Оборачиваемость Товарных Запасов Формула

Оборачиваемость Товарных Запасов Формула.rar
Закачек 3058
Средняя скорость 4430 Kb/s

Оборачиваемость Товарных Запасов Формула

Коэффициент оборачиваемости запасов — это коэффициент эффективности, который показывает, насколько эффективно осуществляется инвентаризация путем сравнения стоимости товаров, проданных со средними количеством товарных запасов за определенный период. Другими словами, он измеряет, сколько раз компания продала в течение года.

Это соотношение важно, потому что общий оборот зависит от двух основных компонентов деятельности. Первый компонент — покупка акций. Если у компании имеются большие объемы запасов, приобретенных в течение года, то ей придется продать большее количество товаров для улучшения своего оборота. Если компания не может продать большее количество запасов, она понесет затраты на хранение и прочие расходы.

Вторая составляющая — это продажи. Продажи должны соответствовать закупке инвентаря, в противном случае инвентаризация не будет эффективной. Вот почему отделы закупок и продаж должны тесно взаимодействовать друг с другом.

Оборачиваемость запасов представляет значение, которое определяет, во сколько раз запасы компании продаются и заменяются в течение определенного периода времени. Чтобы узнать, сколько дней нужно для продажи оборудования, необходимо объем продаж поделить на среднее значение инвентаря.

Коэффициенты оборачиваемости запасов зависят от компании, а также отраслей развития. Низкорентабельные отрасли, как правило, имеют более высокие коэффициенты оборачиваемости запасов, поскольку происходит компенсация снижения прибылей при прогнозах высоких продаж.

По всем этим причинам, сравнение коэффициентов оборачиваемости запасов, как правило, наиболее приемлемо среди фирм в рамках одной отрасли, и определение «высокий» или «низкий» коэффициент должны быть сделаны именно в этом контексте.

Оборачиваемость запасов измеряет, насколько быстро компания продает продукцию и, как правило, сравнивает данный показатель со среднеотраслевыми значениями. Низкий оборот предполагает слабые продажи и, следовательно, избыточность запасов. Высокий коэффициент предполагает сильные продажи и/или большие скидки.

Расчет и формула

Формула для расчета оборачиваемости товарных запасов следующая:

Kоб.з. – коэффициент оборачиваемости запасов, ТС – себестоимость реализованной продукции, Мc.r. – среднегодовая стоимость запасов.

Оборачиваемость запасов рассчитывается как объем продаж, поделенный на средний инвентарь. Средние запасы рассчитываются как:

Аналитики делят количество средних запасов вместо проданного инвентаря для большей точности при расчете оборачиваемости, так как продажи включают наценку за стоимость.

В рамках бухгалтерского учета данный коэффициент рассчитывается следующим образом:

В целом, низкие показатели оборачиваемости запасов указывают на то, что компания имеет слишком много запасов, что может свидетельствовать о плохом управлении или низких продажах. Избыток запасов связывает денежные средства компании и делает компанию уязвимой в случае падения цен на рынке. И наоборот, высокие показатели оборачиваемости запасов могут свидетельствовать о больших продажах и вовремя проведенной инвентаризации.

Высокая оборачиваемость товарных запасов также означает, что компания быстро пополняет резервы денежных средств. Исключительно высокая оборачиваемость товарных запасов может свидетельствовать о том, что компания часто делает неэффективные закупки и, следовательно, теряет часть продаж.

Различные методы бухгалтерского учета также влияют на коэффициент оборачиваемости запасов. В периоды роста цен, с использованием метода ЛИФО, оборачиваемость указывает на более высокую себестоимость реализованной продукции и низкие запасы, чем с помощью метода ФИФО.

Кроме того, компании, использующие метод ЛИФО, также имеют больше запасов, чем ФИФО компаний. Метод ЛИФО увеличивает себестоимость продукции, что уменьшает прибыль и, в свою очередь, снижает налоговые обязательства. Стоимость проданных товаров отражается на доходах.

Средний товарный запас можно определить следующим образом:

ТЗn — величина товарного запаса на отдельные даты анализируемого периода (рубли, доллары и т.д.), n — количество дат в периоде.

Оборачиваемость в днях:

ТЗср — средний товарный запас, Т — товарооборот за данный период или объем продаж.

Оборачиваемость в разах определяется с помощью следующих формул:

Образ = Кол-во дней / Обдней

Образ = Товарооборот (Т) / Средний товарный запас (ТЗср)

Уровень запасов продукции:

Норма оборачиваемости — это ожидаемое количество оборотов товара за определенный промежуток времени. Определяется следующим образом:

OF — средняя частота заказа в месяц, L — средний период доставки в месяцах, f — коэффициент, обобщающий действие прочих факторов, которые могут повлиять на товарооборот.

Оборачиваемость запасов — это показатель того, насколько эффективно компания может контролировать реализацию своего товара.

Если коэффициент оборачиваемости падает, то

  1. Возможен рост суммы используемых активов.
  2. Возможно падение объема продаж.

Если коэффициент оборачиваемости растет, то

  1. Капитал оборачивается быстрее, каждая единица товарных запасов продукции приносит больше прибыли.
  2. Он может быть искусственно завышен при переходе на использование арендованный ОС.

Чем выше оборачиваемость запасов компании, тем более эффективным является производство и тем меньше потребность в оборотном капитале для его организации.

Вебинар по определению оборачиваемости представлен ниже.

Оборачиваемость – основные принципы

Одним из основных показателей эффективности логистической системы во многих компаниях является оборачиваемость товарных запасов.
Каждая компания разрабатывает свой индивидуальный подход к расчету оборачиваемости, однако, в большинстве случаев, цель расчета остается единой: понять, как быстро продается средний запас, лежащий на складе (в системе складов, в цепочке товародвижения); как быстро мы получаем деньги, которые вложили.
Существует точное определение оборачиваемости: это соотношение скорости продаж к среднему товарному запасу за период.

Большие запасы замораживают капитал, и компания не может развиваться.
Поэтому, напрашивается вывод: чем выше оборачиваемость, тем лучше.
Однако при стремлении к высокой оборачиваемости нельзя забывать, что снижение запаса увеличивает риски возникновения дефицита и снижает уровень сервиса для клиентов компании.
Поэтому важно найти то оптимальное соотношение, которое позволит и эффективно использовать свой запас и обеспечивать клиентов с заданной степенью надежности.

Для подсчета оборачиваемости нужно иметь ТРИ параметра:

1. Период. Это может быть неделя, месяц, квартал, год.
2. Средний товарный запас за период.
3. Товарооборот за период.

Для того чтобы сделать вывод об эффективности оборачиваемости товарных запасов лучше всего:

• установить некий норматив оборачиваемости, приемлемый для выполнения стратегических целей Компании и оценивать его выполнение;
• наблюдать изменение оборачиваемости от периода к периоду – то есть видеть его в динамике.

Если Компания имеет кредитную систему расчетов с поставщиками (отсрочку в оплате товара), то одним из важных критериев оценки эффективности оборачиваемости может быть соотношение оборачиваемости и кредитной линии на этот товар. Если срок кредита, полученный на товар больше оборачиваемости (оценка оборачиваемости в днях), то ситуация более-менее благополучная: мы возвращаем свои вложенные деньги быстрее, чем наступает срок оплаты товара. В идеале — оборачиваемость в днях не должна превышать срок кредита.

Средний товарный запас

Очень часто при подсчете оборачиваемости здесь возникает путаница. Многие считают
а) не средний запас, а запас на «сегодня». Это уровень запасов, и показывает этот метод не оборачиваемость, а то, сколько дней осталось до конца продаж, то есть «на сколько хватит патронов». Тоже можно считать, но это другой параметр, не отражающий динамику.
б) средний запас, но неправильно. Берут первый день периода и последний день, и делят пополам. Это неверно, так как не отражает динамику запасов в течение всего месяца.

Например, на данном рисунке видно, как менялось количество товаров на складе за месяц — в течение этого периода были ситуации и дефицита, и затоваривания склада.

Если точки замера расположены через равные промежутки времени, для расчета среднего товарного запаса может быть использована формула

ТЗ1, ТЗ2, … ТЗn — величина товарного запаса на отдельные даты анализируемого периода,
n – количество дат в периоде.

В случае если замеры проводились через неравные промежутки времени, то для расчета может быть использована формула хронологической взвешенной:

ТЗ ср = ∑ (ТЗ ср i *ti )/∑ ti

ТЗ ср i — полусумма двух соседних замеров значений товарного запаса;
ti – временной промежуток между двумя соседними замерами.

Примечание: Учитывать ли дни отсутствия товара на складе при расчете среднего – вопрос спорный. В каждой компании принимается индивидуальное решение по данному вопросу. Существует мнение, что исключение из расчета нулевых остатков делает оценку оборачиваемости более точной с точки зрения получения информации о том, сколько раз за период удалось обернуть вложенные в товар средства, но, несомненно, также следующее – исключение нулевых остатков усложняет систему установки норматива оборачиваемости и анализ его выполнения.

Формулы для подсчета оборачиваемости

Оборачиваемость считается в днях или в разах.

1. Оборачиваемость в днях показывает, сколько дней нужно для продажи среднего запаса. Она вычисляется по формуле:

Об дн = Средний товарный запас * кол-во дней / Товарооборот за этот период

2. Оборачиваемость в разах говорит, сколько раз за период товар «обернулся», продался. Вычисляется по формулам:

Об раз = Товарооборот за период / Средний товарный запас за период

Норма оборачиваемости

Норма оборачиваемости — это количество дней или оборотов, за которое должен быть реализован запас товара с учетом стратегических целей компании.
В каждой отрасли – свои нормы. В каждом регионе – свои нормы. Для каждого поставщика – свои нормы. Для каждого вида или категории товаров – свои нормы.

Анализ результатов измерения оборачиваемости

При сравнении можно построить матрицу «Оборачиваемость-Маржа» и увидеть, какие товары нам за один и тот же период приносят больше прибыли, а какие меньше.

Сравнительные данные по марже и оборачиваемости

Как видим, товар 5 хотя и обладает средней торговой наценкой, но имеет наилучшую оборачиваемость из всех и приносит за месяц на единицу продукции наибольшую прибыль. А товар 1, имеющий высокую маржу, показывает худшую оборачиваемость. Следовательно, за месяц на единицу продукции прибыль минимальна. Что можно сделать? Необходимо выяснить, чем вызвана такая плохая оборачиваемость – излишними запасами или плохими продажами? После этого принимать меры. Если проблема в продажах – то стимулировать оборот. Если проблема в избыточном запасе, то необходимо перестать завозить товар огромными партиями.

Соотнеся между собой два параметра – маржи (или торговой наценки) и оборачиваемости, можно товары внутри одной категории распределить по данной матрице.

Как видим, наиболее интересны для нас товары, имеющие высокую оборачиваемость и высокую наценку. В ассортименте могут так же находиться товары с низкой оборачиваемостью, но это должно быть компенсировано высокой наценкой. Товары с низкой наценкой могут находиться в ассортименте при условии. Что у них хорошая оборачиваемость, то есть компания не тратит средства на продажу данных товаров. Товары с низкой наценкой и плохой оборачиваемостью в ассортименте находиться не должны.

Если такие товары присутствуют в матрице, то мы можем сделать следующее:

• вывести их из ассортимента. Однако «механическая чистка» опасна тем, что мы можем вместе с неликвидами «выкинуть» и новый товар, и товар сопутствующий, комплектующий или имиджевый товар. Поэтому прежде, чем мы кого-то «выкинем», нужно проанализировать историю этого товара и понять его роль в общем ассортименте.
• перевести их в квадрат «высокая наценка — низкая оборачиваемость». Необходимо понять, что это за товар, который медленно продается. Возможно, это дорогой имиджевый товар, и мы просто неправильно его позиционировали и недополучаем прибыль.
• перевести его в квадрат «низкая наценка — высокая оборачиваемость», стимулируя продажи или снизив величину запаса.

Иногда бывает такое, что мы вынуждены мириться с тем, что по некоторым товарам у нас плохая оборачиваемость и это не ошибка закупщика или продаж. Это условия, не подлежащие корректировке. Обычно это бывает связано с условиями поставки – например, поставщик уходит в отпуск (закрывает завод на профилактику на два месяца) и для обеспечения компании запасами приходится закупать двух-трех месячный запас. Или поставка товара идет так долго (например, контейнер морем из Китая), что для обеспечения бесперебойности поставок приходится закупать товар большими партиями. Нужно понимать, что это цена бизнеса.

Статья подготовлена с использованием материалов статьи консультанта по управлению ассортиментом Бузуковой Е.А. «Простая и знакомая всем оборачиваемость»

Один из главных показателей эффективности работы торгового предприятия – оборачиваемость товарных запасов. Коэффициент оборачиваемости товара (или запасов) это соотношение продаж компании к ее активам. Этот показатель дает понять, как быстро продается запас, лежащий на складе. По коэффициенту оборачиваемости товарных запасов можно понять насколько эффективно и успешно компания использует свои активы для получения доходов.

Расчет оборачиваемости товарных запасов в натуральных единицах.

Для расчета оборачиваемости товара в натуральных единицах необходимо:

1) Выбрать период (неделя, месяц, год)

2) Рассчитать средний товарный запас за выбранный период (можно рассчитывать по отдельному товару или по товарной группе)

где ТЗ1, ТЗ2, … ТЗn — величина товарного запаса на отдельные даты анализируемого периода,
n – количество дат в периоде.

3) Рассчитать продажи товара (товарной группы) за период (в натуральных единицах)

После этого можно рассчитать оборачиваемость товара в натуральных единицах:

Формула оборачиваемости товарного запаса

Как рассчитать коэффициент оборачиваемости?

Данные о продажах и остатках товара за неделю:


Статьи по теме