Гаджинский А М Основы Логистики Учебное пособие

Гаджинский А М Основы Логистики Учебное пособие.rar
Закачек 2360
Средняя скорость 1118 Kb/s

Гаджинский А М Основы Логистики Учебное пособие

20-е изд. — М. : 2012. — 484 с.

В учебнике изложены современная концепция и задачи логистики, охарактеризованы участники логистического процесса, описаны методы, обеспечивающие повышение эффективности хозяйственной деятельности за счет рациональной организации материальных потоков.

Для студентов высших учебных заведений, а также практических работников сферы распределения, закупок, транспорта, организации торговых и производственных процессов.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 11
Введение 13
Раздел 1. Терминологический аппарат, концептуальные и методологические основы логистики
Глава 1. Понятие логистики 15
1.1. Основные области применения понятия «логистика» 15
1.2. Определение понятия логистики 20
1.3. Расширенная трактовка понятия логистики 25
1.4. Специфика логистического подхода к управлению материальными потоками 28
1.5. Предпосылки развития логистики 31
1.6. Этапы развития логистики 36
1.7. Экономический эффект от использования логистики 39
1.8. Взаимосвязь логистики и маркетинга 44
1.9. Примеры логистической оптимизации материального потока в сфере обращения 45
Глава 2. Концепции и функции логистики 54
2.1. Концепция и принципы логистики 54
2.2. Гуманизация технологических процессов и развитие логистического сервиса 57
2.3. Функции логистики 59
2.4. Организационная структура логистики на предприятии 62
2.5. Функциональная взаимосвязь логистики с маркетингом 65
2.6. Логистика и стратегическое планирование 67
Глава 3. Материальные потоки и логистические операции 71
3.1. Понятие материального потока 71
3.2. Виды материальных потоков 74
3.3. Логистические операции 78
Глава 4. Логистические системы 82
4.1. Понятие системы 82
4.2. Понятие логистической системы 84
4.3. Виды логистических систем 87
Глава 5. Методологический аппарат логистики 92
5.1. Общая характеристика методов решения логистических задач 92
5.2. Анализ полной стоимости в логистике 94
5.3. Моделирование в логистике 97
5.4. Экспертные системы в логистике 102
5.5. Определение и основные принципы системного подхода 104
5.6. Сравнительная характеристика классического и системного подходов к формированию систем 106
5.7. Пример классического и системного подходов к организации материального потока 108
5.8. Анализ ABC 112
5.9. Графические методы определения границ групп А, В и С 117
5.10. Влияние вероятностного характера спроса на решения по управлению запасами (анализ XYZ) 125
5.11. Задача «сделать или купить» 126
5.12. Показатели логистики 129
Глава 6. Учет издержек в логистике 138
6.1. Проблемы учета издержек в логистике 138
6.2. Требования к системам учета издержек в логистике 142
6.3. Особенности учета логистических издержек 145
6.4. Классификация издержек в логистике 147
6.5. Издержки на создание и поддержание запасов 149
6.6. Транспортно-заготовительные расходы 150
Раздел II. Логистический подход к управлению материальными потоками в сферах производства и обращения
Глава 7. Функциональные области логистики 153
7.1. Характеристика функциональных областей логистики 153
7.2. Взаимосвязь закупочной и распределительной логистики 157
Глава 8. Закупочная логистика 161
8.1. Сущность закупочной логистики 161
8.2. Задачи закупочной логистики 165
8.3. Функция снабжения на предприятии 167
8.4. Задача «сделать или купить» в закупочной логистике 168
8.5. Задача выбора поставщика 171
8.6. Система поставок «Точно в срок» в закупочной логистике 176
8.7. Метод быстрого реагирования 181
Глава 9. Производственная логистика 184
9.1. Понятие производственной логистики 184
9.2. Традиционная и логистическая концепции организации производства 186
9.3. Качественная и количественная гибкость производственных систем 187
9.4. Толкающие системы управления материальными потоками в производственной логистике 188
9.5. Тянущие системы управления материальными потоками в производственной логистике 191
9.6. Эффективность применения логистического подхода к управлению материальными потоками на производстве 193
Глава 10. Распределительная логистика 195
10.1. Понятие распределительной логистики 195
10.2. Задачи распределительной логистики 200
10.3. Логистические каналы и логистические цепи 201
10.4. Развитие инфраструктуры товарных рынков 207
Глава 11. Транспортная логистика 212
11.1. Сущность и задачи транспортной логистики 212
11.2. Сравнительная характеристика отдельных видов транспорта 218
11.3. Выбор вида транспорта 220
11.4. Транспорт свой или наемный 228
11.5. Выбор перевозчика 232
11.6. Составление маршрутов движения автомобильного транспорта 233
11.7. Транспортные тарифы и факторы, влияющие на их размер 236
Глава 12. Информационная логистика 240
12.1. Понятие, цель и задачи информационной логистики 240
12.2. Информационные потоки в логистике 242
12.3. Информационные системы в логистике 246
12.4. Требования к информационным системам в логистике и принципы их построения 247
12.5. Виды информационных систем в логистике 249
12.6. Принципы построения информационных систем в логистике 252
12.7. Эффект от внедрения логистических информационных систем 256
12.8. Информационные технологии в логистике 258
Глава 13. Использование в логистике технологии автоматической идентификации штриховых кодов 260
13.1. Проблема идентификации объектов, составляющих материальные потоки и ее решение в логистике 260
13.2 Технология применения штрихового кода EAN-13 262
13.3. Физические законы, лежащие в основе технологии автоматической идентификации штриховых товарных кодов 264
13.4. Структура номера товара EAN-13 265
13.5. Штриховой код на транспортной упаковке 267
13.6. Маркировка грузовых пакетов машиночитаемым кодом 269
13.7. Эффективность применения технологии автоматической идентификации штриховых товарных кодов 272
Глава 14. Сервис в логистике 275
14.1. Понятие логистического сервиса 275
14.2. Формирование системы логистического сервиса 276
14.3. Уровень логистического сервиса 278
14.4. Зависимость затрат на сервис от уровня сервиса 280
14.5. Зависимость объема продаж от уровня сервиса 282
14.6. Определение оптимального объема уровня логистического сервиса 285
14.7. Критерии качества логистического сервиса 287
Глава 15. Управление временем процессов в логистике 290
15.1. Время логистического процесса и конкурентоспособность предприятия 290
15.2. Виды временных циклов в логистике 293
15.3. «Разрыв» времени исполнения заказа и пути его сокращения 296
Глава 16. Совершенствование товаропроводящих торговых систем на базе концепции логистики 299
16.1. Логистический подход к организации товародвижения 299
16.2. Логистика и интеграционные процессы в торговле 302
16.3. Логистика в звеньях товародвижения. 305
16.4. Служба логистики на предприятиях торговли 307
16.5. Предпосылки и проблемы развития логистики в торговле 309
16.6. Логистика и научно-техническое развитие торговли 311
16.7. Эффективность применения логистики в торговле 313
Раздел III. Запасы и склады в логистике
Глава 17. Понятие, основные виды, роль и логистика материальных запасов 316
17.1. Понятие материального запаса 316
17.2. Основные виды материальных запасов 320
17.3. Основные причины сокращения запасов (отрицательная роль запасов) 325
17.4. Основные причины создания запасов (положительная роль запасов) 327
17.5. Повышение уровня организованности процессов товародвижения как альтернатива росту материальных запасов 332
Глава 18. Определение размера запасов 337
18.1. Определение оптимального размера текущего запаса 337
18.2. Удельные затраты на создание и хранение запасов 350
18.3. Определение размера текущего запаса в условиях ограниченных возможностей управления хозяйственной ситуацией 356
18.4. Определение размера страховых запасов 360
18.5. Влияние характера распределения на размер страхового запаса 368
Глава 19. Системы контроля состояния запасов 371
19.1. Общая характеристика систем контроля состояния запасов 371
19.2. Параметры основных систем контроля состояния запасов 376
19.3. Сравнительная характеристика основных систем контроля состояния запасов 382
Глава. 20. Взаимосвязь управления запасами с другими функциями логистики 384
20.1. Оптимизация ассортиментного состава запасов в эшелонах логистических систем 384
20.2. Концентрация запасов как метод их сокращения 385
20.3. Метод быстрого реагирования и размер запасов 387
Глава 21. Понятие, виды и функции складов 391
21.1. Склады, их понятие и роль в логистике 391
21.2. Виды складов 392
21.3. Функции складов 395
Глава 22. Склад как элемент логистической системы 398
22.1. Выбор оптимального варианта складской подсистемы логистической системы 398
22.2. Определение оптимального количества складов в зоне обслуживания 401
22.3. Определение места расположения склада на обслуживаемой территории 410
22.4. Принятие решения о пользовании услугами наемного склада 421
Глава 23. Склад как самостоятельная логистическая система 425
23.1. Принципы организации технологических процессов на складах 425
23.2. Структурный анализ складских процессов 428
23.3. Принципиальная схема технологического процесса на складе 430
23.4. Транспортно-технологическая схема переработки грузов на складе 433
23.5. Технологические карты 436
23.6. Разработка стандартных процедур складского процесса 439
23.7. Технологические графики 441
23.8. Сетевое планирование складских процессов 443
23.9. Технологические планировки складов 445
23.10. Карты организации рабочих мест персонала склада 446
Глава 24. Организация складских процессов с элементами логистики 448
24.1. Краткая характеристика складских операций 448
24.2. Поступление грузов на склад 453
24.3. Входной контроль поставок товаров на складе 458
24.4. Использование метода Парето (20/80) для принятия решения о размещении товаров на складе 459
24.5. Отборка ассортимента по заказу оптовых покупателей 463
24.6. Отгрузка товаров со складов 467
Глава 25. Грузовая единица — элемент сквозного логистического процесса 471
25.1. Понятие грузовой единицы, роль в логистике и характеристики 471
25.2. Размер грузовой единицы 472
25.3. Пакетирование грузовых единиц 475
25.4. Практические приемы координации работ с грузовыми единицами 478
Литература 480

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

-38-

25. Понятие производственной логистики.

Новая философия организации производства: интеграция процессов снабжения производства, сбыта, транспортировки и представление производства как системы, четко ориентированной на рынок (система “своевременного производства”)

В США “Своевременное производство” состоит из 4-х элементов:

— своевременная сборка готовых изделий из узлов

— своевременная продажа готовых изделий

— своевременная закупка материальных ресурсов

— своевременный запуск материальных ресурсов в производство

Все современные организации производства делятся на 2 типа: “Толкающие”(выталкивающие) и “Тянущие”(вытягивающие)

Характеристика традиционного (толкающего) подхода: изготовление деталей в соответствии с графиком (детали поступают по мере готовности с предыдущей операции на последующую)

Тянущая система заключается в том, что последующий участок заказывает и изымает детали, сборочные единицы и т.п. с предыдущего участка на последующий. Тянущая система задумана с целью уменьшения запасов.

Сравнение толкающей и тянущей систем

Преимущества тянущей системы

— Отказ от избыточных запасов, информация о возможности быстрого приобретения материалов, или наличие резервных мощностей для быстрого реагирования на изменение спроса.

— Замена политики продажи произведенных товаров политикой производства продаваемых товаров.

— Задача полной загрузки мощностей заменяется минимизацией сроков прохождения продукции по технологическому процессу.

— Снижение оптимальной партии ресурсов, снижение партии обработки.

— Выполнение заказов с высоким качеством

— Сокращение всех видов простоев и нерациональных внутризаводских перевозок.

Канбан разработана группой японских менеджеров. Потери в данном методе — излишки продукции, досрочное производство, брак, нерациональная транспортировка, хранение излишних запасов.

Канбан

1. Система “Точно в срок” — поставка необходимой продукции в требуемом количества в требуемый срок — служит для оперативного управления производством и включает не только специальные карточки, но и транспортные средства, производственные графики, технологические и операционные карты.

-39-
Система “Канбан” с двумя карточками

Место хранения запаса L Место хранения запаса М

.F .F

F

E трк

трк

E E

E

F

прк F

Участок А Участок В

1. В системе вытягивания движение начинается с участка, где используется деталь (уч. В). Готовый контейнер с ТК с места хранения запаса L направляется на участок обработки. Предварительно с него снимается транспортировочная карточка, которая помещается в коллектор транспортных карточек.

2. Освободившийся контейнер с участка В направляется к месту хранения запаса М, где на него прикрепляется транспортировочная карточка и контейнер с карточкой направляется к месту хранения запаса L, который расположен на другом участке.

3. В месте хранения запаса L транспортировочная карточка с пустого контейнера снимается и прикрепляется к полному контейнеру, готовому к отправке в место запаса М.

4. В момент прикрепления к полному контейнеру транспортировочной карточки с него снимается производственная карточка, которая помещается в коллектор производственных карточек.

5. Пустой контейнер направляется на участок обработки и находится там до тех пор, пока не поступил сигнал на обработку деталей, которыми он заполняется.

6. Производственные карточки через определенные промежутки времени направляются на участок обработки А и служит сигналом для начала изготовления и обработки деталей. Готовыми деталями заполняется пустой контейнер и с прикрепленной к нему производственной карточкой направляется к месту хранения запаса L.

7. Детали для каждого выполненного заказа загружаются в пустой контейнер, к нему прикрепляется производственная карта и контейнер отправляется к месту хранения запаса М.

Эффективность обеспечивается соблюдением нескольких правил:

1. Последующий этап вытягивает неоходимые изделия с предыдущего этапа в необходимом количестве и в строго установленное время.

2. На участках изготовления \ обработки не может быть изготовлена ни одна деталь, пока не будет получена производственная карточка, разрешающая производство

3. Количество карточек канбан должно строго соответствовать количеству продукта

4. Ни одна деталь не производится если нет производственной карточки

5. Различные детали должны изготавливаться в той последовательности в которой поступали карточки

6. Бракованная продукция не должна поступать на следующий участок

7. Количество карточек должно д.б. минимально, т.к. оно отражает максимальный запас деталей. Право изменять количество карточек принадлежит среднему управляющему персоналу.

8. На каждый контейнер приходится 1 транспортировочная карточка и 1 производственная карточка, число контейнеров рассчитывается менеджером по производству

9. Применяются только стандартные контейнеры в которых помещается определенное количество деталей

Заключается в регулировании количества задействованных на участке рабочих при колебании спроса на продукцию.

Условия для реализации:

— V образное или линейное расположение оборудования (по ходу технологического процесса, рабочие могут быстро перейти на другой участок)

— Наличие хорошо подготовленных рабочих-многостаночников, владеющих разными специальностями.

Система профессиональной ротации

Предполагает обучение рабочих нескольким специальностям с целью превращения их в универсалов.

Общая эксплуатационная система

Нацелена на максимальное использование оборудования. Позволяет сократить простои, время на переналадку и т.п. Система 4-8-4-8-4 (4 часа профилактики, 8 — работы)

Автономный контроль качества на каждом рабочем месте.

Для внедрения системы потребовалось 10 лет. Она нацелена на выпуск разнообразной продукции.

Производство методом “Точно во время”

Позволяет выявить проблемы, которые не видны из-за избыточных запасов и лишнего персонала.

Идея системы — производить и поставлять готовые изделия как раз к моменту их реализации. Отдельные детали — к моменту сборки узлов. Узлы и комплектующие — к моменту сборки изделия вцелом.

Система предусматривает уменьшение размера партий обрабатываемых деталей; Сокращение задела; Сведение к минимуму объемов запасов практически невозможно без существенного сокращения времени на переналадку оборудования.

С хранения Японцы считают, что q опт можно делать 1.

В Японии время на переналадку 10-12 минут

С переналадки для 99% продукции, 100 секунд – для

Условия применения системы — высокий уровень автоматизации, синхронизация производственных процессов, высокий уровень культуры производства, высокое качество продукции, высокая производительность, ликвидация складских помещений, сокращение длительности цикла.

Система “Точно в срок”

Предполагает сокращение до возможных пределов разницы между временем поступления материалов на очередную стадию производства и временем их потребления. Данная система минует промежуточное складирование (производство без запасов, работа с колес). Применение системы требует синхронизации мат. потока и тех. операций.

Применение системы Канбан без системы “Точно во время” и “Точно в срок” невозможно.

“Оптимизированная производственная технология” — система организации производства и снабжения, разработанная Израильскими и Американскими специалистами в 80-е годы, “Израильский Канбан”. Цель — выявление в производстве узких мест или, по терминологии создателей, “критических ресурсов”, в качестве которых выступают сырье, материалы, машины, оборудование, тех. процессы, персонал.

Система JIT (ДЖИТ)

Сведение к минимуму простоев в ожидании материалов и обеспечить полную сбалансированность процессов перевозок, производства, монтажа, их синхронизация.

— Производство одновременно с монтажом (сборкой) — “сборка с колес”.

— Закупка одновременно с производством (в организацию производства вовлекаются субпоставщики) при изготовлении продукции участвуют несколько самостоятельных предприятий: 1 генподрядчик, другие — субпоставщики, которые изготовляют и поставляют на головное предприятие отдельные составные части изделия.

Модификация системы JIT. Ее особенности:

— 0 дефектов (высокое качество)

— 0 простой (мин. Время наладки при смене изделия)

— 0 размер партии на рабочем месте

— 0 потери времени и затрат на транспорт

— 0 сверхнормативной продукции

— 0 простоев при устранении неисправностей

— 0 длительность цикла (итог 6 первых пунктов)

0 не означает сведение к абсолютному нулю, а минимизация, к которой мы стремимся.

Синхронизация движения материальных и информационных потоков, т.е. 2 параллельных потока. Позволяет получить любую информацию о месте нахождения мат. потока.

И здательско-торговая корпорация «Дашков и К°»

Рекомендовано Министерством образования

Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки “Экономика”

УДК 658.8 ББК 65.40 Г 13

Л. Б. Миротин — заслуженный деятель науки Российской Федерации,

действительный член Инженерной академии, председатель Координационного совета по логистике, доктор технических наук, профессор;

Л. П. Дашков — заслуженный работник высшей школы, действительный член Академии коммерческих наук, доктор экономических наук, профессор.

Г 13 Логистика: Учебник / А. М. Гаджинский. — 20-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 484 с.

В учебнике изложены современная концепция и задачи логистики, охарактеризованы участники логистического процесса, описаны методы, обеспечивающие повышение эффективности хозяйственной деятельности за счет рациональной организации материальных потоков.

Для студентов высших учебных заведений, а также практических работников сферы распределения, закупок, транспорта, организации тор­


Статьи по теме