Презентация Анатомо Физиологические Особенности Детей

Презентация Анатомо Физиологические Особенности Детей.rar
Закачек 2667
Средняя скорость 9646 Kb/s

Презентация Анатомо Физиологические Особенности Детей

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА Доцент 2-ой кафедры детских болезней БГМУ, кандидат мед. наук В.В.Строгий

Периоды детского возраста: Период внутриутробного развития:Эмбриональный (от зачатия до 11-12 нед.)Фетальный (с 11-12 нед. до родов)Период новорожденности – от рождения до 28 дней жизни:Ранний неонатальный – первая неделя жизниПоздний неонатальный от 7 по 28 сутки жизниГрудной период – 28 дней- 1 год жизниПреддошкольный (ясельный) период – от 1 года до 3 летДошкольный период – от 3 до 6 летПериод младшего школьного возраста или отрочества – от 6 до 12 летПериод старшего школьного возраста или период полового созревания – от 12 до 18Подростковый период 10 – 18 (20) лет

Особенности периода новорожденности: Основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесияНаблюдаются пограничные состоянияБолезни имеют свои особенности, при этом чаще встречаются: внутриутробные инфекции, врождённые пороки развития, повреждения нервной системы, гнойно-септические заболевания, склонность к генерализации процесса

Особенности грудного периода: Высокие темпы физического и психического развития, а именно: Масса тела к году – утраивается, рост увеличивается на 25 см окружность головы увеличивается на 12 см активно развиваются условные рефлексы и к концу года – речьВ первые 3-4 мес. повышенная устойчивость к инфекциям (иммунитет матери)Высокая чувствительность к вирусно-бактериальным инфекциям Склонность к генерализации воспалительного ответа, к общей реакции на любое воздействие.

Особенности преддошкольного периода: Темпы психического развития опережают физическое развитие Увеличивается восприимчивость к детским инфекциям Часто наблюдается рахит, респираторные заболевания

Особенности дошкольного периода: Процессы роста замедляются, но совершенствуются функциональные возможностиВозраст подражанияПериод активного развития тонких навыковЗаметно снижается склонность к генерализации процессовЧасты детские инфекцииЧасто проявляются детские болезни

Особенности младшего школьного возраста: Завершается структурная дифференцировка тканейПоявляются сила, быстрота, выносливость (нарастает мышечная масса, крепнет скелет)Происходит стабилизация функций ФВДПроисходит смена зубовВысокая частота аллергических и иммунокомплексных заболеваний

Особенности старшегошкольного возраста: Период полового созреванияПериод формирования характера и личностиХарактерны функциональные расстройства нервной, сердечнососудистой систем, дисфункция эндокринной системыОбостряются ранее перенесённые заболевания (аллергические, хронические, инфекционные и др.)

Особенности кожи: Эластичные волокна появляются с 4 мес.Защитная функция слабее, чем у взрослыхКожа богато васкуляризированаНа тепло и холод дети до года реагируют расширением сосудовПотоотделение начинается с 1 мес.Сальные железы функционируют внутриутробно. Наиболее активны на 1 году и в пубертатеЧисло жировых клеток увеличивается на 1 году жизни, а размеры – с рождения до 6 летЖир в раннем возрасте отличается большей плотностью,т.к. больше содержит насыщенных жирных кислот.

Особенности костнойсистемы: Кости более мягкие, эластичные, легко изгибаются и деформируются, менее ломкиеВ костях новорожденного много воды и мало солейФизиологическое состояние на 1 году- плоскостопие и небольшая косолапость

Особенности органовдыхания НОС:Относительно малые размерыУзкие носовые ходыОтсутствует нижний носовой ходСлизистая рыхлая и легко отекаетПридаточные пазухи формируются к 2 годамШирокий слёзно-носовой протокГЛОТКА:Слабо развиты крипты и сосуды миндалинЧастая гиперплазия лимфоидной ткани к концу 1 годаГОРТАНЬ:Узкий просвет с сужением в подсвязочном пространствеИнтенсивно растёт на 1 году жизни и в пубертатеЛожные голосовые связки растут от 3 до 7 лет

Бронхолёгочная система Угол отхождения обоих бронхов в раннем возрасте одинаковГрудная клетка относительно мала, основное место занимает средостениеРёбра расположены горизонтальноЛёгочная ткань и бронхиальное дерево богато васкуляризированыКороткое расстояние между надгортанником и бифуркацией бронховСлабые механизмы очищения трахеобронхиального дереваВ паренхиме лёгких больше коллагеновых волоконДиафрагмальный тип дыхания

Особенности дыхательнойсистемы Глубина дыхания, абсолютный и относительный объёмы одного дыхания меньше, чем у взрослого Частота дыхания тем больше, чем моложе ребёнокГазообмен осуществляется более энергично, чем у взрослых

Особенности сердечнососудистой системы: Сердце:Баталлов проток закрывается к 6 неделе, аранциев к 2-3 мес., овальное окно к 6-7 мес.Неравномерное увеличение отделов сердцаГоризонтальное до 2-3 лет, затем к 3-4 годам – косое расположение сердцаДо 2 лет рассыпчатый тип кровооснабжения, до 5-7 лет – сниженный и после 7 лет – магистральныйСосуды:Просвет сосудов относительно широк, артерии равны венамСтенки артерий более эластичны и АД поэтому нижеВены растут более интенсивноПроницаемость капилляров у детей выше

Функциональные особенности сердечнососудистой системы: Высокий уровень выносливости и трудоспособности детского сердцаСердце выполняет относительно большую работу, чем у взрослогоФизиологическая тахикардияОграниченные резервные возможности сердца в раннем возрасте из-за ригидности миокарда, короткой диастолы, тахикардииНеравномерность роста отдельных частей средца

Частота сердечных сокращений у детей (в мин) САД до года = 76+2n; САД после года = 90+2nДАД = 1/2-2/3 от САД

Особенности системы пищеварения Особенности ротовой полости: Малый объём ротовой полости,Относительно большой язык,Хорошо развитые мышцы рта и щёкСлюнные железы до 3-4 мес. функционируют недостаточноЖелудок расположен горизонтально, дно и кардиа развиты слабо, а пилорический сфинктер – хорошо.Секреторный аппарат на 1 году развит слабо, кислотность и ферментативная активность более низкиРост и дифференцировка поджелудочной железы продолжается до 14 летПечень имеет относительно большие размеры, дифференцировка завершается к 8 годам.

7. Кишечник относительно длиннее, брыжейка более длинная.8. Сигмовидная кишка относительно длиннее9. Слизистая и подслизистый слои прямой кишки слабо фиксированы10. Активность секреторного аппарата кишечника более низкая11. Всасывательная способность более выше12. Время прохождения пищевых масс у детей короче13. Биоценоз кишечника легко нарушается.

Особенности мочевыделительной системы: Морфологическое созревание коркового вещества почки заканчивается к 3-5 годам, всей почки – к 7 годам.Для выведения равного количества шлаков детям требуется больше воды, чем взрослым, поэтому обезвоживание у них наступает быстрееМочеточник в раннем возрасте относительно шире, более извилист, гипотоничен, что предрасполагает к застою мочи и инфекцииВ раннем возрасте эффективность почки в регуляции КОС ниже, чему взрослых.

Особенности системы крови Особенности этапности кровообращения в процессе развития плода и ребёнка (желточный мешок, печень, селезёнка, костный мозг и лимфоузлы, тимус) Трансформация красного костного мозга в жёлтый в 4 годаЛегко возникающая метаплазия и переход к эмбриональному кровообращениюМетаплазия лимфоидной тканиВ костном мозге больше в 2-4 раза недифференцируемых бластов и миелобластов, чем в норме у взрослыхНа протяжении 3-4 мес. циркулирует фетальный гемоглобинПерекрёст нейтрофилов и лейкоцитов на 5 день жизни и на 4-6 году жизни

Возрастная динамика изменения нейтрофилов и лимфоцитов

Изменения содержания иммуноглобулинов в крови детей в зависимости от возраста

Особенности нервной системы Миелинизация периферических нервных стволов продолжается до 5 лет.Кора новорожденного не зрелая, основная функция- таламо-паллидарной системыРазвития всех рефлексов зависит от зрелости нервной системы и самих рецепторов.Новорожденные реагируют на вкусовые раздражители, слышат, отмечается светобоязнь

У новорожденного выражен суммарный пищевой рефлекс, существуют рефлексы Моро, Робинзона, БабинскогоНа 2-3 нед.- рефлекс на положение при кормлении и при покачивании в люлькеСо 2 мес. – ориентировочные реакции, держит хорошо головуВ 3 мес. натуральный зрительный рефлекс, узнаёт мать, начинает гулитьВ 4 мес. отличает цвета и звуки, переворачивается, тянет рукиВ 5 мес. узнаёт близких, сидит.В 6 мес. выражены эмоциональные, голосовые и мимические реакцииВ 7 мес. играет погремушкой, лепечет, хорошо сидитВ 8 мес. отыскивает предмета взглядом, сам сидит и стоитВ 9 мес. ищет игрушки, пытается ходитьВ 10 мес. ориентируется в названии предметов, повторяет слоги и звукиВ год произносит до 8-10- слов, ходит, приседает

  • Скачать презентацию (0.4 Мб)
  • 46 загрузок
  • 4.0 оценка

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему «Анатомо-физиологические особенности детского организма » по Биологии. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА

Доцент 2-ой кафедры детских болезней БГМУ, кандидат мед. наук В.В.Строгий

Периоды детского возраста:

Период внутриутробного развития: Эмбриональный (от зачатия до 11-12 нед.) Фетальный (с 11-12 нед. до родов) Период новорожденности – от рождения до 28 дней жизни: Ранний неонатальный – первая неделя жизни Поздний неонатальный от 7 по 28 сутки жизни Грудной период – 28 дней- 1 год жизни Преддошкольный (ясельный) период – от 1 года до 3 лет Дошкольный период – от 3 до 6 лет Период младшего школьного возраста или отрочества – от 6 до 12 лет Период старшего школьного возраста или период полового созревания – от 12 до 18 Подростковый период 10 – 18 (20) лет

Особенности периода новорожденности:

Основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия Наблюдаются пограничные состояния Болезни имеют свои особенности, при этом чаще встречаются: внутриутробные инфекции, врождённые пороки развития, повреждения нервной системы, гнойно-септические заболевания, склонность к генерализации процесса

Особенности грудного периода:

Высокие темпы физического и психического развития, а именно: Масса тела к году – утраивается, рост увеличивается на 25 см окружность головы увеличивается на 12 см активно развиваются условные рефлексы и к концу года – речь В первые 3-4 мес. повышенная устойчивость к инфекциям (иммунитет матери) Высокая чувствительность к вирусно-бактериальным инфекциям Склонность к генерализации воспалительного ответа, к общей реакции на любое воздействие.

Особенности преддошкольного периода:

Темпы психического развития опережают физическое развитие Увеличивается восприимчивость к детским инфекциям Часто наблюдается рахит, респираторные заболевания

Особенности дошкольного периода:

Процессы роста замедляются, но совершенствуются функциональные возможности Возраст подражания Период активного развития тонких навыков Заметно снижается склонность к генерализации процессов Часты детские инфекции Часто проявляются детские болезни

Особенности младшего школьного возраста:

Завершается структурная дифференцировка тканей Появляются сила, быстрота, выносливость (нарастает мышечная масса, крепнет скелет) Происходит стабилизация функций ФВД Происходит смена зубов Высокая частота аллергических и иммунокомплексных заболеваний

Особенности старшегошкольного возраста:

Период полового созревания Период формирования характера и личности Характерны функциональные расстройства нервной, сердечнососудистой систем, дисфункция эндокринной системы Обостряются ранее перенесённые заболевания (аллергические, хронические, инфекционные и др.)

Особенности кожи:

Эластичные волокна появляются с 4 мес. Защитная функция слабее, чем у взрослых Кожа богато васкуляризирована На тепло и холод дети до года реагируют расширением сосудов Потоотделение начинается с 1 мес. Сальные железы функционируют внутриутробно. Наиболее активны на 1 году и в пубертате Число жировых клеток увеличивается на 1 году жизни, а размеры – с рождения до 6 лет Жир в раннем возрасте отличается большей плотностью,т.к. больше содержит насыщенных жирных кислот.

Особенности костнойсистемы:

Кости более мягкие, эластичные, легко изгибаются и деформируются, менее ломкие В костях новорожденного много воды и мало солей Физиологическое состояние на 1 году- плоскостопие и небольшая косолапость

Особенности органовдыхания

НОС: Относительно малые размеры Узкие носовые ходы Отсутствует нижний носовой ход Слизистая рыхлая и легко отекает Придаточные пазухи формируются к 2 годам Широкий слёзно-носовой проток ГЛОТКА: Слабо развиты крипты и сосуды миндалин Частая гиперплазия лимфоидной ткани к концу 1 года ГОРТАНЬ: Узкий просвет с сужением в подсвязочном пространстве Интенсивно растёт на 1 году жизни и в пубертате Ложные голосовые связки растут от 3 до 7 лет

Бронхолёгочная система

Угол отхождения обоих бронхов в раннем возрасте одинаков Грудная клетка относительно мала, основное место занимает средостение Рёбра расположены горизонтально Лёгочная ткань и бронхиальное дерево богато васкуляризированы Короткое расстояние между надгортанником и бифуркацией бронхов Слабые механизмы очищения трахеобронхиального дерева В паренхиме лёгких больше коллагеновых волокон Диафрагмальный тип дыхания

Особенности дыхательнойсистемы

Глубина дыхания, абсолютный и относительный объёмы одного дыхания меньше, чем у взрослого Частота дыхания тем больше, чем моложе ребёнок Газообмен осуществляется более энергично, чем у взрослых

Особенности сердечнососудистой системы:

Сердце: Баталлов проток закрывается к 6 неделе, аранциев к 2-3 мес., овальное окно к 6-7 мес. Неравномерное увеличение отделов сердца Горизонтальное до 2-3 лет, затем к 3-4 годам – косое расположение сердца До 2 лет рассыпчатый тип кровооснабжения, до 5-7 лет – сниженный и после 7 лет – магистральный Сосуды: Просвет сосудов относительно широк, артерии равны венам Стенки артерий более эластичны и АД поэтому ниже Вены растут более интенсивно Проницаемость капилляров у детей выше

Функциональные особенности сердечнососудистой системы:

Высокий уровень выносливости и трудоспособности детского сердца Сердце выполняет относительно большую работу, чем у взрослого Физиологическая тахикардия Ограниченные резервные возможности сердца в раннем возрасте из-за ригидности миокарда, короткой диастолы, тахикардии Неравномерность роста отдельных частей средца

Частота сердечных сокращений у детей (в мин)

САД до года = 76+2n; САД после года = 90+2n ДАД = 1/2-2/3 от САД

Особенности системы пищеварения

Особенности ротовой полости: Малый объём ротовой полости, Относительно большой язык, Хорошо развитые мышцы рта и щёк Слюнные железы до 3-4 мес. функционируют недостаточно Желудок расположен горизонтально, дно и кардиа развиты слабо, а пилорический сфинктер – хорошо. Секреторный аппарат на 1 году развит слабо, кислотность и ферментативная активность более низки Рост и дифференцировка поджелудочной железы продолжается до 14 лет Печень имеет относительно большие размеры, дифференцировка завершается к 8 годам.

7. Кишечник относительно длиннее, брыжейка более длинная. 8. Сигмовидная кишка относительно длиннее 9. Слизистая и подслизистый слои прямой кишки слабо фиксированы 10. Активность секреторного аппарата кишечника более низкая 11. Всасывательная способность более выше 12. Время прохождения пищевых масс у детей короче 13. Биоценоз кишечника легко нарушается.

Особенности мочевыделительной системы:

Морфологическое созревание коркового вещества почки заканчивается к 3-5 годам, всей почки – к 7 годам. Для выведения равного количества шлаков детям требуется больше воды, чем взрослым, поэтому обезвоживание у них наступает быстрее Мочеточник в раннем возрасте относительно шире, более извилист, гипотоничен, что предрасполагает к застою мочи и инфекции В раннем возрасте эффективность почки в регуляции КОС ниже, чему взрослых.

Особенности системы крови

Особенности этапности кровообращения в процессе развития плода и ребёнка (желточный мешок, печень, селезёнка, костный мозг и лимфоузлы, тимус) Трансформация красного костного мозга в жёлтый в 4 года Легко возникающая метаплазия и переход к эмбриональному кровообращению Метаплазия лимфоидной ткани В костном мозге больше в 2-4 раза недифференцируемых бластов и миелобластов, чем в норме у взрослых На протяжении 3-4 мес. циркулирует фетальный гемоглобин Перекрёст нейтрофилов и лейкоцитов на 5 день жизни и на 4-6 году жизни

Возрастная динамика изменения нейтрофилов и лимфоцитов

Изменения содержания иммуноглобулинов в крови детей в зависимости от возраста

Особенности нервной системы

Миелинизация периферических нервных стволов продолжается до 5 лет. Кора новорожденного не зрелая, основная функция- таламо-паллидарной системы Развития всех рефлексов зависит от зрелости нервной системы и самих рецепторов. Новорожденные реагируют на вкусовые раздражители, слышат, отмечается светобоязнь

У новорожденного выражен суммарный пищевой рефлекс, существуют рефлексы Моро, Робинзона, Бабинского На 2-3 нед.- рефлекс на положение при кормлении и при покачивании в люльке Со 2 мес. – ориентировочные реакции, держит хорошо голову В 3 мес. натуральный зрительный рефлекс, узнаёт мать, начинает гулить В 4 мес. отличает цвета и звуки, переворачивается, тянет руки В 5 мес. узнаёт близких, сидит. В 6 мес. выражены эмоциональные, голосовые и мимические реакции В 7 мес. играет погремушкой, лепечет, хорошо сидит В 8 мес. отыскивает предмета взглядом, сам сидит и стоит В 9 мес. ищет игрушки, пытается ходить В 10 мес. ориентируется в названии предметов, повторяет слоги и звуки В год произносит до 8-10- слов, ходит, приседает


Статьи по теме