Презентация Адаптация 10 Класс

Презентация Адаптация 10 Класс.rar
Закачек 939
Средняя скорость 9012 Kb/s

Презентация Адаптация 10 Класс

Презентация предназначена в помощь педагогам для осуществления индивидуального подхода к старшеклассникам.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 10-ГО КЛАССА К НОВОЙ СИТУАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Адаптация — это совокупность физиологических, психологических, социальных реакций, лежащих в основе приспособления организма, личности, и их систем к изменению окружающих условий жизни, направленных на создание предпосылок нормального функционирования в непривычных условиях обитания и деятельности .

Социальная адаптация — как приспособление человека к условиям социальной среды — предполагает: адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя; адекватную систему отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и самоорганизации, к взаимообслуживанию в коллективе; изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА . Психофизиологический уровень Психологический уровень Незавершенность физического развития. Синдром дисморфофобии (физическая непривлекательность). Неустойчивость эмоциональной сферы. Высокий уровень личностной тревожности. Задержка развития теоретического мышления. Нереалистичность воображения. Не достаточная сформированность волевой сферы

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В АДАПТАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ. адаптация в новом коллективе, адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному профилю, к новым требованиям учителей. меняются критерии оценок, теряется статус ученика среди сверстников и подростку вновь приходится формировать представления о себе в глазах окружающих.

НА ЛИЧНОСТНОМ И МЕЖЛИЧНОСТНОМ УРОВНЯХ ВОЗНИКАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ : проблема самосознания; проблема личностного роста; неадекватный уровень притязаний; несформированность жизненных планов; несформированность потребностей; низкая социальная активность при стремлении к социальному одобрению

ПРОБЛЕМЫ 10 КЛАССА. Для современного 10 класса важной является проблема социально-психологическая адаптация к новому коллективу .

Другая нередко встречающаяся в 10 классе проблема – установка на продление моратория .

ДЕЗАДАПТАЦИЯ Учащийся становится: невнимательным, безответственным, недисциплинированным отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу.

ТРЕВОЖНОСТЬ. Подросток переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации.

ДИАГНОСТИКА ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ. Диагностика школьной мотивации. Диагностика проводилась с целью, определения отношения учащихся 10-х классов к школе. . ПАРАМЕТРЫ 10 А 10 Б Долг и ответственность 5% 6% Самоопределения и самосовершенствования 80% 35% Собственного благополучия 10% 29% Престижности —— —— Избегания неприятностей ——- 6% Содержание учебной деятельности 15% 18% Отношения к процессу учения 5% 6%

ДИАГНОСТИКА ЧУВСТВА В ШКОЛЕ. ПАРАМЕТРЫ 10 А 10 Б Спокойствие 50% 70% Удовлетворение 45% 41% Уверенность в себе 10% 47% Благодарность 30% 76% Интерес 90% 94% Усталость 85% 88% Беспокойство 60% 41% Тревогу за будущее 50% 70% Страх 15% 6% Желание ходить в школу 15% 18%

ДИАГНОСТИКА ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ. Диагностика школьной тревожности. Диагностика проводилась с целью, изучения школьного, самооценочного и межличностного аспектов тревожности. . ПАРАМЕТРЫ 10 А 10 Б Школьная Высокая 20% 11% Повышенная 40% 33% Чрезмерное спокойствие 10% —— Самооценочная Высокая 5% 11% Повышенная 15% 6% Чрезмерное спокойствие 25% ——

ДИАГНОСТИКА ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ. . ПАРАМЕТРЫ 10 А 10 Б Межличностная Высокая 20% 17% Повышенная 20% 17% Чрезмерное спокойствие 15% —— Общая тревожность Высокая 15% 11% Повышенная 20% 11% Чрезмерное спокойствие 20% 11%

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОБ УРОВНЕ АДАПТАЦИИ. Анализ результатов анкеты «Мнение педагога и классного руководителя об уровне адаптации» показывает: Параметры 10 А 10 Б Интеллектуальная дезадаптация 35% 28% Поведенческая дезадаптация 15% 22% Коммуникативная дезадаптация 9% 5% Эмоциональная дезадаптация —- 10% Соматическая адаптация 15% 22%

ВЫВОДЫ Анализ результатов диагностики учащихся 10-х классов показывает, что адаптационный период для большинства школьников проходит успешно; высокий уровень тревожности в 10б классе — 2 учащегося, в 10а — у 3-х учащихся; учащиеся показывают средний уровень работоспособности и хорошую школьную мотивацию; по результатам диагностики 10а классе — 2 учащихся; 10б – 2 учащихся не адаптировалась к обучению в старшей школе;

РЕКОМЕНДАЦИИ Классному руководителю: 1. Донести информацию до родителей и учителей. 2. Учащимся с повышенным уровнем тревожности, оказать психологическую и педагогическую поддержку. 3. Классным руководителям обоих классов продолжить работу по формированию классного коллектива с учетом данных психологической диагностики. 4. Обратить внимание на структуру мотивов обучения учащихся. 5.Способствовать принятию позиции ученик-старшеклассник, принятию требований учителей-предметников.

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемshilkasosh1.ucoz.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Адаптация 1, 5, 10 классов МОУ Шилкинская СОШ 1. Адаптация- привыкание. Существует 3 переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения.» — Транскрипт:

1 Адаптация 1, 5, 10 классов МОУ Шилкинская СОШ 1

2 Адаптация- привыкание. Существует 3 переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в школе: это поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю и переход из средней в старшую. Существует 3 переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в школе: это поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю и переход из средней в старшую.

3 Признаки успешной адаптации учащихся 1 класса: · удовлетворенность ребенка процессом обучения; · удовлетворенность ребенка процессом обучения; · ребенок легко справляется с программой; · ребенок легко справляется с программой; · степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; · степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; · удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем. · удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

4 Признаки дезадаптации: · усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. · усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. · нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне. · нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне. · стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. · стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. · нежелания выполнять домашние задания. · нежелания выполнять домашние задания. · негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. · негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. · жалобы на те или иные события, связанные со школой. · жалобы на те или иные события, связанные со школой. · беспокойный сон. · беспокойный сон. · трудности утреннего пробуждения, вялость. · трудности утреннего пробуждения, вялость. · постоянные жалобы на плохое самочувствие. · постоянные жалобы на плохое самочувствие.

6 Причины медленной адаптации в 5 классе: Разные требования со стороны учителей- предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять. Разные требования со стороны учителей- предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы. Классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание. Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы. Классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание. Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.

8 Чем можно помочь ? · Первое условие школьного успеха пятиклассника безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. · Первое условие школьного успеха пятиклассника безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. · Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть обязанности, за выполнение которых он несет ответственность. · Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть обязанности, за выполнение которых он несет ответственность. · Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни. · Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни. · Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя. · Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.

9 · Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями. · Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями. · Помогите ребенку выучить имена новых учителей. · Помогите ребенку выучить имена новых учителей. · Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с родителями или психологом. · Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с родителями или психологом. · Основными помощниками учителя в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в школе для ребенка. · Основными помощниками учителя в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в школе для ребенка.

10 Адаптация учащихся 10 класса Относитесь к детям соответственно их возрасту (учитывать уязвимость и противоречивость формирующегося образа «Я», стремление к самостоятельности, чувство взрослости, перестройку мотивационной сферы). Относитесь к детям соответственно их возрасту (учитывать уязвимость и противоречивость формирующегося образа «Я», стремление к самостоятельности, чувство взрослости, перестройку мотивационной сферы). Способствуйте формированию у старшеклассников потребности в поисковой активности, самоопределении и построении жизненных целей. Способствуйте формированию у старшеклассников потребности в поисковой активности, самоопределении и построении жизненных целей. Оказывайте поддержку при формировании у старшеклассников качественного изменения самосознания: системы ценностей, самооценки отдельных качеств личности, из которых складывается оценка своего целостного образа. Оказывайте поддержку при формировании у старшеклассников качественного изменения самосознания: системы ценностей, самооценки отдельных качеств личности, из которых складывается оценка своего целостного образа. Способствуйте формированию чувства ответственности, уровня субъективного контроля, рефлексии. Способствуйте формированию чувства ответственности, уровня субъективного контроля, рефлексии.

12 Уровень адаптации НизкийНедостаточныйДостаточный —11

13 Научиться хорошо учиться Хорошо, если действия учителей согласованы, и детям будет несложно привыкнуть к новой системе взаимоотношений, к разнообразию требований по разным предметам. Родителям на данном этапе необходимо познакомиться со всеми учителями, которые будут работать в классе, попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей, как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Хорошо, если действия учителей согласованы, и детям будет несложно привыкнуть к новой системе взаимоотношений, к разнообразию требований по разным предметам. Родителям на данном этапе необходимо познакомиться со всеми учителями, которые будут работать в классе, попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей, как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

Возрастные особенности десятиклассника

Юность – важный период в развитии человека, в этот период происходит институционализация вхождения человека во взрослую жизнь. Это в буквальном смысле «третий мир», существующий между миром взрослых и детей.

Основные аспекты физического созревания – скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и период скачка в росте.

Ведущей становится учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой у старшеклассников формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание.

Юность завершает этап первичной социализации. Но в отличие от подростков юноши тянутся к общению со взрослым человеком, проявляющим уважение к их личности.

Общение со сверстниками становится необходимо для самоопределения в ранней юности, общение это носит интимно-личностный характер. Юноша приобщает окружающих к своему внутреннему миру – к своим чувствам, интересам, увлечениям. Потребность в интимности в это время практически ненасыщаема.

Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви, в этот период может появиться настоящая влюбленность. Но юношеские мечты о любви отражают прежде всего потребность в самораскрытии, понимании, душевной близости.

Любовь по-прежнему носит эпидемический характер: все юноши класса влюбляются в одну девушку.

Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.

Человек начинает осознавать временную перспективу: если раньше он жил только сегодняшним днем, то теперь у него преобладает устремленность в будущее, он строит жизненный план.

В 10 классе после напряженного 9-го дети несколько расслабляются, на первый план опять выходит общение, то есть происходит продление моратория на детство. Но затягивать этот период нельзя, потому что юность имеет свои задачи, которые должны быть решены.

Между тем, программа построена таким образом, что требования заметно увеличиваются. Корме того дети входят в новый классный коллектив, могут утвердиться в нем или ухудшить свои результаты: отличник может начать учиться хуже, а троечник лучше.

Но самое главное: –обращайтесь с ними так, как того требует взаимодействие со взрослым человеком! Уважайте их мнение!

рекомендации

Поэтому Вы должны быть готовы к тому, что учащийся, имевший отличные оценки, в старших классах может стать средним или даже слабым учеником.
Плохие отметки (с точки зрения самого учащегося) могут привести не только к понижению самооценки, но и к изменениям в поведении ребенка: он может стать подавленным и замкнутым или, наоборот, злобным и агрессивным. В ваших силах помочь ему справиться с трудностями в учебе. Для этого, прежде всего надо выяснить, с какими именно затруднениями он столкнулся.
Нередко встречающаяся в десятом классе проблема — ярко выраженное желание отдохнуть после напряженного девятого класса и перед выпускным одиннадцатым классом. Безусловно, школьникам необходима передышка. Однако есть большая опасность, что основательно «расслабившись» ребенок может потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам.

Просмотр содержимого документа
«Адаптация 10 класс»

Адаптация обучающихся 10 «А» класс

Особенности возраста: — социальная потребность в поисковой активности; — потребность в самоопределении, построение жизненных перспектив; — избирательность в отношении предметов, учителей

Адаптация Легкая-16/53% Средняя -12/40% Тяжелая-2/7% причина: высокая тревожность

Самоопределение Определились-22/73% Не определились-8/27%

Мотивация к обучению Высокая-17/57% Средняя-13/43% Низкая-0

Рейтинг предметов Общество-14/47% Ин.язык-12/40% Русский язык-11%37% Литература-9/30% Физкультура-8-27% Технология-7/23% Экономика-7/23%

Геометрия-18/60% Алгебра-17/57% Физика-13/43% Химия-9/30% Информатика-5/16% География-5/16%

Диагностика самочувствия, активности, настроения (ОПРОСНИК САН)


Статьи по теме