Освоение Кубанских Степей Презентация

Освоение Кубанских Степей Презентация.rar
Закачек 2317
Средняя скорость 4744 Kb/s

Освоение Кубанских Степей Презентация

Освоение кубанских степей

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Освоение Кубанских степей.

Освоение степей Кубани в XVIII веке. Со второй половины XVII в. на Кубани появляются русские поселенцы. Их появление здесь было связано с церковным расколом в России и религиозными войнами 1687-1689 гг закончившимися поражением донских старообрядцев.

В апреле 1688 г. более тысячи казаков под предводительством Л. Манацкого бежали в район Большой Кабарды на р. Куму, а осенью 1692 г. часть из них переходит на Кубань. С разрешения крымского хана они поселились в междуречье Кубани и Лабы, потом перебрались в Копыл. После поражения на Дону Булавинского восстания несколько сот казаков с семьями увел в конце августа 1708 г. на Правобережную Кубань Игнат Некрасов. Затем они перешли в Закубанье к адыгам .

Приняв участие в русско-турецкой войне 1710-1711 гг. на стороне татар, казаки-некрасовцы переселились на правый берег Кубани и на Таманском полуострове основали несколько городков. Некрасовские казаки стали верными подданными крымского хана и защитниками его трона. В начале XVIII в. Россия активизировала свою политику на Кавказе. В 1711 г. состоялся поход русских войск и калмыков на Кубань. В 1735 г. началась очередная русско-турецкая война. Боевые действия велись и на Кубани, причем успешно для русского оружия.

Однако Белградский мирный договор 1739 г. был невыгодным для России. Осенью 1768 г. началась новая война с Турцией. Татары под давлением русских войск отделились от Порты и подписали союзный договор с Россией. Военные действия на Северо-Западном Кавказе были приостановлены заключением Кючук-Кайнарджийского мирного договора, который подтвердил независимость Крыма. Турция открыто готовилась к войне за возврат Крыма. В этих условиях Екатерина II 8 апреля 1783 г. подписала исторический манифест о присоединении Крымского ханства, в том числе и Правобережной Кубани, к России. Русско-турецкая война 1787-1791 гг. вновь продемонстрировала мощь русской армии. Ясский мирный договор подтвердил присоединение Крыма и Кубани к России. Позиции России здесь были прочно закреплены дипломатически. На повестке дня стояла задача действительного освоения этих земель.

Павел I в 1799 г. разрешил зачислять в казачество «являющихся бродяг». Уже в 1800 г. в черноморские казаки было принято 1264 человека из числа крепостных и государственных крестьян. Помещики были недовольны бегством своих крепостных и нередко снаряжали военные команды на Кубань для их розыска . В 1833 г. Сенат издал указ, запрещавший записывать бродяг в Линейное войско, где к этому времени их скопилось свыше 10 тыс. человек.

Слухи о плодородных и вольных землях привлекали на Кубань и другие категории населения : вольных хлебопашцев, отставных солдат, представителей различных этнических групп. Так, в Черноморию с разрешения правительства переселилась группа Адыгов , основавших Гривенский аул, который в 1809 г. насчитывал свыше 650 человек. На Кубани поселились вернувшиеся из Турции 562 запорожца. В 1810 г. кубанцами стали 109 молдаван . Крымские татары основали селение Адт. В 1814 г. в нем проживало уже около 400 человек. Позже в этом селении появились греческие и армянские поселенцы. В 1838 г. было основано армянское селение Армавир .

В 1848 г. на побережье Азовского моря был основан г. Ейск. Стремясь быстрее заселить этот портовый город, правительство предоставляло переселенцам всевозможные льготы : освобождение от налогов, бесплатные участки земли под домовладения и т. д. Город, стремительно рос и через 10 лет по числу жителей в два с лишним раза превышал население Екатеринодара . Иной был и сословный состав жителей Ейска . Если в Екатеринодаре проживали в основном казаки, то в Ейске абсолютно преобладали крестьяне, мещане и купцы.

Основной отраслью производства у казаков в это время являлось скотоводство, прежде всего верховое коневодство . Землепользование у казаков было вольнозахватным, т.е. каждый занимал земли столько, сколько мог обработать. Зажиточные слои казачества, имевшие много скота, как правило , заводили хутора.

В первой половине XIX в. зарождалась и кубанская промышленность , главным образом мелкая, кустарная. В 50-х гг. XIX в. было уже около 200 предприятий, занятых в основном переработкой сельскохозяйственной продукции (маслобойные, кожевенные, винокуренные, салотопенные и др.). Екатеринодар имел до 27 небольших предприятий, крупнейшим из которых была войсковая суконная фабрика.

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемschool2-usp.narod.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Посвящается 70-летию образования Краснодарского края и 215-летию освоения казаками Кубанских земель.» — Транскрипт:

1 Посвящается 70-летию образования Краснодарского края и 215-летию освоения казаками Кубанских земель.

2 Цель: воспитание патриота, знающего и уважающего традиции своего народа – труженика, любящего свою землю, формирование уважительного отношения к трудовым подвигам старшего поколения, укрепление единства и дружбы народов, проживающих на территории Краснодарского края.

3 Ход урока: I. Вступительное слово классного руководителя Ребята, наш классный час «Кубань – моя, степная дочь России», посвящается 70-летию образования Краснодарского края ( ) и 215 –летию освоения казаками кубанских земель.

4 1.Как называется край, где мы живем? 2. Как его еще называют? 3. Где этот край находится? В какой части России? 4. Кто покажет его на карте?

5 Да, ребята, наш край называется Краснодарским, Кубанью и находится он на юге России. Этот чудесный край, названный по имени главной реки Кубань. Про нее очень очень много легенд, песен сложено. Ему посвящают стихи поэты земли кубанской. II.Одно из таких стихотворений прочитает нам Семакина Владлена. (Кубань. Стихотворение поэта Ивана Букаря из села Коноково.)

6 Кубань – жемчужина России, Воспета в песнях и стихах. Люблю твои луга и нивы, Весенних яблонь цвет в садах. Чудесный край, где много так тепла и света, Который хлебом щедрым и людьми богат, В год олимпийский скоро жарким летом Своих гостей он также будет принимать. Морской прибой тихонько им нашепчет, Поднимет все, что глубоко в душе легло. Могучий дух полей, степей безбрежных Овеет нежно ласковым теплом. Н. Букарь.

8 III. Учитель. Судьба нашего края очень интересна и уходит своими корнями в далекое прошлое. Вспомним историю Кубани поможет вам наш школьный библиотекарь Зинаида Николаевна. IV. Рассказ Зинаиды Николаевны об освоении казаками Кубанских земель в 1792 году и 70 лет образования Краснодарского края. V. Посмотрите ребята, на экран и ответьте на вопросы.

9 1.Чей это памятник? 2. Кому и за что он установлен?

10 Очень много воды утекло с тех пор, многое изменилось не только в жизни и облике России, но и всей Кубани. За короткое время 2007 года Кубань дважды смогла поразить весь мир. Мы выиграли право быть хозяевами зимних олимпийских игр и в сложных условиях собрали высокий урожай пшеницы. На празднике урожая, который состоялся в г. Краснодаре присутствовал министр сельского хозяйства России А. Гордеев. -Меня часто спрашивают в других регионах: «Почему, как праздник урожая, вы регулярно едите на Кубань. » Ответ был простой : «Если Кубань с хлебом, значит и в стране есть зерно. Он отметил, что в стране собрано очень много урожая и в этом часть Кубани. Причем кубанский хлеб – самый лучший в России.» Свое выступление министр закончил словами: «Кубань – кормилица страны, Кубань – прекрасный край»

12 Нам, ребята кубанцам есть чем гордиться: своими тружениками, дедушками и бабушками, отстоявшими мир, своими красивым благодатным краем – малой родиной. И наша задача – приумножать славу добрыми пионерскими делами, учебой, поведение, достижениями в спорте, потому что Кубань – наша, степная дочь России.

Описание разработки

Цели:

— знакомство с историей создания и развития населённых пунктов, хозяйственным освоением Кубани;

— развивать навык работы с источниками информации: картой и учебником, умение анализировать полученную информацию.

— воспитание интереса к заселению северо-восточной части Кубани, истории населённых пунктов.

— Б. А. Трёхбратов, Ю.М. Бодяев,, С. А. Лукьянов. Кубановедение 8 класс: учебное пособие для общеобразоват. учрежд. – Краснодар: Перспективы образования, 2011

— электронное пособие/презентация к уроку;

Основные понятия: Старая линия, Новая линия, хутор, заимочная форма землепользования.

Тип урока: комбинированный

I. Фаза урока Вызов.

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается учащимися.

— вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу – активизация учащихся;

— мотивация для дальнейшей работы.

Игра «Верите ли вы?»

Этот прием может быть началом урока. Учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).

Задание 1.

Ответить на вопросы, обосновать свой ответ:

— На исторические судьбы народов Северного Кавказа в 18 веке существенное влияние оказывала международная обстановка;

— почему казаки — некрасовцы не сумели оказать существенную роль в освоении кубанских земель;

— Какие территории отошли к России в 1774 и в 1783г.;

— была развита торговля;

— выгодно ли было такое положение коренным народам Кубани?

Учитель. Итак, в конце XVIII — начале XIX века из Запорожской Сечи на Кубань устремились казаки. Во второй половине XVIII века на Кубани жили ногайцы и адыгские племена. Переселившееся на Кубань Черноморское казачье войско было столь малочисленным, что не могло успешно выполнять возложенные на него военные задачи – охраны новых рубежей. Кроме того, возросла активность закубанских горцев на кордонной линии.

Инициация учащихся через постановку проблемного вопроса:

— Могло ли Черноморское войско одинаково успешно нести «стражу пограничную» и обустраивать заселённую территорию; Что необходимо было предпринять?

Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока. (Необходимость освоения кубанских степей).

Учитель: Поэтому остро встал вопрос о дополнительном переселении на территорию Черноморского казачьего войска новых поселенцев.

II. Фаза урока Осмысление (реализация).

Непосредственный контакт с новой информацией.

— сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией;

— постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Учитель дает краткую информацию. Дети на основе прослушанного рассказа учителя записывают в таблицу этапы переселения.

Материал для учителя:

Учитель: Первое массовое переселение крестьян и казаков из Малороссии в Черноморию было организовано в 1809 – 1811 гг. Число переселенцев составило 41534 человека. Это не решило в полной мере проблемы увеличения численности населения Черномории.

Второе организованное переселение из Полтавской и Черниговской губерний состоялось в 1821 – 1825 гг. Общее число переселенцев составило 48382 человека, но годных к службе оказалось 7458 человек.

Третье дополнительное переселение на Кубань — 1848 – 1849 гг. Число переселившихся из Черниговской и Полтавской губерний составило 11949 человек.


Статьи по теме