Презентация Л Н Толстой Юность 9 Класс

Презентация Л Н Толстой Юность 9 Класс.rar
Закачек 996
Средняя скорость 2311 Kb/s

Презентация Л Н Толстой Юность 9 Класс

презентация к уроку литературы в 9 классе по произведению Л. Толстого «Юность».

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Л.Н.Толстой«Юность»: нравственные идеалы Я был бы не счастливейший из людей, ежели бы я не нашел цели для моей жизни — цели общей и полезной. Л. Н. Толстой. Из дневника юношеских лет. .

Цели: 1. углубление знаний об особенностях автобиографической литературы; 2. обучение анализу художественного произведения, работе с текстом. 3. развитие навыка осмысленного чтения. 4. нравственное развитие, воспитание стремления к самопознанию и самосовершенствованию.

Автобиографический. Связанный с жизнью автора; являюется автобиографией. Трилогия. Три литературных или музыкальных произведения одного автора, объединенные общей идеей и преемственностью сюжета.

«Жизнь Л. Н. Толстого –это целая эпоха, почти весь Х I Х век, вместившийся в его жизнь, и в его произведения». Ги де Мопассан. Автобиографическая трилогия «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857). Охарактеризуйте каждый период. С какой целью Л. Толстой пишет данные произведения? Какие вопросы поднимает в трилогии?

Главный вопрос- каким надо быть? К чему стремиться? Процесс умственного и нравственного развития человека.

1. Анализ главы «Comme il faut». 1) Беседа . – В чем состоит идеал человека «комильфо»? – Как Толстой оценивает это понятие? Как автор характеризует время, потраченное на приобретение качеств человека «комильфо»? – Что было главным злом этого увлечения?

Работа в группах . Вопрос 1-й группе. Как вы оцениваете такую участь героя? Вопрос 2-й группе. Есть ли качества, привлекающие вас в перечне признаков, которыми руководствовался рассказчик? Вопрос 3-й группе. Напомнила ли эта глава что-то из вашей жизни? Нет ли подобных увлечений у ваших друзей? Стоит ли их переубеждать?

2. Работа над главой «Я проваливаюсь». 1) Беседа . – Почему накануне экзамена герой «был в каком-то странном тумане»? – Каково состояние внутреннего мира Николая во время сдачи экзамена? – О чем он думал после экзамена? Для чего автор так подробно передает его внутренний монолог? – Что больше всего огорчало Николеньку в этой истории? – Что изменилось в его чувствах после долгих раздумий? – На чем построен сюжет главы? Почему описания и рассуждения преобладают над действием? Как в связи с этим можно рассматривать замысел Толстого? – Что значит «я проваливаюсь», вынесенное в название главы? – Почему описанную половину юности автор считает не очень счастливой?

Примерный план сочинения«Диалектика души в повести Л. Н. Толстого «Юность». I. Автобиографическая проза – одна из форм раскрытия изнутри процесса становления личности. II. Духовное становление человека на примере повести Л. Н. Толстого «Юность». 1. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и борьба с собственными недостатками. 2. Подлинные и мнимые ценности жизни героя. 3. Толстой оценивает своего героя по способности или неспособности к духовному росту. 4. «Диалектика души» и чистота нравственного чувства в повести. 5. Особенности повествования (внутренние монологи, преобладание описаний и рассуждений над действием, диалоги). 6. К каким выводам о смысле жизни, о хорошем и дурном приходит в итоге Николенька Иртеньев? III. В чем общечеловеческое значение повести «Юность»?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 10 классе по литературе на тему «Поиски духовных и нравственных идеалов Андреем Болконским и Пьером Безуховым» по роману Л.Н. Толс.

Это последний урок в системе уроков по творчеству Л.Н.Толстого в 7 классе. Основная тема урока — это становление детского характера, «диалектика» детской души.

Выступление на районном семинаре посвященному нравственному воспитанию школьников.

Выступление по теме:Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья молодёжи.Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности соц.

Презентация призвана помочь открыть заседание методического объединения «Формирование у учащихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности в здоровом образе жизни».

Конспект урока обществознания с учётом ФГОС.

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. .

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемСветлана Мещеринова

Данный материал повествует о интересных фактах биографии Л.Н.Толстого

Похожие презентации

Презентация 9 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Презентация к уроку литературы (9 класс) по теме: Презентация «Интересные факты из жизни Л.Н.Толстого»». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Интересные факты из жизни Льва Николаевича Толстого Работу выполнили: Ученицы 9 класса Б Сухова Ульяна Бланкмер Алла

2 Биография Лев Николаевич Толстой — один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, чьё авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения толстовства. Член-корреспондент Императорской Академии наук (1873), почётный академик по разряду изящной словесности (1900).

4 Лев Толстой и Орленев Один из посетителей Ясной Поляны сказал однажды Л.Н.Толстому, что в следующий раз он приедет к нему в гости со знаменитым актером Орленевым, который замечательно читает стихи. Толстой возразил: «Вы ведь знаете, что я не люблю стихов». Гость радостно воскликнул: «В том-то и дело! Орленев так читает стихи, что вы даже и не скажете, что это стихи».

5 Все-равно заболеет Первый президент Чехословакии, возглавлявший страну с 1918 по 1935 год, почти вплоть до своей смерти. Сын кучера и стряпухи был эффектным главой государства. В своих записках он вспоминал об одном случае, относящемся к посещению им в Ясной Поляне Л. Н. Толстого…

6 Двугривенный Великий русский писатель Лев Толстой считал, что все люди должны честно трудиться, жить скромно и просто. Сам он тоже старался придерживаться этих правил…

7 Как относился Лев Толстой к своим романам? Лев Толстой скептически относился к своим романам, в том числе к «Войне и миру». В 1871 году он отправил Фету письмо: «Как я счастлив. что писать дребедени многословной вроде Войны я больше никогда не стану». Запись в его дневнике в 1908 году гласит: «Люди любят меня за те пустяки Война и мир и т. п., которые им кажутся очень важными».

8 Кинофильмы о Льве Толстом: «Лев Толстой». Документальный фильм. ЦСДФ (РЦСДФ) «Уход великого старца» (1912, Россия). Режиссёр Яков Протазанов Исторические хроники с Николаем Сванидзе Лев Толстой «Лев Толстой» (1984, СССР Чехословакия). Режиссёр и исполнитель главной роли Сергей Герасимов. Фильм о последних днях жизни и смерти писателя. Последнее воскресение» (2009, Россия, Германия, Великобритания). В роли Л. Толстого Кристофер Пламмер, в роли Софьи Толстой Хелен Миррен. Фильм о последних днях жизни и смерти писателя.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Лев Николаевич Толстой Повесть “Юность”

Родился 28 августа (9 сентября н.с.) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание. Последующие четыре года будущий писатель провел в исканиях: пытался переустроить быт крестьян Ясной Поляны (1847), жил светской жизнью в Москве (1848), в Петербургском университете держал экзамены на степень кандидата права (весна 1849), определился на службу канцелярским служащим в Тульское дворянское депутатское собрание (осень 1849). Вскоре после начала Крымской войны Толстой написал последнюю часть трилогии — «Юность» (1855 — 56), в которой заявил себя не просто «поэтом детства», а исследователем человеческой природы. Этот интерес к человеку и желание понять законы душевной и духовной жизни сохранится и в дальнейшем творчестве. Толстой 10 ноября 1910 тайно покинул Ясную Поляну. Здоровье 82-летнего писателя не выдержало путешествия. Он простудился и, заболев, 20 ноября скончался в пути на станции Астапово Рязанс ко-Уральской железной дороги.

«Юность» — третья и последняя повесть в псевдо-автобиографической трилогии Льва Толстого, впервые напечатана в1857 году в журнале ”Современник” № 1 . Книга описывает университетские годы жизни главного героя и его сокурсников.

С марта 1847 года Толстой начал вести дневник. Он надеялся, что дневник поможет ему изменить самого себя, сделаться совершенным и найти путь совершенствования человечества. В записи от 2 января 1852 года Толстой так определил время юности: «У всех молодых людей есть время, в которое они не имеют никаких твёрдых понятий о вещах – правил, и составляют как то, так и другое. В это время они обыкновенно чуждаются интересов практических и живут в мире моральном. – Эту переходную эпоху я называю – юность.- У иных людей юность продолжается больше, у других меньше. Даже есть люди, которые всегда остаются юны, а другие, которые не были юными…Поэтому все мы, выходя в практическую жизнь, начинаем действовать, основываясь на тех несовершенных и недоконченных правилах и понятиях, на которых застала нас необходимость».

Повесть «Юность» небогата событиями. Интерес Толстого сосредоточен прежде всего на изображении меняющего внутреннего мира героя Николая Иртеньева, от лица которого ведётся повествование. Юный Николай Иртеньев действует, размышляет, мечтает, взрослый Николай Иртеньев, вспоминая это, оценивает и судит. При этом и герой и рассказчик составляют единый образ, хотя Толстой не даёт читателю забыть, что время действия повести и время, когда о нем рассказывается, не совпадают. Один из основных принципов Толстого в изображении человека, выработанным им уже во время создании трилогии, был впоследствии так сформулирован в его дневнике: «Одно из величавших заблуждений при суждениях о человеке в том, что мы называем, определяем человека умным, глупым, добрым, злым, сильным, слабым, а человек есть всё: все возможности, есть текучее вещество» Эту «текучесть» писатель открывает и в главном герое повести, и в некоторых других её персонажах. Образ Иртеньева не может быт понятен без уяснения обстоятельств, в которых формировался характер юноши, без внимания к историческим приметам м деталям быта.

Николай Иртеньев — от его имени ведётся повествование Володя — брат Коли Сонечка — первая возлюбленная Коли St. — Jérôme — гувернёр Николая Папа Мими Дубков — приятель Володи Дмитрий Нехлюдов — друг Николая Иконин — товарищ Николая, сокурсник Николая Авдотья — мачеха Николая Варенька Нехлюдова — сестра Дмитрия, возлюбленная Николая Семёнов — сокурсник Николая Зухин — товарищ Николая, друг Семёнова

Сюжет повести описывает университетскую жизнь Николая и его товарищей-сокурсников в пору юношества. Объём сюжета по сравнению с прошлыми частями трилогии («Детство» и «Отрочество») стал намного больше и раскрепощённей. Повесть наполнена философскими размышлениями и различными событиями, которые могут произойти с любым юношей.

Идет шестнадцатая весна Николая Иртеньева. Он готовится к экзаменам в университет, переполнен мечтаниями и размышлениями о будущем своем предназначении. Чтобы яснее определить цель жизни, Николай заводит отдельную тетрадь, куда записывает обязанности и правила, необходимые для нравственного совершенствования. В страстную среду в дом приезжает седой монах, духовник. После исповеди Николай чувствует себя чистым и новым человеком. Но ночью он вдруг вспоминает один свой стыдный грех, который скрыл на исповеди. Он почти не спит до утра и в шестом часу спешит на извозчике в монастырь, чтобы исповедаться вновь. Радостный, Николенька возвращается обратно, ему кажется, что лучше и чище его нет человека на свете. Он не удерживается и рассказывает о своей исповеди извозчику. И тот отвечает: «А что, барин, ваше дело господское». Радостное чувство улетучивается, и Николай даже испытывает некоторое недоверие к своим прекрасным наклонностям и качествам. Николай успешно выдерживает экзамены и зачислен в университет. Домашние поздравляют его. По приказанию отца, в полное распоряжение Николая поступают кучер Кузьма, пролетка и гнедой Красавчик. Решив, что он уже совсем взрослый, Николай покупает на Кузнецком мосту много разных безделушек, трубку и табак. Дома он пытается закурить, но чувствует тошноту и слабость. Заехавший за ним Дмитрий Нехлюдов укоряет Николая, разъясняя всю глупость курения. Друзья вместе с Володей и Дубковым едут в ресторан отмечать поступление младшего Иртеньева в университет. Наблюдая поведение молодых людей, Николай замечает, что Нехлюдов отличается от Володи и Дубкова в лучшую, правильную, сторону: он не курит, не играет в карты, не рассказывает о любовных похождениях. Но Николаю из-за мальчишеского восторга перед взрослой жизнью хочется подражать именно Володе с Дубковым. Он пьет шампанское, закуривает в ресторане папиросу от горящей свечи, которая стоит на столе перед незнакомыми людьми. В результате возникает ссора с неким Колпиковым. Николай чувствует себя оскорбленным, но всю свою обиду срывает на Дубкове, несправедливо накричав на него. Понимая всю ребячливость поведения своего друга, Нехлюдов успокаивает и утешает его.

На следующий день по приказанию отца Николенька отправляется, как уже вполне взрослый человек, делать визиты. Он посещает Валахиных, Корнаковых, Ивиных, князя Иван Иваныча, с трудом выдерживая долгие часы принужденных бесед. Свободно и легко Николай чувствует себя лишь в обществе Дмитрия Нехлюдова, который приглашает его с визитом к своей матери в Кунцево. По дороге друзья беседуют на разные темы, Николай признается в том, что в последнее время совершенно запутался в разнообразии новых впечатлений. Ему нравится в Дмитрии спокойная рассудительность без оттенка назидательности, свободный и благородный ум, нравится, что Нехлюдов простил постыдную историю в ресторане, как бы не придав ей особенного значения. Благодаря беседам с Дмитрием, Николай начинает понимать, что взросление — не простое изменение во времени, а медленное становление души. Он восхищается другом все больше и, засыпая после разговора в доме Нехлюдовых, думает о том, как было бы хорошо, если бы Дмитрий женился на его сестре или, наоборот, он женился на сестре Дмитрия. На другой день Николай на почтовых уезжает в деревню, где воспоминания о детстве, о маменьке с новой силой оживают в нем. Он много думает, размышляет о своем будущем месте в свете, о понятии благовоспитанности, которое требует огромного внутреннего труда над собой. Наслаждаясь деревенской жизнью, Николай с радостью осознает в себе способность видеть и чувствовать самые тонкие оттенки красоты природы. Отец в сорок восемь лет женится во второй раз. Дети мачеху не любят, у отца с новой женой через несколько месяцев складываются отношения «тихой ненависти». С началом учебы в университете Николаю кажется, что он растворяется в массе таких же студентов и во многом разочарован новой жизнью. Он мечется от разговоров с Нехлюдовым до участия в студенческих кутежах, которые осуждаемы его другом. Иртеньева раздражают условности светского общества, которые кажутся в большей своей части притворством ничтожных людей. Среди студентов у Николая появляются новые знакомые, и он замечает, что главной заботой у этих людей является получение от жизни прежде всего удовольствия. Под влиянием новых знакомых он неосознанно следует такому же принципу. Небрежность в учебе приносит свои плоды: на первом экзамене Николай проваливается. Три дня он не выходит из комнаты, чувствует себя истинно несчастливым и потерявшим всю прежнюю радость жизни. Дмитрий посещает его, но из-за охлаждения, которое наступает в их дружбе, сочувствие Нехлюдова кажется Николаю снисходительным и поэтому оскорбительным. Однажды поздно вечером Николай достает тетрадь, на которой написано: «Правила жизни». От нахлынувших чувств, связанных с юношескими мечтаниями, он плачет, но уже слезами не отчаяния, а раскаяния и морального порыва. Он решается вновь писать правила жизни и никогда уже не изменять им. Первая половина юности заканчивается в ожидании следующей, более счастливой.

«Верьте себе, выходящие из детства юноши и девушки, когда впервые поднимается в душе вашей вопросы: кто я такой, зачем живу я и зачем живут все окружающие меня люди? И главный, самый волнительный вопрос, так ли живу я и все окружающие меня люди? Верьте себе и тогда, когда те ответы, которые представятся вам на эти вопросы, будут не согласны с теми, которые были внушены вам в детстве, будут не согласны и с той жизнью, в которой вы найдёте себя живущими вместе со всеми людьми, окружающими вас..»

Дружинин Александр Васильевич отозвался о «Юности» весьма положительно, но с достаточно суровой критикой: «Задача Ваша ужасна, и Вы её выполнили очень хорошо. Ни один из теперешних писателей не мог бы так схватить и очертать волнующий и бестолковый период юности. Для людей развитых Ваша „Юность“ доставит великое наслаждение, и если кто Вам скажет, что эта вещь хуже „Детства“ и „Отрочества“, тому Вы можете плюнуть в физиономию. Некоторые главы сухи и длинны, например, все разговоры с Дмитрием Нехлюдовым… …избегайте длинных периодов. Дробите их на два и на три, не жалейте точек. С частицами речи поступайте без церемонии, слова что, который и это марайте десятками. Иногда Вы готовы сказать: „У такого-то ляжки показывали, что он желает путешествовать по Индии“. Обуздать эту наклонность Вы должны, но гасить её не надо ни за что в свете» Некрасов Николай Алексеевич не написал Толстому о «Юности» ни слова. Чернышевский Николай Гаврилович выход «Юности» воспринял сдержанно.


Статьи по теме