Идея Рассказа Шукшин Волки

Идея Рассказа Шукшин Волки.rar
Закачек 3326
Средняя скорость 6609 Kb/s

Идея Рассказа Шукшин Волки

Жанровые особенности

«Волки!» Шукшина — рассказ-характер. Характеры тестя и зятя проявляются не только через столкновение друг с другом, но и через столкновение со стихией – волками.

Проблематика

Нравственная проблематика рассказа связана с тем, каким должен быть человек. Проверку на человечность не проходит ни Иван, ни Наум, хотя и по разным причинам. Наум готов на любую подлость, а Иван – на применение грубой силы, лишь бы добиться своего и победить (на словах или на деле) «врага» — человека.

Герои рассказа

Наум Кречетов — мужик хитрый и обаятельный, расторопный, ещё не старый. Наум терпел Ивана, «жалеючи дочь», договорился о дровах. Он всё подмечает, например, что Иван с похмелья. Попадая в экстремальную ситуацию, Наум утрачивает всю разумность.

Когда мужики встретились с волками, Наум так испугался, что стал кричать «грабют» и убегать на своих санях. Четыре раза Иван просил Наума придержать свою лошадь, но Наум заботился, прежде всего, о своей жизни. Он видел, что Ивану грозит смертельная опасность, но не только не остановился, чтобы помочь, но даже отвернулся. За поворотом, в безопасном месте, он дождался зятя, потому что «на совести у него всё-таки было нелегко».

Наум радуется тому, что Иван живой, но боится, что Иван будет его бить, поэтому снова стегает лошадь, а Иван пешком не может его догнать. Хитрый Наум придумывает, как не быть битым. Пока Иван добирается до дома тестя, тот зовёт дочь и милиционера.

Иван недаром считает тестя бесчеловечным. Поняв, что его поступок низкий, Наум вместо оправдания начинает обвинять Ивана во всех грехах. И в том, что Иван пришёл в дом на всё готовенькое, и в том, что хотел бы жить в городе, и даже в том, что Иван приехал в деревню возбуждать народ против Советской власти. Это было серьёзное обвинение, которое, скажи его Наум при Сталине, могло бы привести к аресту. Но рассказ написан в 1967 году, так что милиционер, приняв сторону Ивана и жалея его, быстро уводит из избы, утешает, обещает сыграть с ним в отделении в шахматы.

Это типичный шукшинский герой, руководствующийся не здравым смыслом, а сердечными побуждениями. Иван ленивый, любит выпить. Он мечтает о лёгкой жизни в городе, где можно поработать, а потом отдыхать.

В момент нападения волков Иван видит ситуацию как бы со стороны, страх у него смешивается со жгучим любопытством. Какое-то время Иван насмехается над тестем, который ведёт себя, как сумасшедший, заполошно крича «грабют». Почувствовав страх за свою жизнь, Иван просит Наума бросить ему топор. Он обращается к Науму всё более эмоционально по мере приближения волков: отец – гад такой – отец, сука.

Иван не склонен уступать волкам. Он сначала идёт на вожака с топором, а потом отступается от убитого коня, сказав: «Ваша взяла. Жрите, сволочи». Ивану жаль коня, он обвиняет тестя в случившемся, называет его гадом ползучим и шкурой, паразитом. Иван жаждет мести, не желая понять, что ситуацию нельзя повернуть вспять. Милиционер вместе с Иваном сожалеет, что тот не догнал тестя в лесу и не побил его наедине, но «теперь нельзя».

Пятеро волков – полноценные герои рассказа. В отличие от людей, они действуют слаженно. Стая загоняет жертву привычным способом, двигаясь наперерез коню. Иван понимает, что вожака остановит только смерть.

Человек и волк в рассказе стремятся победить, чтобы выжить. В отличие от людей, у волков строгая иерархия. Вожак выравнивает строй, пуская в ход клыки. Каждый из волков знает, какова его роль в охоте. Не так у людей. Тесть с зятем всё время оскорбляют и обижают друг друга, как будто выясняя, кто из них главнее. Наум спасает свою жизнь и не собирается действовать в интересах другого.

Иван занимает место того самого волка, от которого убегал раньше: «Началась другая гонка: человек догонял человека». Но и Наум ведёт себя, как охотник, устраивающий на волка засаду. Шукшин сопоставляет поведение волков, которые убивают, чтобы есть и выживать, и людей, которые уничтожают друг друга для самоутверждения.

Сюжет и композиция

В основе рассказа лежит приключение, связанное с погоней. Сначала волки гонятся за людьми, затем Иван гонится за Наумом, а в конце оказывается пойманным Иван. Через погоню Шукшин отстаивает свою идею: человек не лучше волка, если он безнравственен.

Стилистические особенности

В рассказе важны внесюжетные элементы. Шукшин не даёт портрет героев-людей, но зато подробно описывает внешность волка: крупный, грудастый, с палёной мордой, с круглыми жёлтыми глазами, взгляд которых прям и прост.

В трёх коротких предложениях изображён пейзаж.

Покой и дрёма поездки в санях по тихому зимнему лесу прерываются появлением волков. Шукшин пользуется короткими неполными предложениями без подлежащих. Только в последнем неполном предложении появляются нарушители покоя: «Вышли из леса, стоят, ждут. Волки».

Речь героев – основная их характеристика. Через крик Наума «грабют» передаётся его животный страх, грубые слова мужиков – проявление их эмоций. Житейская мудрость Наума подкрепляется пословицами.

Разделы: Литература

Тема: Василий Макарович Шукшин. Нравственные уроки рассказа “Волки”.

Цель: Познакомить учащихся с биографией писателя. Дать краткий анализ его творчества. Подробно проанализировать рассказ “Волки”, выявить основную проблему, проследить нравственное падение одного героя – Наума Кречетова и возвышение другого – Ивана Дегтярева.

Воспитательная цель: Обратить внимание школьников на актуальные для сегодняшнего дня и одновременно вечные проблемы духовности, нравственности. Воспитывать в детях корневые свойства человеческой души: правду, совестливость, любовь к человечеству.

Оборудование: Стенгазета по творчеству В. Шукшина, выставка его произведений.

Стенд со стихами о совести, правде. (Э. Асадов “Доброта”, Ю.Левитанский “Каждый выбирает по себе” и др.) стенд с афоризмами (см. в ходе урока).

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы знакомимся с творчеством писателя, имя которого многим из вас стало известно недавно. Его творчество зовет к обсуждению, спору. Хочется одного: пробудить в вас интерес к книгам этого замечательного человека, так как в них поставлены вопросы и проблемы, волнующие любого человека: вступающего только что на жизненный путь и прожившего жизнь. Каков же он – Василий Шукшин, что волнует его, тревожит?

III. Сообщение ученицы. Биография писателя (Приложение 1).

IV. Обратить внимание учащихся на стенгазету.

Легче живется тем, кто умеет приспосабливаться в жизни, гораздо труднее говорить правду, но без правды невозможно исправить жизнь, улучшить ее.

Шукшин подметил не совсем приятную особенность в людях:

“Когда нам плохо, мы думаем:
А где – то кому-то хорошо. Когда
нам хорошо, мы редко думаем:
А где-то кому-то плохо”.

Главное для Шукшина – не где живет человек, а как он живет и какой это человек.

(Обратить внимание учащихся на запись на доске).

Разобрав рассказ Шукшина “Волки”, мы должны ответить на проблемный вопрос: “Что лежит в основе поступков человека? Почему в одной и той же ситуации разные люди ведут себя по-разному?”

VI. Аналитическая беседа по рассказу и составление схемы.

– Кто является героями рассказа?

Тесть Наум Кречетов,
Зять Иван Дегтярев.

Обратить внимание, что герои – родственники.
В дальнейшем поставим вопрос:

– Случайно ли, специально так сделал Шукшин?

– Какими мы увидели героев в начале рассказа?

Оба не любят друг друга.

– Как Шукшин хочет проверить своих героев?

Ставит в экстремальные условия. Встреча с волками.

Внимательно наблюдая за текстом, учащиеся доказывают нравственное падение одного, нравственное возвышение другого героя. (Чертим схему, подписываем каждый этап цитатой из текста).

– Кто сможет ответить на вопрос, почему герои ведут себя по-разному?

Что лежит в основе их поступков? (Проблемный вопрос урока).

У одного есть совесть, у другого нет. Совесть лежит в основе поступков людей. Таким образом, человек, начиненный всяческими правилами, но лишенный совести – это не человек.

Рассказ “Волки” с глубоким подтекстом.

Как вы поняли смысл названия?

Волки – это не только хищники, лесные звери, это люди типа Наума, с которыми приходится жить Ивану. Они ради спасения собственной “шкуры”

Люди, типа
Наума

Любопытство – страх –
бессилие – “ваша взяла”

Смех – злость – изумление
желание – заставить тестя
осознать неправоту

– Какие чувства переживает Иван в эпизоде с волками (зверями)?

– Что испытывает Иван, столкнувшись с волчьей хваткой своего тестя?

– Какие слова повторяет Иван в ссоре тестем? Почему?

“Хотел папаню твоего поучить. Как надо человеком быть, “. чтоб ты человеком был”. Напрямую писатель не называет Наума волком, но то, что Иван повторяет слова “надо быть” “чтоб был” человеком заставляет понять, что Наум – не человек.

– Как вы думаете, смириться ли Иван с волчьей натурой тестя?

– Нет. Он повторяет слова: “Учить я тебя все равно буду”. Но пока Иван только изумляется: “Нет, это же. что ж это за человек?”

– Что кроется за фразой?

“Нет, это же. что ж это за человек?” (Обратить внимание на многоточие).

И тут в нравственном отношении Иван оказался значительно выше тестя, он не произнес перед женой и милиционерам слова, которые были на уме: “Это же не человек!” (о Науме). Сказал более мягко: “Что ж это за человек!”.

– Определяем основную идею рассказа.

– Какие из афоризмов вы бы выбрали для эпиграфа?

Нет с нами большего писателя – В. Шукшина. Но остались его книги, его мысли. И каждый его рассказ заставляет задуматься о серьезных проблемах, о жизни, о поведении человека, его поступках.

И вновь вспоминаются слова писателя: “Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком”.

Доброта
Если друг твой в словесном споре
Мог обиду тебе нанести,
Это горько, но это не горе
Ты потом ему все же прости
В жизни всякое может случиться,
И коль дружба у вас крепка,
Из-за всякого пустяка
Ты не дай ей зазря разбиться.
Если ты с любимою в ссоре,
А тоска по ней горяча,
Это тоже еще не горе,
Не спеши, не руби с плеча.
Пусть не ты явился причиной
Той обиды и горьких слов,
Встань над ссорою, будь мужчиной,
Это все же твоя любовь.
И чтоб после себя не корить
В том, что сделал кому-то больно,
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.
Но в одном лишь не уступай:
На разрыв иди, на разлуку,
Только подлости не прощай никому:
Ни любимой, ни другу.

Каждый выбирает…
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку-
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя,
Выбираю тоже – как умею,
Ни к кому претензий не имею,
Каждый выбирает для себя.

Урок литературы в 9 классе по творчеству В.М. Шукшина.

Просмотр содержимого документа
«Анализ рассказа В.М. Шукшина «Волки»»

Урок внеклассного чтения

В 9 классе по теме:

анализ рассказа Шукшина «Волки»

(Приглашаю к разговору)

Оформление: портреты В. Шукшина,

эпиграф, словарная работа,

русского языка и литературы

Темой нашего урока стали слова одного из героев рассказа Шукшина «Волки» — «Чтобы ты человеком был. ».

Эпиграфом к уроку я взяла строчки из стихотворения нашего земляка, моего коллеги, учителя Анатолия Казанцева из посёлка Пионерский.

Я зеркало разбил на мелкие осколки,

Чтобы не видеть хищный свой оскал.

Сегодня нашим собеседником станет человек, обладающий удивительно чуткой душой, необыкновенным внутренним зрением, мастер видеть жизнь через увеличительное стекло и замечать в ней такие тонкости и штрихи человеческой сущности, которые мы не замечаем.

Вглядимся в портрет Василия Макаровича Шукшина, в нём поражает искренность, внутреннее беспокойство, простота, удивительная человечность, доброта, связь с простым человеком, т.е. со мной, с тобой, с теми, кого он любит, с народом.

Вникая в жизненные миниатюры Шукшинских сюжетов, видишь все свои недостатки. Совесть не может оставаться равнодушной. Неловко бывает за себя, за тебя, за поступки других людей.

Мы уже познакомились с рассказом «Волки», впервые он был напечатан в журнале «Новый мир» в 1967 г. В его основу положен реальный случай, который рассказала автору мать. И мастерство Шукшина в том, что он сумел прервать услышанное в очень глубокое произведение, поднимающее до сиз пор актуальные нравственные проблемы.

А сегодня я приглашаю вас к разговору непростому, взрослому. Буду рада, если итогом урока будет то, что вы уйдёте с него чуточку чище, нравственно выше, добрее.

Начать разговор я хочу со стихотворения Анатолия Казанцева, из которого взят эпиграф к нашему уроку.

Нас приучают к мысли, что мы волки,

Что надо волчий выучить вокал,

Я зеркало разбил на мелкие осколки,

Чтобы не видеть хищный свой оскал.

Мой меньший брат, мой враг четвероногий,

На время поселившийся во мне,

Дремучий зверь, озлобленный, жестокий,

Тень человека видит на стене.

Объясните слова эпиграфа, какова его роль?

(Эпиграф выражает основную мысль нашего урока, часто в душе человека борятся доброе и злое, живёт хищный зверь, который может изнутри разрушить человека. Человек должен избавляться от всего недоброго в себе, оставаться как бы ни была жестока жизнь, человеком).

Почему же рассказ назван «Волки»?

(В рассказе неожиданно появляются волки, которые угрожают жизни человека, но здесь есть и другой смысл).

Волки – это люди, способные предать, бросить в беде, спасающие только свою жизнь.

Что же превращает людей в волков?

Эгоизм трусость через

Равнодушие разобщённость эти негативные

Злоба жестокость качества

Малодушие потеря совести происходит

Хищничество изворотливость потеря всего

Зависть лживость человеческого

Вспомним, каков сюжет рассказа?

(Два человека, родственники, тесть и зять, между которыми сложились далеко не простые отношения, едут в лес за дровами, неожиданно появляются волки и начинают погоню за людьми. Тесть, вырвавшись вперёд, бросает зятя одного с пятью волками. Чудом удаётся спасти свою жизнь).

(3 части, о чём в них рассказывается, как их можно озаглавить?)

1 часть. Ранний визит Наума

3 часть. Чтобы ты человеком был

Давайте проанализируем первую часть.

Между кем и кем возникает конфликт? Как мы это видим? Как они относятся друг к другу?

Автор говорит: «Иван не любит Наума, Наум, жалеючи дочь, терпел Ивана».

Но ведь и речь героев является средством характеристики. Последним, как через разговор родственников можно увидеть их враждебность друг к другу?

Наум считает зятя ленивым человеком, заходя в дом, он упрекает его: «Спишь? Эдак, Ванечка, всё царство небесное можно проспать». А уж потом здоровается. На слова зятя о комфортном жилье в городе (не надо заботиться о дровах, не надо носить воду) он язвительно отвечает: «С одной стороны, конечно, хорошо – водопровод, с другой беда, — ты б тогда совсем заспался».

Иван ведёт себя более сдержанно, мечтает о лёгкой жизни, об устроенном быте в городе, не торопится вставать, ему не хочется трудиться в воскресный день, он не отвечает на приветствие тестя, чем проявляет неуважение к человеку старше себя, иронично звучит его обращение к тестю: «ваше благородие». Итак, между зятем и тестем возникает конфликт. Они, хотя и родственники, но чужие друг другу люди.

Положительное в характере Наума? Характеристику героев даёт автор: «не старый ещё, расторопный мужик, хитрый и обаятельный».

Трудолюбив, энергичен (уже на ногах), ловкий, деловой, проявляет заботу о семье дочери, прожил жизнь в деревне, ему привычен деревенский быт, он любит деревню, воспитал хорошую дочь, она уважает отца и всегда держит его сторону.

Наум – имя от слова «ум», «умный», есть основание, он в семье старший, опытный.

И только слово «хитрый» заставляет нас насторожиться. Что же означает это слово? Заглядываем в толковый словарь:

Хитрый – способный обмануть, извлечь для себя выгоду, вывернуться из любой ситуации.

Отрицательное в характере Ивана:

Неуважителен по отношению к отцу жены

Не проявляет должной заботы о семье (а ведь он глава своей семьи)

С ленцой, не переработался

(Иванушка – дурачок, лежит на печи да ест калачи, ассоциация с героем народной сказки).

Возможно не только за то, что Иван «на всё готовое пришёл», но и за это невзлюбил тесть своего зятя. Трудно разобраться в характере этих людей. На чьей стороне ваши симпатии? Кажется, что Наум выигрывает в сравнении с Иваном.

С чего начинается вторая часть? (с описания природы). Зачитайте.

Какую роль играет пейзаж в рассказе? Что он подчеркивает? (в природе всё спокойно, тишина и красота, гармония, а в мире людей – неприязнь, враждебность, отчуждение)

Какой композиционный приём использует автор? (антитезу).

Мир природы – мир человека отношений

Наум, Иван – волки

Ребята, в жизни каждого человека наступает такой момент, когда он проходит проверку на прочность, на порядочность, на человечность. Это своего рода серьёзное испытание, и далеко не каждый способен пройти его достойно. Эту мысль подтверждает рассказ.

Какая экстремальная ситуация обнажила человеческую сущность героев?

(встреча с волками)

Как же раскрылись герои, как они повели себя в этой ситуации?

Прочитаем эпизод погони по ролям (Наум, Иван, автор)

Наум – предал зятя, он спасал свою шкуру, бросил его одного в тяжелейшей ситуации,

оставил одного с пятерыми волками, струсил, отказал в помощи.

Иван – пытается просить помощи, в этой ситуации забывается о своих антипатиях к

«отец», «мы отобьёмся» (пытается с ним объясниться), не сразу осознаёт всю

опасность, теряет время, ни разу не видел волка.

Когда Иван осознал всю меру опасности? (Когда рассмотрел вожака стаи).

Зачитайте описание волка – вожатая. На протяжении всего рассказа меняется наше отношение к Науму, возникает лексика возрастающего негатива: «гад», «шкура», «сука», «председатель», «змей ползучий», «сволочь».

Что является кульминацией? (поединок волка и человека).

Как ведёт себя вожак? Зачитайте. (настороженно следит за человеком, чувствует опасность, готов в любую минуту защитить стаю, броситься на человека).

А ведь Наум – тоже вожак, старший в семье и умудренный жизненным опытом.

Как он ведёт себя? (бросает родственника, не хочет нести ответственности за жизнь человека)

Волк вожак – вожак семьи Наум

Сила, единство – слабость, разобщённость.

Кто оказался сильнее волки или люди?

В чём проявилась сила волков и в чём слабость людей?

Волки – единый лагерь, сплочённая, дружная стая

Как показано единство хищников (через 3л., мн.ч. глаголы)

Найдите подтверждение этой мысли

Люди – разобщены, спасаются по одиночке, оказываются слабыми.

Оказывается людям есть чему поучиться у природы (ведь волки – часть природы), они оказываются мудрее, чем люди.

Ваша позиция? Как должен был повести себя Наум? (помочь, не бросать, перебороть свою трусость)

Почему он, умудренный опытом, оставил человека?

Что сделало из него волка, спасающего свою шкуру? (малодушие, трусость, «шкурничество», эгоизм)

Как мог поступить Наум при встрече с Иваном? (признать свою вину, повиниться)

Читая начало рассказа мы и подозревать не могли о том, какие негативные качества есть в характере Наума, и только здесь они проявились в полной мере.

О чём говорит развязка? Посмотрим 3 часть.

Автор не устаёт удивлять читателя характерами своих героев.

Какой новый герой возникает в рассказе? (в последней части в доме Наума появляется милиционер)

На чьей стороне автор?

(Милиционер, посторонний человек. Автор показывает, как к этой истории отнесся человек со стороны).

С одной стороны – он на стороне Наума, т.к. ему грозит расправа зятя и он обязан защитить по закону тестя.

С другой стороны – по – человечески он на стороне Ивана.

Как это видно? Зачитайте эти эпизоды.

Был момент, когда милиционер пытался примирить героев.

А как вы думаете, возможно ли примирение? (нет, предательство просить нельзя. Иван мог погибнуть, такое вряд ли можно просить)

Какова тема рассказа? Сложные взаимоотношения между людьми, посредством которых перед нами раскрываются их несовместимые нравственные ценности. Т.о. автор помогает понять такую мысль: первое впечатление о человеке бывает обманчиво, но сама жизнь может сорвать маску с любого человека и обнажить его волчью сущность. За внешним обаянием скрывалась чёрная душа.

Какой урок хотел преподать тестю Иван. Зачем?

(побить, проучить чтоб он стал человеком, и в подобной ситуации уже повёл себя по другому). Слова Ивана: «Чтобы человеком был. » К кому обращены эти слова? (не только Науму, автор через эти слова обращается и каждому из нас)

А какой урок преподаёт нам автор рассказа, в каких словах он выражен?

«Чтобы ты человеком был. »

А что по вашему человек должен воспитывать в себе, чтобы быть им:

эти положительные Доброту

формируется Ответственность за судьбу другого

Способность проявить мужество

и постоять за слабого

Из всего этого следует, что человек должен воспитывать свою душу, избавляться от волчьего, хищного, негативного через миссию доброты и понимания, уважения и порядочности, человечности и милосердия, иначе он превратиться в тень человека.

Вывод. Слово учителя.

Душа каждого из нас душа человека подобна саду, и от человека зависит, какой сад вырастит он в своей душе, сад красивый, ухоженный, приносящий радость и счастье не только самому хозяину, но и другим людям, или же этот сад будет заброшенным, заросшим сорняками и бурьянам, который не плодоносит, не радует других людей, вызывает лишь уныние и сожаление. Рассказ Шукшина учит, как быть человеком.


Статьи по теме