Критический Объем Реализации Формула

Критический Объем Реализации Формула.rar
Закачек 988
Средняя скорость 1300 Kb/s

Критический Объем Реализации Формула

Критическим объемом производства называется величина выручки от реализации, при которой предприятие покрывает все свои расходы, но не получает прибыль. Для его определения используется формула (1):

  • V — объем реализации в стоимостном выражении;
  • Ипер — переменные расходы;
  • С — постоянные расходы;
  • П — прибыль.

Поскольку переменные расходы (Ипер) по самому принципу их определения находятся в непосредственной зависимости от объема реализации, можно записать, что:

  • q — количество произведенной (реализованной) продукции в натуральном измерении;
  • v — величина переменных расходов на единицу произведенной (реализованной) продукции.

Объем реализации в стоимостном выражении можно представить следующим образом:

S — рыночная (продажная) цена единицы изделия.

Формулу (1) можно представить в виде:

Поскольку по определению критическим считают объем, при котором выручка равна полным затратам (без прибыли), то формула определения критического объема (qk) в натуральном измерении примет вид:

Порог рентабельности — критический объем продаж в денежном выражении равен:

Пример 1

Предприниматель производит продукцию одного наименования, спрос на которую эластичен. Пусть рыночная цена на продукцию за отчетный период оставалась стабильной и составляла 100 усл. ден. единиц на одно изделие.

Переменные расходы (прямые материальные затраты, заработная плата производственных рабочих, отчисления в соответствующие фонды социального страхования и часть общепроизводственных расходов, отнесенных к переменным) составляли 60 усл. ед. в расчете на одно изделие. Общая величина постоянных расходов 1000 тыс. усл. ден. ед.

Используя формулы (6) и (7), определим при каком объеме выпуска предприятие достигнет критического объема:

qk = 1000000/(100-60) = 25000 изделий

Порог рентабельности (Объем продаж в денежном выражении) равен:

Vk = 25 000*100 = 2 500 тыс. ден. единиц

Таким образом, реализовав 25 тыс. изделий на общую сумму 2500 тыс. ден. единиц, предприятие полностью покроет свои расходы и достигнет «критического» объема.

Сказанное может быть представлено в виде графика:

Рисунок 1.3.2. График критического объема производства

Показанной с помощью графика зависимости финансовых результатов от объема производства и реализации продукции может быть дана следующая экономическая интерпретация. Там, где пересекаются линия выручки и себестоимости (точка «К», соответствующая объему производства 25000 шт.), достигается состояние безубыточности, поскольку общий доход в этой точке в размере 2500 тыс. ден. ед. (25000*100 ден. ед.) является достаточным для того, чтобы покрыть постоянные расходы в размере 1000 тыс. ден. единиц и переменные расходы в размере 1500 тыс. ден.ед. (25000*60 ден. ед.). При объеме реализации ниже этой точки предприятие не может покрыть все затраты и, следовательно, финансовым результатом его деятельности являются убытки. Напротив, при объеме реализации большем, чем критический, финансовый результат положительный, т.е. деятельность предприятия становится прибыльной.

Используя рис. 1.3.2, может быть решена обратная задача: исходя из заданной прибыли определяется необходимый для ее получения объем реализации и соответствующий ему уровень расходов.

Влияние постоянных расходов на величину критического объема

Влияние изменения величины постоянных расходов на критический объем может быть определено по формуле (8):

  • С 1 , С 0 — постоянные расходы, соответственно предполагаемые и текущие;
  • ∆C — сумма, на которую увеличены постоянные расходы.

Как видно из формулы (8), любое увеличение суммы постоянных расходов приведет к росту критического объема и наоборот. Иначе говоря, возникает необходимость в дополнительной продаже определенного количества изделий с тем, чтобы выручка от реализации покрыла новые, возросшие издержки.

Пример 2

Продолжая рассмотрение примера 1, определим, как повлияет на критический объем 10-процентное увеличение постоянных расходов, связанное, допустим, с ростом арендной платы. Подставив данные в формулу (8), получим, что в предстоящем периоде нужно дополнительно продать 2500 единиц продукции, чтобы достичь безубыточной работы в условиях новых, возросших постоянных расходов.

∆qk c = 1000000*0.1/(100-60) = 2500

Справедливым будет и обратное утверждение — уменьшение постоянных расходов является конкретным способом снижения точки безубыточности и улучшения финансового положения предприятия.

Пример 3

Покупатель предлагает заключить контракт дополнительно на 5000 изделий по цене 70 ден. единиц. Следует ли предприятию принимать этот заказ?

Реализовав 25000 изделий, предприятие достигает безубыточной работы. При этом величина постоянных расходов, приходящаяся на одно изделие, составляет 40 ден. ед. (1000 000 ден.ед.:25000). Производственные мощности недозагружены. Предприятию следует принять заказ в том случае, если оно получает дополнительную прибыль от его выполнения.

Критический объем продаж (точка безубыточности) minобъем продукции, при котором доходы от продажи в точности покрывают совокупные расходы на ее производство и реализацию,(TR=TC) обеспечивая тем самым нулевую прибыль., т.е в точке нет ни прибыли, ни убытков.

Так же в точке безубыточности объем от продажи = издержкам производства.

Для построения графика безубыточности необходимо провести 3 линии графика:

1.прямую продаж(TR-выручка от продаж)

2.прямую совокупных затрат(TC=FC+VC)

3.прямая постоянных затрат(FC)

Первая точка прямой продаж всегда начинается с(0;0).Для определения следующей точки вычисляется доход(TR=P*Qпродаж)

Первой точкой совокупных затрат является точка в которой прямая постоянных затрат пересекает вертикальную ось (0Y). Вторую точку получаем путем расчета совокупных затрат при таком то объеме продаж Q (TC=FC+VC)

График определения критического объема продаж(Qкр)

TR

ATC

AVC TC

VC

Nкр Е

Критический объем продаж равен отношению постоянных издержек на цену минус средние переменные издержки.

P-цена продаж единицы продукции

FC- постоянные затраты, AVC-cредние переменные издержки

Данное соотношение показывает, что предприятие в этой токе Qкр не получает ни прибыли ни убытков! В случае, если объем реализации продукции превысил точку безубыточности, то предприятие получает прибыль, а если объем реализации ниже Qкр (точки безубыточности), то получает убыток.

2. Метод маржинального дохода:

TR – VC – FC = Пп = 0

Р1N – VC1*N – FC = 0

P1 – VC1 – маржинальный доход на единицу продукции (величина покрытия).

Вп – выручка от продаж

Пп – прибыль от продаж

Постоянные издержки (FC)

Переменные издержки (VC)

т. А – точка безубыточности.

Dм – маржинальный доход.

3. Показатели использования оборотных средств предприятия.

Оборотные средства — это совокупность денежных средств предприятия, необходимых для формирования и обеспечения кругооборота производственных оборотных фондов и фондов обращения.

В состав оборотных фондов включают:

а) производственные запасы

б) незавершенное производство

в) полуфабрикаты собственного изготовления

г) расходы будущих периодов

Показатели могут быть обобщающие и частные

1.ОбобщающиеVскорость оборота ОС(К-т оборачиваемости)= Ст-стиреализов.продукции / ср.год. остаток ОборС-в за период- показывает кол-во оборотов,совершаемых за опр. период ОборС-в организации, его определяют по всей сумме обор.средств, по запасу и отдельным элементам обор.средств. Рост показателя говорит об ускорении оборачиваемости. Чем выше число оборотов, тем меньше средств необходимо иметь организации для операционной деятельности.

2)Длительность 1 оборотаОС-отношение периода длительности к скорости оборота:

показывает, за какой срок к предприятию возвращаются его ОС в виде выручки от реализации продукции.

3)Коэффициент загрузки оборотных средств хар-етвеличинуОС, приходящихся на 1 рубль реализованной продукции:

Кз = ср.год.остатокОбор.С-в /ст-стьреализ.продукции.

4)Рентабельность Обор.С-в -отношение прибыли (валовой или чистой) к среднегодовой стоимости оборотных средств:

Кобс = Чистая валовая прибыль /ср.год.ст-стьОбор.С-в; среднегодовая ст-стиОбор.С-в, определяемая как: (Снг + Скг)/2 (сумма стоимости оборотных средств на начало и конец года деленная на два).

5)Величину прироста объема реализованной продукции за счет ускорения оборачиваемости Обор.С-в предприятия:

ΔVр(ст-стьРеализ.Прод.) = ΔКо*Спл; ΔКо – изменение к-та обор.Обор.С-в; Спл – ср. остаток Обор.С-в в плановом или предыдущем периоде.

В результате ускорения оборачиваемости (интенсивности использования оборотных активов) определенная сумма оборотных средств может быть высвобождена.

Критический объем продаж(Break-evenSales) — это объем продукции, доходы от продажи которой в точности покрывают совокупные расходы на ее производство и реализацию, обеспечивая тем самым нулевую прибыль. Иными словами, очередная единица продукции, проданная сверх критического объема продаж, будет приносить прибыль фирме, тогда как продажа предыдущих единиц шла лишь в покрытие затрат .

Определение критического объема продаж имеет практическое значение в случаях, когда уровень цен на продукцию не обеспечивает предприятию получения прибыли от продаж, или когда низкий спрос на продукцию не дает возможности реализовать такое ее количество, которого было бы достаточно для превышения выручки над затратами.

Совокупные затраты можно подразделить на две группы: условно-постоянные (обусловлены самим фактом жизнедеятельности фирмы и практически не зависят от того, насколько велик объем производимой продукции.

Выручка от продажи очередной единицы продукции, условно говоря, идет в покрытие переменных затрат, т.е. затрат, непосредственно связанных с этой единицей, и части условно-постоянных затрат, а потому видно, что чем больше относительная величина условно-постоянных затрат в общей сумме затрат, тем больший объем продукции должен быть произведен. Величина критического объема продаж в значитель­ной степени зависит от структуры затрат, т. е. при прочих равных условиях повышение технической оснащенности фирмы, увеличение численности и оснащенности аппарата управления, рост расходов по рекламе и сбыту продукции, появление до­полнительных непроизводственных затрат и т. п. влекут рост критического объема продаж.

Отсюда видно, что любые изменения в деятельности фирмы, имеющие затратный характер, должны анализироваться с позиции их влияния на величину критического объема продаж хотя бы в плане того, возможно наращивание объемов производства или новые затраты будут покрываться за счет уже имеющейся маржинальной прибыли (своеобразного накопленного «жирка»). Знаменитый бухгалтер И. Шер (JohannF. Schar, 1846—1924) предложил именовать критический объем продаж «мертвой точкой»; смысл подобного названия очевиден [5, с. 367].

Известны три взаимосвязанных метода расчета точки безубыточности — аналитический, графический, расчет удельной валовой маржи.

Аналитический метод. Название метода условно, а в его основе лежит очевидная зависимость

S — реализация в стоимостном выражении;

VC — переменные производственные расходы;

FC — условно-постоянные расходы производственного характера;

EBIT — операционная прибыль.

Переходя к натуральным единицам, формулу (5) можно преобразовать следующим образом:

Q — объем реализации в натуральном выражении;

р — цена единицы продукции;

v — переменные производственные расходы на единицу продукции.

В точке безубыточности по определению прибыль равна нулю, т. е. EBIT = 0, поэтому из формулы (6) можно найти соответствующий объем продаж (в натуральных единицах), называемый критическим (Qc).

Приведенная формула является одной из базовых в системе внутрифир­менного анализа и может использоваться как в ретроспективном анализе, так и в планово-аналитической работе. При планировании, задавая значения исходных факторов (цена, условно-постоянные и переменные расходы), можно рассчитать минимальный объем производства продукции, необходимый для покрытия расходов, т. е. обеспечивающий безубыточность финансово-хозяйственной деятельности.

Графический метод удобен для иллюстрации зависимости между показателями, участвующими в расчете точки безубыточности аналитическим методом. Графическое изображение модели, характеризующее логику взаимосвязи показателей, формирующих значение критического объема продаж, приведено на рисунке.

Расчет удельной валовой маржи. Этот метод является следствием аналитического метода. Знаменатель дроби в формуле (14.3), называемый удельной валовой маржой, или вкладом (в англоязычной литературе — contribution), характеризует величину прибыли до вычета амортизации, процентов и налогов (EBITDA), приходящейся на единицу продукции (в редких ситуациях вместо EBITDA может использоваться показатель маржинальной прибыли). Можно привести другую интерпретацию этого показателя, широко распространенную в управленческом учете и финансовом менеджменте и объясняющую его название «вклад»: он дает количественную оценку вклада дополнительно произведенной единицы продукции в величину генерируемой валовой маржи (EBITDA), или маржинальной прибыли. По мере наращивания объема производства суммарный вклад должен полностью покрыть условно-постоянные расходы и обеспечить генерирование прибыли.

Таким образом, экономический смысл «мертвой точки» предельно прост: она характеризует количество единиц продукции, реализация которого обеспечит по­лучение валовой маржи (или маржинальной прибыли), в точности равной сумме условно-постоянных расходов [9, с. 529].

Итак, изучив основные методы расчета критического объема продаж, можно сделать вывод, что данные методы являются взаимосвязанными и взаимодополняют друг друга.


Статьи по теме