Презентация Марина Цветаева 11 Класс Биография

Презентация Марина Цветаева 11 Класс Биография.rar
Закачек 3412
Средняя скорость 4583 Kb/s

Презентация Марина Цветаева 11 Класс Биография

Творчество М. Цветаевой, литература 11 класс

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Марина Цветаева Если душа родилась крылатой — Что ей хоромы — и что ей хаты! Что Чингис -Хан ей и о — Орда! Два на миру у меня врага, Два близнеца, неразрывно-слитых: Голод голодных — и сытость сытых! 5 августа 1918

Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября)[2] 1892 года в Москве В 1910 году опубликовала первый сборник «Вечерний альбом» В 1912 году — сборник «Волшебный фонарь » в январе 1912 года — вышла замуж за Сергея Эфрона В 1913 году выходит третий сборник — «Из двух книг» Летом 1916 г. Цветаева приехала в г. Александров, где жила её сестра Анастасия Цветаева с мужем — Александровское лето Марины Цветаевой М. Цветаева и С Эфрон. 1911 г.

В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в Кунцево в возрасте 3 лет. В эти годы появился цикл « Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению. В 1918—1919 годах Цветаева пишет романтические пьесы; созданы поэмы «Егорушка», «Царь-девица», «На красном коне».

Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе Насторожусь — прельщусь — смущусь — рванусь. О милая! Ни в гробовом сугробе, Ни в облачном с тобою не прощусь. И не на то мне пара крыл прекрасных Дана, чтоб на сердце держать пуды. Спеленутых , безглазых и безгласных Я не умножу жалкой слободы. Нет, выпростаю руки, стан упругий Единым взмахом из твоих пелен, Смерть, выбью!— Верст на тысячу в округе Растоплены снега — и лес спален. И если все ж — плеча, крыла, колена Сжав — на погост дала себя увесть ,— То лишь затем, чтобы, смеясь над тленом, Стихом восстать — иль розаном расцвесть ! 28 ноября 1920

«…я не эмигрант… я по духу, то есть по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда…» В мае 1922 года уехала за границу (Берлин) В 1925 г. после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж (не публиковалась) В 1928 в Париже выходит последний сборник— «После России » В 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому» 15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на родину. 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве

Рас-стояние: версты, мили. Б. Пастернаку Рас-стояние: версты, мили. Нас рас-ставили, рас-садили, Чтобы тихо себя вели По двум разным концам земли. Рас-стояние: версты, дали. Нас расклеили, распаяли, В две руки развели, распяв, И не знали, что это — сплав Вдохновений и сухожилий. Не рассорили — рассорили, Расслоили. Стена да ров. Расселили нас, как орлов- Заговорщиков: версты, дали. Не расстроили — растеряли. По трущобам земных широт Рассовали нас, как сирот. Который уж, ну который — март?! Разбили нас — как колоду карт! 24 марта 1925

В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью, жила на даче НКВД в Болшеве . 27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября — арестован Эфрон. 16 октября 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян на Лубянке (по другим данным — в Орловском централе); Ариадна после пятнадцати лет заключения и ссылки реабилитирована в 1955 году. В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами.

Восьмого августа Цветаева с сыном уехала на пароходе в эвакуацию 31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством (повесилась) в доме Бродельщиковых , куда вместе с сыном была определена на постой. Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Творчество Марины Цветаевой» (всего 3 часа). Школьная программа не даёт возможности подробно изучить творчество Марины .

Урок-экскурсия знакомит обучающихся с исключительностью дарования, трагическим величием М.Цветаевой, для которой вся жизнь — это хождение по душам и творение судеб, «езда на остров любви».

Первый урок по творчеству М.Цветаевой в 11 классе. Цель: воссоздать творческий портрет поэтессы., воспитывать любовь к Родине.

Презентация повествует о жизни и творчестве поэтессы Серебряного века Марине Цветаевой.

Презентация повествует о жизни и творчестве поэтессы Серебряного века Марине Цветаевой.

Этот инетерсный урок поможет учителю показать старшеклассникам всю красоту и совеобразие лирики великой Марины Цветаевой посрелством анализа только одного стихотворения. Урок интересен тем, что ученик.

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Биография и творчество Марины Цветаевой».

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Работу выполнила учитель русского языка и литературы Будякова Елена Николаевна, учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №42» города Курска

26 сентября (8 октября) в Москве, в семье профессора Московского университета (позже — основателя Музея изобразительных искусств) Ивана Владимировича Цветаева и его жены, Марии Александровны, урожденной Мейн, родилась дочь Марина.

СЕМЬЯ ЦВЕТАЕВЫХ ВО ДВОРЕ ДОМА В ТРЕХПРУДНОМ. СТОЯТ: АНДРЕЙ, ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ, ОЛЬГА ИЛОВАЙСКАЯ; СИДЯТ: МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА С ДОЧЕРЬЮ АНАСТАСИЕЙ, МАРИНА, ВАЛЕРИЯ.

СЕМЬЯ ЦВЕТАЕВЫХ В ТАРУСЕ (СЛЕВА НАПРАВО) : В.И. ЦВЕТАЕВА. М.А ЦВЕТАЕВА, АНДРЕЙ, МАРИНА И АНАСТАСИЯ ЦВЕТАЕВЫ. 1901 ГОД. В Тарусу семейство Цветаевых выезжало каждый год, с мая до сентября. Переезда на дачу и дети, и взрослые ждали, как праздника. Таруса — была землей обетованной, к которой постоянно стремишься, землей, дарящей ощущение счастья. Осенью 1909 года в Тарусе, Марина восклицает: !> Последнее стихотворение, посвященное детству в Тарусе, Марина Цветаева написала в 1911 году.

И.В. ЦВЕТАЕВ С ДОЧЕРЬЮ МАРИНОЙ. , — так сказал своей старшей дочери Валерии Иван Владимирович Цветаев в конце жизни. Похоронив сначала первую горячо любимую жену (Варвару Дмитриевну), а затем вторую (Марию Александровну), он весь ушел в дело своей жизни — строительство Музея изящных искусств, открытие которого состоялось в мае 1913 года. В отрочестве, после смерти матери, без строгого контроля неизменно работающего отца, Марина и Ася росли своевольными. Марина часто пропускала гимназию, ради затворничества в своей комнате, ради стихов. В день похорон Льва Николаевича Толстого девочки без спроса уехали в Ясную Поляну. Марина поклонялась Наполеону и его сыну ( ), несмотря на гнев отца, так и не убрав портрет своего кумира из иконного киота. Стихов непосредственно посвященных отцу у Цветаевой нет. Но в 1931 году незадолго до дня памяти Ивана Цветаева (12 сентября) она пишет стихотворение , в котором есть упоминание об отцовском Музее.

АНАСТАСИЯ И МАРИНА ЦВЕТАЕВЫ. В 1909 году Марине и Асе было 17 и 15 лет. Они были как . Сходство их и внешнее, и внутреннее было поражающим и восхищающим. Похожи были черты лица, прическа, голос. Может быть, волшебство двойного голоса при чтении сестрами в унисон стихов Марины было одной из причин первых успехов Марины Цветаевой в московских литературных кругах. Анастасия Цветаева вспоминает: В два одинаковых голоса, сливающихся в один в каждом понижении и повышении интонации, мы, стоя рядом, читали стихи по голосовой волне. Внятно и просто. Певуче? Пусть скажет, кто помнит. Мы прочли несколько стихотворений.

Двойничество», общая жизнь Марины и Аси к 1911, распавшись, перешло в новые союзы: Марина и Сережа (Эфрон), Ася и Борис (Трухачев). Возможно, предвидя это распадение жизненного пути на два новых, сестры сфотографировались у Дорэ. Ася записала в дневнике: «Мы — такие? Два лица, две полуулыбки, у обоих — волнистые волосы выше плеч. Это — мы: два лица девических прямо глядят, не улыбаются, но улыбка — в уголках глаз, губ — неулыбающихся. » Первая разлука сестер произошла 11 декабря 1911 года. Ася уезжала к жениху. Ее провожали Марина и общие друзья. Конечно, будущая разлука — навсегда — произойдет позднее, в 1927 году. Но разлука мета-физическая относится к году 1911-му. Стихотворение Марины Цветаевой «На вокзале» — одно из последних, в которых еще встречается имя Ася, посвящено этому расставанию.

«ЗОВУТ ЕЕ АСЯ: НО ЛУЧШЕЕ ИМЯ ЕЙ — ПЛАМЯ, КОТОРОГО НЕ БЫЛО, НЕТ И НЕ БУДЕТ ВОВЕКИ НИ В КОМ. И ПОМНИТЕ ЛИШЬ, ЧТО ОНА НЕ НАВЕК ПЕРЕД ВАМИ. ЧТО ВСЕ МЫ УМРЕМ. » О гибели Марины Анастасия узнала только в 1943 году. Но вот что мы читаем в ее воспоминаниях: «В начале сентября 1941 г. я увидела сон, от которого проснулась потрясенная. В этом сне была весть о смерти — имени я не произнесла, не в силах признать, что мне такое приснилось, отодвигая весть, наяву усмиряя то, что во сне произвела эта весть на меня. Не называя его, я, однако, не смогла определить его иначе, хоть обезопасив отдаленным определением, как «самая близкая женщина». Но я восстала против во сне пережитого, разметала его явью «. Анастасия Ивановна пережила свою «неразлучную» Марину на 52 года. Эти полвека ее долгой жизни были посвящены памяти Марины Цветаевой, образ которой ожил для нас под пером самого близкого человека, сестры, о которой она сказала:

«ЗАБУДЕШЬ ТЫ МОЙ ПРОФИЛЬ ГОРБОНОСЫЙ, И ЛОБ В АПОФЕОЗЕ ПАПИРОСЫ… «Профиль римского мальчика», «вьющиеся золотистые волосы», «стройность, узкая талия», «легкая летящая походка» — неизменные атрибуты внешнего облика Марины Цветаевой, отмечаемые во многих воспоминаниях. В ранней юности ей не нравилась собственная наружность: румянец, полнота, прямые волосы, короткая шея, недостаточно большие глаза. Но к 1910 в ее облике, как рассказывает Анастасия Цветаева, происходит неожиданная метаморфоза: » она почти красавица! глаза большие, она похудела, шея стала длинной, румянец легче, а волосы после десятикратного бритья в 1910 году завились крупными золотыми кудрями «. И собственный образ, созданный в двух стихотворениях, удивительно совпадает с образом Марины, запечатленным неизвестным художником.

ТВОРЧЕСТВО МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ. В Москве вышла первая книга стихов Марины Цветаевой «Вечерний альбом», получившая одобрительную рецензию М. А. Волошина. С того момента возникла ее дружба с М. Волошиным. Написала 1912 Февраль. Выходит в свет вторая книга стихов Марины Цветаевой «Волшебный фонарь». В 1913 году выходит третий сборник — «Из двух книг».

НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Начало творческой деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов. После знакомства с Брюсовым и поэтом Эллисом (настоящее имя Лев Кобылинский) Цветаева участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет». На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин (поэтесса гостила в доме Волошина в Коктебеле в 1911, 1913, 1915 и 1917 годах). В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном; в январе 1912 — вышла за него замуж. В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля).

МАРИНА ЦВЕТАЕВА ЗА РОЯЛЕМ Марина Цветаева и музыка. Тема, ждущая своего исследователя. Марина занималась музыкой лет с шести. С семи уже выступала в школьных концертах в Москве, в частной музыкальной школе в Мерзляковском переулке. После смерти матери, пианистки выдающегося таланта, ученицы Рубинштейна, в 1906 году занятия музыкой прекратились. Но знание музыки, ее понимание, создание музыки словесной — сохранились на всю жизнь. Разве мог бы написать такого «Крысолова» поэт, чуждый музыке.

СЕРГЕЙ ЭФРОН И МАРИНА ЦВЕТАЕВА НЕЗАДОЛГО ДО СВАДЬБЫ. 1911 ГОД.

1912 ГОДУ 27 ЯНВАРЯ СОСТОЯЛОСЬ ВЕНЧАНИЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ И СЕРГЕЯ ЭФРОНА. 29 февраля. Новобрачные уехали в свадебное путешествие: Италия, Франция, Германия.

Марина и Анастасия Цветаевы с мужьями Сергеем Эфроном и Маврикием Минцем и детьми Алей и Андрюшей. Александров. 1916 год.

В КОКТЕБЕЛЕ. В ДВЕРЯХ СТОЯТ В.Я ЭФРОН, С.Я. ЭФРОН, М.И. ЦВЕТАЕВА, ЗА СТОЛОМ (КРАЙНЯЯ СЛЕВА) Е.О. ВОЛОШИНА.

Гражданская война (1917—1922) В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла в приюте в возрасте 3-х лет. Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми. Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии. Марина жила в Москве, в Борисоглебском переулке. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению. В 1918—1919 годах Цветаева пишет романтические пьесы; созданы поэмы «Егорушка», «Царь-девица», «На красном коне». В апреле 1920 года Цветаева познакомилась с князем Сергеем Волконским.

Вернулась в Россию даже не от своей ностальгии — от отчаяния. Ее не убили, не арестовали. Ей уготовили другую мученическую жизнь — вокруг нее начали арестовывать самых близких и дорогих людей — мужа, дочь, сестру. Стихов ее не печатали. Пастернак, провожая в эвакуацию, дал ей для чемодана веревку, не подозревая, какую страшную роль этой веревке суждено сыграть. Цветаева пыталась устроиться судомойкой в писательской столовой в Чистополе, но совет писательских жен счел, что она может оказаться немецким шпионом. Потом уехала в город Елабугу, где стирала белье местному милиционеру. Не выдержав унижений, Цветаева повесилась на той самой веревке, которую дал ей Пастернак. Ныне кладбище в Елабуге, где она похоронена, стало местом паломничества любителей поэзии.

МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа им. А.Д. Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области Жизнь и творчество Марины Цветаевой Автор: Морозова Алла Станиславовна, учитель русского языка и литературы

Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. М. Цветаева 1916 г.

Цветаева Марина Ивановна (1892-1941), русская поэтесса Романтический максимализм, мотивы одиночества, трагическая обреченность любви, неприятие повседневного бытия (сборники «Версты», 1921, «Ремесло», 1923, «После России», 1928; сатирическая поэма «Крысолов», 1925, «Поэма Конца», обе 1926). Трагедии («Федра», 1928). Интонационно-ритмическая экспрессивность, парадоксальная метафоричность. Эссеистская проза («Мой Пушкин», 1937; воспоминания об А. Белом, В. Я. Брюсове, М. А. Волошине, Б. Л. Пастернаке и др.).

Отец – Иван Владимирович Цветаев (1847 – 1913) Российский учёный-историк, археолог, филолог и искусствовед, член-корреспондент Петербургской Академии наук, профессор Московского университета, тайный советник, создатель и первый директор Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина).

Мать – Мария Александровна Мейн (1868 – 1906) Получила прекрасное домашнее образование, училась музыке и живописи. Была одарённой пианисткой, мечтала выступать с концертами, однако отец запретил ей делать карьеру профессионального музыканта. Марина Цветаева в одном из писем 1914 года написала: «Упоение музыкой, громадный талант (такой игры на рояле и гитаре, вероятно, я уже не услышу!), способность к языкам, блестящая память, великолепный слог, стихи на русском и немецком языках, занятия живописью».

Небольшой дом в Трехпрудном стал олицетворением цветаевской Москвы: на такие «домики старой Москвы», маленькие и беззащитные, надвигались новые доходные дома, и юная Цветаева, как и всю свою будущую жизнь, была на стороне «обиженных». Здесь она родилась и провела все детство. Это было одноэтажное деревянное здание с внутренним двориком. «Трехпрудный» дом был в революцию снесен, и в этот переулок Марина Цветаева больше никогда не приходила. А в 1926 году на месте Цветаевского домика вырос многоэтажный дом.

Анастасия Ивановна Цветаева – сестра Марины Цветаевой (1894 – 1993)

Марина и Анастасия в детские годы с друзьями. Нерви, 1903

Марина и Анастасия. Москва, 1911

Сергей Эфрон – муж Марины Цветаевой (1893 -1941)

Сергей Яковлевич Эфрон родился 26 сентября 1893 в Москве; репрессирован, расстрелян 16 августа 1941 в Москве. Русский публицист, литератор, офицер Белой армии, марковец, первопоходник, агент НКВД. Отец их детей – Ариадны, Ирины и Георгия.

Георгий Сергеевич Эфрон (Мур), сын Марины Цветаевой. Чистополь, 7 ноября 1941. Погиб в 1944 году.

Начало творческой деятельности

В двух первых книгах стихов «Вечерний альбом» (1910), «Волшебный фонарь» (1912) и поэме «Чародей» (1914) тщательным описанием домашнего быта (детской, «залы», зеркал и портретов), прогулок на бульваре, чтения, занятий музыкой , отношений с матерью и сестрой имитируется дневник гимназистки, которая в этой атмосфере «детской» сентиментальной сказки взрослеет и приобщается к поэтическому творчеству. В 1913 году выходит третий сборник — «Из двух книг».

Начало творческой деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов. После знакомства с Брюсовым и Эллисом Цветаева участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет». На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин. Валерий Брюсов Максимилиан Волошин

Становление поэта В поэме «На красном коне» (1921) история становления поэта обретает формы романтической сказочной баллады. В следующих книгах «Версты» (1921-22) и «Ремесло» (1923), обнаруживающих творческую зрелость Цветаевой, сохраняется ориентация на дневник и сказку, но уже преображающуюся в часть индивидуального поэтического мифа. В центре циклов стихов, обращенных к поэтам-современникам А. А. Блоку, А. А. Ахматовой, С. Парнок, посвященных историческим лицам или литературным, романтическая личность, которая не может быть понята современниками и потомками, но и не ищет примитивного понимания, обывательского сочувствия. Цветаева, до определенной степени идентифицируя себя со своими героями, наделяет их возможностью жизни за пределами реальных пространств и времен, трагизм их земного существования компенсируется принадлежностью к высшему миру души, любви, поэзии.

«После России» Характерные для лирики Цветаевой романтические мотивы отверженности, бездомности, сочувствия гонимым подкрепляются реальными обстоятельствами жизни поэтессы. В 1918-22 вместе с малолетними детьми она находится в революционной Москве, в то время как ее муж С. Я. Эфрон сражается в белой армии (стихи 1917-21, полные сочувствия белому движению, составили цикл «Лебединый стан»).

С 1922 начинается эмигрантское существование Цветаевой (кратковременное пребывание в Берлине, три года в Праге, с 1925 Париж), отмеченное постоянной нехваткой денег, бытовой неустроенностью, непростыми отношениями с русской эмиграцией, возрастающей враждебностью критики. Лучшим поэтическим произведениям эмигрантского периода (последний прижизненный сборник стихов «После России 1922-1925», 1928; «Поэма горы», «Поэма конца», обе 1926; последний поэтический цикл «Стихи к Чехии», 1938-39, при жизни не публиковался и др.) присущи философская глубина, психологическая точность, экспрессивность стиля.

Проза В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания (в новаторской поэтической технике Цветаевой усматривали самоцель), успехом пользовалась ее проза, охотно принимавшаяся издателями и занявшая основное место в ее творчестве 1930-х гг. («Эмиграция делает меня прозаиком. «). «Мой Пушкин» (1937), «Мать и музыка» (1935), «Дом у Старого Пимена» (1934), «Повесть о Сонечке» (1938), воспоминания о М. А. Волошине («Живое о живом», 1933), М. А. Кузмине («Нездешний ветер», 1936), А. Белом («Пленный дух», 1934) и др., соединяя черты художественной мемуаристики, лирической прозы и философской эссеистики, воссоздают духовную биографию Цветаевой. К прозе примыкают письма поэтессы к Б. Л. Пастернаку (1922-36) и Р. М. Рильке (1926) своего рода эпистолярный роман.

Конец пути В 1937 Сергей Эфрон, ради возвращения в СССР ставший агентом НКВД за границей, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве, бежит из Франции в Москву. Летом 1939 вслед за мужем и дочерью Ариадной (Алей) возвращается на родину и Цветаева с сыном Георгием (Муром). В том же году и дочь и муж были арестованы (С. Эфрон расстрелян в 1941, Ариадна после пятнадцати лет репрессий была в 1955 реабилитирована). Сама Цветаева не могла найти ни жилья ни работы; ее стихи не печатались. Оказавшись в начале войны в эвакуации, безуспешно пыталась получить поддержку со стороны писателей; покончила жизнь самоубийством.

Предсмертная записка Цветаевой сыну: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик».

Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно. На южной стороне кладбища, у каменной стены, где находится её затерявшееся последнее пристанище, в 1960 году сестра поэтессы «между четырёх безвестных могил 1941 года» установила крест с надписью «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева». В 1970 году на этом месте было сооружено гранитное надгробие.

Память на всю жизнь Усмань Королёв

Анастасия Цветаева скончалась в Москве 5 сентября 1993 года. Похоронена на Ваганьковском кладбище.

Cын Анастасии Ивановны Андрей Борисович Трухачев, дочь Марины Цветаевой Ариадна Сергеевна Эфрон и Оля Трухачева

Книга Анастасии Цветаевой «Воспоминания», изданная в 2005


Статьи по теме