Лиаз 5293 инструкция по эксплуатации

Лиаз 5293 инструкция по эксплуатации.rar
Закачек 2114
Средняя скорость 2144 Kb/s

Лиаз 5293 инструкция по эксплуатации

Городской автобус ЛиАЗ-5293 является низкопольным видом общественного транспорта с повышенной вместительностью. Машина используется в крупных городах, где наблюдается интенсивный поток пассажиров. ЛиАЗ-5293 выпускается с 2006 года на Ликинском заводе. Технические показатели автобуса отвечают соответствующим стандартам. Разные модели оснащаются несколькими вариациями отечественных и импортных силовых агрегатов.

Используемые двигатели

Первые 4 года выпуска рассматриваемый автобус оснащался дизельным мотором Caterpillar на 6-ти цилиндрах. Его мощность – 350 лошадок, объем – 7 литра. Расход горючего в смешанном цикле составляет порядка 30 литров на сотню километров. Используется АКПП, скорость по максимуму – 90 км/ч. Силовой агрегат соответствует стандарту Евро 3.

Следующая модификация двигателя под названием Cummins 6ISBE имела более совершенную конструкцию, турбонаддув и улучшенные экологические показатели. Максимальная скорость осталась на том же уровне, а вот расход топлива снизился до 23 л/100 км. В скором времени появилась вариация мотора на газе, силой в 252 лошади и объемом 8,2 литра.

Последняя вариация, которая устанавливается на ЛиАЗ-5293, – это мотор ЯМЗ в 240 конских сил. Частота вращения составила 2 300 оборотов в минуту, рабочий объем – 6,5 л. Силовой агрегат соответствует Евро 4, оборудуется автоматической коробкой, расходует порядка 27 литров дизельного топлива на 100 км.

Салонное оснащение

Салон вентилируется двумя способами: естественным путем через боковые окна и принудительно при помощи вентиляторов на потолке. Отопительная система функционирует на тепле, получаемом от работы силового агрегата. Также имеется автономный подогреватель жидкостного типа. Благодаря такой конструкции равномерно полностью греется автобус ЛиАЗ-5293. Система охлаждения в свою очередь обеспечивает комфортные для пассажиров условия летом.

Водительское место отгорожено от салона шумоизолирующей перегородкой, что позволяет шоферу лучше сконцентрироваться на управлении. Для объявления остановок и прочей информации в кабине предусмотрен громкоговоритель. Рассматриваемый автобус обладает высоким запасом прочности, что позволяет не затрачивать много ресурсов на обслуживание и ремонт. Расчетный ресурс кузова составляет 12 лет, а внутренние системы без труда выдерживают сотни тысяч километров.

Основные параметры

Красивый внешний вид и богатую «начинку» имеет ЛиАЗ-5293. Технические характеристики и габариты представлены в таблице.

Тип и число дверей

Три пневматически складывающиеся

С приводом от аккумуляторов

Основная тормозная система

Двухконтурный пневматический узел с разделением по осям

Вместимость бака для горючего (л)

Количество посадочных мест (общее)

Трансмиссия и система питания указаны в следующей таблице.

Зависимая пневматика на паре упругих элементов с двумя телескопическими амортизаторами

Зависимого типа на паре нижних продольных и двух верхних диагональных рычагах. Оснащена пневматикой и четырьмя телескопическими амортизаторами на гидравлике

Привод с гидроусилителем (руль системы «винт-шарик-гайка-рейка-сектор»)

Автомат с 4 или 5 ступенями

Система выпуска газов

Один глушитель без блока нейтрализации

Сухой, двухступенчатый вариант

Прочие характеристики

В следующей таблице имеются дополнительные параметры, присущие транспорту (ЛиАЗ-5293).

Основной колер – белый, нижняя окантовка – зеленого цвета

Электроуправляемые элементы на пневматике в количестве 3-х штук

Одинарные стекла, помещенные в резиновые профили

Пластиковые с тканевой вставкой, раздельные, противовандальные

Оснащено пневматической подвеской

Головные фары комбинированного типа, вертикальные задние световые элементы, «противотуманки»

Отопительный узел от двигателя плюс автономный обогреватель жидкостного типа

Зеркала заднего вида

3 штуки, смонтированы на подогреваемых кронштейнах

Водительский отсек отделен перегородкой, имеется окошко для оплаты проезда, солнцезащитная штора, возможно аварийное открывание дверей,

Есть громкая связь, динамики

Аптечка, домкрат, запаска, набор инструментов

Невзирая на определенные достоинства, в автомобиле ЛиАЗ-5293 имеются некоторые недоработки, перешедшие от его предшественников. Реалии эксплуатации показывают, что система АСКП размещена неэффективно и съедает часть полезного пространства. Стандартные размеры кузова остались от прежней модели, что не поспособствовало существенному улучшению комфорта пассажиров.

Кроме того, замок водительской двери (ЛиАЗ-5293) часто подмерзает после стоянки на улице. Не совсем удовлетворяет работа подвески, система книлинга которой часто не реагирует адекватно на наклон автобуса в сторону тротуара для снижения высоты посадки. Оставляет лучшего желать качество сборки, а также не до конца продуманная система открывания дверей.

Стоит отметить, что ЛиАЗ-5293, фото которого представлено ниже, стал своего рода промежуточным звеном на разработке по-настоящему эффективных городских автобусов. Первый вариант этой модификации был выпущен в 2006 году Ликинским автобусным заводом. Стартовую крупную партию машин (100 штук) заказал Нижегородский пассажирский автотранс.

Рассматриваемые автобусы эксплуатируются повсеместно в крупных городах России. В Москве они работают в 11 автобусном парке, оснащены экологически чистым двигателем с газовой установкой. Заниженный пол транспортного средства (высота на дорогой – 3,4 см) и широкие дверные проемы обеспечивают быструю посадку высадку пассажиров, что снижает пребывание машины на маршруте.

Можно сделать вывод, что ЛиАЗ-5293 – это определенный прорыв в строении и проектировке низкопольных городских автобусов. Радует обновление интерьера, проработанная вентиляционная и отопительная система. Экстерьер также вполне приличный, имеется несколько цветовых оформлений. Топливо соответствует экологическим стандартам.

Однако к рассматриваемой машине остается ряд вопросов по недоработкам ходовой части, в частности подвески, системы открывания дверей и продуманной планировке внутреннего оснащения. Хочется верить, что на этом разработчики не остановятся, а будут предпринимать конструктивные шаги для улучшения ходовых качеств и комфортности пассажиров. По крайней мере, к этому имеются все предпосылки, которые показывают, что конструкторские наработки направлены на комплексное совершенствование городских автобусов.

ЛиАЗ-5293 — городской полунизкопольный автобус большого класса, производимый Ликинским автобусным заводом.

Первый автобус ЛиАЗ-5293.00 2006-го года выпуска работал в городе Полевском Свердловской области. Первая крупная партия автобусов ЛиАЗ-5293 (100 машин) была заказана в 2007 году Нижегородской областью для работы в предприятии Нижегородпассажиравтотранс.

По состоянию на апрель 2017 года было выпущено более 1800 автобусов ЛиАЗ-5293. Они эксплуатируются в Архангельской, Брянской, Владимирской, Волгоградской, Воронежской, Калининградской, Калужской, Кировской, Костромской, Липецкой, Мурманской, Нижегородской, Омской, Псковской, Рязанской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Смоленской, Тверской, Тюменской и Ярославской областях; в Алтайском, Краснодарском, Красноярском, Пермском и Хабаровском краях, Ненецком АО, ХМАО, а также в Республике Коми, киргизском городе Ош и Астане.

В октябре 2013 года первая партия из четырёх автобусов модели ЛиАЗ-5293.60 поступили в Черкассы.

В Москве до 09 мая 2013 года эксплуатировались в 11-м автобусном парке семьдесят семь автобусов ЛиАЗ-5293.70, поступивших, соответственно, в 2006 году (12 шт. ЕВРО-3), в 2007 году (25 шт. ЕВРО-3) и в 2008 году (40 шт. ЕВРО-4). Эти автобусы используют экологически чистое топливо — компримированный (сжатый) природный газ (метан). Эта модификация оснащена двигателем CUMMINS CGe-250, работающем на природном газе. После ЧП, связанного с разрывом газового баллона высокого давления, случившегося 9 мая 2013 года на отстойно-разворотной площадке у станции метро «Речной Вокзал», эксплуатация этих автобусов была приостановлена. Автобусы находились на консервации. Осенью 2015 г в 11 автобусом парке были проведены работы по расконсервации автобусов и замене газовых баллонов на более надёжные, автобусы вновь введены в эксплуатацию.

Технические характеристики Править

Модификации Править

Модификации, снятые с производства

  • ЛиАЗ-5293.00 — с двигателем Caterpillar 3126E и КП Allison или Voith (авт.), Евро-3. Производился с 2006 по 2010 года.
  • ЛиАЗ-5293.53 — с двигателем Cummins 6 ISBe 245B и КП ZF (авт.), Евро-3. Производился с 2010 по 2012 года.

Модификации, производящиеся в настоящее время

  • ЛиАЗ-5293.54 — с двигателем Cummins 6 ISBe 245B и КП ZF или Voith (авт.), Евро-4.
  • ЛиАЗ-5293.60 — с двигателем ЯМЗ-5362 и КП ZF или Voith (авт.), Евро-4. Производится с 2012 года.
  • ЛиАЗ-5293.70 — с газовым двигателем Cummins CG e250 30 и КП Allison или Voith (авт.), Евро-4.

Оценка проекта Править

Оценка проекта ЛиАЗ-5293 столь же неоднозначна, как и у предшественников. Пониженный до минимума ровный пол в передней и средней частях салона — несомненный прогресс, приближающий данную модель к аналогам вроде Scania OmniLink. Однако, при создании автобуса явно не был учтен ряд особенностей реальной эксплуатации. Например, необходимость вписывания системы АСКП, которая из-за компоновочной нестыковки со стенкой кабины водителя занимает слишком много места, заметно снижая пиковую вместимость автобуса, что ухудшает его производительность и экономические параметры. Основные размерности кузова остались от исходной высокопольной модели 5256, что также не способствует повышению комфорта для пассажиров. Переход на новую технику для предприятия ЛиАЗ всегда был сопряжен с большим количеством первоначальных трудностей, изживавшихся долго и трудно уже по мере выпуска. Так, на ЛиАЗ-5293 существуют проблемы с эксплуатацией новой системы книлинга, часто живущей «собственной жизнью», то есть, данная система может на остановке не наклонять кузов автобуса в сторону тротуара для уменьшения посадочной высоты и, напротив, при езде может наклонять кузов в противоположную сторону. В целом работа подвески неудовлетворительна. Невысоким остаётся и качество сборки, конструкция переднего портального моста требует доработки. Несовершенна конструкция открывания-закрывания дверей, доставшаяся от модели 5256, и т. д. Таким образом, ЛиАЗ-5293 представляет собой лишь промежуточную «бюджетную» модель на пути освоения ЛиАЗом современной, полностью низкопольной модели.

ЛиАЗ-5256. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ — ЧАСТЬ 1

Рис. 1-4. Органы управления и контрольные приборы автобусов с ГМП

Рис. 1-5. Органы управления и контрольные приборы автобусов с механической коробкой передач

6 — контрольная лампа циркуляционного насоса. Лампа загорается при автономном включении циркуляционного насоса клавишей 7. Лампа горит в течение всего времени работы насоса и гаснет при его отключении (автоматическом или ручном);

24 — замок включения приборов и стартера (подробнее см. рис. 1-12);

Рис. 1-6. Центральный и правый щитки приборов кабины водителя для автобусов с ГМП

Рис. 1-7. Центральный и правый щитки приборов кабины водителя для автобусов с механической коробкой передач

4 — контрольная лампа (зеленая) включения обогрева зеркал. Заго-рается при нажатии выключателя обогрева зеркал (см. рис. 1-8, поз. 3);

__________________________________________________
1 Контрольные лампы 12, 13 загораются при падении давления в соответствующих пневматических контурах ниже 570 кПа (5,8 кгс/см2).

14 — контрольная лампа (красная) падения давления в контуре привода стояночного тормоза и в контуре аварийного растормаживания;

30 — кнопка закрытия задней двери. После закрытия задней двери гаснет контрольная лампа кнопки 29;

33 — контроллер управления ГМП (подробнее см. рис. 1-15);

34 — схема переключения передач (подробнее см. рис. 1-16, 1-17);

35 — кнопка закрытия служебной створки передней двери;

5 — переключатель двухрежимного переднего отопителя (обогрев ветрового стекла и кабины водителя);

Рис. 1-8. Панель клавишных переключателей


Статьи по теме