Иконописец Феофан Грек Презентация

Иконописец Феофан Грек Презентация.rar
Закачек 2879
Средняя скорость 7566 Kb/s

Иконописец Феофан Грек Презентация

Автор: Ruchin. Чтобы увеличить слайд, нажмите на его эскиз. Чтобы использовать презентацию на уроке, скачайте файл «Феофан Грек.ppt» бесплатно в zip-архиве размером 10524 КБ.

Феофан Грек (около 1340— около 1410) — великий русский и византийский

Феофан Грек (около 1340— около 1410) — великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей. Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек), до приезда на Русь работал в Константинополе, Халкидоне (пригород Константинополя. Вероятно, прибыл на Русь вместе с митрополитом Киприаном. Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Феофан Грек оставил весомый вклад в новгородском искусстве, в частности, мастерам, испове- дующим сходное мировоззрение и воспринявших отчасти манеру мастера были мастера, расписав- шие церкви Успения Богородицы на Волотовом поле и Феодора Стратилата на Ручью.

Живопись в этих храмах напоминает фрески церкви Спаса на Ильине своей

свободной манерой, принципом построения композиций и выбором красок для росписи. Память о Феофане Греке осталась и в новгородских иконах — в иконе «Отечество» (XIV век) присутствуют серафимы, скопированные с фресок церкви Спаса на Ильине, в клейме «Троица» из четырёх частной иконы XV века прослеживаются параллели с «Троицей» Феофана, а также в нескольких других произведениях. Влияние Феофана видно и в новгородской книжной графике, в оформлении таких рукописей как «Псалтырь Ивана Грозного» (последнее десятилетие XIV века) и «Погодинский Пролог» (вторая половина XIV века).

Последующие события жизни Феофана плохо известны, по некоторым

сведениям иконописец работал в Нижнем Новгороде. В начале 1390-х гг. Феофан прибыл в Москву.В Москве Феофан Грек проявил себя в росписи храмов, частных домов, в книжной графике и в написании икон. Как было отмечено Епифанием Премудрым «(…)у князя Владимира Андреевича он изобразил на каменной стене также самую Москву; терем у великого князя расписан невиданною и необыкновенною росписью(…)»Феофан оформил Евангелие боярина Фёдора Кошки, оклад которого датируется 1392 годом. Относительно икон, написанных Феофаном, не сохранилось чёткой информации. Традиционно его авторству приписывают «Преображение Господне» и деисусный чин Благовещенского собора Кремля. Нет точных сведений о том, где и когда была написана икона «Успение», но по косвенным данным считается, что это произошло в Москве. Икона является двухсторонней, на одной стороне написан сюжет Успения Божьей Матери, а на другой образ Богоматери с младенцем Христом. Изображение относится к типу икон Богородицы «Умиление», и впоследствии икона получила название «Богоматерь Умиление Донская». В современном искусствоведении нет единого мнения по поводу происхождения этих образов.

Феофан Грек возглавлял роспись ряда московских церквей — это новая

Феофан Грек возглавлял роспись ряда московских церквей — это новая каменная церковь Рождества Богородицы в 1395 году, совместно с Семёном Чёрным и учениками, церковь святого Архангела Михаила в 1399 году, роспись которой выгорела во время нашествия Тохтамыша, и церковь Благовещения совместно со старцем Прохором с Городца и Андреем Рублевым в 1405 году. Также Феофану приписываются иконы деисусного чина из иконостаса Благовещенского собора. Главная особенность его в том, что это первый в России иконостас с фигурами в полный рост. Состоит иконостас из следующих икон: «Василий Великий», «Апостол Пётр», «Архангел Михаил», «Богоматерь», «Спас», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Иоанн Златоуст».

Феофан Грек около 1340 – после 1405 Святитель. 1378. Собор Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде

Древнерусское искусство, как правило, анонимно, потому что зодчий, иконописец или мастер колокольного дела не искал своей славы, а творил во имя Бога. Имена самых выдающихся мастеров дошли до нас через летописи, монастырские хроники, частную переписку. Одно из них – Феофан Грек, художник, чье искусство стало откровением для современников и потомков. Феофан прибыл на Русь из Византии, поэтому и получил прозвище Грек или Гречин. Летопись сообщает, что ко времени прибытия на Русь он расписал сорок каменных церквей в Константинополе, Халкидоне, Галате и Кафе.

Первой известной русской работой Феофана была роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде, построенной в 1374 г. Согласно Третьей Новгородской летописи мастер расписал храм в 1378 г. по заказу боярина Василия Даниловича и горожан Ильиной улицы. Главное содержание росписи – явление божественного света в мир и преображение творения божественными энергиями. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. 1374 Фотография 1874 г. Спас. Архангелы и серафимы

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде Подбор образов пророков необычен – это до-потопные пророки Адам, Авель, Сиф, Енох, Ной. Из поздних – Илья Пророк и Иоанн Предтеча. Пророки Адам, Авель, Сиф Образы Ильи и Иоанна Предтечи символизируют связь Ветхого и Нового завета Илья Пророк, Иоанн Предтеча

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде

Живописный язык Феофана Грека экспрессивный, динамичный, почти эскизный. Оригинальна и палитра художника, сведенная к дихотомии: все пишет практически двумя красками – охрой и белилами. На охристо-глиняном фоне (цвет земли) вспыхивают молнии белильных бликов (свет, огонь, божественные энергии). Роспись Преображенской церкви не находит аналогов среди древнерусских памятников. Епифаний Премудрый называл Грека «философом зело хитрым» и рассказывал, что мастер писал свободно, невзирая на образцы, и что при этом общался со всяким, кто приходит смотреть на его работу и даже проповедовал с лесов. Помимо Новгорода Великого и Москвы, Феофан Грек работал в Нижнем Новгороде, Переславле Залесском, Коломне.

Храмовый образ «Преображение Господне» обновленного в 1401 г. домонгольского Спасо-Преображенского собора в Переславле- Залесском написан на доске большого размера (184×134) (ныне в ГТГ, Москва). Явление воплощенного Света, озарившего пламенем божественного огня Фавор, изображено по-феофановски темпераментно и смело. Свет, исходящий от Христа, не только повергает апостолов ниц, но и преображает саму природу: всполохи голубоватого света скользят по деревьям, камням, горам, образуя в них воронки, как бы вторгаясь внутрь материи, изменяя ее структуру. Чудо Преображения понимается здесь как великая вселенская мистерия, в которой преображается все творение.

Донская икона Богоматери происходит из Коломны (ныне в ГТГ, Москва). Образ Богородицы на Донской иконе написан явно под влиянием знаменитой Владимирской иконы Божьей Матери, которую по инициативе митрополита Киприана перенесли из Владимира в Москву в 1395 г., когда городу угрожал хан Тамерлан. Донская икона выносная, двухсторонняя, на ее оборотной стороне написано Успение Пресвятой Богородицы.

Успение Пресвятой Богородицы Оборотная сторона Донской иконы Богоматери. 1392

Согласно летописи в 1405 г. Благовещенский собор был расписан по заказу великого князя Московского Василия Дмитриевича. Иконописную артель возглавляли три мастера: Феофан Грек, старец Прохор с Городца и чернец Андрей Рублев. Образы иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. 1405: архангел Михаил, Богоматерь, Спас, Иоанн Предтеча

Образы Благовещенского деисуса, как и весь иконостас, оказали огромное влияние на последующее развитие древнерусского искусства. Образы иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. 1405: Василий Великий, апостол Петр, архангел Гавриил, апостол Павел, Иоанн Златоуст

Духовный накал произведений Феофана Грека невероятно высок, все они вызывают ассоциации с триумфом, победой, неземной славой, величием Бога и подвигом человека. Это стало хорошей прививкой для культуры, жившей в условиях татарского ига, набиравшейся силы для сопротивления Орде и национального возрождения. Этому же способствовала и деятельность преп. Сергия Радонежского с плеядой его учеников, митрополита Киприана, преп. Андрея Рублева.

Презентация подготовлена Е. Князевой на основе материала И. ЯзыковойЖурнал «Искусство» № 4/2012 Преображение Господне. Фрагмент. 1403

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемgrachi.okis.ru

Похожие презентации

Презентация 10 класса на тему: «Феофан Грек Приготовила: Ученица 10 класса Каленюк Оксана Преподаватель: Магомедова Т.В. 2012 год.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Феофан Грек Приготовила: Ученица 10 класса Каленюк Оксана Преподаватель: Магомедова Т.В год

2 Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек), до приезда на Русь работал в Константинополе, Халкидоне (пригород Константинополя), генуэзских Галате и Кафе (ныне Феодосия в Крыму) (сохранились только фрески в Феодосии).

3 Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе. Кроме купола Феофаном расписан барабан фигурами праотцев и пророков Ильи и Иоанна Предтечи. Церковь Спаса Преображения

4 До нас дошли так же росписи апсиды фрагменты чина святителей и «Евхаристии», часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе, и «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и примыкающим к ним стенах. Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела. Это орнамент, фронтальные фигуры святых, полуфигура «Знамения» с предстоящими ангелами, престол с подходящими к нему четырьмя святителями и, в верхней части стены Столпники, ветхозаветная «Троица», медальоны с Иоанном Лествичником, Агафоном, Акакием и фигураМакария Египетского.

5 Феофан Грек оставил весомый вклад в новгородском искусстве, в частности, мастерам, исповедующим сходное мировоззрение и воспринявших отчасти манеру мастера были мастера, расписавшие церкви Успения Богородицы на Волотовом поле и Феодора Стратилата на Ручью. Живопись в этих храмах напоминает фрески церкви Спаса на Ильине своей свободной манерой, принципом построения композиций и выбором красок для росписи

6 Память о Феофане Греке осталась и в новгородских иконах в иконе «Отечество» (XIV век) присутствуют серафимы, скопированные с фресок церкви Спаса на Ильине, в клейме «Троица» из четырёхчастной иконы XV века прослеживаются параллели с «Троицей» Феофана, а также в нескольких других произведениях. Также влияние Феофана видно и в новгородской книжной графике, в оформлении таких рукописей как «Псалтырь Ивана Грозного» (последнее десятилетие XIV века) и «Погодинский Пролог»(вторая половина XIV века).

7 Последующие события жизни Феофана плохо известны, по некоторым сведениям иконописец работал в Нижнем Новгороде (росписи не сохранились), некоторые исследователи склонны считать, что он так же работал в Коломне и Серпухове. В начале 1390-х гг. Феофан прибыл в Москву.

8 Феофан оформил Евангелие боярина Фёдора Кошки, оклад котор ого датируется 1392 годом, судя по всему, окончание рукописи относится к тому же времени.

9 Относительно икон, написанных Феофаном, не сохранилось чёткой информации. Традиционно его авторству приписывают «Успение Божьей Матери», «Донскую икону Божьей Матери», «Преображение Господне» и деисусный чин Благовещенского собора Кремля. Успение (1392)

10 Нет точных сведений о том, где и когда была написана икона «Успение», но по косвенным данным считается, что это произошло в Москве. Икона является двухсторонней, на одной стороне написан сюжет Успения Божьей Матери, а на другой образ Богоматери с младенцем Христом. Изображение относится к типу икон Богородицы «Умиление», и впоследствии икона получила название «Богоматерь Умиление Донская». В современном искусствоведении нет единого мнения по поводу происхождения этих образов Донская икона Божией Матери

11 Феофану приписывается икона «Преображение» храмовый образ Спасо- Преображенского собора города Переслав ля-Залесского, хотя и художественно и образно она слабее его образов и следует его манере внешне и поверхностно.

12 Феофан Грек возглавлял роспись ряда московских церквей это новая каменная церковь Рождества Богородицы в 1395 году, совместно с Семёном Чёрным и учениками, церковь святого Архангела Михаила в 1399 году, роспись которой выгорела во время нашествия Тохтамыша, и церковь Благовещения совместно со старцем Прохором с Городца и Андреем Рублевым в 1405 году. Также Феофану приписываются иконы деисусного чина из иконостаса Благовещенского собора. Главная особенность его в том, что это первый в России иконостас с фигурами в полный рост. Состоит иконостас из следующих икон: «Василий Великий», «Апостол Пётр», «Архангел Михаил», «Богоматерь», «Спас», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Иоанн Златоуст». Благовещенский собор Кремля

13 Авель Деисусная икона Богородицы из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Конец XIV начало XV века

14 Иоанн Предтеча Преображение

15 Святой Даниил Столпник Святой Макарий Египетский

16 Спас Вседержитель. Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде г. Троица


Статьи по теме