Инструкция по Расследованию Аварий и Инцидентов

Инструкция по Расследованию Аварий и Инцидентов.rar
Закачек 993
Средняя скорость 3016 Kb/s

Инструкция по Расследованию Аварий и Инцидентов

Утверждена Инструкция о порядке техническо.

ryzptdcrbq 31 Авг 2016

Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 12 июля 2016 г. № 36 утверждена Инструкция о порядке технического расследования причин аварий и инцидентов, а также их учета.

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.08.2016, 8/31230

Прикрепленные файлы

  • Инструкцию о порядке технического расследования причин аварий и инцидентов, а также их учет.pdf143,75 Кб 1564 Количество загрузок

ryzptdcrbq 31 Авг 2016

Ещё одно постановление МЧС к вышеизложенному.

Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 12 июля 2016 г. № 35 признаны утратившими силу:

Прикрепленные файлы

  • Постановление МЧС № 35 от 12 июля 2016 г..pdf104,23 Кб 406 Количество загрузок

admin 31 Авг 2016

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке технического расследования причин аварии и инцидентов, а также их учета

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок технического расследования причин аварий и инцидентов, произошедших на опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах, а также порядок учета таких аварий и инцидентов.

2. В настоящей Инструкции применяются термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Беларусь от 5 января 2016 года «О промышленной безопасности» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 14.01.2016, 2/2352).

ГЛАВА 2
ТЕХНИЧЕСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН АВАРИЙ

3. Техническое расследование причин аварий на опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах проводится специальной комиссией, состав которой формируется в соответствии с частями четвертой-шестой статьи 34 Закона Республики Беларусь «О промышленной безопасности».

4. При проведении технического расследования причин аварии специальной комиссии предоставляется право:
получать объяснения, в том числе письменные, проводить опрос работников субъекта промышленной безопасности, имеющих отношение к аварии и (или) являющихся свидетелями аварии, а также иных должностных лиц субъекта промышленной безопасности;
истребовать и изучать необходимые документы на предмет выполнения требований промышленной безопасности, которые могут иметь отношение к произошедшей аварии.
Представляемые в специальную комиссию документы не должны содержать подчистки и исправления.

5. Специальная комиссия при проведении технического расследования причин аварий:

  • проводит изучение технического состояния объектов промышленной безопасности до аварии и устанавливает соответствие технико-эксплуатационных характеристик и технического состояния объектов промышленной безопасности требованиям, установленным правилами по обеспечению промышленной безопасности;
  • производит осмотр и фиксацию обстановки на месте аварии при помощи технических и иных средств, в том числе фото-, видеосъемки с оформлением протокола осмотра места аварии;
  • устанавливает обстоятельства и причины аварии, размер причиненного вреда, лиц, допустивших нарушения требований промышленной безопасности;
  • разрабатывает мероприятия по устранению причин аварии и предупреждению их в дальнейшем;
  • определяет количество экземпляров материалов по техническому расследованию причин аварии.

6. При необходимости председатель специальной комиссии организовывает проведение технических расчетов, лабораторных исследований, испытаний, экспертиз и других мероприятий с привлечением специалистов из научных и проектно¬конструкторских организаций.

7. По итогам проведения технического расследования причин аварии специальная комиссия в срок не позднее 15 рабочих дней с даты ее создания составляет в соответствии с частями первой-четвертой статьи 35 Закона Республики Беларусь «О промышленной безопасности» акт технического расследования причин аварии по форме согласно приложению 1 и готовит иную информацию (материалы) по техническому расследованию причин аварии.
Срок проведения технического расследования причин аварии может быть однократно продлен руководителем организации, создавшим специальную комиссию, приказом (распоряжением) с указанием причин продления на основании служебной записки председателя специальной комиссии, но не более чем на 15 рабочих дней.
В срок технического расследования причин аварий не включается время, необходимое для проведения дополнительных исследований (технических расчетов, лабораторных исследований, испытаний, экспертиз).

8. Акт технического расследования причин аварии подписывается членами специальной комиссии. В случае отказа члена специальной комиссии от подписания акта технического расследования причин аварии председателем специальной комиссии в акте технического расследования причин аварии в присутствии членов специальной комиссии делается соответствующая запись. Член специальной комиссии имеет право письменно изложить свое особое мнение, которое прилагается к акту технического расследования причин аварии до его подписания председателем специальной комиссии.

9. Подписанный в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящей Инструкции, акт технического расследования причин аварии представляется на подпись председателю специальной комиссии с приложением следующих материалов по техническому расследованию причин аварии:

  • заключений по проведенным дополнительным исследованиям (технические расчеты, лабораторные исследования, испытания, экспертизы и другие мероприятия) (при их наличии);
  • копии документа о создании специальной комиссии;
  • копии оперативного сообщения об аварии;
  • копии приказа (распоряжения) о продлении срока технического расследования причин аварии, если расследование продлевалось, и обоснования причин такого продления;
  • объяснений и протокола опроса работников субъекта промышленной безопасности, имеющих отношение к аварии и (или) являющихся свидетелями аварии, а также иных должностных лиц субъекта промышленной безопасности;
  • особых мнений членов специальной комиссии (при их наличии);
  • протокола осмотра места аварии с необходимыми графическими, фото- и видеоматериалами, на которых зафиксировано место аварии (на бумажном носителе и (или) в электронном виде);
  • справки с расчетом размера причиненного вреда от аварии, подписанной руководителем и главным бухгалтером субъекта промышленной безопасности; иных материалов, в том числе необходимых фото- и видеоматериалов.

К материалам по техническому расследованию причин аварии прилагается опись.

10. Субъект промышленной безопасности, на объекте которого произошла авария, не позднее 3 рабочих дней после подписания акта технического расследования причин аварии рассылает этот акт с приложением материалов по техническому расследованию причин аварии в соответствии с частью третьей статьи 37 Закона Республики Беларусь «О промышленной безопасности».

ГЛАВА 3
ТЕХНИЧЕСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН ИНЦИДЕНТОВ

11. Техническое расследование причин инцидентов на опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах проводится комиссией субъекта промышленной безопасности (далее — комиссия), состав которой формируется в соответствии с требованиями, установленными частями седьмой-девятой статьи 34 Закона Республики Беларусь «О промышленной безопасности».
Представитель Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее — Госпромнадзор) включается в состав комиссии по решению этого органа на основании оперативного сообщения об инциденте, поступившего от субъекта промышленной безопасности.

12. При проведении технического расследования причин инцидента комиссии предоставляется право:
получать объяснения, в том числе письменные, у работников субъекта промышленной безопасности, имеющих отношение к инциденту и (или) являющихся свидетелями инцидента, а также иных должностных лиц субъекта промышленной безопасности;
истребовать и изучать необходимые документы на предмет выполнения требований промышленной безопасности, которые могут иметь отношение к произошедшему инциденту.
Представляемые в комиссию документы не должны содержать подчистки и исправления.

13. Комиссия при проведении технического расследования причин инцидентов обязана:

  • проводить обследование технического состояния объектов промышленной безопасности на месте инцидента и устанавливать соответствие технико¬эксплуатационных характеристик и технического состояния объектов промышленной безопасности требованиям, установленным правилами по обеспечению промышленной безопасности;
  • производить осмотр и фиксацию обстановки на месте инцидента при помощи технических и иных средств, в том числе фото-, видеосъемки, с оформлением протокола осмотра места инцидента;
  • вносить руководителю субъекта промышленной безопасности при необходимости предложения об организации проведения технических расчетов, лабораторных исследований, испытаний, экспертиз и других мероприятий с привлечением специалистов из научных и проектно-конструкторских организаций;
  • устанавливать обстоятельства и причины инцидента, лиц, допустивших нарушения требований промышленной безопасности;
  • разрабатывать мероприятия по устранению причин инцидента и предупреждению их в дальнейшем;
  • определять количество экземпляров материалов по техническому расследованию причин инцидента.

10. По итогам проведения технического расследования причин инцидента комиссия в срок не позднее 15 рабочих дней с даты ее создания составляет в соответствии с частями шестой-восьмой статьи 35 Закона Республики Беларусь «О промышленной безопасности» акт технического расследования причин инцидента по форме согласно приложению 2 и иную информацию (материалы) по техническому расследованию причин инцидента.
В срок технического расследования причин инцидента не включается время, необходимое для проведения дополнительных исследований (технических расчетов, лабораторных исследований, испытаний, экспертиз).

11. Акт технического расследования причин инцидента подписывается членами комиссии. В случае отказа члена комиссии от подписания акта технического расследования причин инцидента председателем комиссии в акте технического расследования причин инцидента в присутствии членов комиссии делается соответствующая запись. Член комиссии имеет право письменно изложить свое особое мнение, которое прилагается к акту технического расследования причин инцидента до его подписания председателем комиссии.

12. Подписанный в порядке, предусмотренном пунктом 15 настоящей Инструкции, акт технического расследования причин инцидента представляется на подпись председателю комиссии с приложением следующих материалов по техническому расследованию причин инцидента:

  • заключений по проведенным дополнительным исследованиям (технические расчеты, лабораторные исследования, испытания, экспертизы и другие мероприятия) (при их наличии);
  • копии документа о создании комиссии;
  • копии оперативного сообщения об инциденте;
  • объяснений работников субъекта промышленной безопасности, имеющих отношение к инциденту и (или) являющихся свидетелями инцидента, а также иных должностных лиц субъекта промышленной безопасности;
  • особых мнений членов комиссии (при их наличии);
  • протокола осмотра места инцидента с необходимыми графическими, фото- и видеоматериалами, на которых зафиксировано место инцидента (на бумажном носителе и (или) в электронном виде);
  • иных материалов, в том числе необходимых фото- и видеоматериалов.

К материалам по техническому расследованию причин инцидента прилагается опись.

13. Субъект промышленной безопасности, на объекте которого произошел инцидент, не позднее 3 рабочих дней после подписания акта технического расследования причин инцидента рассылает акт технического расследования причин инцидента с приложением материалов по техническому расследованию причин инцидента в соответствии с частью третьей статьи 37 Закона Республики Беларусь «О промышленной безопасности».

ГЛАВА 4
УЧЕТ АВАРИЙ И ИНЦИДЕНТОВ

14. Субъекты промышленной безопасности осуществляют учет всех аварий и инцидентов, произошедших на принадлежащих им опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах, путем внесения сведений об авариях и инцидентах в журнал учета аварий и инцидентов по форме согласно приложению 3.

15. Сводный учет аварий и инцидентов на опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах осуществляется Госпромнадзором на основании информации, поступающей от органов государственного управления, субъектов промышленной безопасности.
Госпромнадзор вправе запрашивать и получать в установленном законодательством порядке от государственных органов и иных организаций информацию, необходимую для ведения сводного учета аварий и инцидентов.

Техническое расследование причин аварии производится специальной комиссией, возглавляемой представителем Госпромнад- зора. В состав комиссии включаются представители местного исполнительного и распорядительного органа и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект; организации, эксплуатирующей опасный производственный объект; вышестоящего по подчиненности органа или организации и другие представители в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Комиссия создается на основании приказа Госпромнадзора по согласованию с организациями, представители которых включаются в состав комиссии.

Комиссия по техническому расследованию причин аварии должна в срок не позднее 10 дней после ее создания провести указанное расследование и составить акт расследования, а также оформить другие документы и материалы.

Акт расследования подписывается всеми членами комиссии. Время работы комиссии Госпромнадзором может быть увеличено в случаях сложного характера аварии, необходимости проведения дополнительных исследований и экспертиз.

Комиссия по техническому расследованию причин аварии может привлекать к расследованию экспертные организации и специалистов в области промышленной безопасности, изысканий, проектирования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изготовления оборудования и в других областях.

Обучение охране труда: мы подготовим Вас к успешной проверке знаний по вопросам охраны труда

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О промышлен­ной безопасности опасных производственных объектов»от 26.01.2000:

авария– разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на производственном объекте, неконтролируемый взрыв и (или) выброс опасных объектов;

инцидент– отказ или повреждение технических устройств, приме­няемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима тех­нологического процесса, нарушение положений настоящего закона и иных актов законодательства РБ, а также нормативных технических документов, установивших правила ведения работ на опасных производственных объ­ектах.

Инциденты классифицируются следующим образом:

— отказ I степени;

— отказ II степени;

— повреждение I степени;

— повреждение II степени;

Отказы характеризуются внезапной остановкой работы техниче­ских устройств или технологических систем и отличаются характером по­следствий и временем прекращения функционирования производственного объекта.

Повреждения характеризуются внезапным проявлением неисправ­ностей технических устройств или технологических систем, требующих внепланового вывода объекта в ремонт, также отличаются характером по­следствий, временем и затратами на их устранение.

Порядок проведения расследования, оформления и учета аварий и инцидентов на производственных объектах регламентируется сле­дующими документами:

1) Положение о порядке технического расследования причин аварий и инцидентов на опасных производственных объектах (утверждено поста­новлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Бела­русь от 28 июня 2000 г. № 9);

2) Инструкция по техническому расследованию причин и учету ава­рий и инцидентов, происшедших при перевозке опасных грузов автомо­бильным транспортом, не повлекших за собой несчастных случаев, утвер­жденная Проматомнадзором при МЧС Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. (с изменениями и дополнениями от 13 февраля 2003 г.);

3) Типовая инструкция по расследованию и учету нарушений в ра­боте объектов энергетического хозяйства потребителей электрической и тепловой энергии (утвержденная Минэнерго СССР от 12 июля 1989 г.);

4) Положение о порядке расследования причин аварий зданий и со­оружений на территории Республике Беларусь (утверждено постановлени­ем Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 4 апреля 2002 г. № 11).

Наряду с указанными документами Министерством по чрезвычай­ным ситуациям установлен порядок расследования причин пожаров.

Согласно Положению о порядке технического расследования причин аварий и инцидентов на опасных производственных объектах

(утверждено постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 июня 2000 г. № 9) в случае аварии организа­ция, эксплуатирующая опасный производственный объект:

— незамедлительно сообщает об этом Департаменту по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Ми­нистерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (Проматом-надзор), вышестоящим по подчиненности организациям, республиканским органам государственного управления (иным государственным организа­циям, подчиненным правительству Республики Беларусь), местным испол­нительным и распорядительным органам, а при авариях, сопровождаю­щихся выбросами, розливами опасных веществ, взрывами, дополнительно сообщает в территориальные органы Министерства по чрезвычайным си­туациям Республики Беларусь, Министерство природных ресурсов и охра­ны окружающей среды Республики Беларусь, комиссии по чрезвычайным ситуациям при Совете Министров Республики Беларусь;

— при групповых несчастных случаях и (или) несчастных случаях с тяжелым и смертельным исходом, происшедших в результате аварии, не­замедлительно сообщает об этом также другим органам и организациям согласно Правилам расследования и учета несчастных случаев на произ­водстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30;

— сохраняет неизменным место аварии до начала расследования, за исключением случаев, когда необходимо вести работы по ликвидации ава­рии, сохранению жизни и здоровья людей;

— осуществляет мероприятия по локализации и ликвидации послед­ствий аварий на опасном производственном объекте; принимает меры по защите окружающей природной среды, жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;

— представляет в комиссию по техническому расследованию при­чин аварии всю информацию, необходимую указанной комиссии для осу­ществления своих полномочий.

В случае инцидента на опасном производственном объекте органи­зация, эксплуатирующая опасный производственный объект, направляет сообщение об этом Департаменту по надзору за безопасным ведением ра­бот в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвы­чайным ситуациям Республики Беларусь (Проматомнадзор) для решения вопроса о порядке проведения его расследования.

Аналогичные требования к нанимателю предусмотрены и в случаях аварий на других производственных объектах.

Целью технического расследования аварииявляется установле­ние причины аварии и предложение мер по устранению ее причин, преду­преждение возникновения подобных аварий.

Техническое расследование причин аварии производится специ­альной комиссией, возглавляемой представителем Проматомнадзора. В состав комиссии включаются представители местного исполнительного и распорядительного органа и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект; ор­ганизации, эксплуатирующей опасный производственный объект; выше­стоящего по подчиненности органа или организации и других представи­телей в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Комиссия создается на основании приказа Проматомнадзора по со­гласованию с организациями, представители которых включаются в состав комиссии.

Комиссия по техническому расследованию причин аварий должна в срок не позднее 10 дней после ее создания провести указанное расследова­ние и составить акт расследования, а также оформить другие документы и материалы, предусмотренные указанным Положением.

В ходе расследования комиссия:

— проводит осмотр, фотографирование, в необходимых случаях ви­деосъемку, составляет схемы и эскизы места аварии и составляет протокол осмотра места аварии;

— взаимодействует со спасательными подразделениями;

— опрашивает и получает письменные объяснения от очевидцев, должностных лиц и других работников;

— выясняет обстоятельства, предшествующие аварии, устанавливает причины возникновения;

— выясняет характер нарушения технологических процессов, усло­вий эксплуатации оборудования;

— выявляет нарушения требований норм и правил промышленной безопасности, других нормативных правовых актов по охране труда;

— проверяет соответствие объекта или технологического процесса проектным решениям;

— проверяет качество принятых проектных решений;

— проверяет соответствие области применения оборудования;

— проверяет наличие и определяет исправность средств защиты до аварии, сверяет квалификацию обслуживающего персонала;

— устанавливает причины аварии и сценарий ее развития на основе опросов очевидцев, рассмотрения технической документации, экспертного заключения, результатов осмотра места аварии и проведенной проверки;

— определяет допущенные нарушения требований промышленной безопасности и лиц, допустивших эти нарушения;

— предлагает меры по устранению причин аварии, предупреждению возникновения подобных аварий;

— требует определения размера причиненного вреда, включающего прямые экономические потери и косвенные потери из-за неиспользован­ных возможностей, а также вред, причиненный окружающей природной среде.

Акт расследования подписывается всеми членами комиссии. Время работы комиссии Проматомнадзором может быть увеличено в случаях сложного характера аварии, необходимости проведения дополнительных исследований и экспертиз.

Комиссия по техническому расследованию причин аварии может при­влекать к расследованию экспертные организации и специалистов в области промышленной безопасности, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изготовления оборудования и в других областях.

Инциденты на опасных производственных объектах расследуют­ся по общему правилу организацией, эксплуатирующей эти объекты. Вместе с тем Положением предусмотрено, что в определенных случаях расследование инцидентов осуществляется с участием или под руково­дством представителя Проматомнадзора.

Организации должны анализировать причины аварий и инцидентов и не менее одного раза в 6 месяцев представлять в Проматомнадзор и свою вышестоящую организацию сведения с аналитической запиской, где должны быть указаны намечаемые меры по устранению причин аварий и инцидентов, полнота и своевременность их выполнения.


Статьи по теме