Презентація Філософія Епохи Відродження

Презентація Філософія Епохи Відродження.rar
Закачек 1191
Средняя скорость 7962 Kb/s

Презентація Філософія Епохи Відродження

Тема 5. Философия Возрождения и Нового времени. Гуманизм и натурфилософия эпохи Возрождения.Социально-политические взгляды Возрождения.Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени.Социально-политические концепции Нового времени.

Литература: Бруно Дж. О причине, начале и едином.Бруно Дж. О бесконечности, вселенной и мирах.Мор Т. Утопия.Бэкон Ф. Идолы человеческого разума.Декарт Р. Правила для руководства ума.Декарт Р. Философское понимание природы.Спиноза Б. Учение о субстанции.Лейбниц. Монадология. Гоббс Т. Левиафан.Локк Дж. Теория познания.Юм Д. О человеческой природе.Беркли Дж. О принципах человеческого знания.Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988.Фильм: На пути к золотому сечению: «Философия и искусство».

Термин «Возрождение» был впервые использован итальянским художником и архитектором Джорджо Вазари в книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» в 1550 году. Периодизация эпохи Возрождения:Проторенессанс: XIII век – ducento — «двухсотые», 1200-е гг.Раннее Возрождение: XIV век – trecento – «трехсотые», 1300-е гг.Высокое Возрождение: XV век – quatrocento – «четырехсотые», 1400-е гг.Позднее Возрождение: XVI век – cinquicento – «пятисотые», 1500-е гг.

Эпоха Возрождения – совокупность философских направлений, которые совершили переворот в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношения к нему. Основной культурной парадигмой становится АНТРОПОЦЕНТРИЗМ, полагающий человека центром и смыслом мироздания. Характерные черты:индивидуализм и субъективизм стали основаниями культуры Возрождения;гуманизм как новое мировоззрение, этика, социальный идеал и научный метод;антицерковная и антисхоластическая направленность, секуляризация общественной жизни;жизнеутверждающий характер и оптимизм;история утрачивает свой священный смысл и становится практическим делом реальных людей;возрождение античного культурного наследия;создание новой пантеистической картины мира;титанизм создает не только великих героев, но и антигероев.

Основные направления философии Возрождения: гуманистическое;неоплатоническое;натурфилософское;реформационное;политическое;социалистическо-утопическое.

Гуманизм (от лат.humanitas – человечность) понимается как воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. Основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Родоначальником гуманизма считается Франческо Петрарка (1304-1374) «О невежестве собственном и многих других», «Книга песен», «О презрении к миру»;отвергает схоластическую ученость;предлагает новый подход к оценке античного наследия: стремиться не только подняться до высот античной культуры, но и превзойти ее;подлинная философия должна стать наукой о человеке;заложил основы личностного самосознания Возрождения.

Наиболее известные философы — гуманисты Данте Алигьери (1265-1321) «Божественная комедия», «Новая жизнь»;Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) «Речь о достоинстве человека»;Лоренцо Валла (1507-1557) «О наслаждении как истинном благе»;Эразм Роттердамский (1466-1536) «Похвала глупости»;Мишель Монтень (1533-1592) «Опыты».

Основные черты натурфилософии: обоснование материалистического взгляда на мир;стремление отделить философию от теологии;формирование научного мировоззрения;выдвижение новой картины мира;утверждение, что мир познаваем;важное значение приобретает практическая наука, представляющая собой попытку изменить мир.

Бертран Рассел, философ, математик, лауреат «Нобелевской премии» в области литературы в своем труде «История западной философии» дал отличие авторитета науки от авторитета церковной догмы: авторитет науки по своему характеру является интеллектуаль-ным, а не правительственным;никакие кары не обрушиваются на головы тех, кто отвергает авторитет науки;никакие соображения выгоды не влияют на тех, кто его принимает;авторитет наука завоевывает исключительно призывом к разуму;авторитет науки как бы соткан из частичек и кусков, а не цельной системы – как церковная догма;если церковный авторитет провозглашает свои суждения абсо-лютно верными и неизменными во веки веков, то суждения науки являются опытными, делаются на основе вероятностного подхода и признаются относительными.

Представители натурфилософии эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи (1452-1519) «Книга о живописи», «Об истинной и ложной науке»;Николай Кузанский (1401-1464) «Об ученом незнании», «О предположениях» и др.;Николай Коперник (1473-1543) «Об обращении небесных сфер»;Джордано Бруно (1548-1600) «О природе, начале и едином», «О бесконечности Вселенной и мирах» и др.;Галилео Галилей (1564-1642) «Звездный вестник», «Диалог о двух главных системах мира» и др.

Николай Коперник совершил переворот в естествознании, разработав гелиоцентрическую систему мира По духу его работа пифагорейская;солнце является центром мироздания, что опровергало геоцентрическую систему мира Птолемея;земля имеет двойное движение: суточное вращение и годовое круговое вращение вокруг Солнца;космос бесконечен и все космические тела движутся по собственной траектории;процессы в космосе объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла.

Джордано Бруно – итальянский философ и поэт, материалист-пантеист. В 1592 г. был арестован инквизицией и обвинен в ереси и свободомыслии и 17 февраля 1600 г. был сожжен на костре. Солнце центр Вселенной по отношению к Земле, но не центр Вселенной;Вселенная не имеет центра и бесконечна;звезды подобны Солнцу и имеют свои планетные системы;все небесные тела обладают свойством движения;выдвинул гипотезу о том, что во Вселенной мы не одиноки и могут быть разумные существа;не существует Бога отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог – одно целое.

Галилео Галилей — один из основателей современной экспериментальной науки. Впервые показал как важен инструментарий для развития науки. ввел метод наблюдения, выдвижения гипотезы и их опытной проверке на практике;открыл значение ускорения в динамикеустановил закон падения тел;изучая полет снарядов, установил принцип параллелограмма;отстаивал гелиоцентрическую систему мира;изобрел телескоп и обнаружил ряд важных явлений: пятна на Солнце, горы на Луне, Млечный путь состоит из множества отдельных звезд, наблюдал фазы Венеры, открыл спутники Юпитера.

Социально-политическим концепциям Возрождения относятся реформация, политическая философия Н.Макиавелли, социалистическо-утопическое направление. Реформация послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и католицизма.Политическая философия Никколо Макиавелли исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы.Социалистическо-утопическое направление основное внимание сосредоточило на разработке проектов идеального государства, где восторжествовала социальная справедливость, основанная на общественной собственности.

Основоположником Реформации был Мартин Лютер, который 31 октября 1517 г. прибил 95 тезисов против индульгенций общение между Богом и верующими должно происходить напрямую, без участия католической Церкви;церковь должна стать демократичной, а обряды понятными людям;требовал уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского;должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти;освободить культуру и образование от засилья католических догм;необходимо отменить индульгенции.

Основные идеи политической философии Никколо Макиавелли (1469-1527): человек изначально обладает злой природой;движущими мотивами поступков становятся эгоизм и стремление к личной выгоде;для обуздания низменной натуры человека создается особая организация – государство;на основании опыта истории и современных ему событий раскрывает как завоевывается власть, как она удерживается и теряется;правитель должен быть «хитрым как лис, свирепым как лев»;ни в коем случае правитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;центральное место также занимает в его учении идея «фортуны» (судьбы), которая благоволит молодым и богатым;в борьбе за политическую власть, и в особенности за освобождение родины от посягательств иностранного владычества, допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.

Социалистическо-утопическое направление представлено трудами Томаса Мора и Томазо Кампанелла: Т. Мор «Утопия»:Не существует частной собственности;Всеобщая 6-часовая трудовая мобилизация;Действует принцип: «От каждого по способностям, каждому по труду»;Первичной ячейкой общества является «трудовая семья»Мужчины и женщины имеют равные права;Т.Кампанелла «Город Солнца»:Отсутствует частная собственность;все участвуют в трудовом процессе;труд совмещается с одновременным обучением;жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей;дети живут отдельно от родителей и воспитываются в специальных школах;во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель – Метафизик.

Новое время — XVII век — стал переломным в европейской истории. Важнейшим фактором становится развитие НАУКИ. Общая характеристика эпохи Нового времени:это век развития экспериментального математического естествознания;было завершено создание классической механики, которое основывалось на достигнутых результатах И.Ньютона, Э.Торричелли, И.Кеплера, Н.Коперника и др.в философии оформились два направления – эмпиризм и рационализм;государства более заменяют Церковь как орган управления, контролирующий культуру;эпоха ранних буржуазно-демократических революций;философия выступает за практическую значимость своих концепций, за их жизненное применение, за реальное влияние на человеческие судьбы.

Основные проблемы философии Нового времени: разработка нового метода познания (Ф.Бэкон и Р.Декарт);обоснование онтологического статуса бытия (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц);попытки решения проблем социальной жизни (Т.Гоббс, Дж. Локк).

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) – член парламента Великобритании, впоследствии лорд-канцлер, родоначальник английского материализма, предложил метод опытного изучения природы. Основные труды: «Новый Органон», «О достоинстве и преумножении наук», «Новая Атлантида» и др.Известные изречения:«Знание – сила», «природа не храм, а мастерская», «мы столько можем, сколько знаем».Основные идеи: дать человеку средствами научных открытий и изобретений овладеть силами природы; впервые провел классификацию наук;разработал метод индукции;указал конкретные пути познания; обозначил заблуждения «идолы» разума.

Рене Декарт (1596-1650) французский философ и математик, представитель классического рационализма. Основные труды: «Рассуждения о методе», «Размышления о первой философии», «Первоначала философии», «Правила для руководства ума» и др.Главное философское кредо: «Я мыслю, следовательно, существую».Обосновал ведущую роль разума в познании;стал автором теории дуализма;выдвинул учение о субстанции, атрибутах и модусах;разработал метод дедукции и основные приемы исследования в научном познании;предложил учение «о врожденных идеях».

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) – яркий представитель рационализма. Основные труды: «Богословско-политический трактат», «Политический трактат», «Этика».На основе теории субстанции Декарта разработал собственную систему о единой субстанции;разработал учение о трех родах знания;дал объяснение проблем детерминизма, соотношения свободы и необходимости, творчества как деятельного начала.

Готфрид Лейбниц (1646-1716) – немецкий ученый-математик, юрист, предшественник немецкой классической философии. Учение Лейбница о монадах:Весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих единую природу;принципиально следует различать мир умопостигаемый (мир истинно сущего)и мир феноменальный (чувственно воспринимаемый физический мир);в основе мира лежат неделимые первоэлементы — монады ( с греч. «единое») – «духовные атомы»;все они объединены принципом предустановленной гармонии;монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением;монады замкнуты и независимы друг от друга;существует четыре класса монад: «голые монады», «монады животных», «монады человека», «Бог».

Томас Гоббс (1588-1679) – английский философ и политический мыслитель. Основные труды: «О гражданине», «Левиафан», «О теле», «О человеке».Продолжал философские традиции Ф.Бэкона;был убежденным материалистом;познание происходит благодаря чувственному восприятию;сигналы из окружающего мира являются своеобразными знаками;провел классификацию сигналов;считал важнейшей проблемой вопросы общества и государства;первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный договор;

Джон Локк (1632-1704) сформулировал основы эмпиризма в сенсуалистической теории и стал одним из основателей доктрины либерализма. Основные труды: «Опыт о человеческом разумении», «Два трактата о правительстве» и др.В основе познания может лежать только опыт: «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах».Сознание – это пустое помещение, tabula rasa, которое в течение жизни заполняется опытом;выделяет два основных источника идей: ощущения и рефлексию;а также три вида знания: интуитивное, демонстративное, сенситивное;в социально-политическом учении исходит из естественного состояния общества;выделил основные неотчуждаемые естественные права человека: жизнь, свобода, собственность;для обоснования своего утверждения, что власть правителя не может быть абсолютной, впервые выдвинул идею о разделении властей: законодательная, исполнительная и федеральная.

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемТамара Мишулина

Похожие презентации

Презентация на тему: » Философия эпохи Возрождения Урок 4. План 1. Понятие и основные направления философии эпохи Возрождения. 2. Основные черты философии эпохи Возрождения.» — Транскрипт:

1 Философия эпохи Возрождения Урок 4

2 План 1. Понятие и основные направления философии эпохи Возрождения. 2. Основные черты философии эпохи Возрождения. 3. Философские концепции эпохи Возрождения. 4. Историческое место и значение эпохи Возрождения в истории философской мысли.

3 Хронологические рамки эпохи Возрождения Эпоха Возрождения (Ренессанса) начинается в XIV веке в Италии и в XV веке в других европейских странах и продолжается вплоть до начала XVII века.

4 Название эпохи Возрождения связано С возрождением интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности С возрождением «истинной» христианской духовности, с переосмыслением христианской традиции

5 Основные направления философии Возрождения НаправлениеАнтичный образец Представители НатурфилософияДосократики Николай Кузанский, Г.Галилей СкептицизмПиррон М.Монтень, Эразм Роттердамский Политическая философия Платон, Аристотель Т.Мор, Н.Макиавелли

6 Основные черты философии Возрождения Антропоцентризм – в центре мировоззрения стоит человек Гуманизм – обоснование самоценности человека, его прав и свобод Эстетизм – ведущая роль искусства Свободомыслие – освобождение от догматического средневекового мышления

7 Антропоцентризм Антропоцентризм Возрождения обозначает, что место бога в центре мироздания занимает человек. Он становится самостоятельным творческим началом, почти равным богу. Микеланджело Давид, Высота – 5,17 м Академия, Флоренция

8 Гуманизм Гуманизм подчёркивает, что конечной целью философии должен являться человек как венец творения

9 Эстетизм Эстетизм обозначает высокую роль творчества в эпоху Возрождения. Сонеты Ф.Петрарки, новеллы Дж.Боккаччо, драматургия У.Шекспира, романы М.Сервантеса, скульптуры Микеланджело, полотна Леонардо да Винчи – всё это классические образцы небывалого подъёма искусства.

10 Франческо Петрарка Итальянский поэт, создатель сонетов, посвящённых возлюбленной Лауре

11 Джованни Боккаччо Итальянский писатель и поэт. Главное произведение – «Декамерон» — книга новелл, проникнутых гуманистическими идеями, духом свободомыслия, неприятием аскетической морали, жизнерадостным юмором.

12 Уильям Шекспир Великий английский драматург и поэт.

13 Мигель де Сервантес Всемирно известный испанский писатель, автор одного из величайших произведений мировой литературы – романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

14 Микеланджело Буонаротти Великий итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель Оплакивание Христа

15 «Страшный суд» Микеланджело Моисей Микеланджело

16 Леонардо да Винчи Итальянский художник, скульптор, архитектор, учёный, писатель, изобретатель, один из крупнейших представителей искусства Возрождения, яркий пример «универсального человека».

17 Дама с горностаем. Леонардо да Винчи Мадонна Бенуа. Леонардо да Винчи

18 Тайная вечеря. Леонардо да Винчи Мона Лиза. Леонардо да Винчи

19 Свободомыслие Свободомыслие подразумевает свободу человеческого мышления. Бог дал человеку свободную волю для того, чтобы он решал практические и теоретические проблемы собственными силами, не уповая при этом на высшие силы.

20 Натурфилософия эпохи Возрождения На основе крупнейших открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы). Натурфилософия зачастую носила пантеистический характер, т.е. прямо не отрицая существования бога, она отождествляла его с природой. Подобную натурфилософию развивали ближайший советник папы Пия II, кардинал, учёный, философ Николай Кузанский и один из величайших гениев эпохи Возрождения Джордано Бруно.

21 Николай Кузанский ( ) Выдающийся деятель католической церкви, кардинал и легат Германии. Основные труды: «Знающее незнание», «Об учёном незнании».

22 Мистический пантеизм Н.Кузанского Мир создан Богом, но он бесконечен, материален и движется через противоположности. Человека Н.Кузанский ставит очень высоко. Бог как бы присутствует в человеке. Вместе с тем, Бог присутствует во всём, прежде всего в природе. Бог – это центр Вселенной и её предел. Он – целое, а Вселенная часть. Мир как бы «свёртывается» в Боге и Бог ещё «разворачивает» его по мере своего воплощения в мир.

23 Джордано Бруно ( ) Один из величайших гениев эпохи Возрождения. Отбросил все церковные догматы о сотворении мира, о якобы имевшем место начале мира и грядущем его конце; развил гелиоцентрические идеи Коперника, утверждая, что существует бесконечное множество миров Вселенной. И у каждого мира есть свой центр – Солнце.

24 Пантеизм Дж.Бруно Дж.Бруно много писал о Боге. Он признавал всеобщую одушевлённость материи. Но его Бог – это Вселенная, которая одновременно и творящая и творимое, и причина и следствие. Пантеизм в том, что нет Бога, стоящего над миром и диктующего ему свои законы; природа и Бог совпадают, Бог растворён в Природе.

25 Джордано Бруно В 1592 году Джордано Бруно был обвинён в ереси и заключён в тюрьму. В 1600 году его сожгли на костре в Риме на площади Цветов.

26 Реформация Начиная с конца XV века нарастал серьёзнейший кризис римско- католической церкви, который нашёл своё выражение в движении Реформации, захватившем практически все европейские страны. Под Реформацией (от лат. reformatio – преобразование) понимают религиозное социальное движение XVI в. в Европе, направленное на кардинальное изменение традиционных форм религиозной жизни в римско-католической церкви.

27 Реформация в Европе Предмет особого возмущения верующих – продажа индульгенций, грамот, свидетельствующих об отпущении грехов. Имея деньги, можно было купить отпущение грехов даже за будущий проступок. Мартин Лютер ( ) – один из главных идеологов Реформации, немецкий богослов, который в 1517 г. вывесил «95 тезисов против индульгенций» прямо на двери церкви в Виттенберге

28 Основные тезисы Реформации Идеологи Реформации выдвинули новую концепцию церкви, устранявшую противопоставление духовенства и мирян. Фактически отрицалась необходимость католической церкви. Единственным источником религиозной истины провозглашалось Священное Писание, тогда как католическая церковь считала непререкаемым авторитетом постановления Вселенских соборов и суждения римских пап. Критика папской власти: главой истинных христиан является не папа римский, а Иисус Христос

29 Результат движения Реформации Основные тезисы Реформации были восприняты повсюду в Европе. В Европе разразилась настоящая война между сторонниками католицизма и его критиками. Результатом движения Реформации стал раскол римской церкви в XVI в. и создание новой разновидности христианства – протестантизма.

30 Секуляризация Важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения было освобождение от господства религии и церковной идеологии. Этот процесс называется секуляризация. В философии усиливаются антицерковные (антисхоластические) и антифеодальные настроения. Формой проявления творческого свободомыслия явился скептицизм голландского философа Э.Роттердамского, гуманизм французского мыслителя М.Монтеня.

31 Эразм Роттердамский ( ) Эразм Роттердамский – крупнейший учёный, которого называют христианским гуманистом. Он пытался свести в единое целое культурные традиции древности и идеалы раннего христианства. Он призывал человека к такому образу духовной жизни, в котором сочетались бы свобода, ясность, миролюбие, умение не впадать в крайности, образованность и простота. Философ призывал вернуться к истокам христианства, возродить раннехристианские идеалы. Его основная идея – для всех явлений общественной жизни, всех вещей характерны двойственность, наличие противоположных свойств.

32 Концепция гуманистического индивидуализма М.Монтеня Мишель де Монтень Французский философ и писатель, автор книги «Опыты» М.Монтеня называют «последним гуманистом».Он предлагает рассмотреть человека, «взятого самого по себе, без всякой посторонней помощи, вооружённого лишь своими человеческими средствами и лишённого божественной милости и знания, составляющих в действительности всю его славу, его силу, основу его существа…»

33 Скептицизм М.Монтеня Памятник М.Монтеню в Париже М.Монтень ориентируется на скептицизм в поиске истины, в ответах на возникающие вопросы. Но его заботит не просто поиск истины, но также способы и пути, ведущие к ней и тем самым помогающие ответить на вопрос: «Как прожить человеку жизнь?» Но Монтень не отказывается от истины, он исследует разнообразные точки зрения. Но истина для него одна, едина и неделима: ею либо можно владеть полностью, либо вовсе не владеть. Сомнение Монтеня направлено на активизацию разума.

34 Социальные концепции эпохи Возрождения В философии эпохи Возрождения выдвигаются теоретические модели идеального государства. Одна из них принадлежит английскому мыслителю и политическому деятелю Томасу Мору, основоположнику утопического коммунизма. Томас Мор

35 Утопия Томаса Мора Томас Мор – автор книги «Утопия» (слово «утопия» значит «несуществующее место»). В книге он описывает несуществующее государство, где всё основано на принципах равенства и справедливости – собственность является общей, все работают одинаково и каждому принадлежит равное количество благ. Одно из первых изданий книги Т.Мора «Утопия»

36 Политическая философия Возрождения Политическая философия эпохи Возрождения представлена в разных вариантах. Совершенно иную традицию в политической философии представляет итальянский философ Н.Маккиавелли.

37 Никколо Макиавелли ( ) Итальянский философ Н.Макиавелли был одним из первых социальных философов эпохи Возрождения, кто отверг теократическую концепцию государства, согласно которой государство зависит от церкви как высшей власти на Земле. Ему принадлежит обоснование необходимости светского государства: он доказывал, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм, материальный интерес. Именно в силу изначального зла человеческой природы, стремления к обогащению любыми способами возникает необходимость обуздания этих человеческих инстинктов с помощью особой силы, каковой и является государство.

38 Трактат Н.Макиавелли «Государь» В трактате «Государь» Макиавелли рассматривает способы создания сильного государства в условиях, когда у народа не развиты гражданские добродетели. К ним он относит поведение государя по отношению к подданным и союзникам, имея в виду, что человек не может иметь одни только добродетели или следовать им неуклонно. Поэтому благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, остальных же воздерживаться по мере сил. Так, хорошо иметь славу щедрого государя, но, кто проявляет щедрость, вредит самому себе.

39 Выводы Н.Макиавелли о государстве Все средства дозволены для достижения политических целей. Хотя государь должен руководствоваться общепринятыми нормами морали в поведении, он может не считаться с ними в политике, если это будет содействовать усилению государственной власти. Князь, вступивший на путь создания сильного государства, должен руководствоваться политикой «кнута и пряника», сочетая в себе качества льва и лисицы. Подкупы, убийства, отравления, вероломство – всё это дозволено в политике, направленной на укрепление государственной власти.

40 Макиавеллизм Впоследствии действия политиков, которые пренебрегают нормами морали при достижении политических целей, беззастенчиво использующие антигуманные средства при достижении поставленных целей, получили название макиавеллизма.

41 Историческое значение философии эпохи Возрождения Возрождение стало подготовкой к Новому времени Скептицизм позволил перейти от средневековой догматики к свободному творчеству Натурфилософия стала основанием для научной революции XVII в. Политическая философия поставила вопрос о пределах власти и социальной справедливости

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация на тему “Философы эпохи Возрождения”

План презентации: Философия Возрождения; Общая характеристика Философии Возрождения; Философы эпохи Возрождения; Иллюстративный материал; Список литературы.

Направление в европейской философии XV—XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Внутри течения гуманистов этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины (опыт+польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук. Философия Возрождения

Рафаэль Санти -Сикстинская Капелла

Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Общая характеристика Философии Возрождения

В период возрождения огромную значимость приобретает искусство, и как результат, возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер. С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты. В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида.

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы.В понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику — природа трактуется пантеистически. Христианский Бог здесь как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется.

Выдающийся философ и писатель эпохи Возрождения, автор книги «Опыты».Исходный пункт учения — скептицизм. Монтень считал, что человеку необходимо постоянно совершенствовать своё мышление путём познания закономерностей природы. Главный принцип его морали: человек не должен пассивно ожидать своего счастья, которое религия обещает ему на небесах, он вправе стремиться к счастью в жизни земной. Мишель Монтень

Страница из «Бордоского экземпляра» с правкой Монтеня

Николай Кузанский теолог (был кардиналом при папе Пии II), философ, крупный учёный, особенно значимы его исследования в области математики, астрономии и географии. Высказывал идею единства Бога и его проявления в природе. Предлагал гелиоцентрическую систему мира, вселенную считал бесконечной(«человек есть его ум»). Одной из центральных тем его философии являются сомнения и противоречия. Он рассуждал о границах применимости закона противоречия в математическом познании, и о возможности применения математических понятий в познании природы. фрагмент «Распятия с донатором Николаем Кузанским» работы Мастера жития Марии

Николай Кузанский. Все вещи благодаря причастию Единому суть то, что они суть. Единое же, причастие чему есть бытие как всего, так и отдельного, по-своему сияет во всех вещах и в любой вещи. Поэтому в твоих размышлениях тебе нужно искать тождества во множестве или же единства — в одинаковости.

Андреа Бреньо, надгробие Николая Кузанского в базилике св. Петра в веригах, Рим.

Итальянский философ, один из представителей философии эпохи Возрождения. Придерживался пантеизма, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым «Богом в вещах». Разделял гелиоцентрическую теорию Николая Коперника, высказывал идею диалектического единства противоположностей (на бесконечности прямая смыкается в окружность, периферия совпадает с центром, материя сливается с формой). Джордано Бруно

Единицей сущего считал монаду, в деятельности которой оказываются слиянной телесное и духовное, объект и субъект. «Монадой монад» является Бог. В этических воззрениях придерживался идеи «героического энтузиазма» и безграничной любви к бесконечности, возвышающей людей. 17 февраля 1600 г. был заживо сожжён как еретик на площади Цветов в Риме после 8-летнего заключения .

Памятник Джордано Бруно в Риме на Кампо деи Фиори, месте его казни


Статьи по теме