О Чем Рассказы Зощенко

О Чем Рассказы Зощенко.rar
Закачек 993
Средняя скорость 2445 Kb/s

О Чем Рассказы Зощенко

Зощенко Михаил Михайлович, знаменитый русский писатель и драматург, родился в 1894 году, 29 июля (по некоторым сведениям, в 1895 году), в Санкт-Петербурге. Отец его был художником-передвижником, а мать — актрисой. Сначала мы расскажем о том, как сложилась жизнь у такого писателя, как Михаил Зощенко. Биография, представленная ниже, описывает основные события его жизненного пути. Рассказав о них, мы перейдем к описанию творчества Михаила Михайловича.

Обучение в гимназии и в Петербургском институте

Родители в 1903 году отдали своего сына для обучения в Санкт-Петербургскую гимназию № 8. Михаил Зощенко, биография которого может быть воссоздана в том числе и на основе его собственных воспоминаний и произведений, рассказывая об этих годах, отмечал, что учился довольно плохо, в особенности по русскому языку. За сочинение на экзамене он получил единицу. Однако Михаил Михайлович отмечает, что уже в то время хотел быть писателем. Пока еще только для себя создавал Михаил Зощенко рассказы и стихи.

Жизнь порой парадоксальна. Начавший сочинять в девять лет будущий известный писатель — самый отстающий в классе ученик по русскому языку! Неуспеваемость его казалась ему странной. Зощенко Михаил Михайлович отмечает, что в это время даже хотел покончить с собой. Однако судьба его хранила.

После окончания обучения в 1913 году будущий писатель продолжил получать образование в Петербургском институте, на юридическом факультете. Через год из-за неуплаты за обучение он был отчислен оттуда. Зощенко пришлось идти работать. Он начал трудиться на Кавказской железной дороге контролером.

Военное время

Привычное течение жизни прервала Первая мировая война. Михаил решил поступить на военную службу. Сначала он стал юнкером рядового состава и отправился в Павловское военное училище, затем, окончив четырехмесячные ускоренные курсы, ушел на фронт.

Зощенко отмечал, что у него не было патриотического настроения, просто он не мог долго сидеть на одном месте. На службе, однако, Михаил Михайлович отличился. Он являлся участником многих сражений, был отравлен газами, получил ранение. Начав участвовать в боях в звании прапорщика, Зощенко уже капитаном был отчислен в резерв (причина — последствия отравления газами). Кроме того, его наградили 4 орденами за боевые заслуги.

Возвращение в Петроград

Михаил Михайлович, вернувшись в Петроград, познакомился с В. В. Кербиц-Кербицкой, своей будущей супругой. После Февральской революции Зощенко назначают начальником телеграфа и почт, а также комендантом Главного почтамта. Далее была командировка в Архангельск, работа адъютантом дружины, а также выборы Михаила Михайловича в секретари полкового суда.

Служба в Красной Армии

Однако мирная жизнь снова прерывается — теперь уже революцией и последовавшей за ней Гражданской войной. Михаил Михайлович отправляется на фронт. В качестве добровольца он поступает в Красную Армию (в январе 1919 года). Он служит полковым адъютантом в полку деревенской бедноты. Зощенко участвует в сражениях под Ямбургом и Нарвой против Булак-Балаховича. После сердечного приступа Михаилу Михайловичу пришлось демобилизоваться и возвратиться в Петроград.

Зощенко в период с 1918 по 1921 год сменил множество занятий. Впоследствии он писал, что попробовал себя примерно в 10-12 профессиях. Он работал и милиционером, и столяром, и сапожником, и агентом уголовного розыска.

Жизнь в мирные годы

Писатель в январе 1920 г. переживает смерть матери. К этому же году относится его женитьба на Кербиц-Кербицкой. Вместе с ней он переезжает на ул. Б. Зеленина. В семье Зощенко в мае 1922 года рождается сын Валерий. Михаила Михайловича в 1930 году командируют вместе с бригадой писателей на Балтийский судостроительный завод.

Годы Великой Отечественной войны

Михаил Зощенко в начале войны пишет заявление, в котором просит зачислить его в Красную Армию. Однако он получает отказ — его признают негодным к военной службе. Зощенко приходится вести антифашистскую деятельность не на поле боя. Он создает антивоенные фельетоны и публикует их в газетах, посылает в Радиокомитет. В 1941 году, в октябре, его эвакуируют в Алма-Ату, а через месяц он становится сотрудником «Мосфильма», работает в сценарном отделе студии.

Зощенко в 1943 году вызывают в Москву. Здесь ему предлагают занять должность редактора «Крокодила». Однако Михаил Михайлович отказывается от этого предложения. Тем не менее он входит в состав редколлегии «Крокодила». Внешне все выглядит благополучно. Однако через некоторое время над головой Михаила Михайловича начинают все сильнее сгущаться тучи: его выводят из редколлегии, выселяют из гостиницы, лишают продуктового пайка. Продолжаются гонения. Тихонов Н. С. на пленуме ССП даже нападает на повесть Зощенко «Перед восходом солнца». Писателя практически не печатают, но все-таки вводят в 1946 году в состав редколлегии «Звезды».

14 августа 1946 года — апофеоз всех его перипетий. Именно тогда выходит постановление ЦК ВКП(б) о журналах «Ленинград» и «Звезда». После этого Зощенко исключают из Союза писателей, а также лишают продуктовой карточки. На этот раз повод для нападок был уже совсем ничтожный — детский рассказ Зощенко под названием «Приключения обезьяны». Все журналы, издательства и театры вслед за постановлением расторгают договоры, заключенные ими ранее, требуя возвратить выданные авансы. Семья Зощенко бедствует. Она вынуждена существовать на вырученные от продажи личных вещей деньги. Писатель пробует зарабатывать в артели сапожников. Продовольственную карточку ему в конце концов возвращают. Кроме того, публикует Михаил Зощенко рассказы и фельетоны (конечно, далеко не все). Однако на жизнь зарабатывать в это время приходится в основном переводческой работой.

Михаилу Зощенко удается восстановиться в Союзе писателей только после смерти Сталина. Знаменательное событие происходит 23 июня 1953 года — писателя вновь принимают в Союз. Однако это еще не конец. Михаилу Михайловичу недолго удалось на этот раз пробыть его членом.

5 мая 1954 года произошло роковое событие. Анну Ахматову и его пригласили в этот день в Дом писателя, где должна была состояться встреча с группой английских студентов. Писатель на ней заявил во всеуслышание о несогласии с обвинениями, пущенными в его адрес. Новый этап травли начинается после этого. Все эти перипетии сказались на его подорванном здоровье. Опубликованная 7 сентября 1953 г. статья «Факты разоблачают правду» стала последней каплей. Имя писателя после этого вовсе перестало упоминаться. Около двух месяцев продолжалось это забвение. Однако Михаилу Михайловичу уже в ноябре предлагают сотрудничество два журнала — «Ленинградский альманах» и «Крокодил». Целая группа писателей встает на его защиту: Чуковский, Каверин, Вс. Иванов, Н. Тихонов. В 1957 году, в декабре, он выпускает «Избранные рассказы и повести 1923-1956 гг.». Однако психическое и физическое состояние писателя все ухудшается. Резкий спад его сил происходит к весне 1958 г. Зощенко теряет интерес к жизни.

Смерть Зощенко

22 июля 1958 года умер Михаил Зощенко. Даже тело его после смерти подвергалось опале: не было дано разрешения похоронить его в Ленинграде. Прах писателя покоится в Сестрорецке.

Михаил Зощенко, истории жизни которого была посвящена первая часть нашей статьи, оставил большое творческое наследие. Путь его как писателя был непростым. Предлагаем поближе познакомиться с тем, как складывалась его творческая судьба. Кроме того, вы узнаете, какие создал Михаил Зощенко рассказы для детей и каковы их особенности.

Творческий путь

Зощенко активно начал писать после того, как был демобилизован в 1919 году. Его первые опыты представляли собой литературно-критические статьи. В «Петербургском альманахе» в 1921 году появляется первый его рассказ.

Серапионовы братья

В группу под названием «Серапионовы братья» Зощенко привело в 1921 году желание стать профессиональным писателем. К этой группе опасливо относились критики, однако отмечали, что среди них Зощенко — «наиболее сильная» фигура. Михаил Михайлович входил вместе со Слонимским в центральную фракцию, которая придерживалась убеждения о том, что учиться следует у русской традиции — Лермонтова, Гоголя, Пушкина. Зощенко опасался в литературе «дворянской реставрации», считал А. Блока «рыцарем печального образа» и возлагал надежды на литературу, имеющую героический пафос. В «Алконосте» в мае 1922 г. появился первый альманах серапионов, в котором был опубликован рассказ Михаила Михайловича. А «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова» — книга, ставшая первым его самостоятельным изданием.

Характеристика раннего творчества

Школа А. П. Чехова была ощутима в ранних произведениях Зощенко. Это, например, такие рассказы, как «Рыбья самка», «Война», «Любовь» и др. Однако вскоре он ее отринул. Зощенко посчитал не соответствующей потребностям современного читателя большую форму рассказов Чехова. Он хотел воспроизводить в языке «синтаксис улицы. народа». Зощенко считал себя человеком, который временно замещает писателя пролетарского.

Большая группа литераторов в 1927 году создала коллективную декларацию. В ней была освещена новая литературно-эстетическая позиция. М. Зощенко был среди тех, кто подписал ее. Он печатался в это время в периодике (главным образом в сатирических журналах «Смехач», «Бегемот», «Чудак», «Бузотер», «Мухомор», «Ревизор» и др.). Однако не все было гладко. Из-за рассказа «Неприятная история» М. Зощенко, якобы «политически вредного», конфисковывают в июне 1927 г. номер журнала «Бегемот». Постепенно осуществляется ликвидация подобного рода изданий. В Ленинграде в 1930 году закрывают и «Ревизор», последний сатирический журнал. Однако Михаил Михайлович не отчаивается и решает продолжать работать.

Две стороны известности

С журналом «Крокодил» он сотрудничает с 1932 года. В это время Михаил Зощенко собирает материал для своей повести под названием «Возвращенная молодость», а также изучает литературу по медицине, психоанализу и физиологии. Произведения его уже хорошо известны даже на Западе. Однако у известности этой была и обратная сторона. В Германии в 1933 году книги Зощенко подвергаются в соответствии с черным списком Гитлера публичному аутодафе.

Новые произведения

В СССР в это же время печатается и ставится на сцене комедия Михаила Зощенко «Культурное наследие». «Голубая книга», одна из наиболее известных его книг, начинает публиковаться в 1934 году. Кроме повестей, рассказов и пьес Зощенко пишет также фельетоны и исторические повести («Тарас Шевченко», «Керенский», «Возмездие», «Черный принц» и др.). Кроме того, он создает рассказы для детей («Умные животные», «Бабушкин подарок», «Елка» и др.).

Детские рассказы Зощенко

Михаил Зощенко для детей написал множество рассказов. Они публиковались в журналах в период с 1937 по 1945 год. Из них некоторые были отдельными произведениями, а другие объединялись в циклы. Цикл «Леля и Минька» пользуется наибольшей известностью.

В 1939-м — 1940-х гг. Михаил Зощенко создал эту серию произведений. В ее состав были включены следующие рассказы: «Золотые слова», «Великие путешественники», «Находка», «Через тридцать лет», «Не надо врать», «Галоши и мороженое», «Бабушкин подарок», «Елка». Не случайно их объединил в один цикл Михаил Зощенко. Краткие содержания этих произведений позволяют сделать вывод о том, что у них есть нечто общее, а именно образы главных героев. Это маленький Минька и Леля, его сестра.

От лица рассказчика ведется повествование. Образ его не менее интересен, чем герои рассказов Михаила Зощенко. Это взрослый человек, который вспоминает поучительные и комические эпизоды из своего детства. Отметим, что между автором и рассказчиком есть сходство (совпадает даже имя, а также имеется указание на писательскую профессию). До полного совпадения тем не менее не доходит. Речь рассказчика существенно отличается от авторской. Эта форма повествования называется литературным сказом. Он был в особенности актуален в литературе СССР 20-30-х годов. В это время вся культура отличалась тягой к стилистическим и языковым экспериментам.

В этих рассказах, как отмечает С. Я. Маршак, автор не только не прячет мораль. Он говорит о ней со всей откровенностью в тексте, а иногда и в заголовке произведений («Не надо врать»). Однако рассказы от этого не становятся дидактичными. Их спасает юмор, всегда неожиданный, а также особенная серьезность, присущая Зощенко. В основе неожиданного юмора Михаила Михайловича лежит остроумная пародия.

Сегодня большой популярностью пользуются многие произведения, которые написал Михаил Зощенко. Книги его проходят в школе, их любят взрослые и дети. Путь его в литературе был непростым, как, впрочем, и судьба многих других писателей и поэтов советского времени. Двадцатый век — сложный период в истории, однако даже в военные годы было создано множество произведений, ставших уже классикой отечественной литературы. Биография такого великого писателя, как Михаил Зощенко, кратко изложенная нами, надеемся, вызвала у вас интерес к его творчеству.

На первый взгляд, судьба казалась вполне благосклонной к Михаилу Зощенко, особенно в начале его творческого пути. В течение всего лишь каких-то десяти лет он стал одним из наиболее известных молодых писателей, представляющих новую литературу. За это время он написал более тысячи фельетонов и рассказов, которые были опубликованы в периодической печати. И В то же время Михаил Зо­щенко относился к той категории художников, творчество которых вызывало ожесточенные споры. Главным вопросом, который так и не могли решить его оппоненты, был такой — сумел ли Зощенко и в самом деле отразить новую советскую действительность или только создавал карикатуру на нее?

В конце концов перевесило последнее, и писателя начали критиковать за то, что он искажает действительность. Внешней причиной такой резкой критики послужила публикация одного из рассказов Зощенко «Приключения обезьяны». Зощенко исключили из Союза писателей и запретили публикацию его произведений. Писатель, правда, не попал в ссылку, но остро почувствовал, как изменилось привычное ему окружение. Осознавая свое двусмысленное положение в период новых сталинских репрессий, художник сам предпочитал не узнавать знакомых и переходил на другую сторону улицы, чтобы не подвергать их опасности. Интересно, что именно в это время на встречах русской интеллигенции с англичанами его произведения были оценены как трагические, равные по мощи драматического звучания прозе Ф.Достоевского. Как же сегодня оценивается творчество Зо­щенко и какое место занимает этот писатель в истории культуры XX века?

Давайте познакомимся с краткой биографией Михаила Зощенко. Родился он в 1894 году в семье художника-передвижника. Закончив учебу в гимназии, в 1913 году он поступает на юридический факультет Петербургского университета. Однако получить высшее образование ему не удалось, поскольку началась первая мировая война. Зощенко записался на ускоренные военные курсы и после их окончания ушел на фронт в чине прапорщика. Он участвовал во многих боях, был ранен, отравлен газами. Современники вспоминают характерное покашливание Зощенко, которое у него осталось после этого. За боевые заслуги Зощенко был награжден четырьмя орденами и получил чин штабс-капитана. Он продолжал службу в армии и после Октябрьской революции, пока не был демобилизован по болезни сердца.

Первая книжка рассказов Зощенко вышла в 1921 году. В то время он связал свою творческую судьбу с группой «Серапионовы братья». Красивый, элегантный, с безупречной военной выправкой, молодой писатель сразу же привлек внимание современников отточенностью и каким-то особым изяществом своего литературного стиля. В его сатирических произведениях не было ничего грубого и вульгарного. Он не высмеивал людей, но помогал им взглянуть на себя со стороны.

Эти качества особенно проявлялись в его рассказах о так называемых маленьких людях. Под пером Зощенко его персонажи становились такими реальными, что многие узнавали в них самих себя, своих соседей, друзей. В мировой литературе, пожалуй, не было другого такого писателя, который умел бы с таким юмором и так тонко воспроизвести народный язык.

На первый взгляд, это были бесхитростные рассказы на темы повседневной жизни. Несмотря на то что автор никогда не выступал в них как действующее лицо, мы чувствуем его позицию, слышим его голос. Чтобы убедиться в этом, достаточно познакомиться с такими произведениями Зощенко, как «Баня» или «Аристократка», а еще лучше прочитать все его рассказы.

Рассказы Зощенко необычайно просты по содержанию, в них много слов из разговорной речи, уменьшительных словечек, иногда даже встречаются ругательные выражения, но все они наполнены неподражаемым юмором. Не случайно первые же рассказы Зощенко начинают читать с эстрады многие выдающиеся актеры, например известный комический актер В.Хенкин, а позже и И.Ильинский. Произведения Зощенко охотно печатают многие популярные тогда сатирические издания, такие, как «Мухомор», «Дрези­на», «Смехач» и другие.

Зощенко писал не только сатирические произведения. В тридцатые годы, продолжая писать сатирические и юмористические рассказы, он начинает работать и в других жанрах, в частности, пишет историко-биографические повести. Читатели и критики не сразу приняли новые литературные опыты Зощенко. Им показалось, что писатель потерял в них все очарование своего таланта. В этом отношении показательна оценка писателя В.Каверина, который считал, что повести Зощенко «лишены той музыки юмора, того изящества, которые звучат в его творчестве двадцатых годов».

Любопытно, что тогда же, в тридцатые годы, Зощенко впервые начинает писать для детей. В один только 1939 год он написал циклы рассказов «Умные животные», «Леля и Минька» и «Рассказы о Ленине». Иронический стиль рассказов резко противопоставлен традиционной для детских произведений дидактике. В ненавязчивой форме обучая своих юных читателей, Зощенко заговорил с ними на простом и понятном языке: «А я всегда сам одеваюсь, и у меня таких глупостей с ногами не бывает», «С вами водиться — что в крапиву садиться». В «Расска­зах о Ленине» писатель использовал другую манеру, которая, как он был уверен, позволяла говорить с ребенком о самых серьезных вещах.

Зощенко писал также и пьесы. У него есть несколько очень интересных комедий, но они почти неизвестны, потому что он создавал их в то время, когда его отлучили от литературы, и театры не могли их ставить. Это произошло в 1946 году, когда вышло постановление ЦК партии о журналах «Звезда» и «Ленинград» с критикой в адрес Зощенко и Ахматовой. Официальная критика и до этого не очень жаловала Зощенко, усматривая в его рассказах стремление намеренно исказить советскую действительность и высмеять советских людей — строителей новой жизни. На этот раз внешним поводом для гонений слала публикация в журнале «Звезда» совершенно невинного детского рассказа «Приключения обезьяны», который, кстати сказать, журнал опубликовал без ведома автора. Недоумение вызывало также и то, что этот рассказ еще раньше был опубликован в детском журнале «Мурзилка» и в трех сборниках писателя.

Вот так сразу Зощен­ко заклеймили как «хулигана», «подонка литературы», который «глумится» над советскими людьми. С тех пор произведения Зощенко практически исчезают со страниц журналов. Он зарабатывает на жизнь переводами, в частности, ему принадлежит лучший перевод повести финского писателя М.Лассилы «За спичками». Несмотря на то, что в 1957 году Зощенко был восстановлен в Союзе писателей, настоящая слава вернулась к нему только после его смерти в 1958 году.

Михаил Зощенко прославился понятием «зощенковский герой». В своих персонажах он высмеивал окружающую действительность посредством применения сатиры. Абсолютно во всех произведениях прослеживается его художественный и неповторимый стиль. Но стоит заметить, что прежде чем завоевать сердца читателей, он проходил три основных этапа своего творчества:

1. Активно заниматься писательской деятельностью Михаил Михайлович начал в 1919 году после службы в армии. Писал по большей части статьи на тему обзора литературы. В 1921 году печатается его первый рассказ в «Петербургском альманахе». Далее его начинают публиковать в самых известных сатирических журналах того времени таких, как «Бегемот», «Красный ворон», «Смехачи др.

2. В 30-е переходит на более драматические произведения, но старается вывести их на более позитивный уровень. В «Рассказах Синебрюхова» писатель демонстрирует талант в комедийном и сатирическом жанре. Большое количество фраз из этого произведения уже успели стать крылатыми выражениями: «оберут как липку», «нарушает беспорядки» и т.д.

Он высмеивает циничных, расчетливых, интеллигентных, подлых и ни с кем не считающихся негодяев, которым важна лишь своя выгода во всех совершаемых делах.

3. Заключительным этапом его творчества можно считать довоенный и послевоенный период. В это время написано множество произведений, в том числе и детских. В школьную программу вошли такие, как « Великие путешественники» и «Ёлка».

Зощенко по праву можно считать великим писателем, внесшим вклад в русскую литературу.


Статьи по теме