Катуркин Баян Учебное пособие скачать

Катуркин Баян Учебное пособие скачать.rar
Закачек 2714
Средняя скорость 7668 Kb/s

Катуркин Баян Учебное пособие скачать

Автор: А. Катуркин
Год: 2014
Издательство: Композитор
Страниц: 64
Формат: PDF
Размер: 3,2 МВ
Язык: русский

Настоящее учебное пособие рассчитано на учащихся детской музыкальной школы, школы искусств с I по VIII класс, обучающихся по предпрофессиональной программе по специальности «БАЯН». В учебное пособие вошли этюды различных авторов: Г. Беренса (соч. 70), К. Черни (соч. 139, 261, 299, 599, 636, 777, 821 и 100 пьес), Л. Шитте (соч. 108, 160), Б. Беньяминова, С. Казанского, Г. Тышкевича.

Содержание:

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. Этюды I–II класс (выборный баян)
1. Г. Беренс соч. 70, № 1
2. К. Черни. 100 пьес, № 1
3. К. Черни. 100 пьес, № 5
4. Г. Беренс соч. 70, № 12
5. К. Черни. 100 пьес, № 8
6. Г. Беренс соч. 70, № 9
7. К. Черни. 100 пьес, № 9
8. Г. Беренс соч. 70, № 30
9. Л. Шитте соч. 160, № 9
10. Л. Шитте соч. 160, № 23
11. К. Черни. 100 пьес, № 3
12. Л. Шитте соч. 108, № 3
13. Л. Шитте соч. 160, № 4
14. К. Черни соч. 599, № 14

ВТОРАЯ ЧАСТЬ. Этюды III–V класс (готово-выборный баян)
1. К. Черни соч. 261, № 1
2. К. Черни соч. 261, № 2
3. К. Черни–Г. Гермер I часть, № 45
4. К. Черни соч. 261, № 20
5. К. Черни. 100 пьес, № 20
6. К. Черни соч. 261, № 17
7. К. Черни–Г. Гермер I часть, № 38
8. К. Черни–Г. Гермер I часть, № 37
9. К. Черни–Г. Гермер I часть, № 33
10. К. Черни–Г. Гермер I часть, № 12
11. К. Черни соч. 139, № 55
12. К. Черни соч. 261, № 36
13. К. Черни соч. 599, № 56
14. К. Черни соч. 821, № 15
15. К. Черни соч. 777, № 16
16. К. Черни соч. 599, № 68
17. Л. Шитте соч. 108, № 11
18. К. Черни соч. 599, № 87
19. К. Черни соч. 821, № 2
20. Л. Шитте соч. 160, № 10
21. К. Черни соч. 261, № 20
22. К. Черни соч. 599, № 69
23. К. Черни соч. 599, № 34
24. К. Черни соч. 599. № 88
25. Б. Беньяминов. Этюд ля минор

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ. Этюды VI – VIII класс (готово-выборный баян)
1. К. Черни соч. 599, № 45
2. К. Черни соч. 599, № 62
3. К. Черни соч. 139, № 7
4. К. Черни соч. 599, № 67
5. К. Черни соч. 636, № 23
6. С. Казанский. Этюд ми минор
7. Г. Тышкевич. Этюд си-бемоль минор
8. К. Черни соч. 636, № 10
9. К. Черни соч. 299, № 6
10. К. Черни соч. 299, № 7
11. К. Черни соч. 299, № 19

ПРИЛОЖЕНИЯ
Аппликатура гамм, арпеджио (выборный, готово-выборный баян) с использованием дублирующих рядов
1. I–II класс (выборный баян)
2. III–V класс (готово-выборный баян)
3. VI–VIII класс (готово-выборный баян)

Учебные пособия в pdf
В пособие включены шесть разделов, в которых представлен музыкально-педагогический репертуар для изучения дисциплины баян и аккордеон. Музыкальные произведения белорусских авторов, помещенные в книге, издаются впервые. Пособие составлено в соответствии с типовой программой «Исполнительский практикум».
Адресуется преподавателям и студентам высших и средних специальных учебных заведений музыкально-педагогического профиля.

Исполнительский практикум: баян и аккордеон
учебное пособие
автор-составитель: В. Бубен, А. Ковалев, В. Карпуть, И. Сумарь
БГПУ, Минск, 2008г.
(pdf, 15.5 Мб)

Данное учебное пособие составлено с учетом специфики подготовки педагогов-музыкантов, сферой профессиональной деятельности которых являются общеобразовательные школы художественно-эстетического цикла с музыкальным, музыкальным (хоровым) и общеэстетическим направлениями.
Пособие состоит из 6 разделов: народная музыка, классическая музыка, современная музыка, этюды, ансамбли и концертный репертуар. Каждый раздел пособия снабжен методическими рекомендациями и аннотациями к музыкальным произведениям.
Включение в учебное пособие музыкального материала осуществлялось на основе нескольких принципов.
Основополагающий принцип — принцип художественной ценности музыкального материала. Следует отметить, что культурную и образованную личность педагога-музыканта возможно воспитать именно на высокохудожественных образцах мирового искусства, включая музыкальное.
На первое место музыкальная педагогика должна ставить, прежде всего, воспитание культурной, образованной и высоко развитой личности. Узконаправленная специализация или, по определению В. Л. Яконюка, «технологический крен» музыкального образования способны порождать дефекты общеинтеллектуального и общекультурного развития личности обучаемого. Зачастую такой подход в образовании приводит к искажению самого смысла постижения музыки как вида искусства, к деградации педагогики искусства как предмета.

Принцип педагогической целесообразности заключается в следующем:
1. На основе изучения представленных в пособии произведений будущий педагог-
музыкант должен:
• освоить современные виды исполнительской техники игры на инструменте;
• овладеть спецификой исполнения музыкальных произведений различных стилей, жанров и форм;
• познать особенности интерпретации стиля того или иного композитора.
2. Благодаря большому объему и разнообразию представленного в пособии музыкального материала, студенту предоставляется широкое вариативное «поле» для индивидуального подбора учебного и концертного репертуара.
3. Изучение аннотаций, представленных в пособии, позволит студенту пополнить арсенал методических знаний, расширить багаж музыкально-теоретических и музыкально-исторических сведений, овладеть навыками вербальной интерпретации музыки.
В связи с тем, что значительное место в пособии занимают музыкальные произведения, написанные в переложении для баяна, аккордеона, можно обозначить следующий принцип — принцип художественной и технической близости переложения к оригиналу. Не всякую музыку, написанную в оригинале для других музыкальных инструментов, ансамблей или оркестров, целесообразно исполнять на баяне, аккордеоне. Это связано с тем, что отдельные музыкальные произведения будут звучать на баяне (или аккордеоне) со значительными искажениями, из-за чего они потеряют свою выразительность, а в итоге, художественную ценность. Вместе с тем «.введение в репертуар переложений важно, поскольку они вносят необходимое стилистическое и жанровое разнообразие» — отмечает В. Бубен.1 Более того, музыкальные произведения в переложении для баяна, аккордеона звучат свежо, самобытно и зачастую, благодаря специфике инструмента, оригинально.
Принцип разнообразия стилей, жанров и форм представленной музыки является традиционным при составлении учебных пособий педагогического направления. Соблюдение данного принципа позволит будущему музыканту:
• выработать собственный индивидуальный стиль, выражающийся как в интерпретации музыки на инструменте, так и в отношении к ней;
• расширить свой музыкальный интеллект и индивидуальные исполнительские возможности.
Принцип новизны. Большинство музыкальных произведений, представленных в учебном пособии, издается впервые. Более того, некоторые из них написаны белорусскими композиторами специально для данного пособия, что, несомненно, будет способствовать обновлению и обогащению педагогического и концертного репертуара баянистов, аккордеонистов.
Авторы исходят из того, что все указанные принципы взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга в русле требований гуманистической парадигмы современной высшей школы.
Авторы рассчитывают, что данное учебное пособие окажет действенную помощь будущим преподавателям баяна, аккордеона в подготовке к профессиональной деятельности в сфере общего и профильного музыкально-педагогического образования.

  • Раздел I. Народная музыка
    • В. Власов «А ў полі ніўка»
      П. Денисенко «Мікіта»
      П. Денисенко «Го, го, го каза»
      Н. Сирота «Батлейка»
      Л. Малиновский «Ох, і сеяла Ульяніца лянок»
  • Раздел II. Классическая музыка
    • Г. Ф. Телеман «Фугетта»
      И. Пахельбель «Токката и фуга»
      А, К. Лядов «Прелюдия»
      Ф. Бургмюллер «Пастораль»
      Ф. Кулау «Рондо»
      Д. Гершвин «Колыбельная Клары»
      И. Сейсс «Сонатина»
      Д. Каминский «Фуга»
      Ш. Данкла «Вступление, тема и вариация на тему Д. Пуччини»
      К. Бомм «Непрерывное движение»
  • Раздел III. Современная музыка
    • Т. Муффат «Фугетта»
      Н. Сирота «Хоральная прелюдия»
      Г. Катцер «Прелюдия и фугетта»
      В. Челноков «Прелюдия и фуга»
      О. Залетнев «Купальский напев»
      М. Шмитц «Воспоминание о джазе»
      А. Доренский «Сонатина в классическом стиле»
      В. Рихтер «Акварели»
      Ю. Ганцер «Пять пьес для аккордеона»
      В. Шевяков «Андантино»
      Н. Литвин «Сказка»
      В. Солохин «Детская сюита»
      А. Виницкий «Любимый червячок из земляники»
      Б. Киянов «Веселый аккордеон»
      Р. Вюртнер «Пикадор»
      П. Фросини «Кубанола»
      А. Фоссен «Солнечный удар»,
      А. Пьяццолла « лет назад»,
      Арт Ван Дамм «Буги-вуги»,
  • Раздел IV. Этюды
    • К. Черни «Этюд До мажор»,
    • В. Бухвостов «Этюд Соль мажор»,
    • Ф. Бургмюллер «Этюд До мажор»,
    • В. Бубен «Этюд Соль мажор»
  • Раздел V. Концертный репертуар
    • В. Карпуть «Там каля млына»
      А. Пожарицкий «Вальс-элегия»
      Н. Сирота «Маленький триптих № »
      Б. Маслов «Четкий ритм»
      Ю. Пешков «Подражание испанскому»
      А. Грасс «Концертный вальс»
      Л. Малиновский «Посвящение Яну Сибелиусу»
  • Раздел VI. Ансамбли.
    • И. Лученок «Мой родны кут»
    • А. Ковалев «Мітусь»
    • В. Дмитриев «Белый парус»
    • В. Ветров «Интермеццо»
    • Р. Баррозо «Бразилия»
    • А. Пьяццолла «Езсйаіо» (Акула)
    • С. Камилерис «Долорес»
    • Ю. Пешков «Северное сияние»
    • С. Тихонов «Свадебный марш «Циллерталер».
  • Литература

Теория. Методика. Практика. Учебно-методическое пособие для преподавателей ДМШ и ДШИ РФ по классу баяна и аккордеона

В настоящее время резко возросла потребность в совершенствовании методики обучения начинающих баянистов и аккордеонистов.

Особенно много вопросов встает при обучении на баяне и аккордеоне с левой выборной клавиатурой.

В связи с этим учебно-методическое пособие А.П. Катуркина – педагога, имеющего более чем полувековой стаж преподавания класса баяна, создавшего множество разнообразных методических пособий, представляет несомненный интерес.

Я хорошо знаком с педагогической работой А.П. Катуркина. Это – подлинный энтузиаст обучения детей на современном инструменте с выборной клавиатурой: он постоянно проводит мастер-классы, открытые уроки с учащимися в самых различных регионах России, активно культивирует как современные принципы обучения на баяне и аккордеоне, так и все новые модели инструментов с левой выборной клавиатурой для детей, начиная с шестилетнего возраста.

Импонирует в его работе большое внимание, уделяемое автором, донотному периоду обучения, всемерному развитию музыкального слуха, координации рук в пьесах. А.П. Катуркин в разделах «Теория», «Методика» и «Практика» дает педагогам много ценных рекомендаций. Они связаны с осмыслением современной технологии исполнительства, с проблемами интонирования и артикуляции, филирования звука, меховедения и многими другими вопросами.

Отрадно, что музыкальный материал нацелен на всемерное развитие художественного мышления детей, на достижение выразительности исполнения.

И главное для автора – всегда заинтересовать ребенка музыкой, чтобы он овладевал новыми приемами игры, воспринимал с интересом все новые для него творческие задачи.

Думается, что это учебно-методическое пособие станет существенным подспорьем для преподавателей ДМШ и ДШИ по классу баяна и аккордеона.

Имханицкий М.И., заслуженный деятель искусств РФ,
доктор искусствоведения, профессор РАМ им. Гнесиных

  • От автора
  • I часть. Теория
  • II часть. Методика
  • III часть. Практика
  • IV часть
    • Донотный период и дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа по предмету «Баян выборно-готовый», специальность
    • Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа по предмету «Баян выборно-готовый», специальность
    • Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты». Программа по учебному предмету «Ансамбль»
    • Аннотации на учебные пособия
    • План обучающего семинара для преподавателей ДМШ и ДШИ по классу баяна и аккордеона в рамках КПК

Другие издания автора

Александр Петрович КАТУРКИН

Баян. Путь к мастерству.

Полифония (III часть)

Баян. Путь к мастерству.

I часть (1–2-й классы) и II часть (3–5-й классы)

Баян. Путь к мастерству

Настоящая работа «Искусство игры на баяне и аккордеоне» предназначена для преподавателей ДМШ и ДШИ по классу баяна и аккордеона.

В ней четыре части: I – Теория, II – Методика, III – Практика, IV – Донотный период обучения и предпрофессиональные программы по специальности и ансамблю.

С 2009 по 2016 год в различных регионах России проходили обучающие семинары в рамках курсов повышения квалификации преподавателей ДМШ и ДШИ по классу баяна и аккордеона в городах: Ижевск, Кострома, Севастополь, Ульяновск, Серов, Пермь, Ярославль, Владимир, Нижний Новгород, Московской области и др.

На семинарах рассматривались вопросы теоретического характера (метр, ритм, акцентуация), современная технология искусства игры на баяне и аккордеоне; проводились мастер-классы с учащимися и практические занятия с преподавателями.

На основании анализа и опыта проведения семинаров выяснились некоторые проб­лемы, связанные с анализом музыкальных произведений, мотивной структурой и акцентуацией, различными видами туше и ведения меха, артикуляцией и интониро­ванием.

В первой части «Теория» определяются три главных элемента музыки: мелодия, метр или размер и ритм; разбираются различные виды размеров, тактов, ритмов, акцентов, а также метроритмия и полиритмия.

Анализируются двухдольные и трехдольные мотивы, их строение; фраза, предложение, цезура, люфт-пауза.

Во второй части «Методика» рассматриваются вопросы и условия свободы исполнительского аппарата, формирование звука, различные виды туше и ведения меха, артикуляция, интонирование и другие актуальные вопросы методики обучения.

Все изложенное во второй части относится одинаково к баяну и к аккордеону, за исключением посадки, постановки, аппликатуры.

В третьей части «Практика» представлен исполнительский анализ музыкальных произведений различного склада: контрастные и имитационные виды полифонии И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, Ж. Армана, Э. Мегюля, пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского и «Альбома для юношества» Р. Шумана, «Славянский танец» А. Дворжака и несколько обработок народных песен и танцев.

В четвертой части описан донотный период обучения и включена дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа по предметам «БАЯН ВЫБОРНО-ГОТОВЫЙ» (специальность и ансамбль).

Желаю преподавателям, изучившим это пособие, успехов в педагогической деятельности, в работе над выразительностью, в достижении свободы исполнения, в реализации художественного образа.

С наилучшими пожеланиям,
Катуркин Александр Петрович


Статьи по теме