Ломоносов М в Краткое руководство к Красноречию

Ломоносов М в Краткое руководство к Красноречию.rar
Закачек 1990
Средняя скорость 9694 Kb/s

Ломоносов М в Краткое руководство к Красноречию

История издания

«Устройством родного языка» Ломоносов занимался всю свою жизнь. Начав с разработки теории русского стихосложения в «Письме о правилах российского стихотворца» в 1739 году, он уже в 1743 году создал первый рукописный вариант русского учебника по риторике, который носил название «Краткое руководство к риторике».

В 1747 году учебник под названием «Краткое руководство к красноречию» был напечатан, но тираж издания пострадал во время пожара 4 декабря 1747 года. И лишь в июне следующего, 1748 года, это произведение Ломоносова было опубликовано впервые.

До Ломоносова авторами руководств и ученых пособий по красноречию, как правило, выступали представители духовенства. Печатались и преподавались руководства на старославянском или латинском языках. Ломоносов впервые отступил от этой традиции и написал руководство к красноречию на русском языке. Это была первая риторика на русском языке.

У М.В. Ломоносова, оформившего научную классификацию «словесных наук», ясно различены термины риторика и красноречие. «Риторика есть наука о всякой предложенной материи говорить и писать…» (1743), а «красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем других преклонять к своему об оной мнению» (1747).

Таким образом, риторика — это наука, учение, правила, а красноречие — искусство, способность, умение говорить и писать.

Составленная на основании классических авторов и западноевропейских руководств и дающая в подтверждение общих положений ряд примеров на русском языке, книга представляет большой интерес для логиков, поскольку искусство красноречия Ломоносов рассматривает, прежде всего, в связи с законами мысли, т. е. с законами и правилами логики. «Прежде, нежели покажем мы правила к изобретению доводов, — пишет он, — должно истолковать части и сложение оных из логики».

Для красноречия, по Ломоносову, необходимы, прежде всего, душевные и телесные дарования. К первым относились острый ум и память, а ко вторым — громкий голос, «долгое» дыхание, приятная внешность и осанка. Одним из важнейших требований теории красноречия является знание элементов и структуры публичной речи Ломоносов предлагает строить речь из четырех частей: вступление, пояснение, утверждение, заключение. Много внимания уделено им логической значимости аргументов, а также средствам усиления эмоциональности речи. Оратор должен влиять и на разум, и на чувства слушателей. Для этого необходимы образность речи, выразительность стиля и убежденность оратора. Чтобы разбудить чувства, нужно глубоко знать «нравы человеческие», учитывать состояние, возраст и пол слушателей.

В книге помещено множество отрывков и даже целых произведений в стихах и прозе, оригинальных и переводных. Выбор этих образцов и примеров был сделан Ломоносовым с замечательным литературным вкусом, что свидетельствует о широком образовании и громадной начитанности автора.

Ломоносов приводит много метких и полезных наблюдений, советов оратору, предвосхитив целый ряд закономерностей, которые спустя многие десятилетия будут сформулированы филологами. «Краткое руководство к красноречию» предназначалась для нужд просвещения. Оно связывало риторическую систему со стилями речи. М.В. Ломоносов ратовал за научное содержание речей, за их богатство и глубину, за то, что придает смысл «сладкоречию».

У данного произведения столько достоинств, что становится понятным восторг современников и потомков, а, также, то значение, которое оно приобрело в нашей литературе. Язык, которым была написана книга, настолько стоял выше ему современного, что и сейчас «Риторика» Ломоносова продолжает вызывать восхищение. В библиографии зафиксировано четыре издания «Риторики», датированных 1748 г., но вышедших в свет в 1765, 1776 и не ранее 1784 года.

Особенности экземпляра

На территории Архангельской области сохранилась «Риторика», изданная 6-м тиснением в 1791 г. тиражом 1212 экземпляров.

Для того чтобы быть хорошим пропагандистом и популяризатором науки, надо владеть словом, особыми приёмами привлечения внимания слушателей. Ведь недаром же на одной лекции мы сидим, не шелохнувшись, стараясь не пропустить ни слова докладчика, а на другой — вздыхаем, зеваем, смотрим на часы. Качество лекции зависит от мастерства выступающего, а оно, в свою очередь, — от умения владеть аудиторией.

Ораторскому искусству можно научиться. Для желающих овладеть им М. В. Ломоносов и написал своё «Краткое руководство к красноречию», которое имело принятое по тем временам такое длинное название: «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочинённая в пользу любящих словесные науки». (Вторая и третья книги М. В. Ломоносовым написаны не были). Во введении учёный пишет: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению. К приобретению оного требуются пять следующих следствий: первое — природные дарования, второе — наука, третье — подражание авторов, четвертое — упражнение в сочинении, пятое — знание других наук». Пересказать подробно «Краткое руководство к красноречию» М. В. Ломоносова трудно, так как этот объёмистый труд содержит около трёхсот страниц текста. На них — различные риторические правила; требования, предъявляемые к лектору; мысли о его способностях и поведении при публичных выступлениях; многочисленные поясняющие примеры.

Отметим основные положения, указанные учёным, которые не потеряли своего значения и в наши дни. «Риторика есть учение о красноречии вообще. В сей науке предлагаются правила трёх родов. Первые показывают, как изобретать оное, что о предложенной материи говорить должно; другие учат, как изобретённое украшать; третьи наставляют, как оное располагать надлежит, и посему разделяется Риторика на три части — на изобретение, украшение и расположение». М. В. Ломоносов говорит о том, что выступление должно быть логично построено, грамотно написано и изложено хорошим литературным языком. Он подчёркивает необходимость тщательного отбора материала, правильного его расположения. Примеры должны быть не случайными, а подтверждающими мысль выступающего. Их надо подбирать и готовить заранее. При публичном выступлении («распространении слова») «наблюдать надлежит:

1. чтобы в подробном описании частей, свойств и обстоятельств употреблять слова избранные и убегать (избегать) весьма подлых, ибо оне отнимают много важности и силы и в самых лучших распространениях;

2. идеи должно хорошие полагать напереди (ежели натуральный порядок к тому допустит), которые получше, те в середине, а самые лучшие на конце так, чтобы сила и важность распространения вначале была уже чувствительна, а после того отчасу возрастала».

Далее М. В. Ломоносов пишет о том, как пробудить в слушателях любовь и ненависть, радость и страх, благодушие и гнев, справедливо полагая, что эмоциональное воздействие часто может оказаться сильнее холодных логических построений. «Хотя доводы и довольны бывают к удовлетворению о справедливости предлагаемыя материи, однако сочинитель слова должен сверх того слушателей учинить страстными к оной. Самые лучшие доказательства иногда столько силы не имеют, чтобы упрямого преклонить на свою сторону, когда другое мнение в уме его вкоренилось. Итак, что пособит ритору, хотя он своё мнение и основательно докажет, ежели не употребит способов к возбуждению страстей на свою сторону. А чтобы сие с добрым успехом производить в дело, то надлежит обстоятельно знать нравы человеческие. от каких представлений и идей каждая страсть возбуждается, и изведать чрез нравоучение всю глубину сердец человеческих. Страстию называется сильная чувственная охота или неохота. В возбуждении и утолении страстей, во-первых, три вещи наблюдать должно:

1. состояние самого ритора;

2. состояние слушателей;

3. самое к возбуждению служащее действие и сила красноречия.

Что до состояния самого ритора надлежит, то много способствует к возбуждению и утолению страстей:

1. когда слушатели знают, что он добросердечный и совестный человек, а не легкомысленный ласкатель и лукавец;

2. ежели его народ любит за его заслуги;

3. ежели он сам ту же страсть имеет, которую в слушателях возбудить хочет, а не притворно их страстными учинить намерен».

Чтобы воздействовать на аудиторию, лектор должен учитывать возраст слушателей, их пол, воспитание, образование и множество других факторов. «При всех сих надлежит наблюдать время, место и обстоятельства. Итак, разумный ритор при возбуждении страстей должен поступать как искусный боец: умечать в то место, где не прикрыто». Произнося слово, надо сообразовываться с темой выступления, подчёркивает М. В. Ломоносов. В соответствии с содержанием лекции необходимо модулировать голос, повышая или понижая его так, чтобы «радостную материю весёлым, печальную плачевным, просительную умильным, высокую великолепным и гордым, сердитую произносить гневным тоном. Ненадобно очень спешить или излишнюю протяжённость употреблять, для того что от первого слова бывает слушателям невнятно, а от другого скучно».

Во второй части «Краткого руководства к красноречию» М. В. Ломоносов говорит об украшении речи, которое состоит «в чистоте штиля, в течении слова, в великолепии и силе оного. Первое зависит от основательного знания языка, от частого чтения хороших книг и от обхождения с людьми, которые говорят чисто». Рассматривая плавность течения слова, М. В. Ломоносов обращает внимание на продолжительность словесных периодов, чередование ударений, воздействие на слух каждой буквы и их сочетаний. Украшению речи способствует включение в неё аллегорий (иносказаний) и метафор, метонимий и гипербол (преувеличений), пословиц и поговорок, крылатых выражений и отрывков из известных сочинений. Причём всё это надо употреблять в меру, добавляет учёный.

Последняя, третья часть «Руководства» называется «О расположении» и повествует о том, как надо размещать материал, чтобы он произвёл наилучшее, наисильнейшее впечатление на слушателей. «Что пользы есть в великом множестве разных идей, ежели они не расположены надлежащим образом? Храброго вождя искусство состоит не в одном выборе добрых и мужественных воинов, но не меньше зависит и от приличного установления полков». И далее М. В. Ломоносов на многочисленных примерах поясняет сказанное.

Посмотрим теперь, как сам учёный на практике применял вышеизложенное в своих публичных выступлениях. Современники свидетельствуют, что М. В. Ломоносов был выдающимся ритором. Это признавали даже его недруги. Враг учёного Шумахер писал одному из своих корреспондентов: «Очень бы я желал, чтобы кто-нибудь другой, а не господин Ломоносов произнес речь в будущее торжественное заседание, но не знаю такого между нашими академиками. Оратор должен быть смел и некоторым образом нахален. Разве у нас есть кто-либо другой в Академии, который бы превзошел его в этом качестве». Здесь сквозь явное недоброжелательство просматривается невольное признание риторических способностей. «Слова» и «Речи» учёного всегда привлекали множество слушателей и проходили с неизменным успехом. Известный русский просветитель Н. И. Новиков вспоминал, что слог М. В. Ломоносова «был великолепен, чист, тверд, громок и приятен», а «нрав он имел веселый, говорил коротко и остроумно и любил в разговорах употреблять острые шутки». В качестве иллюстраций ораторского искусства Ломоносова, его умения образно и интересно рассказывать об успехах и достижениях науки, понятно объяснять дотоле неизвестное. Рассмотрим два примера. Первый — «Слово о пользе химии, в публичном собрании императорской Академии наук сентября 6 дня 1751 года говоренное Михаилом Ломоносовым». Начинается оно так: «Рассуждая о благополучии жития человеческого, слушатели, не нахожу того совершеннее, как ежели кто приятными и беспорочными трудами пользу приносит. Приятное и полезное упражнение, где способнее, как в учении, сыскать можно? В нем открывается красота многообразных вещей и удивительная различность действий и свойств. Им обогащающийся никого не обидит затем, что неистощимое и всем общее предлежащее сокровище себе приобретает». Говоря о пользе учения, о необходимости приобретения знаний, учёный показывает, насколько образованный человек отличается в лучшую сторону от невежественного. И призывает учиться, познавать новое. «Представьте, что один человек немногие нужнейшие в жизни вещи, всегда перед ним обращающиеся, только назвать умеет, другой не токмо всего, что земля, воздух и воды рождают, не токмо всего, что искусство произвело чрез многие веки, имена, свойства и достоинства языком изъясняет, но и чувствам нашим отнюдь не подверженные понятия ясно и живо словом изображает. Один выше числа перстов своих в счете производить не умеет, другой не токмо. величину без меры познавает, не токмо на земли неприступных вещей расстояние издалека показать может, но и небесных светил ужасные отдаления, обширную огромность, быстротекущее движение и на всякое мгновение ока переменное положение определяет. Не ясно ли видите, что один почти выше смертных жребия поставлен, другой едва только от бессловесных животных разнится; один ясного познания приятным сиянием увеселяется, другой в мрачной ночи невежества едва бытие свое видит?»

М.В. Ломоносов (1711-1765)-основоположник материалистической философии и опытной науки в России, русской литературы и литературного языка. Гениальные исследования и теоретические обобщения Ломоносова открывают новый период в развитии передовой науки всех стран XVIII века.

К моменту прихода Ломоносова в науку Россия уже располагала богатыми ценностями материальной и духовной культуры. Достаточно назвать Ив. Посошкова, А.Нартова, Ф.Прокоповича, А.Кантемира, В.Татищева и других российских ученых, которые содействовали проведению петровских преобразований и развитию отечественной науки.

М.В.Ломоносов в своих работах, в практической деятельности выражал прогрессивные тенденции в развитии науки. Его идеи направлены в защиту народных масс, ибо он как нельзя лучше и глубже понимал и знал запросы народа. Патриотизм, любовь к народу, стремление содействовать экономическому и культурному прогрессу России — были основной побудительной причиной деятельности Ломоносова.

После учебы в Марбургском университете и написания двух выдающихся трудов «О различии смешанных тел» (1739) и «Элементы математической химии» (1741), где он обосновывает материалистические взгляды на естественные науки, ученый возвращается в Россию и начинает вести напряженную плодотворную научную и общественную деятельность в интересах процветания России, ее науки и культуры.

Будучи великим тружеником, М.В.Ломоносов постоянно боролся за самостоятельное развитие российской науки, за преодоление экономической и культурной отсталости России, против иностранного засилья. Однако его, самого выдающегося ученого в России того времени долго не признавали в императорской Академии наук и только в 1745 году утвердили профессором химии. Двадцать лет трудился Ломоносов в Петербургской Академии, которая, благодаря его стараниям, стала крупным центром передовой научной мысли. А.С.Пушкин справедливо писал о Ломоносове как о «величайшем уме новейших времен, о человеке, произведшем в науках сильнейший переворот».

Велики заслуги М.В.Ломоносова перед русской и мировой наукой. Так, величайшим его открытием был » закон сохранения вещества и движения» 1748 (всеобщий закон природы), сделанный им задолго до французского ученого Лавуазье. На основе открытого закона Ломоносов создает механическую теорию теплоты, закладывает основы атомно-молекулярной теории, теорию о природе электрических явлений. Научно объясняет происхождение гор, минералов, каменного угля, растительных и животных организмов.

Как ученый, государственный деятель, Ломоносов выдвигал следующие общественно-политические задачи: о размножении и сохранении российского народа; об истреблении праздности; об исправлении нравов, о просвещении народа; о исправлении земледелия; о исправлении и размножении ремесленных дел, художеств; о лучших пользах купечества; о лучшей государственной экономии; о сохранении военного искусства во время долговременного мира.

Ломоносов был крупнейшим просветителем-патриотом середины 18 века, он один из первых стал читать лекции на русском языке, а создание им русского литературного языка и научного стиля способствовало распространению просвещения в России. Главный подвиг Ломоносова в области художественной культуры — поэтическое творчество и преобразование русского языка. Круг лингвистических интересов Ломоносова чрезвычайно широк: грамматика, нормы нового литературного языка, сравнительно-историческое изучение родственных славянских языков, работы по диалектологии, стилистика, поэтика художественной литературы, ораторское искусство, теория прозы и стихосложения. А.С.Пушкин так сказал о Ломоносове: «Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник».

В славяно-греко-латинской академии, где учился Ломоносов, риторику преподавал Порфирий Крайский, автор риторики. Он приучал учеников к овладению Демосфена, Цицерона, Плиния, Ливия, Тацита, Сенеки. Спасские школы был в то время центром литературной образованности. Именно эти превосходные знания позволили Ломоносову стать реформатором литературного русского языка и стиля.

Изучая риторику, Ломоносов учился строить речь по принципу наибольшего эмоционального воздействия на слушателя, чтобы поразить его воображение. В «Риторике» Ломоносов характеризует свою прозу сам. Высокая проза, по мнению Ломоносова, требует умения вести борьбу за душу адресата. Все риторики того времени ставили три задачи: учить; услаждать; поражать воображение. В ходе работы над «Риторикой» Ломоносов теоретически склонялся в пользу эмоционально-влияющего ораторского слова по сравнению с убедительно-логическим. Говоря об ораторе, Ломоносов утверждал, что тот должен обладать природным дарованием; быть ученым человеком; уметь подражать другим авторам; упражняться в сочинении; знать другие науки. В целом, «Краткое руководство к красноречию» построено по традиционному принципу, но объединяет в себе вопросы как «Общей», так и «Частной» риторик. Помимо рассуждений о способах построения и расположения материала в ораторской речи, Ломоносов говорит и о способах украшения речи, об изобразительно-выразительных средствах, а также и о том, каким стилем должна быть написана та или иная речь.


Статьи по теме