Ионные Уравнения 8 Класс Презентация

Ионные Уравнения 8 Класс Презентация.rar
Закачек 1362
Средняя скорость 3695 Kb/s

Ионные Уравнения 8 Класс Презентация

Ионные уравнения реакции

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема: Ионные уравнения реакции Вспомним реакцию нейтрализации.

Протекающая реакция описывается следующим уравнением 2 KOH + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + 2H 2 O

2 KOH + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + 2H 2 O Отражает ли эта запись в истинном свете проведенную реакцию? Разве в растворе есть молекулы KOH, H 2 SO 4 и K 2 SO 4 — ведь это электролиты? Что же в действительности произошло?

В растворе ионы 2 KOH = 2K + + 2OH — H 2 SO 4 = 2H + + SO 4 2- K 2 SO 4 = 2K + + SO 4 2-

Поэтому реакция записывается в ионном виде 2 K + +2OH — + 2 H + +SO 4 2- = = 2K + + SO 4 2- + 2H 2 O а сущность H + + OH — = H 2 O

Реакция нейтрализации между H 2 SO 4 и Ba(OH) 2 это другая реакция, так как в результате образуется нерастворимая соль BaSO 4

Молекулярное уравнение H 2 SO 4 + Ba(OH) 2 = = BaSO 4 ↓ + 2H 2 O Ионный вид 2H + + SO 4 2- + Ba 2+ + 2OH — = =BaSO 4 ↓ + H 2 O

Проделаем реакцию между карбонатом калия и соляной кислотой.

Что мы наблюдаем ?

Запишем уравнение реакции. Проверим.

Молекулярное уравнение K 2 CO 3 + 2 HCl = 2KCl + H 2 O + CO 2 ↑ Полный ионный вид 2 K + + CO 3 2- + 2H + + 2Cl — = = 2K + + 2Cl — + H 2 O + CO 2 ↑ Краткий ионный вид CO 3 2- + 2H + = H 2 O + CO 2 ↑

Правила составления ионных уравнений реакции Сильные электролиты записывают в виде образующих их ионов ( с учетом индексов и коэффициентов).

Формулы слабых электролитов ( в т.ч. H 2 O ), нерастворимых и газообразных веществ записываются в молекулярной форме

Если вещество выпадает в осадок, то рядом с его формулой ставят стрелку, направленную вниз ( ↓ ); а если в ходе реакции выделяется газообразное вещество, то рядом с его формулой ставят стрелку, направленную вверх ( ↑ ).

Проделаем реакцию между сульфатом меди(2) и гидроксидом натрия.

Что мы наблюдаем ?

Запишем уравнение реакции. Проверим.

Молекулярное уравнение: CuSO 4 + 2NaOH = = Cu(OH) 2 ↓ + Na 2 SO 4 Полное ионное уравнение: Cu 2+ + SO 4 2- + 2Na + + 2OH — = = Cu(OH) 2 ↓ + 2Na + + SO 4 2- Сокращенное ионное уравнение: Cu 2+ + 2OH — = Cu(OH) 2 ↓

Реакции ионного обмена в растворах электролитов практически осуществимы (протекают до конца) только в тех случаях, когда в результате реакции образуется осадок, газ или малодиссоциирующее вещество.

Тестовый контроль № 1 Дополните. Частицы заряженные положительно называются ________________________________ Частицы заряженные отрицательно называются _____________________________

№ 2 Продукты реакции нейтрализации 1. Соль и вода 2. Соль и основание 3. Соль и кислота

№ 3 Реакция ионного обмена, идущая до конца 1. MgSO 4 + Ba(NO 3 ) 2 → 2. MgCl 2 + Ba(NO 3 ) 2 →

№ 4 Внимательно рассмотрите перечисленные в задании схемы электролитической диссоциации. На какие три равные группы их можно разделить? Назовите каждую группу: а) Ca(OH) 2 → → Ca 2+ + 2OH — б) Ca(NO 3 ) 2 → → Ca 2+ + 2NO 3 — в) HNO 3 → H + + NO 3 — г) HCl → H + + Cl — д) KOH → K + + OH — е) Al 2 (SO 4 ) 3 → → 2Al 3+ + 3SO 4 2-

№ 5 Внимательно рассмотрите перечисленные в задании схемы электролитической диссоциации. На какие две равные группы их можно разделить? Назовите каждую группу: а) NaOH → Na + + OH — б) Ba(NO 3 ) 2 → Ba 2+ + 2NO 3 — в) Ba(OH) 2 → Ba 2+ + 2OH — г) NaCl → Na + + Cl — д) BaCl 2 → Ba 2+ + 2Cl — е) Na 2 CO 3 → 2Na + + CO 3 2-

Ответы № 1 Частицы заряженные положительно называются Катионы Частицы заряженные отрицательно называются Анионы № 2 1. Соль и вода

№ 3 1. MgSO 4 + Ba(NO 3 ) 2 → № 4 1-я группа (схемы электролитической диссоциации щелочей ) : а) Ca(OH) 2 →Ca 2+ +2OH — д) KOH →K + +OH — 2-я группа (схемы электролитической диссоциации кислот ) : г) HCl → H + + Cl — в) HNO 3 → H + + NO 3 — 3-я группа (схемы электролитической диссоциации солей ) : б) Ca(NO 3 ) 2 → Ca 2+ + 2NO 3 — е) Al 2 (SO 4 ) 3 → → 2Al 3+ + 3SO 4 2-

№ 5 1-я группа (схемы электролитической диссоциации соединений натрия ) : а) NaOH → Na + + OH — г) NaCl → Na + + Cl — е) Na 2 CO 3 → 2Na + + CO 3 2- 2-я группа (схемы электролитической диссоциации соединений бария ) : б) Ba(NO 3 ) 2 → Ba 2+ + 2NO 3 — в) Ba(OH) 2 → Ba 2+ + 2OH — д) BaCl 2 → Ba 2+ + 2Cl —

Домашнее задание § 37 , упр 1 — 5

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме «Уравнения окружности и прямой» в 8 классе сопровождается мультимедийной презентацией, которая используется на этапе актуализации знаний и на этапе проверки самостоятельной р.

Данная презентация содержит материал для актуализации знаний по теме «Квадратные уравнения», знакомству с понятием «Неполные квадратные уравнения» и отработке навыков решения этих уравнений.

Презентация к уроку повторению по теме «Решение квадратных уравнений».

Урок алгебры в 8 общеобразовательном классе по теме: «Уравнение х2 = а».

Материал содержит конспект урока, презентацию, инструктивные карты к проведению опытов, приложение.

Цель: Предметные: изучение понятий: химические явления, признаки химических реакцийМетапредметные: овладение сведениями о сущности и особенностях химических явлений, развитие способности к наблюдениям.

Цель: Предметные: изучение понятий: химические явления, признаки химических реакцийМетапредметные: овладение сведениями о сущности и особенностях химических явлений, развитие способности к наблюдениям.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема урока: «Ионные уравнения реакций»

Цель урока: сформировать у учащихся знания о реакциях ионного обмена.

Задачи: — исследовать условия протекания реакций ионного обмена до конца; — продолжить развитие умений проводить эксперимент, составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена, развивать умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; — воспитывать интерес к учению, личностные качества, обеспечивающие успешность творческой деятельности (активность, сообразительность и любознательность).

Методы и методологические приёмы: диалогический метод изложения знаний с элементами исследования, выполнение демонстрационного и лабораторного эксперимента, работа в парах и группах, фронтальная беседа, взаимный диктант, тестирование, самостоятельная работа, самопроверка и взаимопроверка.

Средства обучения : -инструкция по технике безопасности; — рабочая карта урока; — алгоритм составления уравнений реакций; — демонстрационное оборудование; — лабораторное оборудование; — дидактические карточки для взаимного диктанта; -компьютер; — интерактивная доска; — презентация.

Подготовка учащихся к уроку. 1. Деление класса на группы по 4 человека. 2. Группа получает оборудование для эксперимента. 3. Каждый учащийся имеет рабочую карту урока (приложение №1). 4. У каждого учащегося на столе карточка для проведения взаимного диктанта (приложение №2). 5. На каждом столе имеется алгоритм составления уравнений реакций, который спроецирован на экран (приложение №3).

Тема. Ф. И. учащегося . Примечание : с/о- самооценка; в/о — взаимооценка; о/г – оценка группы. Рабочая карта урока. Проверка домашнего задания Изучение нового материала Закрепление знаний Итоговая оценка с/о с/о о/г в/о с/о с/о

Структура урока. I . Организационный этап. Постановка цели и мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся. II . Актуализация знаний (фронтальная форма работы). III .Изучение нового материала (диалогический метод с элементами исследования, сочетание фронтальной и групповой форм работы, проведение эксперимента, самопроверка и взаимопроверка) IV .Закрепление знаний (работа с химическим тренажером, тестирование). V . Рефлексия (самооценка) VI . Домашнее задание.

ХОД УРОКА . I . Организационный этап. II . Актуализация знаний . На предыдущем уроке мы изучили понятие «электролиты» Вопросы к классу: — дайте определение электролитов; — какие соединения относятся к электролитам; — составьте уравнения реакций диссоциации серной кислоты, фосфата калия, гидроксида бария, фосфорной кислоты, нитрата алюминия.

Таблица №2. Рабочая карта урока. «5» — все примеры составлены верно, «4» — 1 ошибка, «3» — 2 ошибки, больше ошибок – не оцениваем. Самооценка выполненной работы. Проверка домашнего задания Изучение нового материала Закрепление знаний Итоговая оценка с/о с/о о/г в/о с/о с/о

III . Изучение нового материала. Тема урока: «Ионные уравнения реакций» Реакции между ионами в растворах электролитов называют ионными реакциями, а уравнения таких реакций – ионными уравнениями Реакции ионного обмена идут до конца, если образуется газ, осадок или слабодиссоциирующее вещество .

Алгоритм составления уравнений В молекулярном виде: 1. Записать исходные вещества. 2. Записать продукты, поменяв местами первые части формул исходных веществ. 3. Расставить степени окисления и составить формулы продуктов реакции. 4. Расставить коэффициенты В ионном виде: 1. Определяем по таблице растворимости, являются ли вещества электролитами. 2. Все электролиты записываем в ионном виде с учетом коэффициентов и индексов. 3. Формулы веществ малодиссоциирующих, нерастворимых и газообразных веществ записываем в молекулярном виде. 4. Вещество, выпадающее в осадок, выделяем стрелкой, направленной вниз, газ отмечаем стрелкой, направленной вверх. 5. Сокращаем одинаковые ионы в левой и правой частях уравнения. 6.Записываем оставшиеся частицы, учитывая, что вначале записываем катионы, а затем анионы. Na2CO3 + CaCI2 = CaCO3 + 2NaCI Э Э НЭ Э 2Na+ + CO32- + Ca2+ + 2CI- = CaCO3 + 2Na+ + 2CI Полное ионное уравнение Ca 2+ + CO 32- = CaCO 3 Сокращенное ионное уравнение

Правила техники безопасности 1. Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. 2. Вещества нельзя брать руками и пробовать на вкус. 3. Без указания учителя не смешивайте неизвестные вам вещества. 4. Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать. 5. Всегда пользуйтесь только чистой лабораторной посудой. 6. твердые вещества берите только ложкой. 7. При выполнении опытов пользуйтесь небольшими дозами веществ. 8. Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами. Если случайно кислота попадет на руки или на одежду, то немедленно смойте ее большим количеством воды. 9. Остатки веществ не высыпайте и не вливайте обратно в сосуд с чистыми веществами. 10. Проводите опыты только над столом и, закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

Образец выполненного задания : вариант1 CuSO 4 + 2NaOH=Cu(OH) 2 +Na 2 SO 4 Cu 2+ +SO 4 2- +2Na + +2OH — =Cu(OH) 2 +2Na + +SO 4 2 — Cu 2+ +2OH — =Cu(OH) 2 Na 2 CO 3 +2HNO 3 =2NaNO 3 +H 2 O+CO 2 2Na + +CO 3 2 -+2H + +2NO 3 — =2Na + +2NO 3 — +H 2 O+CO 2 2H + +CO 3 2- =H 2 O+CO 2 NaOH + HCI = NaCI + H 2 O Na + +OH — +H + +CI — =Na + +CI — +H 2 O H + +OH — =H 2 O

Образец выполненного задания : вариант2 AI 2 (SO 4 ) 3 +3BaCI 2 =3BaSO 4 +2AICI 3 2AI 3+ +3SO4 2- +3Ba 2+ +6CI — =3BaSO 4 +2AI 3+ +6CI — 3Ba 2+ +3SO 4 2- =3BaSO 4 Na 2 CO 3 +2HCI=2NaCI+H 2 O+CO 2 2Na + +CO 3 2- +2H + +2CI — =2Na + +2CI — +H 2 O+CO 2 2H + +CO 3 2- =H 2 O+CO 2 2KOH+H 2 SO 4 =K 2 SO 4 +2H 2 O 2K + +2OH — +2H + +SO 4 2- =2K + +SO 4 2- +2H 2 O 2H + +2OH — =2H 2 O ,

IV . Закрепление знаний (взаимный диктант, тестирование). Карточки взаимного диктанта для работы в парах. Тест в 2 вариантах.

Задания теста Вариант 1. Выпишите номер правильного ответа . 1. Условия протекания реакции ионного обмена до конца – образование: 1) осадка; 2) осадка, газа; 3) осадка, газа, малодиссоциирующего вещества; 4) осадка, газа, малодиссоциирующего вещества, изменение окраски раствора. Установите соответствие . 2. Исходные вещества: 1) Na 2 SiO 3 u H 2 SO 4 ; 2) CuSO 4 u NaOH ; 3) NaOH u H 2 SO 4 . сокращенные ионные уравнения: а ) 2H+ + S 2 — = H 2 S г ) 2H+ + SiO 3 2- = H 2 SiO 3 б ) 2H + + CO 3 2- = H 2 O + CO 2 д ) Ba 2 + + SO 4 2 — = BaSO 4 в ) Cu 2 + + 2OH — = Cu(OH) 2 е ) H+ + OH- = H 2 O Выпишите номер правильного ответа . 3. Вещества, между которыми возможна реакция нейтрализации: 1) Cu (OH) 2 u H 2 SiO 3 ; 2) NaOH u FeCI 3 3) Na 2 CO 3 u BaSO 4 4) Fe (OH) 3 u H 2 SO 4 4. Уравнение реакции ионного обмена: 1) 2FeCI 2 + CI 2 = 2FeCI 3 ; 3) Zn + 2HCI = ZnCI 2 + H 2 ; 2) CaCO 3 = CaO + CO 2 ; 4) 3NaOH + AI (NO 3 ) 3 = AI (OH) 3 + 3NaNO 3 Дополните. 5. Сумма коэффициентов в левой части сокращенного ионного уравнения для процесса, схема которого Na 2 CO 3 + H 2 SO 4 —-, равна…

Задания теста Вариант 2. Установите правильную последовательность : 1. Ионное уравнение реакции- [1] — формул [4] — запись [2] — ионами [5] — между [3] — реакции [6] — с помощью Установите соответствие . 2. Исходные вещества: 1) Na 2 S u H 2 SO 4 2) Ba (NO 3 ) 2 u Na 2 SO 4 3) Na 2 CO 3 u HCI сокращенное ионное уравнение: а ) 2H+ + S 2 — = H 2 S г ) SiO 3 2- + 2H+ = H 2 SiO 3 б ) CO 3 -2 + 2H+ = H 2 O + CO 2 д ) Ba 2 + + SO 4 2 — = BaSO 4 в ) Cu 2 + + 2OH — = Cu(OH) 2 е ) H + + OH — = H 2 O Выпишите номер правильного ответа . 3. Уравнение реакции нейтрализации: 1) Cu (OH) 2 + H 2 SO 4 = CuSO 4 + 2H 2 O 3) Zn + 2HCI = ZnCI 2 + H 2 2) CaCO 3 = CaO + CO 2 4) 3NaOH + AI (NO 3 ) 3 = AI (OH) 3 + 3NaNO 3 4. Формулы исходных веществ реакции ионного обмена 1) Cu (OH) 2 u H 2 SiO 3 3) Na 2 CO 3 u BaSO 4 2) NaNO 3 u FeCI 3 4) Fe (OH) 2 u O 2 5. Сумма коэффициентов в левой части сокращенного ионного уравнения реакции, схема которой H 3 PO 4 + NaOH ——, равна…

Выполнение теста и самопроверка по образцу. I II 3 1г;2в;3е 4 4 3 4,3,5,2,6,1 1а;2д;3б 1 3 2

V . Рефлексия (самооценка). Каждый учащийся выставляет себе итоговую оценку за урок в рабочей карте и отвечает на вопрос :Что удалось и что не удалось на уроке? Каждый учащийся получил оценку на всех этапах урока и в целом за урок. Итоговые оценки: «5» — 12, «4» — 14, «3» — 2.

VI . Домашнее задание: § 15, упр. 3, 5. Предложите три различных реакции ионного обмена, используя таблицу растворимости.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок проводится в течение двух занятий, на первом занятии дается теория, подкрепляемая лабораторными опытами, а на втором занятии проводится самостоятельная работа.

«Ионные уравнения» Иглин Александр Владимирович, учитель химии Тип урока: изучение нового материала Дидактическая цель: показать суть химических реакций, протекающих в растворах Цели урока: — зак.

В контрольной работе представлены задания, позволяющие оценить знания и умения учащихся составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакций, определить, понимают ли они сущность ионных уравнений.

Ионные уравнения реакции.

Урок разработан с применением групповой исследовательской работы учащихся. Ребята в ходе эксперимента усваивают сущность ионного взаимодействия веществ, получают первоначальные пон.

Цели урока:Познавательная: обобщить знания полученные учащимися по теме «Теория электролитической диссоциации» и сформировать понятие о возможности протекания реакций в растворах.

Химия 8 класс презентация «Ионные уравнения&quot.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Ионные уравнения Урок в 8 классе Учитель химии МБОУ МО г. Нягань «СОШ №6» Ким Н.В.

Повторение Что такое «электролит»? Какие классы веществ относятся к электролитам? Что такое «диссоциация»? Чем отличаются уравнения диссоциации сильных и слабых электролитов? В каких случаях возможна ступенчатая диссоциация? Какие вещества – электролиты всегда считаются сильными электролитами? Как можно определить силу кислоты, как электролита?

Закрепление – составление уравнений диссоциации Проверочная работа ( 8-10 минут) Na2SO3 HCl К2СО3 Н3РО4 Pb(NO3)2 Na2S Mg(OH)2 HNO3 Fe(OH)3 K3PO4 H2SO4 K2SO4

Ионные уравнения- уравнения реакций между ионами, идущие с образованием осадка, газа или малодиссоциирующего вещества (например, воды). Ионные уравнения бывают полными и сокращёнными.

Алгоритм составления ионных уравнений Составить уравнение в молекулярном виде, проверить коэффициенты. Определить классы каждого вещества, по таблице растворимости проверить его растворимость. Только растворимые электролиты расписать на ионы, не забыть, что Н2CO3↔Н2О + CО2 Н2SO3↔Н2О + SО2 НNO2↔Н2О + N2О3. 4. Сократить повторяющиеся ионы – «слагаемые» слева и справа, составить сокращённое ионное уравнение.

Образец СО2↑ К2СО3 + H2SO4 → К2SO4 + H2СО3 СО2↑ H2О соль, р кислота, р соль, р оксид, р оксид, р 2К+ + СО32- + 2H+ + SO4 2-→ 2К+ + SO4 2- + H2О + СО2↑ СО32- + 2H+ → H2О + СО2↑ Молекулярное уравнение Полное ионное уравнение Сокращённое ионное уравнение


Статьи по теме