Обучение Рассказыванию Детей в Доу

Обучение Рассказыванию Детей в Доу.rar
Закачек 2865
Средняя скорость 1191 Kb/s

Обучение Рассказыванию Детей в Доу

Светлана Олюнина
Приёмы обучения рассказыванию детей дошкольного возраста

Приёмы обучения рассказыванию детей дошкольного возраста.

Каждый ребёнок в детском саду должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Обучение рассказыванию способствует развитию мышления, установлению причинно – следственных связей и воспитанию чувств.

Какие же требования предъявляются к качеству любого рассказа детей?

Во – первых, рассказ должен быть связным и понятным слушателям

Во – вторых, рассказ, особенно у детей старшей группы, должен быть коротким. Важна лаконичная передача наиболее характерного и важного.

В – третьих, рассказ должен быть самостоятельным, в полном смысле монологом, т. е. не прерываться.

Какими же методами можно обучать рассказыванию детей?

1. Образец рассказа – краткое, живое описание, доступное для заимствования детьми по содержанию и по форме. Для лучшего использования образца рассказа детьми в нём лучше использовать короткие предложения. Образец рассказа более других приёмов облегчает процесс обучения, так как детям показывается результат, которого они должны достичь.

Чтобы грамотно составить рассказ – образец, педагог должен в первую очередь, учитывать речевую задачу, которую он ставит перед детьми. Объём рассказа – образца, его содержание и сюжет, словарный запас, стиль повествования определяются речевой задачей.

Образец рассказа применяют на первых ступенях обучения или в качестве помощи детям, слабо владеющих связной речью.

Образец рассказа вслед за педагогом могут повторить 1-2 ребёнка, однако не следует требовать дословного повторения образца, наоборот, нужно поощрять элементы самостоятельности. На первых порах образец лучше сопровождать его разбором или планом.

2. План рассказа – это 2-3 основных вопроса (пункта, определяющих содержание и последовательность изложения. На первых занятиях в группе детей 5 лет можно не прерывать речь детей ребёнка в случае отступления от плана. Постепенно нужно указывать на непоследовательность рассказа, привлекать группу к дополнению.

Детей 6 лет нужно приучать прислушиваться к плану и следовать ему.

Образец рассказа – самый лёгкий приём обучения, план рассказа – более трудный. Этот приём используется в большинстве занятий по рассказыванию.

Чтобы облегчить детям составление рассказов по плану, рекомендуется коллективный разбор плана.

Л. Н. Ефименкова рекомендует использовать картинные планы для составления некоторых видов рассказов, например, о природе. Т. А. Ткаченко использует наглядные планы в виде «опорных сигналов» — схематичных изображений, которыми педагог иллюстрирует каждый пункт плана. Такая опора на наглядность облегчает детям задачу последовательного изложения текста, что особенно важно для детей с нарушенными вниманием и памятью, которых в речевых группах бывает большинство.

При составлении рассказов по серии сюжетных картин роль наглядного плана выполняют сами картинки.

3. Коллективное составление рассказа – своеобразный приём, используемый на первых ступенях обучения творческому рассказыванию. Педагог и дети выслушивают отдельные ответы, обсуждают, какие из них удачнее, соединяют в целое повествование. Затем педагог повторяет весь рассказ, после чего рассказ повторяется детьми. Преимущество этого приёма в том, что активны все дети. Этот приём часто используют логопеды.

4. Оценка – тоже обучающий приём. Смысл её применения в том, чтобы дети подражали тому рассказу, который похвалили педагог. Поэтому надо оценивать каждый рассказ, а не давать оценку в конце занятия. Непременно надо во всех рассказах выделить что – то ценное, отметить достоинства: словарь, сила голоса, поза и др.

В группе 6-летних детей можно привлечь их самих к оценке рассказов.

Согласно основному принципу дидактики – от простого к сложному – обучение рассказыванию начинается с наиболее простых и понятных детям видов рассказов, затем идёт постепенное усложнение: уменьшение наглядности. повышение самостоятельности.

Консультация для родителей по развитию речи «Учусь говорить. Связная речь» Учусь говорить. Связная речь Тихо смотрит месяц ясный В колыбель твою. Стану сказывать я сказки, Песенку спою… М. Лермонтов Каждый ребенок.

Влияние театрализованной игры на познавательно-речевое развитие детей. Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира дошкольного образования, интегративным результатом реализации.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное учреждение

“ Управление дошкольного образования”

по теме: «Обучение детей рассказыванию »

на педагогическом совете

МБДОУ «Детский сад

общеразвивающего вида №38»

Р еспублика Т атарстан

Учить детей рассказывать – это формировать его связную речь. У детей развитие связной речи осуществляется на занятиях и в повседневной жизни.

Приемы обучения детей рассказыванию:

1.образец речи (рассказа) педагога;

3.коллективное составление рассказа;

4.составление рассказа по частям;

5.вопросы, элементарные указания, упражнения;

6.демонстрация наглядного материала;

7.оценка рассказа детей.

1. Образец рассказа— это краткое, живое описание какого-либо предмета или события, доступное детям для заимствования по содержанию и форме.

Рассказ педагога служит образцом для детей. Он должен иметь следующие качества: связанность, содержательность, последовательность. Это коротенькие рассказы, понятные и интересные детям, изложенные простым языком без лишних украшательств.

Дети 2-3 лет – 5 предложений;

Дети 3-5 лет – 6-7 предложений;

Дети 5-7 лет – 12 предложений.

Нужно отличать познавательный рассказ воспитателя, предназначенный для слушания детьми, для расширения их кругозора, от рассказа-образца — дидактического приема, который предназначен для подражания.

Образец рассказа облегчает процесс обучения, так как ребенку показывают результат, которого он должен достичь. Кроме того, образец определяет примерное содержание будущих рассказов детей, их объем и последовательность изложения, облегчает подбор словаря.

Применяется образец на первых ступенях обучения, а также при выполнении нового задания, чтобы помочь не умеющим рассказывать.

Образец рассказа педагога могут повторить 1—2 ребенка, рассказывающие плохо, при этом прямое подражание играет положительную роль, вызывая речевую активность. Не следует стремиться к дословному повторению образца, наоборот, нужно поощрять элементы самостоятельности.

Прием- образец рассказа используется чаще всего в начале занятия.

Разновидность этого приема — частичный образец. Он употребляется в процессе закрепления умения рассказывать, если детям трудно дается выполнение какого-либо задания, например придумывание начала повествования.

Весь рассказ целиком или часть его, воспитатель может повторить по мере надобности и по ходу занятия, включить в развернутую оценку ответа. Например, в средней группе это можно сделать в игровой форме — от имени описываемой игрушки: «Как Наташа точно рассказала про мои волосы — белые, мягкие, заплетены в толстые косы»).

Как отмечалось выше, детям нужно показать не только результат предстоящей им речевой деятельности, но и средства его достижения. Поэтому, образец употребляется в совокупности с другими приемами, которые его поясняют, не допускают копирования и ведут к самостоятельной творческой работе.

Можно предложить детям второй вариант рассказа — дублер образца, при сопоставлении которого с первым ярче выявятся общие закономерности построения повествования. Например, педагог последовательно описывает две разные игрушки и поясняет обязательные элементы этих описаний.

2. План рассказа— это 2—3 основных вопроса (пункта), определяющих содержание и последовательность изложения.

Образец рассказасамый легкий прием обучения, план рассказа более трудный. Это важный прием, он используется чаще на занятиях по рассказыванию.

Обычно после одного-двух занятий с образцом рассказа план становится самостоятельным, ведущим приемом обучения.

Воспитатель знакомит детей с планом после сообщения общей темы рассказов, а также их характера (говорить точно, как происходило в жизни, или сочинять «не по правде» — придумывать рассказ или сказку и т. п.).

Чтобы детские рассказы были разнообразными, педагогу надо заранее подготовить дополнительные пункты плана. Например, при описании детьми подготовительной к школе группы своих комнат может быть предложен такой примерный план: 1. На каком этаже комната? 2. Какая она? 3. Что находится в комнате?

Если дети уверенно справляются с данным содержанием, можно предложить новые, дополнительные вопросы на этом же занятии, после двух-трех ответов: 1. Кто поддерживает в комнате чистоту? 2. Как ты помогаешь в уборке?

Надо ли добиваться строгого следования плану? В средней группе на первых занятиях можно не прерывать речь ребенка в случае отступления от плана. Однако постепенно нужно начинать указывать детям на неполноту рассказа, привлекать их к дополнению ответов друг друга.

При этом педагог привлекает детей к контролю за рассказом товарища: О чем нужно сейчас рассказывать? Что лучше рассказать сначала, чтобы всем было понятно?

Примерный план творческого рассказа на тему «Коля вывел на прогулку своего котенка»: «Вначале надо подробно рассказать, какой котенок был у Коли, затем — что интересного было на прогулке, когда мальчик гулял со своим котенком, и в конце рассказать, чем закончилась прогулка Коли».

В подготовительной к школе группе полезен такой дополнительный прием, как воспроизведение плана детьми: педагог, не употребляя термин «план», предлагает всем про себя повторить, о чем и как они сейчас будут рассказывать, и вызывает одного-двух детей для ответа вслух). План следует сообщать четко, отделяя паузами один пункт от другого.

Чтобы облегчить детям составление рассказов по плану используется коллективный разбор плана. Этот прием употребляется большей частью на первых ступенях обучения детей придумыванию рассказов по картине или на заданную тему.

В чем сущность данного приема? До начала выполнения задания воспитатель обсуждает с детьми некоторые вопросы плана, показывая возможное разнообразие содержания их будущих рассказов. На один и тот же пункт плана, например «Какого котенка нашел мальчик?», педагог предлагает нескольким детям ответить, побуждая каждого описать котенка по-своему, вспомнить, какие бывают кошки. Этот прием учит детей сложному процессу самостоятельного создания рассказа.

3. Коллективное составление рассказа — этот прием, используется в основном на самых первых ступенях обучения творческому рассказыванию. Педагог и дети последовательно разбирают намеченный заранее план рассказа, выслушивают отдельные ответы, обсуждают, какие из них наиболее удачны, и педагог повторяет их, как начало будущего рассказа. Затем выбирают лучшие ответы на последующие вопросы, а воспитатель соединяет фразы в целое повествование, включая в него и свои предложения. В заключение педагог повторяет весь рассказ, а затем это делает кто-нибудь из детей.

Преимущество этого приема заключается в том, что в работе активно участвуют все дети. В процессе совместной деятельности они получают наглядное представление о том, что значит придумать рассказ, постепенно формируется их воображение. Но у данного приема есть и недостаток: речевая деятельность дошкольников ограничена лишь составлением фраз, подбором слов, они мало упражняются в монологической речи. Поэтому употребление вышеозначенного приема ограничено.

4. На некоторых занятиях можно использовать составление рассказа по частям. Этот прием облегчает задачу рассказчиков, так как уменьшается объем заданий. Благодаря ему занятие становится более разнообразным, интересным, а содержание рассказов полнее и глубже; кроме того, удается спросить большее количество детей.

По частям описываются картины, где легко выделить какие-то объекты и не разрушить при этом общего замысла, например «Куры» (из серии «Домашние животные». Автор С. А. Веретенникова), (из серии «Картины для развития речи и расширения представлений детей второго и третьего года жизни». Авторы Е. И. Радина и В. А. Езикеева) и др.

Целесообразно, опираясь на имеющийся у детей опыт, поделить тему рассказа на подтемы, а затем предложить детям конкретные планы к каждой подтеме. Например, педагог говорит: «Будем рассказывать о нашем еже, но не обо всем сразу, а по порядку, чтобы все-все подробно припомнить. Сначала вспомните, чем покрыт еж, какая у него мордочка, как он передвигается». После того как будет составлено описание внешнего вида животного, описываются его повадки, пища, клетка.

5. Существенное место занимает прием — указания. Указания могут быть адресованы всем детям или одному ребенку.

Указания к рассказыванию должны быть сформулированы кратко, просто, чтобы дети правильно их поняли и запомнили.

Примеры указаний воспитателя детям:

«Расскажите, как вы провели праздник 1 Мая: куда вы ходили, с кем, что вам больше всего понравилось».

«Дети, летом мы с вами часто ходили в лес. Вспомните интересный случай во время таких прогулок и расскажите».

Рассказывание по указаниям практикуется главным образом в старшей и подготовительной группах при рассказывании детей о том, что они видели или делали, а также при отсутствии образца рассказа по картинке или на предложенную, тему.

6. При обучении некоторым видам рассказывания находит место такой прием, как окончание детьми рассказа, начатого воспитателем по предложенному плану, а затем и без него.

7. Развитию у детей фантазии способствует подсказ вариантов сюжета, обстоятельств действия и т. п.. Воспитатель прибегает к этому приему, встречая однообразие, бедность детских ответов.

8. Вопросы в обучении рассказыванию играют второстепенную роль. Их задают в основном после того, как рассказ бывает составлен, для уточнения или дополнения его. В процессе же рассказывания в случае какой-либо ошибки ребенка лучше пользоваться подсказом слова или предложения, исправлением допущенной ошибки, что менее нарушит связность рассказа, чем вопрос.

9.Оценка также обучающий прием. Она применяется для того, чтобы дети подражали тому, что похвалил воспитатель, и избегали того, что он осудил. Оценка должна повлиять не только на ребенка, рассказ которого оценивается, но и на последующие рассказы других детей. Поэтому оценки, даваемые в конце занятия, по существу бесполезны; кроме того, детям трудно удержать в памяти достоинства и недостатки всех прослушанных рассказов; следует также учитывать, что к концу занятия они утомлены и не могут воспринимать указания воспитателя.

Применять в качестве приема обучения развернутую оценку каждого рассказа не обязательно, но все же в некоторых рассказах непременно надо выделить какие-то достоинства. Так, можно отметить что-то новое или особо ценное в содержании, в форме, в манере изложения (словарь, сила голоса, поза и т. д.). Оценка бывает и косвенной — в виде сравнения рассказа ребенка с образцом, с хорошим ответом товарища.

10. Иногда к разбору рассказа товарища привлекают детей. Этот прием используется в подготовительной к школе группе, так как ребенок шести лет уже способен отметить полноту, выразительность и другие качества рассказа.

Итак, приемы обучения рассказыванию достаточно разнообразны. Воспитатель-методист помогает воспитателям выбрать для конкретного занятия комплекс ведущих и дополнительных приемов, руководствуясь уровнем умений детей, новизной и трудностью учебных задач.

При обучении отдельным видам рассказов используются и другие специфичные, дополнительные приемы.

Схема обучения детей рассказыванию.

Рассказ по картине

Рассказывание на темы из личного опыта

Вторая группа раннего возраста( I младшая группа 2-3 года)

Кто? Что? Что делает? Какой?

более сложные: Во что одет?, Что везет?, Кому? Где? Когда? Куда?

II младшая группа

+ Образец взрослого. Дети рассказывают об игрушке

В форме ответов на вопросы. Совместный пересказ с педагогом.

+ задача взрослого- подготовить детей к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов

+У детей формируются навыки самостоятельного описания картины

Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные отрывки из сказок

+объединять предметы по группе признаков, употреблять однокоренные слова

+Составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Коллективный рассказ. Составление содержательных рассказов. Вслушиваться в речь товарищей и предлагать детям самим задавать вопросы

Могут использовать собственные (удачно подобранные)выражения. Развивать умение придумывать свои концовки к сказкам.

О себе, о дружбе, об интересных прогулках, играх…

Могут использоваться вопросы, указания воспитателем.

Подготовительная к школе группа

подробное описание предметов, дополнять рассказы сверстников, описывать группу предметов (из чего они сделаны)

+Точность описания, выразительность речи, поощряется оценочный анализ рассказов сверстников. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

Учатся пересказывать без помощи взрослого

Ребенок сам, без вопросов и указаний взрослого поясняет события, о которых рассказывает. Развивать умение сочинять короткие сказки на заданную тему

Литература: Программа «От рождения до школы» по ФГОС Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева

Э.П.Короткова «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию »

В дошкольном возрасте просто необходимо развивать связную речь. Уже ни раз говорилось в моих постах, что к связной речи относится пересказ, рассказывание по наглядному материалу (по картинкам, по игрушкам, по серии картинок и игрушек) и, конечно же, очень важно научить детей рассказывать без опоры на наглядность. К этой задаче и будет относиться обучение детей рассказыванию на тему из личного опыта. Решение этой задачи важно не только для общего развития ребёнка, но и просто необходимо для подготовки детей к школе и к жизни вообще. Ведь согласитесь, гораздо приятнее общаться и слушать человека, который правильно и грамотно излагает свои мысли, а не который «ни бе, ни ме». Кроме того, к обучению ребёнка рассказыванию на тему из личного опыта относится также и обучение ребёнка писать письма. Мы в современной жизни очень редко пишем письма и открытки друг другу, но согласитесь, очень интересно получить какой-нибудь «добрый» конвертик по обычной почте. К тому же это может стать хорошей и полезной традицией писать друг другу письма, хотя бы один раз в год. А вот электронные письма уже давно вошли в наш обиход, но ведь их тоже нужно писать грамотно, соблюдая некоторые формальности и правила написания письма.

Обучение детей рассказыванию на тему из личного опыта имеет огромное значение:

· Во-первых, ребёнок учится использовать свой жизненный опыт, передавать его в связном повествовании;

· Во-вторых, у ребёнка появляется умение понятно, чётко, связно излагать свои мысли без опоры на наглядный материал.

Обучать детей рассказывать по памяти можно уже с того момента, как он начал говорить предложениями. Это примерно происходит от 1,5 до 2 лет, что зависит от индивидуального развития ребёнка. Конечно, рассказ ребёнка 1,5 лет не будет похож на рассказ ребёнка 6 лет, но он ведь только учится. Для развития связной речи малыша и его памяти по — чаще спрашивайте его о тех событиях, которые с ним произошли недавно. Куда он ходил, что видел, что делал на прогулке и т.д. Ведь для ребёнка такого возраста весь мир полон впечатлений и открытий. Побуждайте ребёнка разговаривать с Вами, задавая ему элементарные вопросы, на которые он сможет ответить, обобщайте его ответы связными красивыми предложениями, чтобы у ребёнка был речевой образец для подражания. И не забывайте, что наши дети – это наше с вами отражение.

Существует несколько Видов рассказов по памяти:

1. Описание события из личного опыта;

2. Описание события из коллективного опыта;

3. Дидактические игры на описание без наглядного материала.

Основой для этого вида рассказывания является повседневная жизнь ребёнка. Темы для рассказывания из личного опыта берутся из наблюдений, экскурсий, прогулок, праздников, интересных случаев и т.д. «Как мы провели праздник», «Моё любимое время года», «Осенний букет», «Мой лучший друг», «Моя любимая игрушка», «Наши игры», «Как я ходил в театр» и т.д.

Для успешного обучения рассказыванию по памяти ребёнок должен придерживаться некоторых требований:

ü Тема и содержание рассказа должны быть близкими опыту ребёнка;

ü Чёткость построения предложений;

ü Отсутствие лишних деталей;

ü Ясная концовка;

ü Язык повествования должен быть эмоционально приближенным к разговорному.

Методические приёмы обучения ребёнка рассказыванию по памяти:


Статьи по теме