Европейские Города Средневековья 4 Класс Презентация

Европейские Города Средневековья 4 Класс Презентация.rar
Закачек 1532
Средняя скорость 1021 Kb/s

Европейские Города Средневековья 4 Класс Презентация

Конспект урока и презентация на тему: «Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура.»

по программе Б. Неменского 4 класс

Предварительный просмотр:

Тема: Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура.

Задачи: дать представление об образе готических городов западной средневековой Европы.

  1. Познакомить с образом и декором готических соборов.
  1. Развивать память, внимание, учащихся; кругозор детей.
  2. Развивать мышление, умение анализировать, обобщать.
  3. Продолжить работы над развитием образного, эмоционального восприятия.
  4. Продолжить развитие творческих способностей, композиционного мышления.
  5. Продолжить работу над развитием навыка конструирования.
  1. Воспитывать эстетический вкус в процессе восприятия учебного материала.
  2. воспитывать интерес к архитектуре средневековья.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

  1. компьютер
  2. проектор
  3. экран
  4. указка
  5. фотографии соборов, рисунки соборов.
  1. краски гуашь,
  2. пастель
  3. лист А3
  4. карандаш, ластик
  5. вода
  6. ножницы

3. Практическая работа.

Постановка цели урока.

Сегодня и мы с вами познакомимся с искусством и архитектурой Средневекового города Западной Европы.

Объяснение нового материала.

Отправляемся на 700 лет назад в Европу. СЛАД 1 В это время по всей Западной Европе стали вырастать города. Они вырастали на перекрестках дорог, на берегах судоходных рек, там где было удобно устраивать ярмарки. Каждый город в те времена нуждался в защите и превращался в настоящую крепость с башнями и воротами, которые закрывались каждую ночь. Днем же город был открыт для торговли. СЛАД 2

Ширина улиц средневекового города сильно варьировалась. Наиболее широкая улица 7-8 метров, а меленькие не более 2 метров или метр. Одна из улиц Брюсселя «Улица одного человека», т.к. двое не могли тут разойтись. Уличное движение составляли пешеходы, животные и повозки.

Тесно прижатые друг к другу дома с двускатными крышами образовывали сплошные стены из узких улочек. Каждый старался построить свой дом по-своему.. самые красивые и богатые постройки выходили на центральную площадь.. здесь возвышался громадный собор, который мог вместить всех жителей.

По сравнению с современным городом население средневекового было немногочисленным. Лишь немногие города, такие как Лондон и Париж, насчитывали несколько десятков жителей. СЛАД 3

Первоначально единственным общественным сооружением в городе был собор. Вокруг него размещались лавки ремесленников и торговцев. Соборная колокольня определяла городское время, а ее тревожный звон возвещал о бедствии, пожаре, эпидемии. СЛАД 4

Готические соборы возводили из камня. Но каменная стена как бы исчезла, от нее остался только каркас – столбы с опорами и арками. Стена превратилась в ажурные каменные конструкции, словно преодолев земное притяжение, устремилась у небу. СЛАД 5

СЛАД 6 Готический собор строился не на холме и не на утесе ( как на Руси). Это храм для городской жизни. Он вырос своими величавыми башнями и острым шпилем среди тесных и кривых улочек. В нижней части его фас ада, обращенного на площадь, расположены порталы – входы. Это неглубокие стрельчатые арки со скульптурами святых.

СЛАД 7 Соборы были украшены витражами. Витраж – это цветные стекла, заполнившие пространство окна. Сюжетами были картины из Библии или сцены событий из жизни людей. Витражи пропускали разноцветные лучи и наполняли воздух прозрачной красочностью ожившей сказки.

СЛАД 8 Особое значение имел витраж – готическая роза. Это большое окно с ажурным переплетом на фасаде собора, высоко над входом.

СЛАД 9,10 В те времена скульптура была неотделима от архитектуры. Соборы украшали снаружи и внутри сотнями, а то и тысячами рельефов и статуй, изображающих Бога и Деву Марию, апостолов и святых, епископов и королей.

СЛАД 11 На этом слайде вы видите убранство Готического Собора во Флоренции (Италия). Вы можете заметить, что на стенах в сравнении с русской церковью чего-то не хватает? (икон) а вот свечи так же ставят, хотя чуть иначе. А что же заменило иконы? (Скульптура)

СЛАД 12 Перед вами купол храма он также расписан фресками, как и русский.

СЛАД 13, 14 Вы видим готический храм в разрезе. Вид сверху похож на русский храм, а вот основная конструкция различна. Основной принцип работы конструкции таков: свод не опирается на стены, давление свода передают на арки и на колонны. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку», их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре.

Стрельчатые арки становятся все более вытянутыми, заостренными, выражали главную идею готической архитектуры — идею устремленности храма ввысь. Часто на месте опоры ставили остроконечные шпили башенки.

СЛАД 15 рассматривать городскую толпу очень интересно. Знатные люди, рыцари, священники, ученые и мастера – люди разных профессий и занятий – одевались по-разному. Одежда богатых была разноцветной и украшалась вышивками. Бедняки не имели права одеваться ярко. По костюму, его цвету и украшениям можно было сразу сказать, кто этот человек, чем занимается. В готическом костюме, как и в архитектуре преобладали вертикальные линии, подчеркивалась устремленность вверх, способность жить земной жизнью, но иметь в душе мир духовный. Костюм предавал человеку волшебный облик. Не случайно волшебников рисуют как персонажей этой эпохи.

Мужчины одевались в обтягивающие трико, а женщины в юбки с огромными шлейфами. Верх одежды был очень узким, это удлиняло фигуру и делало ее тоньше. Обувь шили из цветной кожи, носок был заострен и удлинен. Острые головные уборы представляли единообразие с заостренными башнями и шпилями соборов.

3. Практическая работа.

Конструирование и расписывание средневекового готического собора.

Сконструируем силуэт средневекового собора. Сложим лист расположенный вертикально пополам, а потом еще раз пополам. Когда развернем лист окажется поделен на 4 части вертикальными линиями. Сложите боковые четвертинки еще раз пополам по вертикали.

На месте двух центральных половинок будет располагаться крыша собора. Она может быть разной формы.

Справа и слева от крыши расположатся башни. Выберете подходящую форму для них.

Осталось вырезать силуэт собора.

Выполним набросок украшений нашего собора. Это обязательно : портал, готическая роза, окна с витражами. Остальной декор составят линии и арки.

Закрасим собор одной или двумя цветами, если хотите сделать шпили другого цвета. Лучше выбрать светлые тона: серый, голубой, охру.

На следующем уроке мы украсим высохшие соборы витражами, а так же прорисуем узоры пастелью или фломастерами.

4. Подведение итогов.

Как выглядел средневековый европейский город ( это крепость, которая закрывается на ночь, а днем на центральной площади возле собора идет активная торговля)

-В чем отличие готического города от русского? ( На Руси храм расположен на холме, а здесь в городе)

— Что есть общего? ( города обносились стеной, крепостью)

_ приведите примеры соответствия архитектуры и одежды. Остроносые головные уборы и обувь – единообразие с заостренными шпилями соборов).

•Цели: познакомить с образом средневекового города;

продемонстрировать образы готических храмов; изучить специфику оформления; проанализировать различие городов России и Европы; создать модель витража; выбрать материал для создания витража; изучить разнообразие витражей; познакомить с терминами «Средневековье», «готика», «витраж».

•Вид деятельности: поделка из бумаги.

•Планируемые результаты: школьники освоят специфику культуры Средневековья; приобретут знания о создании витражи; получат практику изготовления бумажной поделки в комбинированной технике.

•Оборудование: принадлежности для бумажной поделки.

•Ключевые слова и понятия: готика, витраж, Средневековье, средневековый город.

Предлагаемая разработка урока составлена по программе Б.Неменского. Данный материал содержит подробный конспект для проведения урока в классе и презентацию к нему.

Предварительный просмотр:

Урок 24-25. Европейские города Средневековья

Цели: познакомить с образом средневекового города; продемонстрировать образы готических храмов; изучить специфику им оформления; проанализировать различие городов России и Европы; познакомить с терминам «Средневековье», «готика», «витраж».

Вид деятельности: рисование

Планируемые результаты: школьники освоят специфику культуры Средневековья; реализуют навыки работы в коллективе; используют приемы бумажного конструирования аппликации.

Ключевые слова и понятия: готика, витраж, Средневековье, средневековый город.

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Повторение пройденного материала

— О культуре и искусстве, какой страны мира вы узнали много нового на последнем уроке?

— Как сами жители Древней Греции называли свою страну?

-Какие достижения Эллады люди используют до сих пор?

Вы уже познакомились с разными историческими периодами и жизни человечества. Например, эпоху расцвета Древней Греции принято называть «детством человечества», потому что эта страна существовала давным-давно, еще до нашей эры, но она внесла много ценного в создание цивилизации.

Теперь мы перенесемся на несколько веков вперед, в эпоху, которая называется Средневековьем, или в Средние века. Повторите это новое для вас слово — Средневековье — и запомните его.

III. Беседа по теме урока

— В каком веке мы живем?

Сегодня мы с вами всего на один школьный урок перенесемся в X в., в Европу, где начинают возникать первые города. Особенности архитектуры этого времени, жизнь горожан, их одежда, жилища, искусство, праздники и традиции станут темой для вашей работы на двух ближайших уроках.

Итак, Европа X столетия.

Как раз в это время здесь начинается возникновение и расцвет городов как центров ремесла и торговли, центров новой культуры и искусства.

-Какие важные изменения произошли в это время в Европе, что породило создание городов?

Оказывается, возникло большое количество разнообразных ремесел. Это, например, добыча и обработка металлов, прежде всего кузнечное и оружейное дело, ювелирное искусство. Разнообразнее стала выделка тканей от плотного сукна для военных нужд и для мешков с продуктами до тонких дорогих материй для богатых горожан, для балов и развлечений. Благодаря появлению большого числа модников усовершенствовалась обработка кожи, из которой стали шиты одежду и обувь, делать мебель и другие хозяйственные предметы Расширилось производство глиняных изделий, начали применять гончарный круг. А еще развивалось мельничное дело, строительное, стеклодувное и многие другие.

— Какие виды ремесел развивались в Европе X в.?

Людям нужны были города с большими рынками, где мастера могли бы продавать свои изделия, а сами ремесленники получали бы заказы на свою продукцию. Поэтому появление городов стало новым и важным явлением в развитии человечества. Города, в свою очередь, породили новую архитектуру, новую моду, появились новые праздники и традиции.

Ремесленники селились вблизи больших владений — усадеб и замков богачей, обитатели которых могли бы приобретать у них различные товары, строили жилье и у стен монастырей, куда стекалось много людей на богомолье, в населенных пунктах, находившихся на пересечении важных дорог, у речных переправ и мостов, на берегах удобных для стоянки кораблей бухт и заливов. Это позволяло торговать с другими городами и странами.

— Где селились ремесленники?

Средневековые города весьма отличались по своему внешнему виду от современных городов. Обычно они были окружены высокими каменными стенами с башнями и массивными воротами, а также глубокими рвами для защиты от нападения неприятеля.

Жители города — ремесленники и купцы — несли сторожевую службу и составляли городское военное ополчение. Со временем городские постройки так разрослись, что начали выходить за пределы крепостных стен. Так постепенно возникли городские предместья — посады, населенные главным образом ремесленниками, причем представители одной специальности жили обычно на одной улице.

Так возникали кузнечные, оружейные, ткацкие и другие улицы. Предместья, в свою очередь, обносили новым кольцом стен и укреплений. Средневековые города прирастали кольцами.

— Напоминает ли принципы строения европейских городов принципы строения древнерусских городов? (Да, они воз никали с формирования центра, а потом прирастали новыми поселениями.)

Размеры европейских городов были весьма невелики, как правило, в городах насчитывалось всего 1—5 тыс. жителей, т. е. столько, сколько людей живет сейчас в 4—5 современных 10-этажных домах. Только столица страны, такая, как Париж или Лондон, имела население 40—50 тыс. человек.

Но и эти цифры не совсем точные. Дело в том, что при подсчете населения в те времена, как правило, указывалось не все население, а только взрослые люди, а иногда только взрослые мужчины. Поэтому, если нам говорят, что в средневековом городе насчитывается 700 горожан, то, скорее всего, общее население города было больше — около 2 тыс. человек.

Городов тогда было мало, и расстояния между ними были довольно большими — 30—50 км, это примерно один-два дня пути верхом.

Наибольшая часть зданий в средневековых городах была деревянной, и, в отличие от русских городов, дома вплотную примыкали друг к другу.

Улицы делали очень узкими, а верхние этажи домов нередко строили так, что они выдавались в виде выступов над нижними и крыши домов, расположенных на противоположных сторонах улицы, чуть ли не соприкасались друг с другом. Из-за этого узкие и кривые городские улицы были часто полутемными, на некоторые из них никогда не проникали лучи солнца.

Вдоль улицы тянулись сплошные фасады домов, без проходов между ними. Сами улицы были узкими, такими, что порой па них нельзя было разъехаться двум телегам. Улочки не были прямыми, они петляли, пересекались друг с другом, образуя маленькие площади, их соединяли проулки. Все это образовывало настоящий лабиринт, в котором приезжему нетрудно было заблудиться.

В центре средневекового города обычно возводился самый большой собор.

Центральным местом в городе была рыночная площадь, неподалеку от которой располагался главный городской собор.

Чаще всего новые постройки относились к готическому стилю

Готика — архитектурный стиль, характеризующийся остроконечными сводами в сочетании с ажуром, статуями и витражами.

Витраж — узорные стеклянные окна или украшения на стенах, предметах мебели и быта.

— Чем отличается готический стиль архитектуры от древнегреческого?

— Рассмотрите традиционные средневековые витражи.

Почти любой город со всех сторон был окружен стенами. Причем чем больше и богаче был город, тем белее мощные и высокие стены его окружали. Для самых маленьких и молодых городов защитой могли служить просто земляная насыпь и деревянный частокол на ней, в городах побольше строили прочные каменные стены с башнями и бойницами. В работах по возведению и поддержанию городских укреплений должны были участвовать все горожане, но те, кто не мог этого сделать, вносили свою помощь в оборону города деньгами.

Средневековый город был необычен тем, что вокруг его стен обычно устраивали сады и огороды, принадлежащие горожанам.

— Каким было построение города?

Многие города имели примерно одинаковую планировку.

В центре возводили главную площадь, на которой строили центральный собор, рядом с ним здание городского совета — ратуша. Часто она выделялась на фоне остальных домов своей высотой и башней с часами. В центре площади стоял замок феодала. От этой площади по радиусам разбегались узкие улочки.

Ближе к центру города располагались богатые дома, дальше — дома и мастерские ремесленников, совсем на окраинах — трущобы бедняков. Недалеко от городских ворот располагались купеческие подворья, где останавливались проезжие купцы. Там же были склады товаров.

Если город стоял на берегу судоходной реки или моря, то в стороне порта образовывался портовый квартал — речной, морской, рыбацкий.

В стенах, окружавших город, были сделаны ворота, которые запирались на ночь одновременно с заходом солнца и отпирались на рассвете. Обычно о начале дня возвещал бой колоколов городского собора, гонг или горн. Часы с боем на башне ратуши были дорогим удовольствием, и такое чудо мог позволить себе только очень богатый город. Часы были гордостью горожан. Кстати, на циферблатах этих часов не было деления на минуты.

У многих жителей городов был домашний скот, который но утрам надо было провожать на пастбища. Поэтому каждое утро к туку колоколов или часов примешивался еще голос пастушьего рожка. Тогда открывали все ворота города, через которые скот выгоняли на общинные пастбища, а вечером животных загоняли и город. Жители держали в основном мелкий скот — коз, овец, свиней. Свиней из города не выгоняли, они и там находили себе обильную пищу, так как весь мусор, все остатки пищи выбрасывали на улицу.

— Что еще, кроме городских зданий, располагалось на центральной площади?

На центральной площади располагался самый большой в городе рынок. Но торговля шла не только на рыночной площади. Крупные сезонные ярмарки были и за городскими стенами — например, на лугу. А в северных городах зимой такие ярмарки устраивали прямо на льду замерзшей реки или озера.

Да и в самом городе могло быть еще несколько торговых площадей. Некоторые из них были «специализированными» местами торговли определенным товаром и имели соответствующие названия, например Сенная площадь.

— Как вы думаете, что продавалось на этой площади?

— Какие товары могли продаваться на площадях с такими названиями — Рыбная, Железная, Зерновая?

Торговля шла и на улицах, где размещались дома ремесленников. Такой дом был одновременно и мастерской, и магазинчиком. За правилами торговли строго наблюдали старейшины города, в лавках на площади и на улочках города можно было торговать с рассвета до заката во все дни, кроме праздников и воскресений. Начало и конец ярмарки тоже отмечали, и оставаться торговать после ее официального закрытия приезжим купцам не дозволялось.

— Какие мастера-ремесленники высоко ценились в средневековых городах? (Кузнецы, стеклодувы, аптекари, портные, ткачи, скорняки.)

— Кто такие скорняки?

Несколько ниже стояли представители таких профессий, как гончары, строители, сапожники, люди, работавшие с деревом, —плотники, мебельщики, корзинщики.

В средневековых городах не было номеров домов, на каждом доме над входом висел щит, а на нем было нарисовано какое-нибудь изображение, например медведь или волк, лебедь или ястреб, полумесяц, звезда, золотой меч. По этим изображениям, которые получили название «эмблемы», и различали тогда дома. В наше время много значит фамилия домовладельца, но в ту пору фамилий еще не было, а дом часто указывал на ремесло его владельца.

— Изображение какого предмета вывешивали над входом в булочную? (Калача или кренделя.)

— Как в незнакомом городе узнать, где находится лавка сапожника?

Все эти знания пригодятся, когда вы будете создавать панно с изображением средневекового города.

По цвету одежды можно было узнать, из зажиточной семьи этот человек или из бедной.

В одежде отражались черты готической архитектуры.

VI. Пояснение к самостоятельной работе

Вы будете бригадным способом создавать панно на тему «Улица средневекового города». Сначала надо будет нарисовать городской пейзаж, а потом, используя его в качестве фона, сделать панно, наклеив туда фигурки горожан.

— Какими нарядными деталями можно украсить городские постройки? (Витражами, эмблемами разных лавок ремесленников.)

Прошу вас разделиться на бригады и провести производственное совещание. Бригадиры должны выслушать предложения по созданию облика города и принять общее решение. Можно создать эскиз будущего панно. Не забудьте про то, что в вашем городе должен угадываться готический стиль, характерный для Средневековья.

VII. Индивидуальная работа

(Школьники расходятся на свои рабочие места для выполнения индивидуальных заданий — изготовления фигурок горожан.)

— Рассмотрите образы людей Средневековья.

— Выберите, какую фигурку вы будете рисовать в качестве самостоятельной работы.

— Какие детали одежды, характерные для Средневековья, вы изобразите?

Можно представить себе, что вы делаете иллюстрации к сказкам немецких писателей братьев Гримм, они сами жили в эту эпоху, и их герои одевались точно так же, как изображено на рисунке. (Школьники изготавливают фигурки средневековых жит лей-горожан.)

VIII .Завершение коллективной работы

Большинство из вас смогли уже сделать фигурки средневековых жителей. Настала пора поместить их в привычную обстановку — на улицу города. Значит, все бригады собираются вместе, чтобы завершить общую работу над панно.

(Школьники завершают совместную работу по бригадам.) Чтобы вам легче было представить себе атмосферу города Средневековья, я прочитаю стихотворение, которое поможет вашему воображению перенестись туда.

(Педагог читает стихотворение М. Волошина «Леса готической скульптуры».)


Статьи по теме