления их мощности и содружественности. Сюда же можно отнести мероприятия, направленные на улучшение работы нейрогуморальных механизмов регуляции внешнего дыхания.

Этиология и патогенез бронхолегочной патологии. Известно, что нарушение дыхательной функции при заболеваниях органов дыхания чаще всего связано с изменением механизма дыхательного акта (нарушение правильного соотношения фазы вдоха, фазы выдоха и паузы, появление поверхностного и учащенного дыхания, дискоординация дыхательных движений). Эти изменения приводят к нарушению легочной вентиляции, что в свою очередь ведет к нарушению газообмена в легких, так как легочная вентиляция поддерживает определенное парциальное давление кислорода и двуокиси углерода в альвеолярном воздухе. Постоянство этого давления обеспечивает диффузию кислорода из альвеолярного воздуха в кровь легочных капилляров.

Все эти процессы решают основную задачу внешнего дыхания — поддержание нормального напряжения кислорода и углекислоты в артериальной крови. Когда вследствие патологического процесса в легких одно из звеньев, обеспечивающих нормальную функцию аппарата внешнего дыхания, начинает давать сбои, наступает дыхательная недостаточность, организм недополучает необходимое ему количество кислорода и не выводит нужное количество СО2.

Нарушение вентиляции и газообмена в легких может быть вызвано: 1) уменьшением дыхательной поверхности легких вследствие заполнения альвеол воспалительным экссудатом, что имеет место при воспалительных процессах (пневмония, бронхит, туберкулез легких), при опухолях, при ателектазах (спадение участков легкого); 2) ограничением подвижности грудной клетки и легких, вызванных поражениями и заболеваниями плевры и легких, сопровождающимся накоплением в плевральной полости газа или жидкости (воспалительный экссудат, кровь, гной и т.п.). После рассасывания жидкости могут образовываться плевральные спайки и сращения, которые заметно ограничивают дыхательное движение;

3) нарушением проходимости дыхательных путей либо вследствие спазма гладкой мускулатуры бронхиол (при бронхиальной астме), либо при воспалительных процессах с образованием обильного количества мокроты. Подобное нарушение может произойти и вследствие сдавливания дыхательных путей (трахей или бронхов), либо опухолями, либо Рубцовыми сращениями; 4) ухудшением эластичности легочной ткани (эмфизема) в результате длительно протекающих хронических заболеваний органов дыхания (хроническая пневмония, бронхит, бронхиальная астма), но может быть вследствие возрастных изменений в легочной ткани;

5) разрастанием соединительной ткани в легких после воспалительных процессов (пневмосклероз), что ведет к патологическим изменениям в альвеолярно-капиллярных мембранах и, как следствие, — нарушению диффузии газов. Факторами, снижающими газообмен, могут также быть: а) усиленное выделение слизи при плохом отхождении мокроты, б) ослабление экскурсий диафрагмы, г) общая вялость и малая подвижность больных.

Основные клинические проявления заболеваний органов дыхания 1. Изменение частоты и ритма дыхания — учащение дыхания как компенсаторное приспособление: при уменьшении дыхательной поверхности, при лихорадочных состояниях (высокая температура), при резких болях, не позволяющих дышать глубоко. 2. Одышка — сложное нарушение дыхания. Субъективно одышка ощущается как недостаток воздуха, поэтому у больного возникает потребность дышать глубже и чаще. При заболеваниях системы дыхания различаются три типа одышки:

1) испираторная (затруднен вдох) — преимущественно наблюдается при сужениях верхних дыхательных путей; 2) экспираторная (затруднен выдох) — наблюдается при уменьшении эластичности легочной ткани, а также при сужении мелких бронхов; 3) смешанная — затруднены обе фазы дыхания. Дыхание обычно учащается. Такая форма одышки встречается при многих заболеваниях легких, вызывающих уменьшение дыхательной поверхности вобширном воспалении легких и других заболеваниях, и наблюдается наиболее часто. Сильная степень одышки, при которой больной задыхается, носит название удушья. Удушье, возникающее приступами, называется астмой.

3. Кашель — рефлекторный акт, наиболее частой причиной которого является раздражение слизистой дыхательных путей попавшими туда посторонними телами или патологическими продуктами (мокрота, кровь). Благодаря кашлю дыхательные пути освобождаются от этих продуктов. Различают кашель сухой и влажный, если он сопровождается отделением мокроты. 4. Болезненные ощущения в груди — это резкие колющие боли, иногда более слабые и длительные; характерна их связь с дыханием (боль при глубоком вдохе, при кашле); боли чаще бывают в боку. Помимо этих основных проявлений могут быть также: чувство жара, иногда озноб, разбитость, головные боли, упадок сил и т.п.

При первичном поражении легких возникающую дыхательную недостаточность называют недостаточностью легочного дыхания. Можно выделить две формы недостаточности легочного дыхания: вентиляционную и альвеолярно-респираторную. Вентиляционная форма делится на обструктивную, зависящую от нарушения проходимости бронхов, реструктивную, вызванную ограничением подвижности и емкости легких, и смешанную. Альвеолярно-респираторная форма связана с нарушением распределения воздуха в легких и ухудшением их диффузионной способности. Подобная терминология утверждена американским обществом врачей по заболеваниям органов грудной полости и в настоящее время является общепринятой.

Основным клиническим признаком легочной недостаточности является одышка, а функциональным признаком — неспособность органов дыхания обеспечить ту или иную физическую нагрузку. Как правило, при дыхательной недостаточности обнаруживаются признаки нарушения функции сердечно-сосудистой системы, т.е. к дыхательной недостаточности присоединяется сердечно-сосудистая недостаточность.

Клинико-физиологическое обоснование применения средств физической реабилитации. В большинстве случаев при заболеваниях органов дыхания отмечается нарушение бронхиальной проходимости. В результате бронхоспазма и отечно-воспалительных изменений возникает сужение бронхов и возрастает сопротивление движению воздуха по трахеобронхиальному дереву как при вдохе, так и при выдохе. Дыхательные упражнения и упражнения с произношением звуков на выдохе рефлекторно уменьшают спазм гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол.

Вибрация их стенок при звуковой гимнастике действует подобно вибромассажу, расслабляя тем самым их мышцы. Повышение тонуса симпатической нервной системы на занятиях ЛФК, стимуляция функции надпочечников (повышение выделения адреналина, кортикостероидов) оказывают, в свою очередь, выраженный спазмолитический эффект. Снятию бронхоспазма также способствует выполнение упражнений в теплой воде (эффект расслабления).

При потере легкими эластических свойств мелкие бронхи, лишенные собственной эластической опоры, во время выдоха начинают спадаться, что также ведет к увеличению бронхиального сопротивления, но преимущественно на выдохе. Для повышения внутрибронхиального давления на занятиях ЛФК применяется дыхание через трубочку, свисток, сквозь стиснутые губы (зубы), выдох через трубочку в воду и т.п.

Занятия ЛФК направлены на устранение дискоординации дыхательного акта. Это возможно благодаря тому, что человек способен произвольно менять темп, ритм и амплитуду дыхательных движений, величину легочной вентиляции. Включение в программу занятий упражнений, связанных с движениями рук и ног и совпадающими с фазами дыхания, становятся условно-рефлекторным раздражителем для деятельности дыхательного аппарата и способствуют формированию у больных условного дыхательного рефлекса.

Произвольно изменяя дыхание с помощью дыхательных упражнений, можно добиться более слаженной работы реберно-диафрагмального механизма дыхания с большим вентиляционным эффектом и с меньшей затратой энергии на работу дыхания. Под влиянием систематических занятий дыхание верхнегрудного типа сменяется более целесообразным нижнегрудным.

Воспалительные заболевания бронхолегочной системы сопровождаются скоплением патологического секрета (мокроты, слизи, гноя), который нарушает проходимость воздухоносных путей. Выведение патологического секрета из дыхательных путей достигается с помощью дренажа бронхов при различных положениях тела, способствующих удалению секрета за счет собственной массы (постуральный дренаж). Еще более эффективно сочетание постурального дренажа с физическими упражнениями, перед проведением занятий целесообразно использовать средства, стимулирующие отхаркивание.


Статьи по теме