Инструкция по Техническому Нивелированию

Инструкция по Техническому Нивелированию.rar
Закачек 3220
Средняя скорость 6721 Kb/s

Инструкция по Техническому Нивелированию

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку «Купить» и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль».

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В руководстве изложены способы, инструменты и методы прокладывания ходов технического нивелирования и высотных теодолитных ходов.

Книга предназначена для инженерно-технических работников строительных, проектно-изыскательских и прочих организаций, занимающихся техническим нивелированием, и может быть полезна студентам при изучении ими курса «Инженерной геодезии».

ПРЕДИСЛОВИЕ
Глава I ТЕХНИЧЕСКОЕ НИВЕЛИРОВАНИЕ
§ 1. Назначение и требования точности
§ 2. Инструменты для технического нивелирования
§ 3. Исследования и поверки инструментов
§ 4. Полевые работы
§ 5. Камеральные работы
§ 6. Особенности работы с нивелиром НЛ-3 (с наклонным лучом)
Глава II ВЫСОТНЫЕ ТЕОДОЛИТНЫЕ ХОДЫ
§ 7. Особенности и точность высотных теодолитных ходов
§ 8. Инструменты для прокладывания высотных теодолитных ходов
§ 9. Исследования теодолитов и оптических дальномеров
§ 10. Полевые работы
§ 11. Камеральные работы
§ 12. Особенности высотных теодолитных ходов с применением вертикального базиса постоянной длины
Глава III ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЪЕМОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
§ 13. Цель и способы закреплении
§ 14. Типы знаков, применяемых для закрепления съемочного обоснования
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

по техническому нивелированию и высотным теодолитным ходам

В руководстве изложены способы, инструменты и методы прокладывания ходов технического нивелирования и высотных теодолитных ходов.

В главе I рассмотрено техническое нивелирование. Показаны особенности работы нивелиром с наклонным визирным лучом. Описаны поверки и юстировки уровенных нивелиров и нивелиров с самоустанавливающейся линией визирования (с компенсатором), порядок выполнения полевых работ, ведения полевых журналов, обработки результатов нивелирования.

В главе II освещены особенности, точность и сфера применения высотных теодолитных ходов. Приведены характеристики теодолитов и оптических дальномеров, их исследования и юстировки. Описаны полевые работы при прокладывании высотных теодолитных ходов с измерением расстояний с помощью оптических дальномеров и постоянного вертикального базиса; даны полевые журналы с примерами их ведения и обработки.

В главе III показаны способы закрепления съемочного обоснования в различных условиях, даны рисунки знаков.

Книга предназначена для инженерно-технических работников строительных, проектно-изыскательских и прочих организаций, занимающихся техническим нивелированием, и может быть полезна студентам при изучении ими курса «Инженерной геодезии».

При создании крупномасштабных планов, строительстве и эксплуатации различных сооружений выполняется большой объем работ по определению превышений и отметок, выносу точек с заданными (проектными) отметками и т.д. Как правило, на этих работах применяют геометрическое нивелирование, однако все большее распространение получают методы тригонометрического нивелирования (приложением высотных теодолитных ходов). Под высотным теодолитным ходом понимается совокупность точек на местности, отметки которых определены методами тригонометрического нивелирования (дополнительно к пунктам государственной геодезической сети). Опыт показывает, что уже сейчас высотные теодолитные ходы во многих случаях могут заменить техническое нивелирование, а иногда и нивелирование более высокого класса точности.

Большие перспективы открывает применение новых оптических теодолитов. Использование новой геодезической техники требует от исполнителей хорошего знания ее, поэтому в предлагаемой работе значительное внимание уделено описанию новых геодезических инструментов, их исследованию и юстировкам.

Весьма важным является вопрос о рациональных способах закрепления пунктов на местности, рассмотренный в применении к ходам съемочного обоснования.

Автор выражает глубокую признательность доцентам В.С. Кириленко и М.Е. Пискунову за ценные критические замечания, которые были учтены при подготовке рукописи к изданию.

ТЕХНИЧЕСКОЕ НИВЕЛИРОВАНИЕ

§ 1. Назначение и требования точности

Ходы технического нивелирования предназначены для создания обоснования топографических съемок масштаба 1:5000 — 1:500, привязки опознаков, а также для производства различных инженерных работ. Так, техническое нивелирование применяется при окончательном трассировании железных дорог, приложении ходов по существующим железным дорогам, создании съемочных полигонов для транспортных узлов, при трассировании воздушных линий для передачи электроэнергии и т. д.

По классификации геодезических сетей СССР невязки в ходах и полигонах технического нивелирования не должны превышать

где L — длина хода в километрах.

Отсюда предельная ошибка определения превышения на станции не должна быть больше +10, 20 и 30 мм при расстояниях от нивелира до рейки 25, 75 и 150 м соответственно.

Однако методами технического нивелирования могут определяться превышения и с меньшей точностью: так, на изысканиях трасс автодорог требуется производить высотные измерения с ошибками не более +100 мм на 1 км и т.д. Часто меньшей, чем 50 мм на 1 км, точности требуют работы на строительных площадках (при оценке объемов работ, предварительной передаче отметок в котлован и т.д.). Однако методика измерений и инструменты применяются такие, какие приняты для технического нивелирования.

§ 2. Инструменты для технического нивелирования

Техническое нивелирование производится при помощи нивелиров, реек, костылей, башмаков.

Согласно ГОСТ 10528-69 для технического нивелирования предназначены нивелиры НТ, НТС, НЛС; кроме того, возможно применение нивелиров, используемых для работ более высокого класса точности: НС4, Н3 и равных им по точности нивелиров прежних выпусков НВ-1, НГ и других инструментов, выпускаемых предприятиями СССР.

Возможно также и применение нивелиров, изготовленных в ГДР: Ni 060, Ni 030, Ni 025, Ni 050 и Венгрии: NiE 1(2), NiB 3(4), 5(6) и др.

Из всех инструментов для технического нивелирования оригинальным устройством отличается нивелир отечественного производства НЛ-3, позволяющий нивелировать как горизонтальным, так и наклонным визирным лучом. На основе этого инструмента по ГОСТ 10528-69 намечен выпуск нивелира НЛС.

Нивелир Н3 (рис. 1, а) является глухим нивелиром с элевационным винтом. Назначение нивелира — производство нивелирования III и IV классов; с успехом применяется он и при техническом нивелировании. Им возможно определение превышении со средними квадратическими ошибками +4 мм на 1 км и ±1,5 мм па станции при расстоянии до реек 75 м.

Рис. 1. Нивелир Н3 и поле зрения его визирной трубы.

Цена деления цилиндрического уровня Н3 равна 15″ на 2 мм, расстояние минимального визирования — 2 м (табл. 1). Инструмент имеет современный вид, грубая установка нивелира по круглому уровню 1 производится подъемными винтами 2.

С помощью технического нивелирования определяют высоты пунктов съемочного обоснования, нивелируют профили для линейных сооружений, геофизические профили, поверхности местности сравнительно большой площади.

Ходы геометрического нивелирования прокладывают между двумя исходными реперами в виде одиночных ходов (рис. 9.5 а ), между тремя и более исходными реперами в виде разветвленных систем нивелирных ходов с одной (рис. 9.5 б ) или несколькими (рис. 9.5 в ) узловыми точками. Замкнутые нивелирные ходы, опирающиеся только на один исходный репер прокладывают только в исключительных случаях.

Рис. 9.5. Виды ходов геометрического нивелирования

Допустимые длины ходов высотного обоснования определяются как высотой сечения рельефа, заданной для топографической съемки, так и характеристиками самих ходов (табл. 9.2).

Допустимая длина хода (км) при высоте с ечения рельефа (м)

Между двумя исход-

пунктом и узловой

Техническое нивелирование выполняется также при инженерных изысканиях для проектирования строительства с целью получения информации о рельефе местности. При проектировании различных линейных сооружений (дорог, трубопроводов, ЛЭП, каналов и т.п) техническое нивелирование называется продольным или нивелированием трассы . Часто при проектировании строительства производят техническое нивелирование площади по квадратам , либо другим методом.

Для производства технического нивелирования используют нивелиры типа Н10 (§ 46) с увеличением зрительной трубы не менее 20 х и ценой деления уровня при зрительной трубе не более 45″ на 2 мм, либо аналогичные нивелиры с самоустанавливающейся линией визирования (с компенсатором) типа Н10К. Применяются одноили двусторонние деревянные складные рейки с ценой деления 1 или 2 см, а также металлические телескопические рейки с делениями 1 см и такие же двухсторонние рейки с миллиметровыми и сантиметровыми делениями.

Расстояние от нивелира до рейки (плечо) на станции не должно превышать 150 м. Его определяют по нитяному дальномеру зрительной трубы. Следует придерживаться равноточности в результатах измерений, т.е., по возможности, обеспечивать примерно равные плечи на всех станциях.

Порядок работы на станции при техническом нивелировании при использовании двусторонних нивелирных реек следующий:

— отсчеты по черной и красной сторонам задней рейки;

— отсчеты по черной и красной сторонам передней рейки.

Превышения, определенные по черным и красным сторонам реек не должны отличаться более, чем на 5 мм. Колебания нуля красной пятки реек (разности красного и черного отсчетов по рейке, установленной в данной точке) в нивелирном ходе не должны превышать также 5 мм.

Если рейки, используемые при нивелировании, односторонние, то порядок работы на станции другой:

— отсчет по задней рейке;

— отсчет по передней рейке;

— переустановка нивелира на станции (изменение примерно на 10 см гори— зонта прибора);

— отсчет по передней рейке;

-отсчет по задней рейке.

Разность в превышениях, полученных при двух горизонтах прибора не должна быть более 5 мм.

Весьма важным при выполнении работ является обеспечение контроля взятия отсчетов и величины измеренного превышения. Для этого и пременяют двусторонние рейки, разности красного и черного отсчетов по которым должна быть постоянной в пределах указанного выше допуска в 5 мм. Контрольным измерением является повторение указанных разностей при другом горизонте прибора. Часто выполняют перестановку рейки дополнительно на сторожок, обозначающий данную точку. При этом разность отсчетов на точку и сторожок должна быть одинаковой при нивелировании с двух соседних станций.

Общая оценка точности хода геометрического нивелирования выполняяется по формулам (9.9), (9.10) и (9.11). Если полученная практическая невязка хода не превышает допустимой величины, то ее распределяют поровну на все превышения хода в виде поправок v i со знаком, обратным знаку невязки:

где n – число станций (превышений) в ходе. При этом å ν i = − f h , т.е. вся

невязка должна быть распределена на поправки. Полученные поправки вводят в измеренные превышения и вычисляют высоты связующих точек хода.

При производстве технического нивелирования попутно определяют высоты характерных точек рельефа местности, урезов воды в реках и водоемах, а также высоты устойчивых по высоте объектов (крышек колодцев, валунов, головок рельсов и т.п.). Указанные точки являются промежуточными, на местности они, по возможности, маркируются, и на них составляют абрис с привязкой промерами до ближайших объектов ситуации или ориентиров.

§ 87. Трассирование

Под трассированием (нивелированием трассы) понимают комплекс геодезических работ по выбору, проложению, ориентированию и закреплению на местности осевой линии (трассы) линейного сооружения.

Трассирование начинают на топографической карте или плане (камеральное трассирование) с учетом характеристик проектируемого объекта, а также других условий, определяемых решением той или иной инженерной задачи, после чего продолжают на местности (полевое трассирование).

Камеральное трассирование имеет своей целью выбор места расположения оси проектируемого линейного сооружения с учетом характера местности и требований к сооружению технического и экономического характера. К ним относятся: соблюдение предельных (для дорог) или минимальных (для каналов, водоводов и т.п.) уклонов, обеспечения минимального объема земляных работ, обеспечение примерного баланса объемов выемок и насыпей и др.

Исходными данными для непосредственного полевого трассирования является плановое и высотное положение начальной точки трассы, а также начальное направление трассы (дирекционный угол, истинный или магнитный азимуты). Полевое трассирование включает в себя следующие работы:

— вынос трассы в натуру (вынос начальной точки и начального направления);

— разбивка пикетажа (с учетом характеристик линейного сооружения и задач трассирования);

После камеральной обработки результатов нивелирования и построения профиля по данному направлению он передается для дальнейшего использования заказчику работ.

Вынос трассы в натуру выполняют известными способами (гл. 10) привязкой к пунктам геодезического обоснования или привязкой к местным предметам. Углы поворота трассы, если они имеются, измеряют теодолитом одним полным приемом. С помощью теодолита выполняют и провешивание линий. Расстояния измеряют мерной лентой, рулеткой или светодальномером с относительной погрешностью 1:1000 – 1:2000. В некоторых случаях, при отсутствии топографических карт или планов, трассирование выполняют непосредственно на местности, исходя из условий решения той или иной задачи.

Ориентирование оси трассы выполняют в румбовой или круговой системе, в некоторых случаях ориентирование производят по магнитному азимуту.

Разбивка пикетажа . Пикет – это деревянный колышек сечением 3 х 3 или 4 х 4 см длиной 10-15 см, забиваемый в землю вровень с поверхностью (верх колышка должен выступать над поверхностью земли на 1-2 см). Рядом с пикетом устанавливают сторожок (маяк), возвышающийся на 20-50 см над поверхностью земли колышек, на котором записывают номер соответствующего пикета. Пикеты устанавливают друг от друга на одинаковом расстоя-

нии в горизонтальной плоскости (на одинаковом горизонтальном проложении). Чаще всего через 100 или 50 м. Если расстояния между пикетами 50 м, то пикеты обозначают следующим образом: ПК00, ПК05, ПК10, … , ПК55, ПК60, … . При расстояниях между пикетами в 100 м – ПК0, ПК1, ПК2, … , ПК23, … . При разбивке пикетажа учитывают углы наклона отрезков линий для приведения наклонных расстояний к горизонту.

Колышками помечают также точки перегибов рельефа. Такие точки называют плюсовыми , а их номером является горизонтальное проложение от ближайшего заднего по ходу пикета. Например, плюсовая точка ПК7+83 находится на расстоянии 83 м от пикета 7, т.е. на расстоянии 783 м от начала трассы (от ПК0). Плюсовыми точками являются все углы поворота трассы , точки поперечных профилей , в том числе и точек пересечения продольного и поперечного профилей, точки перегибов рельефа, а также ими могут быть точки пересечения трассы с контурами ситуации и линейными сооружениями (объектами).

Одновременно с разбивкой пикетажа производится инструментальная съемка местности в полосе шириной 20-30 м и до 50 м с каждой стороны от оси трассы. Съемка производится в основном способом перпендикуляров , иногда линейными и угловыми засечками . Для некоторых заданий по трассированию съемка местности не производится.

При дорожном строительстве, выполняют разбивку главных точек кривой на трассе : начало кривой ( НК ), конец кривой ( КК ) и угол поворота ( УП ). Выполняют вычисления элементов кривой (§ 88) и пикет за кривой переносят вперед на величину домера ( Д ).

По результатам инструментальной съемки местности ведут т.н. пикетажный журнал, в который заносят результаты измерений на каждом интервале, определяемом двумя соседними пикетами.

Нивелирование по пикетажу . Привязка трассы в ее начале и конце производится к реперам имеющейся нивелирной сети, либо другим точкам, высоты которых известны с необходимой точностью.

При нивелировании трассы связующими точками обязательно являются все пикеты и иксовые точки. Превышения связующих точек определяют дважды (по двум сторонам нивелирных реек, либо при двух горизонтах прибора). В некоторых случаях допускается нивелировать способом из середины с плечом 100 м, т.е. устанавливать нивелир практически на одном из пикетов, а нивелирование из середины выполнять по двум другим соседним пикетам. Плюсовые точки являются промежуточными , и на них берут только один (промежуточный) отсчет по черной стороне рейки (либо при одном горизонте прибора). Рейку при этом ставят на землю у сторожка плюсовой точки. В некоторых случаях плюсовую точку делают связующей. В этом случае на ее месте забивают колышек, как и на пикете, и рейку ставят на этот колышек.

Расстояния до иксовых точек не измеряют, поскольку иксовые точки служат только для передачи высот между связующими точками.


Статьи по теме