Электронное пособие по Математике

Электронное пособие по Математике.rar
Закачек 3547
Средняя скорость 3054 Kb/s

Электронное пособие по Математике

Разделы: Математика

«Дороги не те знания, которые
откладываются в мозгу,
как жир, дороги те, которые
превращаются в умственные
мышцы.»

Герберт Спенсер,
английский философ.

В связи с внедрением ЕГЭ в практику Российской школы, становится актуальной проблема подготовки школьников к экзамену. Одним из направлений в решении этой проблемы является организация повторения.

Цель, которая ставится при работе в выпускном классе – создание условий для полноценного математического образования школьников. Одним из таких условий является организация повторения.

Работу по подготовке к ЕГЭ в выпускном классе начинается с знакомства школьников с требованиями, предъявляемыми к их математической подготовке. В течение учебного года они имеют возможность сверять свои достижения с этими требованиями (Приложение №1). Это готовит учеников к успешной сдаче ЕГЭ и успешному обучению в вузе. К этим требованиям возвращаемся и на уроках заключительного повторения.

Практика показывает, что каждый учитель сталкивается с проблемой повторения и закрепления материала. Решение этой проблемы учителем начинается с обеспечения положительной мотивации учащихся на повторение ранее изученного и усвоенного материала, раскрывается перспектива учебной деятельности, устанавливается связь учебного материала, предназначенного для повторения, с идеями, которые предстоит освоить, ученики убеждаются, что эти идеи интересны и важны. В своей практике педагог использует различные виды уроков повторения, но наиболее эффективными являются уроки, на которых осуществляется систематизация и обобщение изученного материала. Приступая к итоговому повторению, учащиеся знакомятся с последовательностью, в которой будут рассматриваться вопросы, затем в каждой теме выделяется теоретический материал, знание которого необходимо для обоснования решения задач. Повторение темы начинается с краткого справочника, в которой освещаются вопросы теории. Установлено, что повторение протекает успешно, если оно проводится на вариативном материале, с постоянным нарастанием сложности заданий. Благодаря этому повторяемый материал рассматривается с разных сторон, выявляются связи его с другими разделами курса, что способствует более полной и глубокой систематизации знаний учащихся. В результате этого происходит перенос знаний, умений и навыков на более высокий уровень.

В уроки заключительного повторения включаются задачи и упражнения с параметрами и с модулями. В школьных учебниках практически нет заданий по данным темам. Однако овладение методикой их решения является полезным: оно существенно повышает уровень логической подготовки учащихся, позволяет по-новому взглянуть на известные школьникам функциональные зависимости. В последнее время в практику средней школы стал внедряться тестовый контроль, как способ проверки знаний, умений и навыков. В последние годы при подготовке учащихся к централизованному тестированию и на уроках итогового повторения я постоянно использую тесты.

Тестовая система сдачи экзаменов создает значительные психологические проблемы для школьников с замедленной реакцией. Они нередко обладают хорошими способностями, но не умеют быстро переключаться с одной задачи на другую. Поэтому на уроках заключительного повторения предлагаются тренировочные тесты, которые использовались как на ЕГЭ в предыдущие годы, так тесты, которые я составляю сама, использую программу «Test Generator», также тесты, которые можно найти а Интернете.

В течение года я постоянно анализирую письменные и устные работы учащихся, провожу различные проверочные работы, организуют работу по закреплению вычислительных навыков, работают над проблемой рационального использования времени во время выполнения контрольных заданий. Наиболее актуальной эта работа становится на этапе подготовки к ЕГЭ.

Диагностика уровня усвоения знаний и умений на каждом этапе обучения позволяет оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений (Приложение №2).

В процессе математической деятельности учащихся в арсенал приемов и методов мышления включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование, аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умение формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умения действовать по заданному алгоритму и конструировать новые в ходе решения задач.

Применение компьютерных технологий при подготовке уроков повторения

Использование компьютера на уроках математики способствует активной деятельности учащихся. Внутренняя формализованность работы компьютера, строгость в соблюдении «правил игры» с принципиальной познаваемостью этих правил способствует большей осознанности учебного процесса, повышают его интеллектуальный и логический уровень. Компьютер является как помощником, так и контролером на стадии тренировочных упражнений. Огромное разнообразие ролей компьютера в учебном процессе в своей основе является сочетанием трех главных функций: компьютер как орудие, компьютер как партнер, компьютер как источник формирования обстановки.

Я попыталась создать небольшое мультимедийное учебное пособие, предназначенное, для организации тематического и итогового повторения, подготовки и проведения итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Мною разработано 50 слайдов, с помощью которых можно проводить уроки повторения, согласно итоговому планированию (Приложение №3).

На слайдах размещают необходимые формулы, уравнения, правила, задачи в соответствии с последовательностью изучения материала на уроках в 10-11 классах. В целях своевременного устранения пробелов в знаниях и закрепления наиболее важных вопросов темы на каждом уроке помещен справочный материал, контрольные вопросы, различные диктанты.

Все уроки разбиты на отдельные главы, с помощью гиперссылки можно вернуться к любой теме, где она помещена в содержании.

Помимо слайдов, практически на каждом уроке можно проводить тестирование, созданное с помощью программы «Test Generator», которая очень проста в обращении. С помощью этой программы также можно создавать электронный дневник. В Приложении №4 дана инструкция по использованию данной программы.

Тестирование хорошо проводить с помощью компьютера, когда ученик видит результаты своих ответов и получает независимую оценку. И ученик, и учитель видит, на каком этапе возникло непонимание, и планируют дальнейшую деятельность по устранению незнания и непонимания.

Психологический настрой на экзамен

В итоговой аттестации – проще говоря, экзаменах, для учащихся есть свои плюсы и свои минусы. Минусы – в эмоциональном накале и стресса. Школьники воспринимают экзамен как важный этап в жизни, после которого что-то может коренным образом измениться, нарушиться. Страхов много, и у каждого ученика они свои. И это необходимо иметь в виду педагогом. Запугивание приводит к мобилизации сил, скорее, страх парализует волю, возникает ощущение, что «ничего не получится, и нет смысла напрягаться».Я стараюсь правильно сориентировать на каком уровне они будут изучать материал (на какую отметку они претендуют) и настраиваю их на высокий уровень, стараюсь, поднять самооценку ребят (у некоторых она довольно низкая).

В итоговой аттестации в форме ЕГЭ есть свои плюсы:

  1. Это снижение нагрузки на выпускников (сдача одной серии экзаменов взамен выпускных и вступительных).
  2. Снижение нагрузки на семейные бюджеты (уход от необходимости поездок абитуриентов на вступительные экзамен.

Каждый педагог достаточно хорошо знает своих учеников и должен уметь использовать их достоинства для успешной сдачи экзаменов. (Приложение №5). Одному нужно напомнить, чтобы он не торопился, все тщательно проверил, прежде чем сдать работу. Другому, наоборот, посоветовать не засиживаться над теми задачами, которые не получаются, переходить к следующему. Третьему высказать свою уверенность в том, что он справится с экзаменом, поскольку приложил много усилий на этапе подготовки. Не будет лишним напомнить, что решать им придется задачи такого же типа и уровня сложности, что и на уроках, на контрольных работах, при повторении по подготовке к ЕГЭ. Для успешной сдачи экзамена необходимо иметь представление о формате и структуре ЕГЭ, об особенностях процедуры его проведения. Ученикам я предлагаю тест (Приложение №6).Данный тест можно использовать в работе с учащимися, чтобы в простой и эмоционально комфортной форме проверить степень знакомства с процедурой проведения ЕГЭ. Готовит к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ нужно готовит не только учеников, но и их родителей (Приложение №7). Только совместным усилиями мы можем добиться успехов.

Конечно, подготовка уроков с использованием современных информационных технологий требует много времени для поиска, систематизации и оформления информации. Но вложенный труд накапливается в виде целых циклов уроков. И лучшей наградой служат возрастающий интерес ребят к предмету.

Применение электронных учебных пособий на уроках математики показало:

  • повышение интереса к урокам математики,
  • улучшение дисциплины на уроках,
  • улучшение успеваемости по другим предметам,
  • повышение внимания и улучшение памяти.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 2 городского округа Самара

Создание электронного учебного пособия

по геометрии для 5 класса средствами программного обеспечения OpenOffice.org»

Филатова Наталья Евгеньевна

Актуальность исследования. Разработка электронного учебного пособия в настоящее время является актуальным направлением в развитии информационных технологий, направленных на помощь преподавателю и ученику в образовательном процессе.

Сейчас можно констатировать факт, что «всестороннее развитие человека нашей эпохи не может совершаться вне формирования познавательных интересов» и актуальности проблемы преподавания новых информационных технологий в современном образовании, а также внедрение электронного учебного курса.

Таким образом, в информационной сфере в учебных заведениях сложилось противоречие между все более расширяющейся сферой применения электронных учебных материалов как средств обучения в школе и отсутствием выявленной специфики подобных материалов, использование которых обеспечивает активизацию учебно-позновательной деятельности учеников.

Одно из возможных направлений разрешения противоречия может обеспечить подход, в котором использование электронных учебных материалов при изучении предмета «Наглядная геометрия» будет носить системный характер.

Цель работы состоит в проектировании и разработке электронного учебного пособия по предмету «Наглядная геометрия в 5- 6 классах».

  • Создание справочных материалов по курсу «Наглядная геометрия»
  • Создание систем тренировочных упражнений
  • Создание средствами OpenOfficeCalc заданий, осуществляющих контроль знаний
  • Создание практических заданий, позволяющих анализировать, систематизировать и применять полученные знания на практике.

Элементы учебного пособия представлены в презентации, выполненой средствами OpenOfficeImpress.

Электронное пособие снабжено удобным навигатором, позволяющим без затруднений теремещаться по документу. В нем есть активные ссылки, позволяющие осуществлять переход на другие дополнительные документы, а также на интернет-ресурсы.

Одной из актуальных задач в современных условиях является внедрение информационных технологий на всех уровнях образовательной системы и информационное наполнение компьютерных сетей системы образования.

Опыт широкого использования компьютерных технологий в обучении математике позволяет выделить, по крайней мере, два направления повышения роли наглядности в формировании многих математических понятий. Первое – это непосредственное использование компьютера как специального средства, реализующего принцип наглядности. Второе – опосредованное формирование математических понятий в процессе обучения информатике, через призму ее собственных понятий и приемов работы с компьютером. В последнем случае необходимо еще специально акцентировать внимание на межпредметных связях курсов информатики и математики.

Работа преподавателя с выбранными компьютерными программами не предполагает следование четкой инструкции их использования. Преподаватель волен в своем творчестве.

Основу компьютеризации обучения составляют два направления:

— овладение компьютерной грамотностью;

— применение компьютера, как средства обучения.

Компьютеризация по второму направлению призвана повысить эффективность учебного процесса, уменьшить разрыв между требованиями, которые общество предъявляет подрастающему поколению, и тем, что действительно дает обучение.

Место компьютера в учебном процессе во многом определяется типом обучающей программы. Некоторые предназначены преимущественно для закрепления умений и навыков. Место таких программ определить не трудно: их можно использовать после усвоения определенного теоретического материала в рамках традиционной методики обучения.

Другие программы ориентированы преимущественно на усвоение новых понятий в режиме, близком к программированному обучению. Большинство их обладает относительно ограниченными дидактическими возможностями. Компьютер здесь используется как средство программированного обучения, несколько более совершенное, чем простейшее обучение.

Применение компьютера на данном этапе эффективно, потому что:

1. Во- первых, любая информация, представленная на компьютере воспринимается учащимися с огромным интересом. Это позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся.

2. Во- вторых, объяснение нового материала на компьютере происходит индивидуально для каждого учащегося. При желании он может вернуться на несколько шагов назад и просмотреть объяснение заново.

3. При чтении электронного учебного пособия встречаются термины, понятия, выделенные цветом, так называемые гиперссылки. Гиперссылки – это прямая связь между различными частями информационного ресурса. Если ученик встретил незнакомое понятие, термин, теорему, то ему не нужно обращаться к справочнику или к дополнительной литературе, достаточно щёлкнуть кнопкой «мыши» на выделенном фрагменте. При этом происходит открытие того раздела учебника или справочника, в котором эти понятия даются более широко. Этот механизм является самым важным отличием электронных изданий от полиграфических.

4. Во многих электронных учебных пособия присутствует анимация (интерактивная модель). Она представляет собой картинку, которая «оживает» при нажатии на соответствующую кнопку мыши. Анимация позволяет более наглядно продемонстрировать теорему, понятие, свойство. Она дает возможность ученику увидеть то, что без компьютера он мог только представить, вообразить.

Очевидно, что компьютер обеспечивает разгрузку учителя от рутинных операций, создает реальные возможности для сосредоточения на творческих аспектах деятельности. Учитель, избавленный от необходимости контролировать каждый шаг в решении разнообразных учебных задач и в то же время получивший доступ к данным, которые раскрывают историю обучения каждого ученика, может больше внимания уделить индивидуальной работе с учащимися – как с отстающими, так и с особо одаренными, а также воспитательной работе.

Но на сегоднешний день сложилась проблема материального характера ( лецензионное програмное обеспечение Microsoft Office стоит приличных денежных средств). Да и ежегодное продление лицензии создает определенные трудности. Поэтому стоит проблема поиска алтернативных программных продуктов.

Отличным бесплатным аналогом программного пакета Microsoft Office является OpenOffice (или же OpenOffice.org)- он позволяет полностью от него отказаться, получив в свое распоряжение практически идентичный как по функциональности, так и по внешнему виду продукт. Этот пакет программ позволяет создавать файлы не только в своих собственных форматах, но и в форматах Microsoft Office, а также открывать и редактировать документы, созданные в Word, Excel, Powerpoint и т.д.

Сфера применения OpenOffice очень широка — он может стать отличным рабочим инструментом как для частных пользователей, использоваться в образовательных . Данный комплекс программ обеспечивает высокую функциональность, безопасность и отличную совместимость. При этом пользоваться этими программами можно даже на чужих компьютерах, используя портативные носители.

OpenOffice включает в себя такие программы, как:

1. Writer (заменяет Microsoft Word ) — текстовый и визуальный HTML-редактор

2. Calc (вместо Microsoft Excel) — работа с электронными таблицами

3. Draw (Microsoft Paint) — графический редактор для векторных изображений

4. Impress (Microsoft PowerPoint) — создание презентаций

5. Base (Microsoft Access) — работа с базами данных (СУБД)

6. Math — программа для редактирования математических формул

Учитывая доступноть в использовании OpenOffice его можно примнять без затруднений при создании электронных учебных пособий по различным разделам школьного курса математики.

Так , например, в данной работе представлено учебное пособие по теме « Задачи на построение в курсе наглядной геометрии 5-6 класса» .

Рассмотрим на примере как работает это пособие:

После изучения основных геометрических понятий учитель предлагает выполнить кроссворд ( выполненый с использование OpenOfficCalc) из элетроного пособия.

Потом ученики приступаю к выполнению первых практических работ поискового характера.

Они учаться находить середину отрезка различными методами:

  • с помощью линейки ( измерить и разделить отрезок попалам),
  • строя серединный перпендикуляр а такж
  • применяя теорему Фалеса.

В представленном учебном пособии имеющиеся знания обобщены и систематизированы ( выстроены по логике изучения; собраны в таблице, представлены в виде схем) .

Научившись находить середину отрезка ученики применяют свои знания на практике, рассматривая середину гипотенузы прямоугольного треугольника как центр описанной вокруг него окружности.

А представленная в электронном учебном пособии практическая работа позволяет не только выполнить построения, но и отконтролировать свои действия, а при необходимости и откорректировать.

Заметив как располагается центр описанной окружности у прямоугольного треугольника, ученик проецирует свои знания на другие виды треугольников (остроугольные и тупоугольные).

В учебном пособии представлен тест позволяющий проверить теоретические и практические знания по этой теме.

Подводя итог вышесказанному, очевидны преимущества использования компьютерных средств в обучении.

Во-первых, это способствует увеличению скорости передачи информации, что очень важно в условиях постоянного увеличения объема информации, передаваемой обучающимся в процессе образования;

во-вторых, это автоматизация рутинной работы учителя по обслуживанию процесса обучения, такой как передача информации по организации и сопровождению учебного процесса, учет, контроль и анализ знаний учащихся;

в-третьих, это демонстрация и моделирование различных процессов и объектов, которые невозможно воспроизвести в реальных условиях, активизация интереса к процессу обучения, что улучшает его качество за счет повышения уровня восприятия учащимися изучаемого материала и добавления нового средства в дидактический процесс, который изменяет традиционную схему обучения по отдельному предмету «ученики — учебник — учитель» на «ученики — учебник — компьютерные средства (КС) — учитель». Новый элемент в цепочке традиционного обучения является вспомогательным ресурсом.

И в заключение, это организация самостоятельной работы учащегося при самоподготовке и выполнении домашних заданий. В этом случае компьютерные средства дополняют функции учебника и выполняют роль компьютерных средств обучения (КСО). Используемые в КСО дидактика и методическое обеспечение учебного процесса должны и могут способствовать более эффективному и мотивированному усвоению учебного материала по сравнению с традиционными (печатными) изданиями. Компьютерные средства обучения должны формировать активную познавательную деятельность, развивать позитивное отношение к обучению и предоставлять рациональный поэтапный контроль усвоения изученного.

Существующий уровень развития технологий позволяет использовать в образовательном процессе различные электронные учебные пособия по математике. Они имеют различную форму исполнения, содержание и преследуют различные педагогические цели. В общем их можно разделить на следующие типы:

· Тренажеры. Используются для контроля усвоения знаний. К ним относятся программные комплексы для тестирования по различным темам. Они могут являться загружаемой на персональный компьютер с носителя программой, а также – быть открытым ресурсом в сети интернет. Например, это широко известный ресурс «РешуЕГЭ», которым активно пользуются как учащиеся, так и преподаватели при подготовке к экзаменам.

· Обучающие информационные материалы. Это могут быть цифровые учебники, специально разработанные тематические электронные стенды, книги, справочники, таблицы, графики. Кроме того – видеоуроки, анимационные ролики для лучшего понимания наиболее сложных понятий, таких, как функции, интегрирование, производные и прочих.

Электронное учебное пособие по математике

Учебные пособия по математике, выпускаемые в электронной форме, открывают широкие возможности для лучшего усвоения образовательной программы. Их можно использовать для:

· Наглядности. Анимационный ролик, интерактивный график, объемная визуализированная модель – помогут усвоить сложные понятия и найти взаимосвязи между уравнениями и неравенствами, понять отличительные особенности функций от всех других математических выражений, их смысл и возможности использования на практике и многие другие сложные для понимания и осознания темы.

· Донесения дополнительной информации до учащихся. Зачастую текст учебника и объяснения учителя не могут дать исчерпывающие ответы на все, возникающие у школьников вопросы. Непонимание порождает неспособность усвоить материал. Учебные пособия по математике на электронных носителях позволяют заполнить пробелы в знаниях, используя дополнительную информацию и другие способы объяснения.

· Достижения целей метапредметного обучения регламентированных ФГОС. Создание математических моделей для проектных работ по другим предметам, построения графиков погоды или жизнедеятельности организмов, попытки вывести формулы описывающие эти процессы – послужат пониманию школьниками взаимосвязи различных наук, важности каждой их них, помогут приобрести надпредметные знания и навыки.

Учебно-методическое пособие по математике

Методические учебные пособия по математике в условиях перехода на второй госстандарт образования являются незаменимым средством обучения. К методическим относятся учебные пособия по математике, содержащие как теоретический материал по темам образовательной программы, так и методические рекомендации, описывающие:

· порядок изучения материала;

· способы и алгоритмы решения заданий;

· желаемые результаты обучения.

Поскольку в настоящее время большое внимание уделяется обучению школьников навыкам самостоятельной образовательной деятельности, материалы, содержащие методический компонент, приобретают особую значимость. Задачей учителя становится обучение самостоятельному поиску информации, умению пользоваться системами поиска как в сети интернет, так и в рамках электронного учебника.

Они незаменимы также для практических и творческих работ учащихся, описывая возможные пути использования различных математических принципов для решения прикладных задач. Таким образом они могут обеспечить и метапредметный компонент образования, являясь по сути, практическим руководством.

Электронные учебные пособия по математике, как правило, более информативны, чем выгодно отличаются от печатных. Использование их в образовательном процессе обеспечивает наиболее полное усвоение школьного курса математики.