Порядковые Числительные Урок в 6 Классе Презентация

Порядковые Числительные Урок в 6 Классе Презентация.rar
Закачек 1744
Средняя скорость 1227 Kb/s

Порядковые Числительные Урок в 6 Классе Презентация

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Цель- формирование навыков употребления порядковых числительных в речи. Задачи: 1) обучение различению количественных и порядковых числительных; 2) изучение особенностей изменения порядковых числительных; 3) предупреждение грамматических ошибок в склонении порядковых числительных; 4) формирование орфографических навыков правописания порядковых числительных.

Числительное Самостоятельная часть обозначает число, количество предметов, порядок при счете Сколько? Который? (Какой?)

Строение числительного Простое Сложное Составное Слово с одним корнем: два, четыре, сто и т.д . Слово с несколькими корнями: одиннадцать, пятьдесят, пятьсот и т.д. Состоит из нескольких слов, каждое из которых может быть как простым, так и сложным: сорок восемь, сто пятьдесят четыре и т.д.

Разряд числительных Количественное Порядковое Пять, двадцать три, шестьдесят ? Пять, двадцать три, шестьдесят

Порядковые числительные Называют порядковый номер предметов при их счёте Первый том, второй том, … двадцатый том

Порядковые числительные Отвечают на вопросы: Который? Какой? Какая? Какое? Какие?

Порядковые числительные три третий четыре четвертый сто сотый Например: Исключение: первый и второй Количественные числительные

Разряд числительных Количественное Порядковое Пять, двадцать три, шестьдесят пятый, сто двадцать третий

Запишите цифры словами. От количественных числительных образуйте порядковые . 6, 60, 66, 600, 7, 78, 800, 987

Шестой, шестидесятый, шестьдесят шестой, шестисотый, седьмой, семьдесят восьмой, восьмисотый, девятьсот восемьдесят седьмой Ответы:

В …ряду На …месте Мужчина сидит … А женщина — …

Ответы: Мужчина сидит в первом ряду на третьем месте, а женщина- во втором ряду на первом месте. Мужчина сидит в третьем ряду на втором месте, а женщина- в четвертом ряду на четвертом месте.

Вопросы Порядковых числительных Который? Какой? Какая? Какое? Какие? Вопросы имени прилагательного

Изменяются по родам М. Р Ж. Р СР. Р ПЯТЫЙ ПЯТАЯ ПЯТОЕ

4, 7, 11, 100. Измените по родам:

Ответы: Четвертый- м.р., четвертая- ж.р., четвертое- ср.р. Седьмой- м.р., седьмая- ж.р., седьмое- ср.р. Одиннадцатый- м.р., одиннадцатая- ж.р., одиннадцатое- ср.р. Сотый- м.р., сотая- ж.р., сотое- ср.р.

Изменяются по падежам, т. е. склоняются И. п. четвёртый Р. п. четвёртого Д. п. четвёртому В. п. четвёртый, четвёртой Т. п. четвёртным П. п. (о) четвёртом

Просклоняйте порядковые числительные в мужском роде. 9 10 5 1

Ответы: И.п. первый Р.п. первого Д.п. первому В.п. первый Т.п. первым П.п. (о) первом Им.п. пятый Р.п. пятого Д.п. пятому В.п. пятый Т.п. пятым П.п. (о) пятом Им.п. девятый Р.п. девятого Д.п. девятому В.п. девятый Т.п. девятым П.п. (о) девятом Им.п. десятый Р.п. десятого Д.п. десятому В.п. десятый Т.п. десятым П.п. (о) десятом

Изменяются по числам Ед.ч. Мн.ч. Девятый (том) Девятые (тома)

Порядковые числительные Простые Сложные Составное Первый Третий Десятый Двухсотый Пятитысячный Семидесятый Сорок восьмой Сто второй Тридцать первый

Склонение составных порядковых числительных Изменяется только последнее слово И. п. тысяча девятьсот девяносто третий Р. п. тысяча девятьсот девяносто третьего Д. п. тысяча девятьсот девяносто третьему В. п. тысяча девятьсот девяносто третий тысяча девятьсот девяносто третьего Т. п. тысяча девятьсот девяносто третьим П. п. (о) тысяча девятьсот девяносто третьем

Просклоняйте составные порядковые числительные. Маша перевернула 31 страницу. Нужная информация была лишь в 21 томе. 125 км мы преодолели с трудом.

Ответы: Им.п. тридцать первая Р.п. тридцать первой Д.п. тридцать первой В.п. тридцать первую Т.п. тридцать первой П.п. (о) тридцать первой Им.п. двадцать четвертый Р.п. двадцать четвертого Д.п. двадцать четвертому В.п. двадцать четвертый Т.п. двадцать четвертым П.п (о) двадцать четвертом Им.п. сто двадцать пятый Р.п. сто двадцать пятого Д.п. сто двадцать пятому В.п. сто двадцать пятый Т.п. сто двадцать пятым П.п. (о) сто двадцать пятом

Сложные порядковые числительные сотый тысячный миллионный миллиардный двух Пиши слитно

Склонение сложных порядковых числительных Первая часть порядковых числительных Вторая часть порядковых числительных Всегда имеет форму Р.п. Двух-, шести-, девяти-, двадцати- (Кроме числительных девяносто, сто) Окончание зависит от формы (рода, числа, падежа) порядкового числительного.

Поставьте в Н.ф. следующие порядковые числительные: Н.ф. порядкового числительного – И.п., ед.ч., м.р. четвертого, седьмому, о тридцать пятом, тысяча восемьсот шестьдесят вторым.

Ответы: Четвертый, седьмой, тридцать пятый, тысяча восемьсот шестьдесят второй.

Окончания порядковых числительных определяется, как и у прилагательных по вопросу. Например: к пятому вагону Какому ?

Запишите цифры словами. Определите окончания у порядковых числительных. 2 апреля, 5 день, 19 конфета, 1 сентября 1939 года, сбил 7 мишень.

Ответы: Второе апреля, пятый день, девятнадцатая конфета, первое сентября тысяча девятьсот тридцать девятого года, сбил седьмую мишень.

В предложении порядковые числительные, так же как и прилагательные обычно являются определением. Свернули после третьего поворота Например:

Порядковое числительное, входящее в состав названия праздников, событий, знаменательных дат. Пишутся с прописной буквы Например: Девятое мая. Восьмое марта.

Порядковое числительное, написанное цифрой. С прописной буквы пишется следующее за числительным слово. Например: 9 Мая. 8 Марта.

Порядковые числительные Часть речи Изменяется по родам, числам и падежам Обозначает порядок предметов при счете Отвечает на вопросы: Который? Какой? Какая? Какое? Какие?

Домашнее задание: образуйте от количественных числительных порядковые и просклоняйте получившиеся словосочетания. 69 верблюдов, 438 книг, 5270 саженцев.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная презентация может быть использована на уроках французского языка при изучении и повторении порядковых числительных.

Образование порядковых числительных.

Разработка урока русского языка в 6 классе.

Презентация к уроку по теме «Порядковое числительное как член предложения».

Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа.

В данной презентации представлен теоретический материал по теме и даны задания для закрепления.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок русского языка в 6 классе по теме «Порядковые числительные» Попова Л.Г., учитель русского языка и литературы МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа №1»

Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и хотя криво, но сами. Лессинг, немецкий писатель и критик, 18 век http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQiqQ_rSl_h9mE-wS4XWxF2cQgDulNAR_AF9xWSUXRipoH6UxeMvxnwcdHg

Актуализация знаний Убери лишнее: триста, ,тридцать , пятьсот, пятьдесят сто двадцать, шестьдесят, тройка пятак тысяча

Добрый пример лучше ста слов. http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1b/European_Starling_2006.jpg/265px-European_Starling_2006.jpg http://img-kiev.fotki.yandex.ru/get/5/vovpos.0/0_14c6b_a7561820_XL.jpg http://pticyrus.info/wp-content/uploads/2012/01/95.jpg

Устный диктант. Проговорите примеры. К 365+25 Из 197 – 7 От 260 – 100 Из 880 – 400 Сложить 300 с 678 Сложить 400 с 569

Египетские пирамиды созданы в период от 2700 до 1780 года до нашей эры от две тысячи семисотого до тысяча семьсот восьмидесятого года http://bestmaps.ru/files/images/egipetskie-piramidy_35.jpg

Тема урока Порядковые числительные Цели: 1.Определить морфологические признаки порядковых числительных; 2.Научиться употреблять порядковые числительные в речи. Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры.

Материал для исследования трехколесныйвелосипед шестьдесяткниг двадцать первыйдень пятиглавыйхрам сто двадцать пятьстраниц четырнадцатыйэкземпляр двугорбыйверблюд пятеромальчиков одиннадцатыйкласс пятиэтажныйдом три четвертыхяблока дветысячи тринадцатыйгод двадцатиградусныймороз шестьсоткилометров шестойурок

Материал для исследования Человеку, который много работает умственно, психологи советуют заниматься спортом. У нас на уроках тоже бывают физкультминутки. Их проводит тот, кто первый выполнит письменное задание. Он просит нас рассчитаться по порядку номеров. Двадцать первого декабря физкультминутку проводил Дима, двадцать седьмого — Даша. А сегодня физкультминутку провожу я – Старкова Люба, поэтому первое место за пятой партой не занято. Я делю класс на две части. Первая группа – это девочки. Во второй – только мальчики. Первые номера хлопают в ладоши, вторые – приседают, потом все вместе топаем.

Продукт исследования: Порядковые числительные 1.Обозначают __________________, отвечают на вопрос _______ 2.Изменяются по ______, _______,_________. 3.При склонении изменяется ______________. 4. В предложении бывают обычно ______________. порядок при счете какой? родам числам падежам последнее слово определением

Карточка «Помощь друга» в тысяча двести сороковом году с тысяча двести сорок третьего года по тысяча четыреста восьмидесятый год восьмого сентября тысяча триста восьмидесятого года в тысяча шестьсот двенадцатом году двенадцатого июля тысяча восемьсот двенадцатого года с шестисоттысячной армией четырнадцатого декабря тысяча восемьсот двенадцатого года двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года девятого мая тысяча девятьсот сорок пятого года

Семь чудес света Египетские пирамиды в Гизе созданы в период от 2700 до 1780 года до нашей эры. от две тысячи семисотого до тысяча семьсот восьмидесятого года http://www.modernsociety.ru/uploads/fotos/mesta/7s/0.jpg

Семь чудес света Висячие сады Семирамиды в Вавилоне созданы с 605 по 562 год до нашей эры. с шестьсот пятого по пятьсот шестьдесят второй год http://www.modernsociety.ru/uploads/fotos/mesta/7s/0.jpg

Семь чудес света Храм Артемиды в Эфесе. Время создания – VI век до нашей эры. шестой век http://www.modernsociety.ru/uploads/fotos/mesta/7s/0.jpg

Семь чудес света Гигантская статуя Зевса в Олимпии создана около 430 года до нашей эры. четыреста тридцатого года http://www.modernsociety.ru/uploads/fotos/mesta/7s/0.jpg

Семь чудес света Галикарнасский мавзолей в Малой Азии воздвигнут в середине 4 века до нашей эры. четвертого века http://www.modernsociety.ru/uploads/fotos/mesta/7s/0.jpg

Семь чудес света Колосс родосский, бронзовая фигура бога Солнца Гелиоса высотой 37 метров. Воздвигнут около 285 года до нашей эры. около двести восемьдесят пятого года http://www.modernsociety.ru/uploads/fotos/mesta/7s/0.jpg

Семь чудес света Фаросский маяк в Александрийском порту. Окончено строительство около 279 года до нашей эры, вероятная высота 143 метра. около двести семьдесят девятого года http://www.modernsociety.ru/uploads/fotos/mesta/7s/0.jpg

Продолжите пословицу: Первый блин ….. Ум хорошо, а ….. У умной головы….. Учиться никогда….. В одно ухо влетело,…… комом два лучше сто рук не поздно в другое вылетело

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

МОУ Выкопанская СОШ, филиал д. Головачево

Урок русского языка в 6 классе

Баурина Елена Владимировна

учащиеся должны знать основные грамматические признаки
порядковых имен числительных и нормы их употребления в речи;

развивать словарный запас учащихся.

учащиеся должны знать основные правила употребления числительных в речи;

учащиеся должны уметь правильно употреблять различные формы имен числительных;

повторить склонение количественных числительных;

развивать орфографическую зоркость;

уметь исправлять грамматические ошибки;

воспитывать чувство прекрасного;

развивать кругозор учащихся;

воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: медиапроектор, интерактивная доска, учебники для 6 класса (авторы: М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская).

I . Организационный момент

II . Грамматическая разминка

Просклоняем словосочетание 237 деревьев.

И.п. двести тридцать семь деревьев

Р.п. двухсот тридцати семи деревьев

Д.п. двумстам тридцати семи деревьям

В.п. двести тридцать семь деревьев

Т.п. двумястами тридцатью семью деревьями

П.п. о двухстах тридцати семи деревьях

При проверке учитель последовательно по падежам демонстрирует на экране верную форму числительного после озвученной учащимися версии (слайд 1).

— К какому разряду относится это числительное? Какие правила склонения количественных числительных вы вспоминали, выполняя задание? (У сложных числительных изменяются при склонении обе части, числительные «тридцать» и «семь» склоняются как имена существительные 3-го склонения).

— Качество полученных знаний по данной теме во многом будет отражать культуру вашей речи. Всегда необходимо стремиться ее повышать.

— Существуют профессии, для которых именно культура речи определяет профессиональную пригодность человека. Как вы думаете, какие это профессии? Это так называемые публичные профессии: адвокат, диктор, телеведущий, учитель и т.д. Но это вовсе не значит, что следить за культурой своей речи необходимо только в том случае, если собираешься выбрать одну из перечисленных выше профессий. Речевая компетентность — непременное условие профессионализма человека, в какой бы области он ни работал. Сейчас мы проведем небольшой конкурс на звание лучшего диктора. Трем вашим одноклассникам были заранее розданы небольшие тексты. Необходимо было подготовить их выразительное чтение, правильно употребив имена числительные. Сейчас мы заслушаем их выступления. Следить за правильностью речи будет экспертный совет в составе (называются фамилии, учитель раздает им листы бумаги ля заметок).

Чтобы эта игра прошла интересно, можно подготовить небольшое презентационное сопровождение с иллюстративным материалом, отвечающим теме каждого выступления. Можно также записать выступления учащихся (при наличии техники), чтобы прослушать их в спорных ситуациях.

Выступления учащихся (мини-игра)

Локомотивы железных дорог (слайд 2)

Первые паровозы появились в начале XIX века. Скорость их не превышала 5-6 километров в час. Но только после постройки Д. Стефенсоном в 1829 году паровоза «Ракета», который с поездом развивал скорость 22 — 23 километра в час, паровоз занял на железных дорогах ведущее место.

В России первые два паровоза были построены на Урале в 1833 — 1834 годах крепостными механиками — отцом и сыном Черепановыми. С тех пор у нас был построен целый рад мощных и быстроходных паровозов: пассажирский «ИС» и грузовой «ФД».

Позже на железнодорожные магистрали вышли более экономичные и совершенные локомотивы — тепловозы и электровозы. С каждым годом растут скорости поездов. Скорость товарных поездов достигает 100, а пассажирских — 140 — 160 километров в час.

Илья Ефимович Репин прожил 86 лет. Он родился 24 июля 1844 года в городе Чугуеве (в 30 километрах от Харькова). Он написал десятки картин, сотни портретов и сделал тысячи рисунков. К одной только картине «Государственный совет» он создал больше 50 этюдов, к картине «Садко» — 150 подготовительных рисунков и эскизов.

Репин обладал и несомненным литературным талантом, его перу принадлежит много статей. Написанная им книга воспоминаний «Далекое близкое» вышла в нескольких изданиях. И если в первом издании (1937 года) тираж ее составил 5 тысяч экземпляров, то в четвертом издании (1953 года) уже 50 тысяч. Знаменательно, что большинство портретируемых были друзьями Репина. Его эпистолярное наследие насчитывает свыше 10 тысяч писем.

Фронтальная работа с классом – исправление ошибок.

Пока наши дикторы готовятся, мы поработаем учителями. При употреблении числительных в речи мы можем допустить два вида ошибок: орфографические — неправильное написание и грамматические — ошибки в формообразовании. Предлагаю вам отыскать в предложениях грамматические ошибки в употреблении форм числительных (слайд 3). Разбор предложений проходит следующим образом: «Какая грамматическая ошибка допущена в предложении? (Неверно образована форма от числительного «обе»). На письме такие ошибки подчеркиваются волнистой линией. Давайте исправим эту ошибку. (Правильной формой в данном случае будет «обеими»). На поля выносится буква «Г», что означает — грамматическая ошибка». Возьмите карточки с выдержками из сочинений шестиклассников, исправьте ошибки.

— А теперь заслушаем наших телеведущих. (слайды 4-5)

III . Изучение нового материала

Учитель: Сегодня на уроке речь пойдет о порядковых числительных. Мы рассмотрим более подробно их грамматические признаки и правила употребления этого разряда числительных в речи. Что обозначают порядковые числительные? На какой вопрос отвечают? Какую информацию о грамматических свойствах порядковых имен числительных дают следующие предложения? (Слайд 6):

Мы поднимаемся на пятый этаж и звоним в пятую квартиру,

У меня пятое место в пятом ряду.

Пятые сутки идет дождь.

Работа на интерактивной доске.

Определите у существительных род, число, падеж. А теперь это сделаем с числительными. Проверьте себя по слайду 8 . Порядковые числительные, как и прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам. Род, число и падеж порядкового имени числительного определяется по связанному с ним имени существительному.

Итак, по морфологическим свойствам порядковые числительные сходны с именами прилагательными. На основе следующих примеров докажите, что это сходство обнаруживается относительно и их синтаксической функции (слайд 9). Выходим к доске и подчеркиваем прилагательные и числительные как члены предложения.

Наступила студеная зима. Начался второй урок.

Зима в этом году суровая. Урок математики второй.

Больной принял лекарство. Пятый вышел из строя.

Порядковые числительные являются теми же членами предложения, что и прилагательные: определениями, сказуемыми, подлежащими (здесь наблюдается переход имен прилагательных и имен числительных в имена существительные).

— Мы знаем, что порядковые числительные образуются от соответствующих количественных. Я предлагаю вам потренироваться образовывать порядковые числительные, а заодно и поиграть. На экране будет появляться мяч с записанным числительным. Тот, чье имя я назову, пока «летит» мяч, должен быстро образовать и назвать порядковое (слайд 10). (игра «Лови мяч»)

— Может быть, вы обратили внимание, как образуются порядковые числительные от составных количественных?

В составных порядковых числительных меняется только последнее слово. То же самое происходит и при склонении порядковых числительных.

Давайте вместе просклоняем словосочетание с порядковым числительным: триста сорок восьмая задача (слайд 11).

Самостоятельная работа по учебнику.

Выписать словосочетания с числительным и поставить их в нужный падеж. Упр.376.

— Некоторые особенности имеют порядковые числительные, которые заканчиваются на -десятый, -сотый, -тысячный, -миллионный и -миллиардный .(слайд 12)

Первая часть числительных пятидесятый, шестидесятый, семидесятый и восьмидесятый представляет собой форму родительного падежа (слайд 13). При склонении она не изменяется, не путайте с количественным числительным (слайд 14).

Форма родительного падежа в первой части сохраняется и в числительных, оканчивающихся на -сотый (слайд 15). И опять же при склонении изменяется только окончание второй части.

Числительные, оканчивающиеся на -тысячный, -миллионный и -миллиардный, кроме родительного падежа первой части имеют и дополнительные нормы употребления. Они пишутся в одно слово, даже если образованы от составного числительного. Требование формы родительного падежа не распространяется на числительные сто и девяносто. Если эти числительные входят в состав порядкового, то они сохраняют начальную форму. Посмотрим, как это отражено в таблице (слайд 15).

IV . Закрепление материала с самопроверкой.

Учитель: Образуйте от количественных числительных порядковые (слайд 16).

— Нужно помнить, что слова миллион и миллиард пишутся с удвоенной л.

Разрядка для глаз. (слайды 17-25)

— Сядьте прямо, положите руки на колени, не поворачивайте головы. Внимание на экран. Мы живем на одной из красивейших планет. Смотрим на экран, слушаем звуки музыки. Посмотрели в окно. На экран. Обвели взглядом вокруг себя. На экран. Слушаем музыку. Посмотрели на соседа справа, на соседа слева. На экран. Опустили глаза вниз, посмотрели в тетрадь. На экран. Закрыли глаза. Посмотрели на экран. Закрыли глаза. Мы научились видеть красоту вокруг себя: в листочке, в снежинке, в травинке, в человеке. Это мир, в котором мы живем, он прекрасен. Будем беречь его. Открыли глаза, продолжаем работу.

Самостоятельно изучите материал в учебнике.

— Порядковые числительные используются для обозначения дат. Если дата является официальным праздником, то существуют определенные правила ее записи (слайд 26).

Праздничную дату можно записать по-разному: числом и существительным, причем существительное пишется с заглавной буквы. Можно заменить число словом, тогда писать числительное следует с заглавной буквы, а название месяца с маленькой. Порядковые числительные в названиях событий, праздников после слов праздник, дата, день ставится в И.п. Если этих слов нет, то числительное ставится в нужном падеже, а название месяца всегда остается в родительном падеже.

— По образцу запишите предложения с другой памятной датой – 9 Мая. Проверьте себя. (слайд 26)

V. Соревнование «Грамматический поединок»

В поединке принимают участие двое соревнующихся. Для удобства их вопросы (они появляются по клику мыши) разделены по цветам (синий и зеленый). Задача участника — правильно употребить имена числительные. Безошибочный ответ отмечается учителем в соответствующем по цвету поле (в режиме демонстрации презентации оно активно, необходимо навести на него курсор, «кликнуть» и, после того как курсор «замигал» внутри, ввести знак «+»). Побеждает участник, набравший больше баллов. (слайд 27)

— Как склоняются порядковые имена числительные? В чем особенности числительных, оканчивающихся на -сотый, -тысячный, -миллионный, -миллиардный!


Статьи по теме