Презентация на Тему Основы Генетики

Презентация на Тему Основы Генетики.rar
Закачек 957
Средняя скорость 2196 Kb/s

Презентация на Тему Основы Генетики

презентация для урока в 10 классе по теме «Основы генетики»

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме «Основы генетики», 10 класс, 2 варианта, различные тестовые задания разного уровня сложности ( с ответами).

Материал можно использовать при изучении темы «Законы Менделя» (в общеобразовательных, классах социально-гуманитарного профиля).

Данная презентеция используется для тематического учёта знаний по теме «Основы генетики» курса «Общей биологии» 10-11 класса.

Презентация к первому уроку в теме «Основы генетики». Предмет, задачи, методы, история современной науки.

Тест разработан для проверки знаний по биологии в 9 классе по теме «Основы генетики». Он соответствует программе VII вида, состоит из двух вариантов и содержит темы для предварительного повторен.

Контрольно-обобщающий урок по теме «Основы генетики» 9 класс учитель Шилова Елена Витальевна ГОУ СОШ№401.

Основы генетики. Учитель биологии МОБУ СОШ ЛГО с. Пантелеймоновка Г. П. Яценко

История науки генетики. Генетика –наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости . Г. де Фриз (Голландия) «переоткрыли» Э. Чермак (Австрия) законы наследования К. Корренс (Германия) признаков, установленные Г. Менделем в 1865 году. Официальной датой ее рождения считается 1900 год.

Задачи науки генетики. Изучение способов хранения генетической информации и её материальных носителей. Анализ передачи наследственной информации от одного поколения клеток и организмов к другому. Выявление механизмов и закономерностей реализации генетической информации в процессе индивидуального развития и влияние на них условий среды. Изучение закономерностей и механизмов изменчивости. Поиск способов исправления поврежденной генетической информации.

Методы науки генетики. Цитогенетический – обеспечивает изучение кариотипа. Популяционно-статистический – позволяет вычислять и прогнозировать проявления действия генов. Биохимический – изучает нарушения обмена веществ. Генеалогический – устанавливает тип и характер наследования признаков. Близнецовый – выясняет влияние среды на формирование признаков.

Основные понятия темы. Ген – участок ДНК, ответственный за проявление одного признака и синтез определенной молекулы белка. Гомологичные хромосомы – парные хромосомы, одинаковые по форме, величине, характеру наследственной информации. Гомозигота – зигота, имеющая одинаковые аллели одного гена. (АА, аа) Гетерозигота – зигота, имеющая противоположные аллели одного гена. (Аа) Аллельные гены – гены, расположенные на одних и тех же местах гомологичных хромосом. Доминантный признак – преобладающий признак. Рецессивный признак – подавляемый , проявляющийся только в гомозиготном состоянии. Генотип – совокупность всех генов. Фенотип – совокупность всех признаков и свойств.

Основоположник науки генетики. Грегор Мендель (Грегор Иоганн Мендель) (1822-1884) австрийский естествоиспытатель, ученый-ботаник, религиозный деятель, монах, основоположник современной генетики.

Закономерности наследования признаков. (Типы скрещивания). I. Моногибридное — скрещивание двух организмов, отличных по одной паре альтернативных признаков. а) при полном б) при неполном доминировании доминировании признак проявляется только имеет промежуточное ДОМИНАНТНЫЙ признак. значение. I закон II закон единообразия расщепления 1 поколения (Г. Мендель) (Г. Мендель) фенотип: 3:1 генотип: 1:2:1

II.Анализирующее скрещивание. Скрещивание особи с доминантным фенотипом с рецессивной гомозиготной особью для выявления генотипа особи с доминантными признаками. http://wiki.vladimir.i-edu.ru/images/7/72/138395.gif

III. Дигибридное скрещивание Скрещивание двух организмов, отличных друг от друга по двум парам альтернативных признаков.

Свойства генов и особенности их проявления в признаках. Ген дискретен (обособлен в своем проявлении от других генов). Ген специфичен (отвечает за определенный признак). Ген может действовать градуально (усиливать степень проявления признака). Ген может влиять на развитие разных признаков (множественное действие гена). Разные гены могут оказывать одинаковое действие на развитие одного признака. Ген может вступать во взаимодействие с другими генами ( с появлением нового признака). Действие гена может быть модифицировано (изменением расположения в хромосоме). Вывод: 1.В онтогенезе проявляется действие всего генотипа как единой системы. 2.Генотип – целостная исторически сложившаяся система.

Группы сцепления. Все гены, входящие в одну хромосому, передаются по наследству совместно и составляют одну группу сцепления. Человек 23 группы Шимпанзе 24 группы Сазан 52 группы Ель 12 групп Домашняя собака 36 групп Ясень обыкновенный 23 группы Домашняя муха 6 групп

Первый источник хромосомной теории. Умозрительная гипотеза наследственности А. Вейсмана . Суть: половые клетки не изменяются в течении всей жизни. Половые клетки –бессмертны, сохраняют зародышевую плазму и обеспечивают непрерывную передачу из поколения в поколение (зародышевый путь). Наследственные изменения – результат воздействия на зародышевую плазму. Август Вейсман (1834 – 1914)

Второй источник хромосомной теории. Экспериментальные исследования немецкого цитолога и эмбриолога Т. Бовери. Принцип индивидуальности хромосом; показал постоянство числа и формы хромосом у каждого вида; представил экспериментальные доказательства наследственной роли ядра. Теодор Бовери (1862 – 1915) 1902-1903 гг. Т. Бовери и У. Сеттон сформулировали основы хромосомной теории.

Третий источник хромосомной теории. Исследовательская программа Т. Г. Моргана. Конкретизировав представления о генах, показал их материальную природу, локализацию в хромосомах, заложил основу современной теории гена. Томас Хант Морган ( 1866 – 1945 ) 1933 г., Нобелевская премия за экспериментальное обоснование хромосомной теории наследственности «… гены расположены в хромосомах в линейном порядке и образуют группу сцепления…» Т. Морган

Хромосомная теория наследственности. Автор – Т. Морган (1911г.). Сущность: Основным материальным носителем наследственности являются хромосомы с локализованными в них генами. Гены наследственно дискретны, относительно стабильны, но при этом могут мутировать. Гены в хромосомах расположены линейно, каждый ген имеет свое место (локус) в хромосоме. Гены, расположенные в одной хромосоме, образуют группу сцепления и наследуются совместно. Число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом и постоянно для каждого вида организмов. Сцепление генов может нарушиться в результате кроссинговера. Частота кроссинговера прямо пропорциональна расстоянию между генами.

Значение хромосомной теории наследственности. 1.Дала объяснение законам Г. Менделя. 2.Вскрыла цитологические основы наследования признаков. 3.Вскрыла генетические основы теории естественного отбора.

Законы и закономерности генетики. Название Автор Формулировка закона 1-й (правило)единообразия гибридов 1-го поколения Г.Мендель 1865 год При моногибридномскрещивании в 1-м поколении проявляются доминантные признаки 2-й расщепления Г.Мендель 1865 год При самоопылении гибридов 1-го поколения происходит расщепление признаков: Ф(3:1); Г (1:2:1) 3-й независимого наследования Г.Мендель 1865 год При скрещиваниигомозиготных особей, отличающихся по нескольким парам альтернативных признаков, во 2-м поколении наблюдается независимое комбинирование генов и соответствующих им признаков.

Законы и закономерности генетики. Название Автор Формулировка закона Гипотеза (закон) чистоты гамет Г.Мендель 1865 год современная — Бетсон 1.У гибридного организма гены не смешиваются и находятся в чистом аллельном состоянии; 2.В процессе мейоза в гамету попадает только 1 ген из аллельной пары Закон сцепленного наследования Т. Морган 1911 год Сцепленные гены наследуются совместно.Гены в хромосомах расположены линейно. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И. Вавилов 1920 год Генетически близкиевиды и роды характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости.

Цитологическая основа генетических законов. Закономерности расхождения гомологических хромосом и образования гаплоидных клеток в процессе мейоза. Цитологические основы базируются на: парности хромосом; особенностях мейоза; особенностях процесса оплодотворения.

Генетика – наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости. Изучает два фундаментальных свойства живых организмов: Наследственность – это неотъемлемое свойство всех живых существ сохранять и передавать в ряду поколений характерные для вида или популяции особенности строения, функционирования и развития. Изменчивость – способность каждого организма привносить в копилку вида новые признаки и свойства.

Изменчивость и генетика. Наследственная (генотипическая) Изменчивость Ненаследственная (фенотипическая) мутационная Комбинационная Изменчивость при обмене генетической информацией Рекомбинация генов. Рекомбинация хромосом. Комбинация хромосом при оплодотворении Генные мутации. Хромосомные мутации. Геномные мутации. Трансформация Трасдукция

Мутационная изменчивость в генетике. Основы учения о мутациях заложены ботаником Х. де Фризом в 1901 году. Он предложил термин «мутация». Хуго Де Фриз (1848 -1935) Мутация – скачкообразные изменения наследственных признаков

Классификация мутаций. По какому признаку Мутации По уровню возникновения Генные, хромосомные, геномные По типу аллельных взаимодействий Рецессивные, доминантные, промежуточные По характеру проявления Гипоморфные, аморфные,антиморфные, неоморфные По влиянию на жизнеспособность Летальные, вредные, нейтральные, полезные По происхождению Спонтанные, индуцированные По месту возникновения Генеративные, соматические По фенотипическому проявлению Биохимические, физиологические, морфологические

Классификация мутаций по уровню возникновения Генный: генные дупликации, генные инсерции, генные инверсии, генные делеции, замены нуклеотидов Хромосомный Геномный внутрихромосомные дупликации, делеции, инверсии Межхромосомные транслокации, транспозиции Полиплоидия Анеуплоидия: моно- и полисомия Гаплоидия

Свойства мутаций. Возникают скачкообразно без переходных форм; Являются качественными изменениями; Возникают ненаправленно; Сходные мутации могут возникать неоднократно; Мутации передаются из поколения в поколение.

Закон гомологический рядов наследственной изменчивости. Николай Иванович Вавилов (1887 – 1943) Автор : Н. И. Вавилов – 1920 год. Сущность : Виды и роды, генетически близкие, характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости.

Генетика популяций. Закон генетического равновесия (Харди – Вайнберг). В идеальных популяциях соотношение генотипов АА, аа, Аа из поколения в поколение остается постоянным. Частота аллельных генов А, а в популяции определяется по формуле: p + q = 1, p2 + 2 pq + q2 = 1, где p – частота встречаемости гена А, q — частота встречаемости гена а. Годфри Харолд ХАРДИ Вильгельм ВАЙНБЕРГ

Материал, используемый для оформления. http://img28.olx.ua/images_slandocomua/88055147_1_644x461_konsultatsiya-vracha-genetika-zaporozhe.jpg http://fb.ru/misc/i/gallery/11538/474102.jpg http://www.syl.ru/misc/i/ai/106567/233453.jpg http://to-name.ru/images/biography/mendel-gregor.jpg http://www.l.microrus.ru/upload/iblock/89c/89cbe3ae3fbb3dfc56c034acaf242aa0.jpg http://www.bibdocs.ru/tw_files2/urls_120/42/d41054/img10.jpg http://images.myshared.ru/226466/slide_10.jpg http://learnbiology.ru/sites/default/files/imagecache/scale_320_width/mihail/geno.jpg http://med-info.ru/images/dnk-1.jpg http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fd3a43da-91cd-4659-89c3-793c52a789eb/[BI9ZD_3-09]_[IL_01]-k.jpg http://100v.com.ua/sites/100v.com.ua/files/morgan.jpg

Материал, используемый для оформления. http://latifundist.com/storage/photos/blogs/den_v_istotiyi/september/Thomas-Hunt-Morgan%20(1).jpg http://mir-prekrasen.net/uploads/posts/2010-11/1288682246_250px-dna_repair.jpg http://m.expert.ru/data/public/474193/474219/rr3814_035_jpg_417x247_crop_q70.jpg http://moodle.tomedu.ru/pluginfile.php/17984/mod_page/content/1/%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B8.png http://images.myshared.ru/281750/slide_14.jpg http://www.likar.info/pictures_ckfinder/images/xkhromosoma%20genetika%20dnk%20test.jpg http://900igr.net/datai/biologija/Teorija-evoljutsii/0004-003-Darvinizmu-neobkhodima-teorija-nasledstvennosti-Mutatsionnaja-teorija-De.jpg http://profor45.ru/media/k2/items/cache/737344dd8934cc52da9f7f85f2627abb_XL.jpg http://elementy.ru/images/eltbio/weinberg_wilhelm_2_130.jpg http://elementy.ru/images/eltbio/hardy_godfrey_130.jpg

Информация для педагога. В образовательный ресурс включены основные понятия темы «Генетика» школьный курс ( кроме «Генетика пола»). ЦОР можно использовать: при подготовке к проверочной работе по теме «Основы генетики»; при подготовке к ЕГЭ по предмету «Биология», в том числе и самоподготовке выпускников ( информация предоставляется на флэш-носителях). Ресурс рассчитан на использование УМК В.В. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н. И. Сонин. Прием демонстрации ресурса рассчитан на тезисное конспектирование учащимися.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

ГАПОУ НСО «Барабинский медицинский колледж» Основы генетики Автор: Дъячук Л.В.

История развития генетики На протяжении тысячелетий человек пользовался генетическими методами для улучшения домашних животных и возделываемых растений.

Первый действительно научный шаг вперед в изучении наследственности был сделан австрийским монахом Грегором Менделем, который в 1866 году опубликовал статью, заложившую основы современной генетики. Мендель показал, что наследственные задатки не смешиваются, а передаются от родителей потомкам в виде дискретных единиц.

В 1909 году датский ботаник Иогансен назвал эти единицы генами, а в 1912 году американский ученый Морган показал, что они находятся в хромосомах.

Генетика — наука о наследственности и изменчивости живых организмов и методах управления ими (предложил в 1906 году У. Бетсон).

Мендель заинтересовался процессом гибридизации растений и, в частности, разными типами гибридных потомков и их статистическими соотношениями. Эти проблемы и явились предметом научных исследований Менделя, которые он начал летом 1856 года. Успехи, достигнутые Менделем, частично обусловлены удачным выбором объекта для эксперимента — гороха огородного

Мендель удостоверился, что по сравнению с другими этот вид обладает следующими преимуществами: 1) имеется много сортов, четко различающихся по ряду признаков; 2) растения легко выращивать; 3) репродуктивные органы полностью прикрыты лепестками, так что растение обычно самоопыляется; поэтому его сорта размножаются в чистоте, то есть их признаки из поколения в поколение остаются неизменными; 4) возможно искусственное скрещивание сортов, и оно дает вполне плодовитых гибридов.

Терминология Аллельные гены — это пара генов, определяющих контрастные (альтернативные) признаки организма. Альтернативные признаки — это взаимоисключающие признаки (желтый, зеленый).

Доминантный признак – это признак, проявляющийся у гибридов первого поколения при скрещивании представителей чистых линий. Рецессивный признак — не проявляется у гибридов первого поколения при скрещивании представителей чистых линий.

Гомозигота – клетка или организм, содержащие одинаковые аллели одного и того же гена (АА или аа). Гетерозигота – клетка или организм, содержащие разные аллели одного и того же гена (Аа). Генотип – совокупность всех генов организма. Фенотип – совокупность признаков организма, формирующихся при взаимодействии генотипа и среды.

Моногибридное скрещивание — скрещивание родительских форм, отличающихся друг от друга по одной паре изучаемых контрастных признаков, которые передаются по наследству. Дигибридное скрещивание – скрещивание родительских форм, отличающихся друг от друга по двум парам изучаемых признаков.

♀ — женская особь; ♂ — мужская особь; Х – знак скрещивания; Р – родительская особь; F1 – гибриды первого поколения; F2 – гибриды второго поколения; G – гаметы.

Закон единообразия гибридов первого поколения – первый закон Менделя при скрещивании двух организмов, относящихся к разным чистым линиям, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, все первое поколение гибридов (F1) окажется единообразным и будет нести признак одного из родителей.

Закон расщепления – второй закон Менделя при скрещивании двух потомков первого поколения между собой (двух гетерозиготных особей) во втором поколении наблюдается расщепление в определенном числовом соотношении: по фенотипу 3 : 1, по генотипу 1 : 2 : 1. (25% гомозиготных доминантных; 50% гетерозиготных; 25% гомозиготных рецессивных).

Решение задач 1. У человека наличие веснушек доминирует над их отсутствием. Будут ли дети обязательно иметь веснушки, если родители гетерозиготны по данному признаку? 2. Рыжий цвет волос у человека определяется рецессивным геном. Какова вероятность, что у темноволосой гетерозиготной по этому признаку матери и рыжеволосого отца родится рыжеволосый сын? 3. Ген черной масти у КРС доминирует над геном красной масти. Какое потомство F1 получится от скрещивания чистопородного быка с красными коровами? Какое потомство F2 получится от скрещивания между собой гибридов?

Третий закон Менделя – независимое расщепление признаков при скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся друг от друга по двум и более парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях.

Задача: У флоксов белая окраска цветов определяется геном А, кремовая – а, плоский венчик – В, воронковидный – в. Определить внешний вид цветов гибридных (F1,F2) растений, полученных в результате скрещивания ААВВ х аавв?

Задача: Гомозиготного дракона с красной шкурой (А) и нормального роста (Б) скрестили с карликовым драконом желтого цвета. Определите фенотип первого поколения. При скрещивании гибридов первого поколения между собой определите вероятность появления красных драконов обычного роста, красных карликов, желтых драконов обычного роста, желтых карликовых драконов?

1. Заполните пропуски в тексте: Г. Мендель, скрещивая растения, отличающееся по ………, установил следующие закономерности: наследование признака определяется дискретными факторами — …….. Если в потомстве проявляется признак только одного из родителей, то такой признак называется ……. Признак второго родителя, проявляющийся не в каждом поколении называется……….

Ответ: Г. Мендель, скрещивая растения, отличающееся по паре альтернативных признаков, установил следующие закономерности: наследование признака определяется дискретными факторами – генами. Если в потомстве проявляется признак только одного из родителей, то такой признак называется доминантным. Признак второго родителя, проявляющийся не в каждом поколении называется рецессивным.

2.Сначала предлагается условие задачи, затем – логические следствия из этого условия. Заполните пропуски в этих следствиях. Дано: все потомство доброй собаки Греты было добрым в нескольких поколениях Следовательно: доминирует ген……, рецессивен ген……, а Грета была…… по данному признаку.

Дано: в потомстве кота Василия и пяти черных кошек были черные и серые котята, причем серых было в три раза больше Следовательно: доминирует ген…. рецессивен ген…. а кот Василий….. по данному признаку. Дано: белая окраска шерсти кроликов определяется рецессивным геном Следовательно, белые кролики….. по этому признаку

Задачи 1. У кареглазого мужчины и голубоглазой женщины родились трое кареглазых девочек и один голубоглазый мальчик. Ген карих глаз доминирует. Каковы генотипы родителей? 2. У человека большие глаза и римский нос доминируют над маленькими глазами и греческим носом. Женщина с большими глазами и греческим носом вышла замуж за человека с маленькими глазами и римским носом. У них родились четверо детей, двое из которых были с большими глазами и римским носом. Каковы генотипы родителей? С какой вероятностью у этой пары может родиться ребенок с маленькими глазами и греческим носом?


Статьи по теме