История Написания Рассказа Васюткино Озеро

История Написания Рассказа Васюткино Озеро.rar
Закачек 2363
Средняя скорость 1644 Kb/s

История Написания Рассказа Васюткино Озеро

В. П. Астафьев – один из интереснейших представителей русской советской литературы. Его не зря называли мерилом совести и нравственности нашей современности. Человек и природа, человек и война, жизнь деревни, экология души и совести, культуры и человечности – вот круг тех вопросов, тех проблем, которые поднимались писателем в его произведениях. Всё, что им написано, отличается искренней тревогой за наш мир, за чистоту сердец и искренность помыслов, за то, чтобы люди прониклись чувством ответственности друг перед другом и собой, ощутили связь с родной землёй, отчим краем, малой родиной, почувствовали зов предков. Чтобы каждый из нас ясно понимал: здесь, в этой жизни, мы не странники-временщики, а звенья в бесконечной цепи человечества. И живём на одной планете, и дети одной матери – Природы.

История создания

Не случайно свой рассказ назвал Астафьев «Васюткино озеро». Ведь далеко не каждый герой, особенно если он маленький мальчик, удостоится столь высокой чести. А вот Васютка заслужил! Произведение носит ярко выраженный автобиографический характер. Выросло оно из небольшого школьного сочинения, в котором тогда ещё ученик Астафьев рассказал о приключении, которое с ним произошло. Ведь будучи семилетним ребёнком, он часто выходил с отцом на рыбную ловлю для артели. Да и вообще очень многое знал о тайге, о её характере, хитростях и повадках от дедушки и бабушки, отца. Потому и случай этот не забыл Астафьев. «Васюткино озеро» из ученической работы переросло в интереснейший рассказ о том, как в самых непредвиденных ситуациях следует сохранять присутствие духа.

Почему мальчику удалось спастись, да ещё и удивительный уголок леса открыть? Потому что не забыл уроков, преподанных ему старшими, не впал в страх и унынье, прочитал «тайную книгу тайги». Астафьев «Васюткино озеро» с тем и написал: поведать людям о первозданной красоте родных мест, о доброте и мудрости природы, строгой справедливости её к людям.

Основная идея произведения

Вспоминая и рассматривая своё детство уже глазами взрослого, умудрённого опытом человека, писатель так хотел рассказать об озере, чтобы души читательские пришли в трепет, чтобы могли ярко и живо представить себе его и чудную поляну в лесу. Как художник точными, гениальными мазками творит картину, так и Астафьев Васюткино озеро описывает мастерски подобранными словами. Свою писательскую задачу видел он в следующем: дать понять читателям, что вокруг них «есть мир прекрасный» и сами они тоже «в этом мире есть». Ведь все мы приходим во взрослую жизнь из детства. И Виктор Петрович считает: хорошо, чтобы и в нашей судьбе были такие вот «озёра» — путеводные звёзды, помогающие нам понять себя, очиститься, осознать простые, но бесконечно важные житейские истины. В этом заключается идейный смысл рассказа.

Природа и человек в рассказе

Двух главных героев вывел в своём произведении Астафьев. «Васюткино озеро», содержание которого мы рассматриваем — это рассказ о природе. Причём природа – не фон или театральная декорация. Это особый мир, живущий по своим законам. И он проверяет истинную сущность людей, определяет, кто на что способен. Природа заставляет Васютку пройти испытания, в результате которых он закалился, стал сильнее и человечнее. Именно природа даёт возможность мальчику лучше оценить любовь и заботу матери, семьи, близких. Она пугает, запутывает, грозит, но и подсказывает, приоткрывает завесы. Главное – увидеть, подметить, понять, а для этого должны быть зоркими и чуткими не только глаза и слух, но и сердце. Так считает Виктор Петрович Астафьев.

«Васюткино озеро» — рассказ философский, современная притча, раскрывающая сложные, многогранные отношения человека и природы, а также бесконечный космос внутри нас самих. Читайте Астафьева, ведь через его произведения, как и пушкинские, «можно превосходным образом воспитать в себе человека».

Астафьев «Васюткино озеро» Какой краткий анализ, вывод?

Анализ рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»:

Произведение В.П.Астафьева по жанру является рассказом. В нем повествуется о путешествии, которое совершил заблудившийся тринадцатилетний мальчик, он пробыл в сибирской тайге пять дней. Васютка — это главный герой рассказа, он помогал родителям, занимаясь таежными промыслами. Другими героями рассказа были: мать и отец Васютки, дед и рыбаки. Мальчик помогает родителям, чем мог. Он сам взялся набрать рыбакам кедровых орешков, чтобы тем было что пощелкать.

И вот однажды Васютка отправляется в тайгу, чтобы очередной раз набрать орехов, и тут он видит глухаря — это завязка рассказа. После длительных блужданий Васютка вышел на берег реки Енисей и услышал звук катера. К этому времени он уже успел потерять надежду в том, что его могут быстро найти — это кульминация рассказа. А развязка наступает тогда, когда мальчик оказывается дома. Потом он приводит рыбаков на найденное озеро.

В основе рассказа лежит лежит мысль о поведении человека в трудной экстремальной ситуации. Мальчик достойно преодолел сложившиеся трудности даже не смотря на свой возраст. Не малый интерес в рассказе представляет собой описание природы: тайги и ее обитателей. Из этого произведения можно почерпнуть не мало познавательного, в том числе и о жизни таежников. Кажется, что мы будто путешествуем с Васюткой по тайге. По манере передачи рассказ спокойный, он вводит читателя в жизнь людей-сибиряков.

Герои, анализ, вывод, цитаты рассказа «Васюткино озеро»

Произведение Астафьева «Васюткино озеро» написано автором в жанре рассказа.

Из рассказа мы узнаём об истории тринадцатилетнего мальчика Всютки, помогавшего рыбакам. Рыбаки смолили лодки, готовясь к путине, а Васютка снабжал их орехами, за которыми он самостоятельно ходил в тайгу. Васютка был опытным охотником и знал все таёжные секреты, которым его научили отец и дед, поэтому он не боялся потеряться в тайге. Но в тот раз случилось непредвиденное — Васютка увлёкся погоней за глухарём и потерял тропинку и зарубки на деревьях и заблудился. Как он выжил эти пять долгих дней, в течении которых он блуждал по тайге — об этом рассказ.

Васютка преодолел все трудности — он не испугался и не сломался, а действовал умно и расчётливо в этой сложной ситуации, что позволило ему не потерять контроль над собой и найти правильную дорогу.

Ниже вы можете прочитать анализ рассказа и вывод к нему, но перед анализом я поместила краткую предысторию и описание рассказа, чтобы вы могли освежить в памяти все подробности рассказа. А так же после анализа рассказа для вас приведены цитаты из рассказа, которые характеризуют Васютку и других героев рассказа.

Для хорошего анализа цитаты из произведения всегда полезны.

Цитаты:

Жанр данного произведения — рассказ, в котором рассказывается о том как тринадцатилетний мальчик Васютка пошел в тайгу за орешками для рыбаков и заблудился. Он отвлекся на глухаря, которого хотел подстрелить и потерял тропинку и зарубки.

Тринадцатилетний ребёнок не испугался, а действовал как взрослый человек — очень умно и расчётливо. Васютка смог преодолеть все и найти не только дорогу домой, но и новое озеро, которое потом назвали в его честь.

В рассказе «Васюткино озеро» очень красочно описывается тайга и ее обитатели.

Вывод после прочтения рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Никогда нельзя отчаиваться и опускать руки в трудные моменты.

Нужно успокоиться, хорошенько подумать и вспомнить о советах старших, умудренных опытом людей. И потом, конечно же, применить эти знания и навыки с умом.

Вот краткий анализ произведения.

Жанр данного произведения — рассказ, который повествует о случайном путешествии 13-ти летнего мальчика, который на 5 дней заблудился в тайге. Главный герой рассказа — паренёк Васютка, он помогал в тайге на промысле своим родителям. Второстепенные персонажи рассказа — это его родители (мать и отец), а также дедушка и рыбаки. Васютка чем может помогает в тайге родителям. Он сам придумал для себя обязанность — обеспечивать кедровыми орехами рыбаков, которые в свободное время любили пощёлкать их.

Один раз, по обыкновению, мальчик направляется в тайгу, что набрать ещё орешков, но неожиданно у него появляется шанс подстрелить глухаря. Этот момент в рассказе является его завязкой.

После того, как мальчик долгих пять дней скитается по тайге, он выходит к берегу реки Енисей, где слышит доносящийся неподалёку звук катера-бота. К этому моменту он уже потерял всякую надежду, что его быстро отыщут. Это кульминация произведения. Развязка же наступает после того, как Васютка уже оказывается дома, а затем проводит рыбаков к озеру, которое он случайно обнаружил.

В центре рассказа — поведение человека, оказавшегося в экстремальной ситуации. Мальчик с достоинством преодолевает все свалившиеся на него невзгоды, несмотря на свой юный возраст. В рассказе большой интерес представляет живописное описание тайги и её обитателей. Много всего познавательного и интересного можно узнать из произведения об обычаях и привычках жителей тайги. Автор так умело повествует нам о приключениях Васютки в тайге, что кажется, как будто мы сами путешествуем вместе с мальчиком по просторам тайги.

Какой можно сделать вывод, прочитав рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро»!?

Что не нужно в трудных жизненных ситуациях отчаиваться и падать духом! Нужно собраться с мыслями и вспомнить, что когда-то рассказывали и советовали знающие, опытные жители. И потом, чтобы выжить, как это смог сделать мальчик Васютка, применить полученные знания и навыки!

Историю о том, как в критической ситуации не растеряться, поддавшись панике, и, мобилизовав силы, сделать всё, что от тебя зависит, рассказывает в своём произведении «Васюткино озеро» В. П. Астафьев.

Сюжет рассказа взят из детства писателя, проведшего свои ученические годы в Красноярском крае. Даже фамилия бригадира является реальной и принадлежит известной династии сибирских промысловиков.

История создания

Написано «Васюткино озеро» было в 1952 году, а опубликовано – в 1956. Но началом появления рассказа на свет стал тот год, когда пятиклассник Витя, выполняя задание учителя литературы, поведал в сочинении, посвященном ушедшему лету, о том, как потерявшись в тайге, провел наедине с природой много тревожных суток, обнаружил неизвестное старожилам озеро и, в конце концов, смог самостоятельно выбраться к реке. Яркий и правдивый пересказ переживаний мальчика привел к тому, что его работа была напечатана в школьном журнале.

Созданное по памяти детское сочинение и стало основой для писателя.

Описание рассказа

Простым, но образным языком рассказчик повествует о буднях рыбацкого стана в Сибири. Тринадцатилетний Васютка, сын бригадира, пытается в меру своих сил помогать взрослым, добывает для них кедровые орехи.

В один из дней, захватив ружьё и провиант, парнишка зашел подальше в лес, надеясь на богатый урожай, и заблудился. После тщетных попыток отыскать дорогу Васютка осознает, что помощи ждать неоткуда, рассчитывать надо только на себя.Ужас, паника и растерянность постепенно уступают место спокойной рассудительности. Не зря парень рос в этом суровом краю, с малолетства слыша наставления стариков о том, как вести себя в подобном случае. Применяя советы бывалых охотников и собственные навыки, мальчику удаётся не только продержаться в жестких условиях несколько дней, поборов в себе страх, но и добыть себе пропитание, обогреться, обнаружить затерянный водоем с ценной рыбой, и, вспомнив уроки географии, выйти к берегу Енисея, к людям.

Шестьдесят километров прошел школьник за пять долгих, полных неизвестности и тревоги, дней. Зная, что рыбаки давно тоскуют без улова, Васютка, прибыв домой, без промедления сообщил об увиденном озере. Указав путь бригаде заветный маршрут, подросток чувствует причастность к общему делу. Впоследствии водоём был нанесен на карту и назван именем Василия.

Главный герой

Василий Шадрин – обычный деревенский школьник, озорник и хвастунишка. Он любит приключения, считает себя вполне взрослым и самостоятельным человеком. Его характер сложился под воздействием отца, немногословных жителей таежной деревни. Обычаи и традиции сибирского края также наложили свой отпечаток. Автор не дает подробной характеристики главного героя, его личность раскрывается в процессе повествования.

Попав в безвыходное, пугающее положение, зная, чем может обернуться потеря дороги в лесу, ясно представляя последствия, Васютка проявил мужество и выдержку, практическую сметку и рассудительность, не утратив при этом чувства юмора. Не поддавшись страху, отважно преодолевая препятствия, парнишка думает не только о себе, но и об общих интересах.

Анализ рассказа

Во вступлении, ведущемся от третьего лица, автор говорит о новом озере и о роли Васютки в этом открытии. Глубокая любовь к родине и убежденность, что каждого из нас ждут большие и малые победы, сквозит в начальных строках.

Завязка происходит, когда, увлекшись охотой за глухарем, подросток заблудился. Кульминацией выступает момент, когда таёжники спасают отчаявшегося Васютку. Развязка рассказа – это возвращение парня к матери и начало промысла в открытом озере.

Рассказчик применяет традиционную композицию с последовательным повествованием и минимальным количеством героев. Неторопливость и подробность изложения позволяет представить себя на месте центрального персонажа, читатель сочувствует Васе, переживает за него.

Для Астафьева характерно использование сравнений. Благодаря красочным описаниям природа низовья Енисея оживает. Образности действующим лицам добавляет применение в прямой речи местного диалекта.

Преодолевать трудности, всегда искать выход из непростой ситуации, использовать все возможности – вот чему учит эта история. Огромное желание жить помогло маленькому сибиряку выбраться из тайги.


Статьи по теме