Презентация Адаптация Человека к Окружающей Среде

Презентация Адаптация Человека к Окружающей Среде.rar
Закачек 1323
Средняя скорость 3273 Kb/s

Презентация Адаптация Человека к Окружающей Среде

Презентацию на тему Адаптация человека можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Экология. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 11 слайдов.

Слайды презентации

Адаптация (от лат. adaptatio – приспособлять, прилаживать) – это совокупность морфофизиологических, поведенческих, популяционных и других особенностей вида, обеспечивающая возможность существования в определенных условиях среды.

В понятие «адаптация» входят: процессы, с помощью которых организм приспосабливается к окружающей среде; состояние равновесия между организмом и окружающей средой; реализация нормы реакции в конкретных условиях среды с помощью изменения фенотипа; результат эволюционного процесса – адаптациогенез (отбор и закрепление генов, кодирующих информацию о развившихся изменениях).

АДАПТАЦИЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

Различают две формы адаптации: кратковременную и долговременную. Кратковременная адаптация возникает непосредственно после действия раздражителя. Она осуществляется за счет готовых, ранее сформировавшихся структур и физиологических механизмов. Это озночает, что:

1) в организме всегда имеется некоторое количество резервных структурных элементов, например митохондрий, лизосом, рибосом; 2) работа клеток и тканей может осуществляться по типу дублирования; 3) имеется некоторое количество готовых веществ: гормонов, нуклеиновых кислот, белков, АТФ, ферментов, витаминов и др.; это так называемый структурный резерв адаптации,который может обеспечить немедленную реакцию. Долговременная адаптация зависит от этапа срочной адаптации, когда включились системы, реагирующие на данный раздражитель, но не обеспечили устойчивого состояния, или если раздражитель продолжает действовать.

Выделяет различные уровни адаптационных процессов: привыкание,(начальный процесс адаптации под влиянием кратковременного воздействия стрессора)

функциональную адаптацию,(продолжительное состояние, возникающее под влиянием определенных раздражителей, приводящих к физиологическим изменениям гомеостаза человека.) трофо-пластическую адаптацию, (является дальнейшей ступенью адаптационных процессов и не принадлежит к терапевтической области реабилитационной медицины, так как при ней наступают морфологические изменения органов и систем человеческого организма)

Среди людей можно выделить два крайних Адаптативные типа: спринтер (характеризуется высокой устойчивостью к воздействию кратковременных экстремальных факторов и неспособностью переносить длительные нагрузки) и стайер (обратная тип).

Феноакклиматизация это непосредственная реакция организма на новую среду, выражающаяся в фенотипических, компенсаторных, физиологических изменениях, которые помогают организму сохранить в новых условиях равновесие. При переходе к прежним условиям восстанавливается и прежнее состояние фенотипа, компенсаторные физиологические изменения исчезают. Геноакклиматизация это принципиально иной путь приспособления организма к среде. В этом случае речь идет о гораздо более глубоких сдвигах в морфологии и физиологии, а самое главное о передаче их по наследству, о переходе фенотипических изменений, происходящих в условиях новых биоценозов, в генотип и закреплении их в качестве новых наследственных характеристик популяций, географических рас и видов.

Большое значение придается таким видам физической адаптации, как «акклимация» и «акклиматизация». Понятно, что Крайний Север и экваториальная зона это разные климатические зоны. Но человек живет и там и там. Причем южанин, прожив определенное время на севере, адаптируется к нему и может жить там постоянно и, наоборот.

Среда обитания человека не ограничивается лишь климатическими условиями. Человек может жить и в городе, и в селе. Объективно жить в селе, где чистый воздух, спокойный размеренный ритм, более благоприятно для людей. Размеренному темпу жизни, преобладающему в традиционном сельском сообществе, соответствует характер поведения, поддерживающегося бессознательно и по привычке. Жители города, наоборот, находятся под постоянным воздействием различных требований, предъявляемых им бесконечно меняющейся городской средой, сильными раздражителями (шумы, огни и т.д.).

Социальная природа человека создала ряд особенностей процессов адаптации, присущих только человеку: • количество антропогенных факторов среды резко возросло в последние десятилетия, тогда как системы адаптации формировались в течение миллионов лет при отсутствии этих факторов или значительно меньшей их интенсивности и поэтому в современных экологических условиях оказываются недостаточно эффективными; • человек меньше связан с природой, меньше зависит от нее; • человек подчинен социальным ритмам, регулирует свое поведение сознанием; • человек сознательно выбирает иногда неадекватное поведение; • человек имеет дополнительные (социальные) механизмы адаптации (одежда, обувь, жилище, организация труда, медицина, физкультура, искусство и др.)

Адаптация человека к окружающей среде посредством дополнительных механизмов

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемВалентин Темнов

Похожие презентации

Презентация на тему: » Проблемы адаптации человека к окружающей среде и их отражение в образовательном процессе Подготовила учитель биологии МОУ СОШ 6 г.о. Орехово-Зуево Орехова.» — Транскрипт:

1 Проблемы адаптации человека к окружающей среде и их отражение в образовательном процессе Подготовила учитель биологии МОУ СОШ 6 г.о. Орехово-Зуево Орехова М.В.

2 Человек и природа С первых шагов своего развития человек неразрывно связан с природой. Он всегда находился в зависимости от растительного и животного мира, от их ресурсов и был вынужден повседневно считаться с численностью и образом жизни растений и животных. Позднее, рост численности населения Земли, а также губительное воздействие человека на окружающую среду поставили его перед необходимостью решать ряд новых жизненно важных задач. С первых шагов своего развития человек неразрывно связан с природой. Он всегда находился в зависимости от растительного и животного мира, от их ресурсов и был вынужден повседневно считаться с численностью и образом жизни растений и животных. Позднее, рост численности населения Земли, а также губительное воздействие человека на окружающую среду поставили его перед необходимостью решать ряд новых жизненно важных задач.

3 Выбросы от транспорта, различных процессов сжигания топлива, промышленной деятельности сопровождается повышением концентрации загрязнителей в воздухе (угарный газ, двуокись азота, аммиак, сероводород, фенол, пыль ) Самыми грязными городами России являются Братск, Екатеринбург, Кемерово, Липецк и Магнитогорск. Основой регулирования качества атмосферного воздуха являются гигиенические нормативы. С 1998 года в России стали действовать международные стандарты ИСО, как системы экологически ориентированного управления на уровне отдельного промышленного предприятия или компании.

4 В настоящее время хозяйственная деятельность человека все чаще становится основным источником загрязнения биосферы. В природную среду во все больших количествах попадают газообразные, жидкие и твердые отходы производств. Различные химические вещества, находящиеся в отходах, попадая в почву, воздух или воду, переходят по экологическим звеньям из одной цепи в другую, попадая в конце концов в организм человека. На земном шаре практически невозможно найти место, где бы не присутствовали в той или иной концентрации загрязняющие вещества. Даже во льдах Антарктиды, где нет никаких промышленных производств, а люди живут только на небольших научных станциях, ученые обнаружили различные токсичные вещества современных производств, которые заносятся сюда потоками атмосферы с других континентов. В зависимости от своей природы, концентрации, времени действия на организм человека они могут вызвать различные неблагоприятные последствия. Кратковременное воздействие небольших концентраций таких веществ может вызвать головокружение, тошноту, першение в горле, кашель.

5 Воды, находящиеся на поверхности планеты (материковые и океанические),образуют геологическую оболочку, называемую гидросферой. Гидросфера находится в тесной связи с другими сферами Земли: литосферой, атмосферой и биосферой. Водные пространства – акватории – занимают значительно большую часть поверхности земного шара по сравнению с сушей. По современным данным, акватория Мирового океана составляет 70,8%, однако 95% ее сосредоточено в морях и океанах, 4% – во льдах Арктики и Антарктики, 1% составляет пресная вода рек и озер. Кроме того, большие запасы воды имеются в толще земли –это так называемые подземные воды.

6 Живой клетке вода требуется как для сохранения своей структуры, так и для нормального функционирования; она составляет примерно 2/3 массы тела. Вода помогает регулировать температуру тела, служит в качестве смазки, облегчающей движения суставов. Она играет важную роль в построении и восстановлении тканей тела. При резком сокращении потребления воды человек заболевает или его организм начинает хуже функционировать. Вода нужна, конечно, не только для питья: она помогает также содержать человеку в хорошем гигиеническом состоянии свое тело, жилище. Вода, которую мы потребляем, должна быть чистой. Болезни, передаваемые через загрязненную воду, вызывают ухудшение состояния здоровья, иногда гибель огромного числа людей, особенно детей. Такие болезни, как брюшной тиф, дизентерия, холера передаются прежде всего человеку в результате загрязнения источников воды экскрементами, выделяемыми из организма больных.

8 Формирование 30-ти сантиметрового слоя почвы длится от одной тысячи до десяти тысяч лет. Этот процесс настолько длителен, что почву можно считать невозообновляемым ресурсом.

9 Наиболее часто в природе встречаются следующие процессы деградации почв: Эрозия почвы Закисление почвы Загрязнение почвы Переуплотнение почвы Засоление почвы Почва – не инертная среда. Это динамическая живая система, состоящая из органических и минеральных компонентов. Ее пронизывает разветвленная сеть щелей и пор, в которых циркулируют различные газы. Кроме того, в почве живут различные представители флоры и фауны.

11 Важнейшее свойство живой природы состоит в том, что ее элементы не только качественно различны между собой, но и способны приспосабливаться друг к другу, образуя устойчивые экологические системы. Благодаря чему, собственно, и возможны на Земле жизнь и человеческая цивилизация.

12 Каждый живой организм является носителем и источником генетической информации, которая позволяет ему приспосабливаться к изменениям в окружающей среде. Те организмы, которые сумели это сделать передают генетическую информацию потомкам. Вымирание отдельных биологических видов, исчерпавших возможности своей генетической информации для дальнейшего приспособительного развития – это естественный процесс, но он резко активизируется с развитием человеческой деятельности, особенно – урбанизации (разрастание городов и других поселений)

13 Человек, как и другие виды живых организмов, способен адаптироваться, то есть приспосабливаться к условиям окружающей среды. Адаптацию человека к новым природным и производственным условиям можно охарактеризовать как совокупность социально- биологических свойств и особенностей, необходимых для устойчивого существования организма в конкретной экологической среде.

14 Жизнь каждого человека можно рассматривать как постоянную адаптацию, но наши способности к этому имеют определенные границы. В настоящее время значительная часть болезней человека связаны с ухудшением экологической обстановки в нашей среде обитания: загрязнениями атмосферы, воды и почвы, недоброкачественными продуктами питания, возрастанием шума. Приспосабливаясь к неблагоприятным экологическим условиям, организм человека испытывает состояние напряжения, утомления, стресса.

15 Способность адаптироваться к новым условиям у разных людей не одинакова. Так, у многих людей при дальних авиаперелетах с быстрым пересечением нескольких часовых поясов, а также при сменной работе возникают такие неблагоприятные симптомы, как нарушение сна, падает работоспособность. Другие же адаптируются быстро. Среди людей можно выделить два крайних адаптивных типа человека. Первый из них — спринтер, характеризующийся высокой устойчивостью к воздействию кратковременных экстремальных факторов и плохой переносимостью длительных нагрузок. Обратный тип — стайер.

16 Интересно, что в северных регионах страны среди населения преобладают люди типа стайер, что явилось, по- видимому, результатом длительных процессов формирования популяции, адаптированной к местным условиям.

18 Небрежное отношение человека к объектам, содержащим радиоактивные источники, может привести к серьезным необратимым последствиям. Острое поражение организма человека происходит при больших дозах облучения. Радиация оказывает подобное действие, лишь начиная с некоторой минимальной, или пороговой, дозы облучения. Дети крайне чувствительны к действию радиации. Относительно небольшие дозы при облучении хрящевой ткани могут замедлить или вовсе остановить рост костей. Даже небольших доз радиации, полученных в течение нескольких недель при ежедневном облучении, бывает достаточно, чтобы вызвать аномалии развития скелета. Оказалось, что облучение мозга ребенка при лучевой терапии может вызвать изменения в его характере, привести к потере памяти, а у очень маленьких детей даже к слабоумию и идиотии. Крайне чувствителен к действию радиации мозг плода, особенно если мать подвергается облучению между восьмой и пятнадцатой неделями беременности. В этот период у плода формируется кора головного мозга, и существует большой риск того, что в результате облучения матери родится умственно отсталый ребенок. Многие беременные женщины облученные во время атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, после аварии в Чернобыле прерывали беременность. Изменение генетической информации у облученных организмов, в том числе и у человека, может привести к мутациям. Такие люди могут стать носителями наследственных болезней.

19 Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды.

20 Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, — децибелах. Уровень шума в децибел практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Допустимая граница громких звуков составляет примерно 80 децибел. Очень высок уровень промышленных шумов. На многих производствах он достигает децибел. Не намного тише и у нас дома, где появляются все новые источники шума — бытовая техника. Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия — звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости. В настоящее время врачи говорят о шумовой болезни, развивающейся с преимущественным поражением слуха и нервной системы.

21 Влияние электромагнитных излучений Источники ЭМИ: телевизор, сотовый телефон, компьютер, бытовые электроприборы. Электромагнитные поля могут сбить с толку элементы нервной системы-нейроны, поскольку последние взаимодействуют друг с другом как раз с помощью ЭМИ, но только собственных. Электромагнитные поля влияют на процессы обмена веществ в клетках, на их размножение. Вредное воздействие может привести к головной боли, аллергии, снижению зрения, в особых случаях к возникновению злокачественных опухолей. Более чувствительны к ЭМИ дети и женщины. Для обеспечения электромагнитной безопасности надо ограничить ненужные контакты с источниками ЭМИ.

22 Отображение проблем адаптации человека к окружающей среде в образовательном процессе – это один из важных принципов экологического обучения и воспитания. Требования экологического образования и воспитания: Понимание, что человек-это часть природы, его назначение. Умение познать законы, по которым живет и развивается природа и в своих поступках руководствоваться этими законами. Понимание необходимости сохранения всего многообразия жизни. Раскрытие сущности происходящих экологических катаклизмов. Принятие личного участия в решение экологических проблем.

23 Взаимодействие природы и человека очень сложно. Без перестройки нашего сознания и отношения к природе жизнь человека на Земле может погибнуть гораздо раньше, чем мы предполагаем. Вот почему каждому нужно бережно относиться к природе, ее богатствам во избежание катастрофы на Земле. Самый верный путь избежать грозящих коварными последствиями изменений окружающей среды — ослабить изменения экосистемы и вмешательство человека в природу с учетом знаний об окружающем мире.

Проблемы адаптации человека к окружающей среде. Жизнь каждого человека можно рассматривать как постоянную адаптацию, но наши способности к этому имеют определенные границы. Также и способность восстанавливать свои физические и душевные силы для человека не бесконечны.

Слайд 25 из презентации «Основы безопасности жизнедеятельности»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Основы безопасности жизнедеятельности.ppt» можно в zip-архиве размером 2876 КБ.

Похожие презентации

«Проблемы загрязнения окружающей среды» — Очистка вредных выбросов( например, с помощью фильтров). Истощение природных ресурсов. Охрана природы. И многие другие. В понятие «рационального» вкладывается не только экономическое, но и экологическое содержание. Разрушение природной среды. Газовое. Загрязнение окружающей природной среды. Истощение природных ресурсов:

«Мониторинг окружающей среды» — Оперативные данные. Существенной модернизации подвергнется и лабораторно-аналитическая база. Информационная продукция. Размещение пунктов наблюдений – жилые и промышленные зоны, районы крупных автомагистралей. Целевые задачи. Показатели, определяемые в донных отложениях. Мониторинг радиоактивного загрязнения окружающей среды.

«Окружающая среда загрязнения» — Загрязнение окружающей среды. Физическое (тепловое, шумовое, электромагнитно, световое, радиоактивное) Химическое (тяжелые металлы, пестициды, пластмассы и др. химические вещества) Биологическое (биогенное, микробиологическое, генетическое) Информационное (информационный шум, ложная информация, факторы беспокойства).

«Охрана и защита окружающей среды» — 1)Ограничение выбросов в атмосферу и гидросферу с целью улучшения общей экологической обстановки. Пять свобод-. 5)Свободу от страха и стресса — путем обеспечения соответствующих условий и отношения, которые исключают моральные страдания. Пять свобод включают: Охрана окружающей среды. Храните и берегите животных…


Статьи по теме