Эпоха Возрождения в музыке Презентация

Эпоха Возрождения в музыке Презентация.rar
Закачек 1789
Средняя скорость 1555 Kb/s

Эпоха Возрождения в музыке Презентация

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Возрождение ( Ренессанс) Возрождение, или Ренессанс(от французского — Renaissance) — эпоха в развитии культуры стран Европы в XIV-XVI веках. Определяющим мировоззрением Ренессанса стал гуманизм, на первый план выдвинулась индивидуальная ценность человеческой личности, возрос интерес к осознанию окружающего мира и реалистическому отражению действительности. Существенной особенностью эпохи Ренессанса явилось обращение к художественным идеалам античности. Черты раннего Возрождения отчетливо обнаружились уже в искусстве Италии XIV века. В это время наметился разрыв с кругом образов и эстетикой церковной музыки, впервые сложилось светское профессиональное искусство гуманистического характера, появились новые формы музицирования и жанры — мадригал, баллада и др. Музыка Ренессанса становится более мелодичной, выразительной, развивается начало гомофонно-гармонического стиля. В это время возникли первые инструментальные формы, имевшие большое значение для дальнейшего развития мировой музыкальной культуры — прелюдия, вариации, фантазия, токката и др. Возрождение — это эпоха развития исполнительства на клавишных инструментах (орган, клавикорды, вёрджинел, клавесин). Широкое распространение получили струнные смычковые инструменты, в основном семейство виол, а к концу XVI века — скрипка.

Возрождение (Ренессанс) К середине XVI века в Италии развивается своя полифоническая школа (Дж. Палестрина). Новые черты музыкальной культуры были восприняты и полифоническим искусством франко-фламандской (нидерландской) школы (Жоскен Депре, Окегем, О. Лассо и др.). В английской музыке XVI — начала XVII века музыкальное Возрождение нашло отражение в жанре мадригала (творчество У. Берда, Т. Таллиса) и в других жанрах светской вокальной и инструментальной музыки, в частности, лютневой (Дж. Доуленд). На рубеже XVI-XVII веков как самостоятельный жанр оформилась опера. В операх Возрождения ясность мелодекламации сочеталась с подлинным драматизмом и необычайной выразительностью («Дафна» Я. Пери, «Орфей» К. Монтеверди).

ПАЛЕСТРИНА (Джованни Пьерлуиджи да Палестрина, Palestrina) (около 1525 — 1594) Итальянский композитор, глава римской полифонической школы. Его мессы, мотеты, мадригалы — вершина хоровой полифонии строгого стиля; вобрав достижения нидерландской школы, наметил переход от полифонии к гомофонии. \ Наследие Палестрины составляет множество произведений духовной и светской музыки: 93 мессы, 326 гимнов и мотетов. Палестрина является автором двух томов светских мадригалов на слова Петрарки. Долгое время он работал руководителем хора в соборе Святого Петра в Риме. Созданную им церковную музыку отличают чистота и возвышенность чувств. Светская музыка композитора проникнута духом гуманизма, необыкновенной одухотворенностью и гармонией.

ЖОСКЕН ДЕПРЕ (Жоскен де Пре; Josquin Despres) (около 1440-1521 или 1524) Франко-фламандский композитор. Обобщил достижения полифонической нидерландской школы. Его гуманистическое искусство оказало большое влияние на развитие западноевропейской музыки.

ОКЕГЕМ (Ockeghem) Йоханнес (Жан) (ок. 1425-1497) Франко-фламандский композитор, представитель нидерландской школы. Мастер виртуозного контрапунктического письма («Месса любого тона», многоголосные каноны, шансон).

ЛАССО Орландо (Lasso; наст. Ролан де Лассю, Roland de Lassu) (около 1532 — 1594) Франко-фламандский композитор. Представитель нидерландской школы. Обобщил и новаторски развил достижения различных европейских музыкальных школ эпохи Возрождения. Мастер культовой и светской хоровой музыки (свыше 2000 сочинений.). Внес множество новаторских приемов в жанр мотета, сочинял мессы, мадригалы и шуточные песни. Лассо создал пассионы («страсти») ко всем четырем Евангелиям. В них отсутствовало сольное пение, а хор из пяти голосов открывал путь к жанру оперного искусства.

БЕРД (Byrd) Уильям (ок. 1543-1623) Английский композитор, органист, вёрджинелист, нотоиздатель. Создатель английского мадригала. Фантазии, вариации, танцы для верджинела и виолы, мессы, псалмы и др.

ТАЛЛИС Томас (1505 – 1585) Служил при дворе английского короля в различных музыкальных должностях. С 1572 года — органист Королевской капеллы в Лондоне. Наряду с У. Бёрдом — крупнейший композитор английского Возрождения, мастер контрапункта (автор 40-голосного мотета для 8 хоров). Автор 2 месс, 2 макгнификатов, 52 мотетов, сборника 5-6-голосных канцон (совместно с У. Бёрдом), церковных служб и других религиозных хоровых произведений.

ПЕРИ (Peri) Якопо (1561-1633) Итальянский композитор и певец, участник Флорентийской камераты. Написал музыку (совместно с Я. Корси) первой оперы — «Дафна» (на текст О. Ринуччини, 1598); опера «Эвридика» (1600; в ней исполнял партию Орфея).

МОНТЕВЕРДИ (Monteverdi) Клаудио (1567-1643) Итальянский композитор. Один из родоначальников жанра оперы. Оперы «Орфей» (1607), «Ариадна» (1608), «Коронация Поппеи» (1642). Мадригалы, мотеты. К. Монтеверди был крупнейшим композитором эпохи Ренессанса, в его произведениях обобщены почти все достижения вокально-инструментального творчества того времени и намечены пути перехода к развитию искусства барокко

МУЗЫКА ВОЗРОЖДЕНИЯ Презентацию подготовили обучающиеся 9 А класса МОУ Гимназия №8 Красноармейского района Волгограда Минаков Павел, Нургалиев Марат, Перевозников Евгений (руководитель –педагог дополнительного образования Гуторова Людмила Алексеевна) в рамках проекта «Европейское музыкальное искусство XV – XIX веков в стилях, странах и лицах»

Музыка Возрождения «Берегись грубого и резкого, пусть тени ваши тают, как дым,как звуки дальней музыки» Леонардо да Винчи Музыке Возрождения оказались чужды грубые и резкие звуки. Законы гармонии составили ее главную суть.

Музыка звучала повсюду: на улицах и площадях, в домах горожан, во дворцах знатных вельмож и королей. Музыка, наряду с грамматикой, риторикой и поэзией, входила в так называемые «науки человеческие».

Ведущее положение по-прежнему занимала духовная музыка, звучащая во время церковного богослужения. Мессы и пассионы оставались ведущими монументальными жанрами. Постепенно в сочинения церковных композиторов начинают проникать светские веяния. В многоголосную ткань церковных песнопений смело вводят темы народных песен вовсе не религиозного содержания. Но теперь это не противоречило общему духу и настроениям эпохи. Напротив, в музыке удивительным образом соединялось божественное и человеческое.

Наивысшего расцвета духовная музыка достигла в XV в. в Нидерландах. Здесь музыка почиталась больше других видов искусства. Нидерландские и фламандские композиторы первыми разработали новые правила полифонического (многоголосного) исполнения — классический «строгий стиль». Важнейшим композиционным приемом нидерландских мастеров стала имитация — повторение одной и той же мелодии в разных голосах. Ведущим голосом стал тенор, которому поручалась главная повторяющаяся мелодия — cantus firmus («неизменный напев»). Ниже тенора звучал бас, а выше — альт. Самый верхний, то есть возвышающийся над всеми, голос получил название сопрано.

С помощью математических расчетов нидерландским и фламандским композиторам удалось вычислить формулу сочетаний музыкальных интервалов. Главной целью сочинительства становится создание стройной, симметричной и грандиозной, внутренне завершенной звуковой конструкции. Один из ярчайших представителей этой школы Йоханнес Окегем (ок. 1425-1497) на основе математических вычислений сочинил мотет на 36 голосов!

Музыка нидерландца Орландо Лассо (ок. 1532—1594), соединяет импровизационность и безупречную логику. В излюбленный жанр мотета он внес множество новаторских приемов. Ему принадлежит Попытка освоить жанр «страстей» (пассионов). Лассо создал Пассионы ко всем четырем Евангелиям. В них отсутствовало сольное пение, а хор из пяти голосов открывал путь к жанру оперного искусства. Одним из музыкальных шедевров композитора стала песня «Эхо», в которой мастерски были переданы далекие и тихие отголоски громких фраз хора. В эпоху Возрождения было положено начало профессиональному композиторскому творчеству.

Джованни Пьерлуиджи Палестрина (1525-1594) Его называют последним великим полифонистом. Работал в соборе св.Петра в Риме и был официальным папским композитором. Его искусство лишено чувственных страстей, полное гармонии и благолепия. Является ярчайшим представителем классической музыкальной школы Италии. Его наследие составляет множество произведений духовной и светской музыки: 93 мессы, 326 гимнов и мотетов. Он является автором двух томов светских мадригалов на слова Петрарки. Звучит Аgnus Dei из «Мессы Папы Марчелло пр.24. Какие живописные образы Ренессанса вам представляются?

В Германии были актуальны произведения духовной музыки на родном языке. Сам Мартин Лютер писал хоралы, предназначенные для исполнения всею религиозной общиной. Их простые мелодии обрели популярность в народе, и профессиональные композиторы в дальнейшем делали их многоголосные обработки. (И.С.Бах) Также были популярны жанры полифонической миниатюры: кондукт, мотет. В них могли вводиться тексты на родном языке. Хоровое пение было самым популярным видом музицирования.

Стали появляться светские хоровые жанры: Баллата (танцевальная песня), Шансон (полифоническая песня ) и итальянский мадригал. Содержание лирическое и шутливое. Звучит шансон Орландо Лассо «Доброе утро, милая». пр.33. Обратите внимание на гармоничность стиля и оживлённость светского тона стиха.

Наиболее популярным жанром светской музыки стали мадригалы (итал. madrigаlе — песнь на родном языке) — многоголосные хоровые сочинения, написанные на текст лирического стихотворения любовного содержания. Чаще всего для этой цели использовались стихотворения прославленных мастеров: Данте, Франческо Петрарки и Торквато Тассо. Мадригалы исполнялись не профессиональными певцами, а целым ансамблем любителей, где каждую партию вел один певец. Основное настроение мадригала — печаль, тоска и грусть, но встречались и радостные, оживленные сочинения. Мадригал прожил с 1520-1620-е годы. Замысел мадригала был революционным для эпохи Возрождения, т.к. ставил задачу претворения в музыке поэтического текста. Поэтому мадригал можно условно назвать романсом 16 века. Звучит мадригал «Томлюсь без конца» Джезуальдо ди Веноза. пр.38. Какое настроение передаёт автор ?

Не менее популярным жанром светской музыки была песня в сопровождении музыкальных инструментов. В отличие от музыки, звучащей в церкви, песни были довольно простыми в исполнении. Их рифмованный текст отчетливо членился на 4—6-строчные строфы. В песнях, как и в мадригалах, большое значение приобретал текст. При исполнении поэтические строки не должны были затеряться в многоголосном пении. Особой известностью пользовались песни французского композитора Клемана Жанекена (ок. 1485—1558), который прославился умением воспроизводить в музыке голоса живой природы: звуки леса, журчание воды, гул сражения, суетливую болтовню двух подружек, возгласы уличных торговцев. Он создал совершенно новый жанр светской музыки — программную хоровую картину. Музыкальный « рисовальщик» пишет песни «Битва». «Пение птиц», «Крики Парижа». В его песне «Пение птиц» — не менее пяти птичьих голосов, поющих хвалу весне. Звучит «Пение птиц» К.Жанекена. пр.35. Музыка может передать многообразие реальных звучаний, она сможет с помощью звуков рисовать, живописать зримо и ярко.

Во второй половине 16 века начинается бурное развитие инструментализма. Разрастаются семейства струнных и духовых инструментов, расширяется их диапазон, распространяется светское и домашнее музицирование.

Появляются новые инструментальные жанры: прелюдия (перед игрой) — вступительная пьеса ричеркар (изысканная пьеса) — полифоническое письмо, канцона (песня без слов) – предшественница фуги. Звучит «Прелюдия» Франческо ди Милано Почему лютневая музыка особо выражает эстетику Ренессанса?

Возникает потребность в публичном исполнении музыки. Формируется концерт. Впервые появляется в Лондоне — платный и в Венеции — субсидированный городским магистратом.

Завершается эпоха Возрождения возникновением новых музыкальных жанров: сольной песни, оратории и оперы. Если раньше центром музыкальной культуры был храм, то с этого времени музыка зазвучала в оперном театре.

В итальянском городе Флоренция в конце XVI в. стали собираться талантливые поэты, актеры, ученые и музыканты. Члены камераты (так называлось это общество), возобновляя постановки произведений древнегреческих драматургов, стали сочинять собственную музыку, соответствующую, по их представлениям, характеру античной драмы. Они тщательно продумывали музыкальное сопровождение монологов и диалогов мифологических персонажей. На основе таких вокальных партий возникли арии — законченные эпизоды в музыкальном спектакле, в том числе и в опере.

Развитию музыки способствовало изобретение нотопечатания

ВЫВОДЫ — Музыка Ренессанса развивалась не синхронно во многих странах Европы, появившись в Италии и Франции, потом в Германии и Испании. — происходит уравнивание в значимости религиозной и светской музыки. — формируется творческая элита. Композиторы становятся профессионалами и поступают на придворную службу, ставят свои имена на произведения. До середины 16 века господствовала полифония. Полифоническая техника достигла необыкновенной виртуозности. Мессы и пассионы оставались ведущими монументальными жанрами. Французские и бургундские композиторы иногда вводили мелодии популярных светских песен в мессы. Появляются новые инструментальные жанры: прелюдия, ричеркар, канцона Появляется концерт и опера как формы публичного исполнения оперы

Философия пантеизма, поклонение Природе, Творцу и Человеку во всём многообразии его земных проявлений, пронизывала всё искусство Возрождения. Любовью к природе и стремлением выразить заключённую в ней Гармонию, были наполнены и живопись, и архитектура, и музыка Ренессанса.

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемИрина Щеулина

Похожие презентации

Презентация на тему: » Музыка эпохи Возрождения Выполнил Петров Кирилл. Музыкой эпохи Возрождения или музыкой Ренессанса, называют период в развитии европейской музыки приблизительно.» — Транскрипт:

1 Музыка эпохи Возрождения Выполнил Петров Кирилл

2 Музыкой эпохи Возрождения или музыкой Ренессанса, называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1400 и 1600 годами. В Италии начало новой эпохи наступило для музыкального искусства в XIV веке. Нидерландская школа сложилась и достигла первых вершин в XV, после чего ее развитие все ширилось, а влияние так или иначе захватывало и мастеров иных национальных школ. Признаки Возрождения отчетливо проявились во Франции в XVI веке, хотя ее творческие достижения были велики и бесспорны еще в предыдущие столетия. Лоренцо Коста. «Концерт» картина эпохи Возрождения К XVI веку относится подъем искусства в Германии, Англии и некоторых других странах Западной Европы. Со временем новое творческое движение распространилось и на страны Восточной Европы.

3 Музыкальные инструменты эпохи Ренессанса В концертной жизни начала эпохи Ренессанса основным инструментом был орган, но с течением времени состав музыкальных инструментов значительно расширился, к уже существовавшим струнным и духовым добавились новые разновидности. Например, виолы семейство струнных смычковых. По форме они напоминают инструменты современного скрипичного семейства (скрипку, альт, виолончель) и, возможно, являются их предшественниками (сосуществовали в музыкальной практике до середины XVIII столетия). Однако же они имеют важное отличие. Виолы обладают системой резонирующих струн; как правило, их столько же, сколько и основных (шесть- семь). Колебания резонирующих струн делают звук виолы мягким, бархатистым, но инструмент трудно использовать в оркестре, так как из- за большого числа струн он быстро расстраивается.

4 С началом века XV века в музыкальной культуре ряда европейских стран все отчетливее проступают черты, присущие эпохе Ренессанса. Виднейший среди ранних полифонистов нидерландского Возрождения, Гийом Дюфэ (Дюфаи) родился во Фландрии около 1400 года. Его произведения, по сути, являются более чем полувековым этапом в истории нидерландской школы музыки, сложившейся во второй четверти XVвека. Гийом Дюфе Одно из ранних рондо Дюфаи короткая застольная песня прощание с друзьями «Adieu ces bons vins de Lannoys» («Прощайте, добрые вина Ланнуа»). Её мелодия проста, близка бытовой музыке. Тип таких французских песен подготовлен ещё трубадурами.

5 Йоханнес Окегем В творчестве Окегема представлены все жанры, характерные для нидерландской школы: месса, мотет и многоголосная песня на французском языке (шансон). Важнейшим жанром для него оказывается месса, он проявил себя как выдающийся полифонист. Музыка Окегема динамична, мелодическая линия движется в широком диапазоне, имеет широкую амплитуду. Вместе с тем для Окегема характерны плавность интонации, чистейшая диатоника, старинное ладовое мышление. Поэтому музыку Окегема часто характеризуют как «направленную в бесконечность», «парящую» в несколько отрешённой образной среде. В отличие от музыки Дюфаи, она меньше связана с текстом, богата распевами, импровизационна, экспрессивна.

6 Жоскен Депре Жоскен написал около 40 мотетов, преимущественно на латинские тексты, в том числе грандиозный семичастный цикл «Vultum tuum deprecabuntur» («[Богатейшие из народа] будут умолять лице Твое») с акростихом, в котором заключено имя композитора; мотет «Absalon fili mi» («Авессалом, сын мой!») редкий эксперимент в области музыкальной риторики и гармонии написан в необычайно низкой тесситуре (бас доходит до си-бемоль контроктавы) и дерзкими бемольными модуляциями; «Praeter rerum seriem» («Вопреки обычному ходу вещей»), «Nymphes de bois» («Нимфы лесные», дань памяти великому И.Окегему, 1497) и др.

7 Клеман Жанекен Выдающийся композитор французского Возрождения, является одним из создателей жанра многоголосной песни. Это 4-5- голосные произведения, как бы песни-фантазии. Светская многоголосная песня — шансон — получила распространение и за пределами Франции. Клеман Жанекен написал около 250 шансон, большей частью для 4 голосов, на стихи Пьера де Ронсара, Клемана Маро, М. де Сен-Желе, анонимных поэтов.

8 В Италии в эпоху Высокого Ренессанса наблюдается расцвет светских жанров. Вокальные жанры развиваются по двум главным направлениям – одно из них близко к бытовой песне и танцу (фротолы, вилланеллы и др.), другое же связано с полифонической традицией (мадригал).Мадригал как особая музыкально-поэтическая форма давал необыкновенные возможности для проявления композиторской индивидуальности. Основным содержанием его лирика, жанровые сцены. В венецианской школе расцветали жанры сценической музыки (попытка возрождения античной трагедии). Обретали самостоятельность инструментальные формы (пьесы для лютни, виуэлы, органа и других инструментов). ОРГАН ЛЮТНЯ ВИУЭЛА

9 Третье семейство музыкальных инструментов, зародившееся в эпоху Ренессанса, – клавишные. Прототипом их был орган, у которого клавиши заменили широкие и неудобные рычаги. Вслед за органом появились и другие инструменты, звук из которых извлекается при помощи клавиш. Это клавесин, чембало, верджинел, клавикорд, спинет, мюзелар… Возрождение дало им путевку в жизнь, а вот период их наибольшего расцвета придется уже на эпоху Барокко. КЛАВЕСИН КЛАВИКОРД ЧЕМБАЛО

10 Словом, как в поэзии, в живописи, в архитектуре, произошел перелом и в развитии музыки, с разработкой музыкальной эстетики и теории, с созданием новых жанров, в особенности синтетических видов искусства, как опера и балет, каковые и следует воспринимать как ренессансные, переданные векам. Музыка эпохи Возрождения звучит и в архитектуре гармонией частей и целого, вписанной в природу, и в интерьерах дворцов, и в картинах, на которых мы видим всегда представление, остановленный эпизод, когда голоса умолкли, а персонажи все прислушиваются к отзвучавшей мелодии, которая и нам словно слышна…


Статьи по теме