Презентация Познавательные Процессы и Интеллект

Презентация Познавательные Процессы и Интеллект.rar
Закачек 1929
Средняя скорость 3290 Kb/s

Презентация Познавательные Процессы и Интеллект

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

. Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы

Речь и сознание Физиология высшей нервной деятельности – это наука о закономерностях работы головного мозга, влияющих на поведение животных и человека. Безусловные рефлексы и инстинкты обеспечивают приспособление организма к стабильным условиям среды.

Подсознание Условные рефлексы и рассудочная деятельность приспосабливают организм к постоянно меняющимся событиям, но не они определяют основное поведение человека: многие инстинктивные побуждения часто просто не осознаются человеком и составляют его подсознание.

Главное отличие человека от животных Главное отличие человека от других существ – это сознание и владение речью, способность к трудовой деятельности и общественной жизни. В головном мозге каждого человека имеются речевые центры. Но на каком языке заговорит человек, зависит не от головного мозга, а от окружающей его языковой среды. На каком языке его научат говорить, таким он и будет пользоваться. Речь возникла в процессе трудовой деятельности. Она позволила объединить действия многих людей, распределить обязанности между членами группы.

Речь и ее значение. Речь возникла в процессе трудовой деятельности. Она позволила объединить действия многих людей, распределить обязанности между членами группы. Речь, труд и общение во многом изменили и самого человека, содействовали развитию его сознания. Параллельно с развитием внешней речи у каждого человека формируется и внутренняя речь.

Речь и рефлексы Она позволяет нам мысленно представить, что мы собираемся сделать, отобрать наилучший вариант, осуществить выбор, короче, действовать сознательно. Именно эти осознанные действия, обдуманные человеком, а не условные и безусловные рефлексы определяют его поведение. Познавательные процессы также связаны с речью. Она позволяет понять происходящее и сохранить в памяти пережитые человеком события.

Познавательные процессы Ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление являются познавательными процессами. Они неразрывно связаны друг с другом и все вместе участвуют в сборе, обработке и хранении информации. Благодаря этим процессам мы можем разобраться в окружающей нас обстановке и принять адекватные (соответствующие) решения.

Познавательная деятельность Познавательная деятельность человека начинается с ощущения отдельных качеств предметов и явлений: твердости, гладкости, громкости, яркости – и восприятия пространства в целом и отдельных предметов в нем, действующих на органы чувств в данный момент. Эти впечатления фиксируются нашей памятью.

Память Память – это сохранение в сознании прошлого опыта, делающее его с помощью речи легко воспроизводимым в любой момент и возможным для повторного использования. Различают три основных процесса памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Как заучить, как запомнить надолго и воспроизвести, т.е. вспомнить материал именно тогда, когда это нужно, – проблема многих людей.

Виды памяти Психологи различают память долговременную и краткосрочную. Допустим, вы захотели узнать номер телефона кинотеатра и позвонили в справочную. Вам ответили, вы набрали номер, занято. Повесили трубку, хотели набрать номер снова и . не смогли – забыли его, потому что была установка на короткий срок.

Оперативная память Звонить еще раз вы не собирались. Такую краткосрочную память называют оперативной, поскольку она действует лишь на тот срок, который необходим для совершения операции (в нашем примере – набор телефонного номера кинотеатра). Долговременная память более прочная.

Механическая и логическая память Различают также память механическую и логическую. Механическая память действует, когда каждый факт заучивают отдельно. Логическая – когда между фактами находят систему связей, которая позволяет последовательно извлекать нужную информацию, связывая ее с уже известной.

Память, связанная с органами чувств Память бывает зрительная, слуховая, моторная, и у разных людей наиболее эффективной бывает одна, либо вторая, либо третья, либо какие-то сочетания из них. Зная это, надо решить для себя, что лучше: заучивать материал вслух, читать про себя или составить конспект прочитанного. Последний вариант будет полезен для многих, так как активная работа с учебным материалом позволит лучше запомнить нужную информацию.

Полезные советы При запоминании не следует читать текст много раз подряд. Лучше прочесть один раз и попытаться мысленно или вслух его пересказать, заглядывая лишь в забытые места. Если у доски не удалось хорошо ответить материал, который вы дома учили, задумайтесь о причинах. Возможно, все дело было в том, что вы плохо представляли себе план ответа и учителю приходилось помогать вам наводящими вопросами.

Причины неудачи. При подготовке к следующему уроку лучше записать план и попробовать ответить, используя этот план, а потом мысленно вспоминая его пункты. Возможно, причина неудачи в том, что было трудно отвечать из-за волнения. Одноклассники мешали сосредоточиться, срабатывал механизм безусловного торможения. Преодолеть этот недостаток можно только путем тренировки. Надо как можно чаще выступать перед аудиторией, чтобы привыкнуть к ней.

Воображение Память всегда опирается на воображение и мышление. Воображение – это создание представлений и мысленных ситуаций, ранее не воспринимавшихся человеком в действительности. Яркость и точность этих образов – основа развития творческой деятельности.

Мышление – это способность на основе известных знаний добывать новую информацию. Проснувшись утром, вы увидели мокрые крыши и заключили, что был дождь, хотя в данный момент дождя нет. Чтобы сделать такой вывод, надо было знать общие свойства воды – способность смачивать предметы. Это обобщение позволило вам узнать о событии, свидетелем которого вы не были. Мышление невозможно без обобщений, а они всегда связаны с речью, и потому любой человек, не задумываясь, назовет язык (или языки), на котором он думает, мыслит.

Значение мышления Мышление дает нам возможность точно обрабатывать полученную информацию и использовать ее для решения различных жизненных и познавательных проблем.

Выводы Физиология высшей нервной деятельности – это наука о закономерностях головного мозга, влияющих на поведение животных и человека. Безусловные рефлексы, инстинкты, запечатления, как и многие приобретенные формы поведения (условные рефлексы, рассудочная деятельность), а также законы работы головного мозга (наличие безусловного и условного торможения, явления доминанты, закон взаимной индукции) едины для человека и животных.

Познавательные процессы Главное отличие человека от животных – это сознание, владение речью, способность к трудовой деятельности и общественной жизни. К познавательным процессам относят ощущения, восприятие, память, воображение, мышление. Ощущения отражают отдельные качества предмета, восприятие – весь предмет и всю обстановку в целом. Память – это сохранение в сознании прошлого опыта. Воображение – это способность создавать мысленные образы реальных и нереальных предметов и событий.

Автор: UserXP. Чтобы увеличить слайд, нажмите на его эскиз. Чтобы использовать презентацию на уроке, скачайте файл «Познавательные процессы.ppt» бесплатно в zip-архиве размером 856 КБ.

Познавательные процессы

Познавательные процессы и способности личности

Память – это способность запоминать то, что мы видим, слышим, говорим и делаем, сохранять все это и в нужный момент воспроизводить.

Тема 2.1. Память. Внимание.

Познавательные процессы и способности личности

Процессы памяти

Тема 2.1. Память. Внимание.

Познавательные процессы и способности личности

По объекту запоминания

По степени волевой регуляции

По длительности сохранения в памяти

По органам чувств

Тема 2.1. Память. Внимание.

Познавательные процессы и способности личности

Приемы запоминания

Для развития различных видов памяти существуют следующие приемы и методы запоминания: группировка – разбивка материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т.п.); выделение опорных пунктов – фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой для более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы и др.); план — совокупность опорных пунктов; классификация – распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков.

Тема 2.1. Память. Внимание.

«Внимание – сосредоточение мыслей или зрения, слуха на чем-нибудь» (С.Ожегов).

«Внимание – это концентрация сознания на одном объекте при одновременном его отвлечении от других объектов» (Г.В.Разумова).

Тема 2.1. Память. Внимание.

Познавательные процессы и способности личности

Отрывок из письма

известного английского политика и дипломата XIX века лорда Честерфильда своему сыну:

«Без внимания нельзя ничего достичь: недостаток внимания – это недостаток мысли, иначе говоря – либо глупость, либо безумие».

Тема 2.1. Память. Внимание.

Познавательные процессы и способности личности

Виды внимания

Тема 2.1. Память. Внимание.

Познавательные процессы и способности личности

Произвольное и непроизвольное внимание

Произвольное внимание проявляется в форме волевого усилия, то есть человек сам направляет свою деятельность на что-то.

Непроизвольное внимание возникает помимо воли человека под действием каких-нибудь раздражителей.

Тема 2.1. Память. Внимание.

Познавательные процессы и способности личности

Качества внимания

1. Концентрация – удержание внимания на чем-нибудь при отвлечении от всего основного. 2. Устойчивость – длительное удержание внимания на чем-нибудь. 3. Объем – количество объектов, воспринимаемых сознанием одновременно. 4. Распределение — концентрация сознания на двух или нескольких объектах в одно и то же время. 5. Переключение – быстрый переход внимания с одного объекта на другой.

Тема 2.1. Память. Внимание.

Познавательные процессы и способности личности

Формы чувственного познания

Ощущение — отражение отдельных свойств предметов

Восприятие — отражение предмета в целом, целостный образ предмета

Представление — сохранившийся образ предметов

Тема 2.2. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение.

Познавательные процессы и способности личности

Воображение, фантазия – это возникновение в голове человека образов, никогда ранее в целом не воспринимавшихся.

Тема 2.2. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение.

Познавательные процессы и способности личности

Мышление – это процесс деятельности мозга, главным образом сознания. Оно характеризуется способностью человека рассуждать, сравнивать явления действительности, обобщать, получать выводы.

Тема 2.3. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта.

Познавательные процессы и способности личности

Основные формы рационального мышления

Тема 2.3. Мышление. Особенности …

Познавательные процессы и способности личности

Основные операции мышления

Тема 2.3. Мышление. Особенности …

Познавательные процессы и способности личности

Основные качества мышления

Тема 2.3. Мышление. Особенности …

Познавательные процессы и способности личности

Интеллектуальная сфера

Интеллектуальная сфера – это область психики, характеризующаяся: Видами мышления — познавательное, творческое Стилем мышления — аналитический склад ума, образное мышление, наглядно-образное; Качествами ума — сообразительность, гибкость, самостоятельность, критичность, способность действовать.

Тема 2.3. Мышление. Особенности …

Познавательные процессы и способности личности

Характеризуется: Познавательными процессами — внимание, воображение, память, восприятие, Мыслительными операциями — вычленение, сличение, анализ, синтез, систематизация, абстрагирование, формализация и др.), Познавательными умениями — умение поставить вопрос, вычленить и сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу, доказать её, сделать выводы, применить знания умениями учиться, внепредметными знаниями и умениями, предметными знаниями, умениями и навыками, целостной системой общеобразовательных и специальных знаний.

Способность разумно действовать

Интеллект – это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами. Интеллект — это коэффициент полезного действия работы поисковой системы мозга в собственном информационном массиве.

Тема 2.3. Мышление. Особенности …

Познавательные процессы и способности личности

Типы интеллекта

Внутренний, социальный, экзистенциальный

Тема 2.3. Мышление. Особенности …

Познавательные процессы и способности личности

Умственный интеллект

Умственный интеллект – (понимание, познание) — это способность, которая объединяет все познавательные способности индивида – это ощущение, восприятие, внимание, память, представление, мышление, воображение.

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект- группа ментальных способностей, которые участвуют в осознании и понимании собственных эмоций и эмоций окружающих. Он включает в себя самосознание и контроль, настойчивость, энтузиазм и мотивацию, эмпатию (сочуствие), социальную адаптивность.

Логический интеллект

Это способность оперировать абстрактными понятиями с целью разложить сложную задачу на несколько более простых и выявить связи между ними

Вербальный интеллект

Это умение высказывать, формулировать и развивать свои мысли. От него зависит: запоминание и извлечение из памяти информации, умение аргументировать и обосновывать свои идеи.

Внутренний, социальный, экзистенциальный интеллект

Внутренний интеллект- отношение к себе. Социальный интеллект- отношение к окружающим. Экзистенциальный — отношение к своей собственной жизни.

Качества интеллекта

Пытливость и глубина ума Подвижность ума Логичность мышления Критичность мышления Широта ума

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемbsh1.3dn.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ. ПАМЯТЬ Память – это способность запоминать то, что мы видим, слышим, говорим и делаем, сохранять все это.» — Транскрипт:

1 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ

2 ПАМЯТЬ Память – это способность запоминать то, что мы видим, слышим, говорим и делаем, сохранять все это и в нужный момент воспроизводить. Познавательные процессы и способности личности Тема 2.1. Память. Внимание. 1

3 ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ Познавательные процессы и способности личности Тема 2.1. Память. Внимание. 2 Процессы памяти ЗапоминаниеСохранениеВоспроизведение запечатлениенепроизвольное запоминание заучиваниесобственно сохранение забывание узнаваниесобственно воспроизведение припоминание

4 ВИДЫ ПАМЯТИ Память Познавательные процессы и способности личности По объекту запоминания По степени волевой регуляции По длительности сохранения в памяти По органам чувств ОбразнаяСловесно-логическаяДвигательнаяЭмоциональнаяПроизвольнаяНепроизвольнаяКратковременнаяДолговременнаяОперативнаяЗрительнаяСлуховаяМоторно-слуховаяЗрительно-моторно-слуховая Тема 2.1. Память. Внимание. 3

5 Приемы запоминания Для развития различных видов памяти существуют следующие приемы и методы запоминания: группировка –группировка разбивка материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т.п.); выделение опорных пунктов –выделение опорных пунктов фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой для более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы и др.); план — совокупность опорных пунктов;план классификация – распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков.классификация Тема 2.1. Память. Внимание. 4

6 Внимание «Внимание – сосредоточение мыслей или зрения, слуха на чем-нибудь» (С.Ожегов). Познавательные процессы и способности личности «Внимание – это концентрация сознания на одном объекте при одновременном его отвлечении от других объектов» (Г.В.Разумова). Тема 2.1. Память. Внимание. 5

7 Отрывок из письма известного английского политика и дипломата XIX века лорда Честерфильда своему сыну: «Без внимания нельзя ничего достичь: недостаток внимания – это недостаток мысли, иначе говоря – либо глупость, либо безумие». Познавательные процессы и способности личности Тема 2.1. Память. Внимание. 6

8 Виды внимания Внимание Познавательные процессы и способности личности ПроизвольноеНепроизвольное Тема 2.1. Память. Внимание. 7

9 Произвольное и непроизвольное внимание Произвольное внимание проявляется в форме волевого усилия, то есть человек сам направляет свою деятельность на что-то. Познавательные процессы и способности личности Непроизвольное внимание возникает помимо воли человека под действием каких-нибудь раздражителей. Тема 2.1. Память. Внимание. 8

10 Качества внимания 1. Концентрация – удержание внимания на чем-нибудь при отвлечении от всего основного. 2. Устойчивость – длительное удержание внимания на чем-нибудь. 3. Объем – количество объектов, воспринимаемых сознанием одновременно. 4. Распределение — концентрация сознания на двух или нескольких объектах в одно и то же время. 5. Переключение – быстрый переход внимания с одного объекта на другой. Познавательные процессы и способности личности Тема 2.1. Память. Внимание. 9

11 Формы чувственного познания Познавательные процессы и способности личности Тема 2.2. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. ощущение — отражение отдельных свойств предметов восприятие — отражение предмета в целом, целостный образ предмета представление — сохранившийся образ предметов 1

12 Воображение Воображение, фантазия – это возникновение в голове человека образов, никогда ранее в целом не воспринимавшихся. Познавательные процессы и способности личности Тема 2.2. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. 2

13 Мышление Мышление – это процесс деятельности мозга, главным образом сознания. Оно характеризуется способностью человека рассуждать, сравнивать явления действительности, обобщать, получать выводы. Познавательные процессы и способности личности Тема 2.3. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. 1

14 Основные формы рационального мышления Познавательные процессы и способности личности Тема 2.3. Мышление. Особенности … понятиеумозаключение суждение 2

15 Основные операции мышления Познавательные процессы и способности личности Тема 2.3. Мышление. Особенности … 3 Операции мышления Анализ Синтез Сравнение Абстрагирование Конкретизация Обобщение Анализ – это мысленное разъединение целого на части. Синтез – это мыслительное соединение отдельных частей, свойств, признаков или действий в целое. Сравнение – это мыслительная операция, позволяющая установить сходство или различие предметов и явлений. Абстрагирование – это выделение существенных свойств предметов, объектов, явлений и привлечение от несущественных. Конкретизация – это мыслительный процесс, противоположный абстрагированию. Обобщение – это мыслительное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

16 Основные качества мышления Познавательные процессы и способности личности Тема 2.3. Мышление. Особенности … 4 Качества ума Быстрота Самостоятельность Критичность Гибкость Широта

18 Интеллектуальная сфера Познавательные процессы и способности личности Тема 2.3. Мышление. Особенности … 5 Интеллектуальная сфера – это область психики, характеризующаяся: Видами мышления — познавательное, творческое Стилем мышления — аналитический склад ума, образное мышление, наглядно-образное; Качествами ума — сообразительность, гибкость, самостоятельность, критичность, способность действовать.

19 Интеллектуальная сфера Характеризуется: Познавательными процессами — внимание, воображение, память, восприятие, Мыслительными операциями — вычленение, сличение, анализ, синтез, систематизация, абстрагирование, формализация и др.), Познавательными умениями — умение поставить вопрос, вычленить и сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу, доказать её, сделать выводы, применить знания умениями учиться, внепредметными знаниями и умениями, предметными знаниями, умениями и навыками, целостной системой общеобразовательных и специальных знаний.

20 Интеллект Интеллект – это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами. Интеллект это коэффициент полезного действия работы поисковой системы мозга в собственном информационном массиве. Познавательные процессы и способности личности Тема 2.3. Мышление. Особенности …

21 Типы интеллекта Познавательные процессы и способности личности Тема 2.3. Мышление. Особенности … Умственный интеллект Эмоциональный интеллект логико- математический, вербальный Внутренний, социальный, экзистенциальный 7

22 Умственный интеллект Умственный интеллект – (понимание, познание) — это способность, которая объединяет все познавательные способности индивида – это ощущение, восприятие, внимание, память, представление, мышление, воображение.

23 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ Эмоциональный интеллект- Эмоциональный интеллект- группа ментальных способностей, которые участвуют в осознании и понимании собственных эмоций и эмоций окружающих. группа ментальных способностей, которые участвуют в осознании и понимании собственных эмоций и эмоций окружающих. Он включает в себя Он включает в себя самосознание и контроль, самосознание и контроль, настойчивость, энтузиазм и мотивацию, эмпатию (сочуствие), настойчивость, энтузиазм и мотивацию, эмпатию (сочуствие), социальную адаптивность. социальную адаптивность.

24 ЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ Это способность оперировать абстрактными понятиями с целью разложить сложную задачу на несколько более простых и выявить связи между ними Это способность оперировать абстрактными понятиями с целью разложить сложную задачу на несколько более простых и выявить связи между ними

25 Вербальный интеллект Это умение высказывать, формулировать и развивать свои мысли. Это умение высказывать, формулировать и развивать свои мысли. От него зависит: От него зависит: запоминание и извлечение из памяти информации, запоминание и извлечение из памяти информации, умение аргументировать и обосновывать свои идеи. умение аргументировать и обосновывать свои идеи.

26 Внутренний, социальный, экзистенциальный интеллект Внутренний интеллект- отношение к себе. Внутренний интеллект- отношение к себе. Социальный интеллект- отношение к окружающим. Социальный интеллект- отношение к окружающим. Экзистенциальный — отношение к своей собственной жизни. Экзистенциальный — отношение к своей собственной жизни.

27 Качества интеллекта Пытливость и глубина ума Пытливость и глубина ума Подвижность ума Подвижность ума Логичность мышления Логичность мышления Критичность мышления Критичность мышления Широта ума Широта ума


Статьи по теме