Презентация Морфологический Разбор Имени Существительного 5 Класс

Презентация Морфологический Разбор Имени Существительного 5 Класс.rar
Закачек 529
Средняя скорость 2636 Kb/s

Презентация Морфологический Разбор Имени Существительного 5 Класс

Презентация к уроку русского языка в 5 классе позволяет полностью повторить и обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное» и отработать порядок морфологического разбора данной части речи.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Котенок Мурзик сладко спит в теплой зимней маминой шапке .

Порядок разбора Образец разбора Начальная форма Слово как часть речи Постоянные морфо-логические признаки н.ф. шапка I. сущ., в чем?, обозн. предм.. II. конкретн., нариц., неодуш., 1 скл., жен.р.. Синтаксическая функция IV. обстоятельство Непостоянные морфо-логические признаки II. в ед.ч., в предл.пад.

Начальная форма существительного ВОПРОСЫ Кто? Что? Ед.ч., им.падеж.

Слово как часть речи Часть речи Существительное Прилагательное Местоимение Глагол Наречие Вопрос Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Что делать? Что сделать? Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Что обозначает? Предмет Признак Действие Признак действия

Котенок Мурзик сладко спит в теплой зимней маминой шапке. Существи-тельное Где (в чем)? Обозначает предмет

Постоянные морфологические признаки существительного разряды Конкретные Отвлеченные Вещественные собирательные Одушевленные Неодушевленные Собственные Нарицательные Склонение Род

Разряды по значению Разряд Значение Примеры Конкретные Называют конкретные предметы Стол, озеро, книга, друг Отвлеченные Свойства, качества, чувства, состояния Лень, грусть, доброта, красота Вещественные Называют вещества Мука, чернила, соль, вода Собирательные Называют совокупность предметов как одно целое Детвора, листва, студенчество

одушевленность одушевленные неодушевленные Мн.ч. Р=В Мн.ч. И=В Р. Котов В. Котов И. Тетрадь В.Тетрадь

собственные нарицательные Названия единичных предметов Названия однородных предметов Енисей Москва Река Город

Склонение 1 склонение 2 склонение 3 склонение Род м.р. ж.р. м.р. ср.р. ж.р. Окончание -а (-я) — , -о (-е) — Примеры кошка юноша дядя мяч поле дело мышь дочь ночь

Разносклоняемые существительные Окончания 2 и 3 склонения Суффикс –ен- в косвенных падежах

Запомнить. Разносклоняемые существительные Путь Время Стремя Пламя Вымя Имя Знамя Племя Темя Бремя Семя

Несклоняемые существительные Метро Пальто Кашне Депо

Род существительных мужской средний женский Существительные общего рода: Ябеда задира Забияка Плакса Сластена

Котенок Мурзик сладко спит в теплой зимней маминой шапке . конкретное 1 склонение неодушевленное Женский род

Непостоянные морфологические признаки существительного число падеж Единственное Множественное И (это) кто? что? Р (нет) кого? чего? Д (дать) кому? чему? В (вижу) кого? что? Т (любуюсь) кем? чем? П (думаю) о ком? о чем?

Котенок Мурзик сладко спит в теплой зимней маминой шапке. Единственное число Предложный падеж

Синтаксическая функция Котенок Мурзик сладко спит в теплой зимней маминой шапке. где? обстоятельство

(в) шапке I. н.ф. – шапка, сущ., где (в чем?), обозн. предмет. II. Морфол. признаки: Постоянные – конкр., нариц., неодуш., ж.р., 1 скл.. Непостоянные – в ед.ч., пр.п.. III. Синт.роль – обстоятельство.

Зима недаром злится, Прошла ее пора . Весна в окно стучится И гонит со двора.

Презентация урока «Морфологический разбор имени существительного» в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока «Морфологический разбор имени существительного»»

Урок русского языка в 5 классе на тему: «Морфологический разбор имени существительного»

Учитель русского языка и литературы АОУСОШ № 4 Динского района Краснодарского края

Проверка домашнего задания.

1)Молодые осинки и стройные берёзки спускаются по косогору к широкой луговине. 2)Среди деревьев идёт полная талой воды дорожка. 3)Рядом вьётся сухая пешеходная тропка, и по ней мы углубляемся в лес. 4)Вот где чувствуется настоящая весна!

Морфологический разбор имени существительного.

систематизировать и обобщить теоретические знания об имени существительном; познакомиться с порядком морфологического разбора имени существительного;

формировать умение правильно определять морфологические признаки имени существительного при разборе как части речи;

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

План-конспект урока. Игра-путешествие на уроке русского языка в 5-ом классе по теме: «Морфологический разбор имени существительного».

Цель урока: организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов: предметные — умение на практике применять теоретические знания о существительном; овладение навыками анализа морфологических признаков существительных; усвоение правил написания изученных орфограмм в разделе; личностные – формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; метапредметные – умение выявлять проблему, определять цель работы, умение работать со справочным материалом; умение грамотно строить устное монологическое высказывание; умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;

Сядьте ровно, улыбнитесь И друг к другу повернитесь. Каждый даст свою ладошку И пожмет ее немножко. Мы друг друга уважаем, Никого не обижаем.

Космическое путешествие в галактику «существительное»

Морфологический разбор имени существительного.

Образец разбора 1.Дело—сущ. (что? ) 2.Н.Ф.-ДЕЛО,нариц., неодуш., ср .р., 2-е скл., в вин.п.. В ед.ч. 3.Говори ( про что) про дело

Цели: Повторить морфологические признаки существит; Иметь представление о роли существ. в речи; Уметь их правильно употреблять и писать

Заполните таблицу. Род имен существительных склонение существительных число существительных Жен ский Муж ской Сред ний

1 группа. «Весенняя гроза» Тютчев Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. Выпишите все сущест, распределяя их по колонкам. Существитель ные среднего рода Существитель ные 1 склонения Неодушевлен ные существител. Словосочетания

Выпишите все глаголы, распределяя их по колонкам. Глаголы движения, действия Глаголы звучания Глагол цвета Глагол чувства брызнул, летит, повисли грохочет, гремят золотит люблю

2 группа. Определить синтаксическую функцию существительных в предложениях. Приведите свои примеры. Про доброе дело говори смело. Береги платье снову,а честь смолоду. Москва веками строилась. На чужой стороне и весна не красна.

Образуйте от данных глаголов существительные, определите род: Сбрасывать Сдавливать Вывозить Избирать Лишать Относить Двигать Ронять Скрываться Прохаживаться Видеть Шагать Прощать Решить спросить

Объясните правописание существительных с основой на шипящий. Только слышно : СПИШ… Темноту замкнув на КЛЮЧ… Месяц вышел из-за ТУЧ.. Не шумит в реке КАМЫШ….. Не шуршит под полом МЫШ….. В этот час такая ТИШ…

Раскрыть скобки. Найти слова с беглой гласной Пара ботинок (валенки, сапоги ,чулки) Много дел (места, яблоки, макароны) Песни грузин ( осетины, армяне, молдоване) Килограмм апельсинов (мандарины, помидоры, томаты) Группа инженеров ( офицеры, тренеры, шоферы)

Мне русская речь-как музыка. В ней слово звучит, поет..»

Исправь ошибку Пиши правильно ! Говори правильно! 1. к..бинет 1. алфавит 2. ра..п..сание 2. ателье(тэ) 3. гардеро… 3. ворота 4. …гиб 4. каучук 5. фотоа..арат 5. магазин 6. б..лкон 6. свекла 7. к..осмонавт 7. модель

Составьте словосочетания с главным словом ИМЯ или НАЗВАНИЕ. (учтите,что слово название употребляют, когда говорят о неодушевленных предметах) Для справок: ГОРОД,МАЛЬЧИК,РЕКА,ДРУГ, ГАЗЕТА, СОСЕД, КИНОФИЛЬМ, СПЕКТАКЛЬ, ПОДРУГА, ТОВАРИЩ,

Нес медведь, шагая к рынку, На продажу меду крынку, Вдруг на Мишку-вот напасть- Осы вздумали напасть. Мишка с армией осиной Дрался вырванной осиной, Мог ли в ярость он не впасть, Если осы лезли в пасть. Жалили куда попало, Им за это и попало. ПРОЧИТАЙ КАЛАМБУР, ВЫПИШИ В З КОЛОНКИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ПО СКЛОНЕНИЯМ.

Впиши вопросы , соответствующие каждому падежу: Именительный— родительный—- Дательный— винительный—- Творительный— предложный Проверь себя!

Нарисуй его костюм Придумай словесный портрет имени существительного. Зачем нужно существительное?

МОЛОКО,ТЕМНОТА,ЖЕЛЕЗО.. ОЧКИ,ГРАБЛИ,ЖМУРКИ…. Какие это существительные?

Составьте предложения таким образом, чтобы приведенные слова в одном случае были существительными, в другом – глаголами: печь, жгут, стих. Существительные Глаголы

Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограмм. Определить род и падеж существительных. Выполнить морфологический разбор одного существительного. Бушует в пол.. (не)погода. По небу стел_тся тяжелые обл_ка. Ярос_ные порывы ветра гонят по дорогам сне. Но это (не)пугает партизан. (Не)нависть к фашистам собрала их в глухом л_су. Во многих ср_жениях вместе с п_ртизанами участвовал Коля . Сейчас он пр_бежал из ближней д_ревн_ и докладывает к_мандиру, что он видел на д_рог_ немецкие танки. П_ртизаны рас читывают ун_чтожить их внезапным ударом.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограмм. Определить род и падеж существительных. Выполнить морфологический разбор одного существит. БушуЕт в поле непогода. По небу стелются тЯжелые облАка. ЯросТные порывы ветра гонЯт по дорогам снег. Но это не пугает партизан. Ненависть к фашистам собрала их в глухом лесу. Во многих сражениях вместе с партизанами участвовал Коля Зайков. Сейчас он пробежал из ближней деревни и докладывает командиру, что он видел на дороге немецкие танки…..

Сегодня на уроке я узнал, что… На сегодняшнем уроке я понял, что… Сегодняшний урок мне дал… Сегодняшний урок мне очень понравился, потому что… Я хочу, чтобы подобные уроки… ПРОДОЛЖИТЕ ОДНО ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Домашнее задание § , выучить план разбора. Базовый уровень: упр. Повыш. ур: Творческая работа(задание по выбору): 1. Как ты представляешь существительное? Опиши его. . Почему у него такое название? 2. Попробуйте дома сочинить стихотворение, используя только существительные. Выполни морфологический разбор одного из них. 3. Найдите самые «длинные» существительные в русском языке.

«Описание материала:

В данном конспекте рассматривается роль существительных в речи, дети учатся выполнять морфологический разбор существительных, в презентации даны различные разноуровневые задания, дети работают по группам,идет подготовка к экзамену.

Цель: организовать деятельность обучающихся для достижения различных результатов, уметь выявлять проблему, определять цель, уметь работать со справочным материалом, контролировать и оценивать свою работу.

Дети совершают путешествия на разные планеты.

«Первая группа учеников работает со стихотворением Тютчева «Весенняя гроза», находит существительные , определяет род, число, падеж, склонение существительных, записывает словосочетания, выписывает также глаголы,распределяя их по колонкам, образовывают от глаголов существительные,например,Сдавливать-сдавливание, лишать-лишение.

Следующим заданием является-объяснить правописание существительных с основой на шипящую согласную : КАМЫШ,ТУЧ,ТИШЬ,МЫШЬ.

«Вторая группа исправляет ошибки в написании существительных, расставляет ударение в словах и сравнивает с нормой написания., повторяет падежи и падежные окончания существительных, составляют предложения так,чтобы представленные слова были и глаголами,и существительными.Также дана работа с текстом,в котором нужно вставить пропущенные буквы, найти изученные орфограммы и сделать морфологический разбор существительного.

Дан лист самооценки. Дифференцированное домашнее задание: базовый уровень -упр. повышенный уровень-сочинить стихотворение, используя только существительные, разобрать существительное или творческая работа: «Каким ты представляешь существительное?»


Статьи по теме