Презентация Древняя Русь и Византия по Мхк

Презентация Древняя Русь и Византия по Мхк.rar
Закачек 2889
Средняя скорость 2549 Kb/s

Презентация Древняя Русь и Византия по Мхк

Крестово-купольные храмы Древней Руси.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Крестово-купольные храмы Древней Руси

Притвор должен напоминать о реке Иордан – месте Крещения Христа, Апсида – о Вифлеемской пещере, престол – о Гробе Господнем и Воскресении Иисуса, амвон – о Голгофе и горе Фавор, где произошло Преображение Господне. Ви́дение храма как образа Святой земли позволяло верующим совершать символическое паломничество в Палестину . Византийский крестово — купольный храм — символический образ Святой земли

Собор Святой Софии Константинопольской

В прекрасном городе Стамбуле, столице Турции (в прошлом Константинополь) находится красивейший Собор Святой Софии, именуемый так же Айя София. Уникальность данного Собора в том, что на протяжении всех времен его существования он был храмом христианского православия, католического и, конечно же, ислама. В наши дни Айя София – это музей, в который есть доступ и туристам.

В самом начале своей жизни храм был православным и почти тысячу лет служил православной религии. Но после того, как его захватили Константинопольские рыцари, которые возвращались из 4 крестового похожа, православного патриарха изгнали из Собора, а храм отдали католическим священникам. Собор продолжил существовать даже после того, как Константинополь захватили турки. Предполагалось, что все христианские храмы снесут, но Святая София настолько поразила своей красотой султана Мехмеда , предводителя турок, что ей не только не уничтожили, но и приспособили под мусульманскую мечеть.

Айя София до сих считается религиозной святыней, но на настоящий момент выполняет роль музея. Собор имеет и историческую ценность, так как фрески, которые украшают храм – это одни из самых старейших произведений искусства, дошедших до наших времен. Собор неоднократно ремонтировали, перестраивали или модернизировали, а несколько раз даже восстанавливали после того, как он был разрушен людьми или природными стихиями. А по мере того, как менялись правители, к собору производились различные пристройки, к примеру после преобразования храма в мечеть, пристроили минареты.

. На данный момент Собор присутствует в списке Всемирного наследия, которое оставил ЮНЕСКО. Собор превратил в музей и памятник архитектуры Мустафа Кемаль Ататюрк , который пришел к власти в начале 20 века, впоследствии ставший президентом Турецкой Республики. В 1935 году храм начал свою работу в роли музея, и с этого момента там стали «хозяйничать» ученые и реставраторы.

Собор Святой Софии в Киеве

Церковь Покрова на Нерли Когда пишут и говорят об этом храме, обычно приводят слова Игоря Грабаря: «Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства».

Когда пишут и говорят об этом храме, обычно приводят слова Игоря Грабаря: «Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства». Пропорции храма необыкновенно изящны и красивы. Часто этот храм сравнивают с образом красной девицы (в отличие от Дмитриевского собора во Владимире – воина-богатыря). И, хотя, тип храма совершенно обычен для этого времени (крестово-купольный, одноглавый, четырехстолпный , трехапсидный , с тремя продольными и тремя поперечными нефами), он неуловимо отличается от множества других церквей. Здесь все направлено на достижение эффекта максимальной стройности и высоты. Множество деталей, еле уловимых, очень деликатных, подчеркивают вертикальную ось сооружения. Например, средняя апсида чуть приподнята над боковыми, несколько поднято и среднее окно. Б арабан храма высокий и тонкий с узкими окнами, поднятый на пьедестал-постамент усиливает впечатление устремленности вверх. И внутреннее пространство церкви Покрова воспринимается как некий воздушный столп с убегающими ввысь пучками вертикалей.

Церковь Спаса Преображения на Ильине в Новгороде Церковь Спаса Преображения на Ильине улице — храм в Великом Новгороде, построенный в 1374 году и знаменитый тем, что в нем одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Роспись сделана в 1378 году. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице — храм в Великом Новгороде, построенный в 1374 году и знаменитый тем, что в нем одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Роспись сделана в 1378 году. Церковь Преображения, являясь характерной постройкой своего времени, отличается величественной монументальностью и изысканным великолепием. Она относится к распространенному в новгородской архитектуре XIV века типу четырёхстолпного квадратного в плане храма с одной алтарной апсидой и одним куполом. Фасады имеют трёхлопастное завершение. В настоящее время кровля восьмискатная , придающая завершениям фасадов щипцовую (треугольную) форму. Храм обладает выраженной высотностью, а форма кровли придаёт ему динамичность.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В презентации представлены особенности Египетской архитектуры, различные виды пирамид, храмовые комплексы и сооружения не связанные с загробным культом (пилоны и обелиски).

Религия – это мировоззрение или мироощущение (обусловленное им поведение человека), которое подразумевает веру в нечто сверхъестественное, не поддающееся логическому осмыслению или объяснению. Основу .

К.р. по МХК в 10 классе.

Эпоха Просвещения — — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали .

XVII столетие искусствоведы нередко называют веком барокко. Это, безусловно, верно, если учесть, что именно барокко стало ведущим «большим стилем» целой эпохи.

Данный материал поможет учителям МХК при изучении художественной культуры Средневековой Европы. Некоторые вопросы даны в тестовом режиме. Но основная часть рекомендуемых вопросов предполагает владение.

Проверочный тет по истории средних веков по темам «Византия и Арабы».

Описание презентации по отдельным слайдам:

Художественная культура средних веков ВИЗАНТИЯ ДРЕВНЯЯ РУСЬ

Разделение Великой Римской империи на Западную и Восточную Карта Восточной империи — Византии

Карта Западной Европы

Библия Ветхий Завет Составляет три четверти объёма всей Библии Содержит пророчества и предсказания Новый Завет 4 Евангелия 21 послание апостолов (система рекомендаций по вопросам вероучения и культа христианства) 1 книга деяний апостолов Апокалипсис. Откровение Иоанна Богослова.

Храмовое искусство Храм Софии Константинопольской. 532-537 гг.

Характерные черты храма Простота наружного облика Великолепие внутреннего убранства Форма базилики в ранних храмах Крестово-купольный план храма Новые термины: Базилика – прямоугольное в плане здание, разделённое внутри рядами колонн или столбов на продольные части, средняя из которых выше и шире остальных Неф – продольная часть храма, здания, ограниченная рядом или рядами колонн. Апсида – полукруглый или прямоугольный в плане выступ здания, перекрытый полукуполом. Алтарь – место для жертвоприношения, а также вся восточная часть храма.

Современный вид Стамбула (Константинополя). Византийские храмы.

Интерьеры византийских храмов.

Мозаика – картина, выполненная из цветных камешков – смальты

Рождество Христово. Мозаика. XIIв. Искушение Христа в пустыне. Мозаика.

Преображение Господне. Мозаика. XIIв.

Иконопись Иконы (от греч. “образ”). – священное живописное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых, выполненное на доске красками, замешенными на воске (энкаустика) или яйце (темпера).

Иоанн Дамаскин интересен как создатель теории Священного образа, положивший начало канонизации иконописи. Согласно его теории: Изображать святых можно, но в символическом и аллегорическом виде. Можно и нужно изображать то, что было в действительности (сцены из Священного писания, Жития Святых). Можно писать Христа в том виде, в котором он пребывал на земле, но нельзя писать образ Бога-Отца. Однако икона – не картина, а священный образ, поклоняясь иконе, мы поклоняемся тому, что на ней изображено (“первообразу”), а не мастерству художника – иконы должны быть анонимны. Иконы чудотворны, так как несут в себе часть божественной силы того, кто на них изображен.

Ангел «Златые власы». Византийская икона.XIIв.

Феофан Грек. Архангелы Гавриил и Михаил. Конец XIVв.

ДРЕВНЯЯ РУСЬ Крестово-купольные храмы Иконопись

УСПЕНСКИЙ СОБОР.1479 г. МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ Самым главным собором Российского государства был Успенский собор Московского Кремля. В нём молился пред Куликовской битвой святой благоверный князь Димитрий Донской. Здесь венчались на царство русские государи. В соборе восходили на престол российские патриархи

Московская архитектурная школа Троицкий Собор. 1422г. Троице-Сергиева Лавра. Для этого собора Андрей Рублёв написал икону «Троица».

Колокольня «Иван Великий». 1508 год. Московский Кремль. Одно из самых знаменитых сооружений Кремля. Она поставлена на месте древней церкви Ивана Лествичника, поэтому и получила название Ивановской. Великой её прозвали за необыкновенную высоту- более 80 метров. Колокольня долгое время считалась самым высоким зданием Руси.

Архангельский собор. 1505-1508 годы. Московский Кремль.

Церковь Покрова на Нерли. 1165. Владимир. Построена владимирским князем Андреем Боголюбским в знак объединения русских земель под эгидой Владимира. Владимиро-суздальская архитектурная школа.

Новые термины Зодчий – строитель в Древней Руси. Храм – дом Божий. Здание. предназначенное для богослужения. Алтарь- главная часть храма, в которой находится святой Престол. Притвор- помещение, расположенное между входом в храм и основным залом для моления. Паперть- галерея или крыльцо перед входом в церковь.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

ВИЗАНТИЯ И ДРЕВНЯЯ РУСЬ ВИЗАНТИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ КАК ОБИТАЛИЩЕ БОГА НА ЗЕМЛЕ. КОСМИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА. ЖИВОПИСНАЯ ДЕКОРАЦИЯ КРЕСТОВО-КУПОЛЬНОГО ХРАМА.

Византийскую культуру принято делить по времени правления династий на: — «золотой век» Юстиниана Великого (527-565); — «македонское Возрождение» (867-1056); — культуру Комнинов (1081-1185); — «палеологовский Ренессанс» (1261-1453)

Разделение Великой Римской империи на Западную со столицей в Равенне и Восточную со столицей в Константинополе обусловило со временем самостоятельный путь культурного развития в обоих регионах. На землях восточно-христианского мира, в который входили Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Крит, Кипр, Сирия, Палестина, Египет, Армения, преобладало греческое население, называвшее себя ромеями. Их богатое античное наследие послужило основой византийского стиля.

Античные формы наполнились иным содержанием. Византийское искусство перестало отражать видимый и осязаемый мир, как в античности. Оно превратилось в сложное символическое средство общения с Богом на земле, в храме, позволявшее предвкушать вечное блаженство на небесах. Когда верующий слушал песнопения, обонял фимиам, смотрел на мозаики, иконы, утварь, облачения священников, воспринимал слова божественной литургии и приобщался к таинству евхаристии, ему открывался путь к Богу.

Средоточием богослужебного христианского культа стал византийский центрально-купольный храм. Он воспринимался как другое небо, как обиталище Бога на земле и отражал идею установления божественного порядка на земле и спасения человека в загробном мире. Пространство храма по вертикали видится как восхождение от земли до неба. Нижняя часть символизирует землю; своды, паруса, апсида и верхняя часть стен – Святую землю (земной рай); купол – небо. По горизонтали пространство храма также связывается с продвижением от мира земного к миру горнему. Нартекс – образ земли, где пребывают грешники; пространство храма – видимое небо для верующих; алтарь – царство чистого духа.

Архитектурную конструкцию храма определил сложившийся на Востоке ритуал христианской службы. Культовая церемония с пением хора и солистов разворачивается в алтаре, который завершается полукруглым выступом в центре храма – амвоном. Амвон располагается строго под куполом, и именно здесь происходит акт единения с Богом, когда священник во время евхаристии дает верующим вкусить хлеба и вина – символ плоти и крови Иисуса Христа. Купол при этом не просто подчеркивает значение центра – он зримо выражает идею лествицы – мистической лестницы, по которой, как привиделось библейскому патриарху Иакову, совершается общение неба и земли.

Первым образцом византийского стиля в архитектуре стала купольная базилика во имя Св.Софии (Божественной премудрости) с тремя апсидами, построенная в правление императора Юстиниана (483-565) Анфимием из Тралл и Исидором из Милета.

Центральный шаровидный купол храма Св.Софии покоится на четырех мощных столбах. К нему с востока и запада примыкают еще две полусферы. Каждая, в свою очередь, завершается еще тремя маленькими полусферами, создающими в храме особый ритм криволинейных очертаний, как бы «круговращения» пространства. В основании купола расположено сорок окон с такими узкими простенками, что они растворяются в солнечных лучах, демонстрируя стремление византийских зодчих дематериализовать форму. Эта оптическая иллюзия породила легенду о том, что купол Св.Софии подвешен на золотой цепи с неба и ангелы поддерживают его.

Ослепительное богатство ритуала, блещущего золотом, серебром, драгоценными каменьями, красочная отделка стен мрамором, мерцающая разноцветными красками мозаика, колонны из ценных пород камня (мрамор, яшма, порфир), узорчатые полы рождают иллюзию, что здание сотворено Божьим велением и Бог с усладой пребывает среди тех, кого он сам избрал. Недаром возвратившиеся из Константинополя послы русского князя Владимира сказали о Св.Софии: «Не знаем, где мы были, то ли на небе, то ли на земле».

Стремление византийцев приводить любую форму к божественному символу обусловило появление и утверждение христианской архитектурной символики, которая принята и сегодня. Четыре стены под одной крышей символизируют четыре стороны света под покровительством единой церкви. Алтарь во всех храмах помещается на востоке, ибо по Ветхому Завету там находится райская земля Эдем, а по Новому Завету произошло Вознесение Христа. При этом один купол символизирует Иисуса Христа, три – Святую Троицу, пять – Христа и четырех евангелистов.

Порядок размещения декоративного убранства в крестово-купольном храме определило византийское церковное богослужение, приковывающее взгляд к алтарю и амвону, а через них – к апсиде и куполу. Оно рассчитано на восприятие верующими от входа и при круговом перемещении из одного рукава креста в другой. Каждому священному образу отведено особое место, что вызвано стремлением отразить символическую идею Церкви Вечной. Поэтому под куполом, в верхней точке храма, помещается образ Христа Вседержителя. Фигуры Богоматери, ангелов, ветхозаветных праотцев, пророков, апостолов, святых мучеников – всех тех, кто предсказал торжество Церкви и боролся за нее, связывают фигуру Христа с паствой. Чем выше чин по святости, тем выше находится изображение, приближаясь к образу Вседержителя в подкупольном пространстве.

Богоматерь изображена в полукуполе апсиды. Она символизирует Церковь Земную. На это указывает поза оранты – моления с поднятыми руками и открытыми ладонями. Апостолы – ученики Иисуса, несущие его учение «до края Земли» и поэтому изображаемые с посохами в руках, занимают простенки между окнами в барабане. Фигуры евангелистов украшают паруса, поскольку на написанные ими четыре Евангелия христианская церковь опирается подобно тому, как купол храма опирается на столбы при помощи парусов. Пророки, святые, мученики на откосах окон и столбов означают, что они – столпы Церкви. Фигурам святителей и сцене евхаристии отведено место в нижней зоне апсиды. Таким образом, вся роспись храма связана с куполом, где глава Церкви Небесной Христос через Богородицу, апостолов, евангелистов, святителей соединяется с Церковью Земной, воплощая тем самым идею Церкви Вечной.

В чем состоят особенности византийского стиля? Чем определяется космическая символика византийского собора? Как декор крестово-купольного храма отражает символическую идею Церкви Вечной?


Статьи по теме