Диагностика Развития Словаря Детей Старшего Дошкольного Возраста

Диагностика Развития Словаря Детей Старшего Дошкольного Возраста.rar
Закачек 2142
Средняя скорость 1382 Kb/s

Диагностика Развития Словаря Детей Старшего Дошкольного Возраста

Яна Ермишкина
Речь дошкольников. Диагностика словаря детей подготовительной группы

Речь дошкольников.

Диагностика словаря детей подготовительной группы.

Дошкольный возраст – самое благоприятное время для развития речи детей. В этот период дети хорошо усваивают родной язык, подражают речи окружающих.

Словарный запас увеличивается до 3500 слов, присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания. Осваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.

К сожалению, занятые родители современных детей мало уделяют внимания развивающим занятиям. Дети часто предоставлены сами себе, их друзья – телефон, планшет, интернет, телевизор. Как может развиваться и совершенствоваться речь при таких условиях? Поэтому, к 7 годам у ребенка появляются проблемы с речью. Ребенок не умеет строить распространенные предложения. У него бедный словарный запас. Речь засорена нелитературными словами и выражениями. Ребенок не умеет поставить правильно вопрос и дать полный развернутый ответ, построить диалог, придумать рассказ и т. д.

Возьмите на заметку несколько несложных заданий по выявлению разнообразия и достаточности словаря вашего ребенка. Данные диагностические материалы направлены на проверку того, как ребенок употребляет, осмысливает основные части речи: существительные, прилагательные, глаголы и наречия.

1. Назови предметы, которые ты видишь вокруг.

2. Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

3. Подбери подходящее слово:

4. Назови одним словом:

* Тополь, ива, рябина…

* Врач, кондитер, полицейский…

Послушай отрывок из стихотворения М. Щеловановой «Утро»:

1. Какое сегодня утро?

Сегодня не будет солнца,

Сегодня плохое утро,

Сегодня скучное утро

И, кажется, будет дождь.

Серый, пасмурный день.

2. Сегодня хорошее утро,

Наверное, будет солнце

Сегодня веселое утро.

Обязательно будет солнце.

— О чем говорится в этом стихотворении? (О солнечном и пасмурном утре.) Как сказано про первый день в стихотворении, какой он? (Хмурый, серый.) Как можно сказать другими словами про этот день? (дождливый, грустный, скучный, неприветливый). А если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? (веселое, радостное, голубое, безоблачное).

А человек может быть хмурым? Да. Как еще можно назвать хмурого человека, какой он? (Сердитый, угрюмый, неприветливый).

2. Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный. (еще какой). Моя мама красивая, ласковая (еще какая). Сегодня у меня настроение хорошее, приподнятое (еще какое). Лес дремучий, темный…

3. Посмотри на картинки, скажи одним словом, что здесь нарисовано? Перечисли эти фрукты и скажи, какие соки из них делают (на листе бумаги изображены фрукты: яблоко, груша, персик, апельсин, слива).

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть предметы на картинках, все эти предметы сделаны из разных материалов.

— Что это? Какой он?

На картинках изображены: бумажный кораблик, стеклянная ваза, резиновые сапоги, фарфоровая посуда, пластмассовые игрушки, металлическая кастрюля и т. д.

1. Если человек хмурится, как об этом сказать по-другому? (Грустит, печалится, расстроился, обиделся.).

2. Вспомни, кто из животных как передвигается. Ласточка. (летает, кит. (плавает, кенгуру. (прыгает, кузнечик (стрекочет, змея. (ползает…

3. Кто из животных как голос подает? Петух что делает? (кукарекает, тигр. (рычит, мышь. (пищит, корова. (мычит)..

4. Рассмотри картинки, расскажи, кто что делает? (На картинках: кондитер печет торт, солдат стреляет из автомата, девочка играет в мяч, капитан стоит за штурвалом, мама гладит белье, доктор дает лекарство, пожарный тушит пожар).

*Корова жует сено как?

*Голодная собака ест мясо как?

* Рысь бегает как?

*Маму любишь как?

*Ты поранился, тебе как?

*Черепаха ползает как?

Для экспресс-диагностики можно все упростить, используя одно задание для проверки использования ребенком всех частей речи.

Игра «Опиши предмет».

Материал: различные предметные картинки с изображением игрушек, животных…

Содержание диагностического задания:

Воспитатель показывает по одной картинке, например: мишка, машина, мяч, зайка, юла, кукла; животные….

Просит ответить на вопросы:

— Какой он? (Красно-бело-синий, цветной, полосатый, резиновый.)

— Что с ним можно делать? (Играть, катать по полу, подбрасывать, пинать.)

-После игры с ним, тебе становится как?

-Это животное (тигр) передвигается как?

-Быстро, стремительно, иногда тихо, осторожно…

В следующий раз поговорим о пополнении словаря детей.

Диагностика звукопроизношения у детей логопедической группы Состояние языковых и речевых средств 1. Обследование фонетической стороны речи При обследовании звукопроизношения предметные и сюжетные.

Диагностика уровня речевого развития у детей логопедической группы 1. Состояние связной речи 1.1. Пересказ знакомой сказки с опорой на рисунки в книге и вопросы логопеда. • «Курочка ряба», обр. К. Ушинского.

Диагностика детей логопедической группы (неречевые функции) Изучение неречевых психических функций 1. Общие данные • контактность, • устойчивость внимания, • работоспособность, • ориентировка в окружающем,.

Диагностика словаря детей с помощью дидактических игр 1 задание: объяснение смысла слов. Содержание игры: воспитатель предлагает подобрать слово к заданному слову – стимулу. Что значит слово.

Консультация «Диагностика уровня сформированности основ безопасности жизнедеятельности у детей средней группы» Диагностика уровня сформированности основ безопасности жизнедеятельности у детей средней группы № п/п Критерии Здоровье ребенка 1 Имеет.

Консультация «Диагностика уровня сформированности основ безопасности жизнедеятельности у детей старшей группы» Критерии Здоровье ребенка 1Имеет элементарные представления о сохранении своего здоровья 1) знает и выполняет гигиенические процедуры.

Диагностика речевого развития для подготовительной группы Диагностика речевого развития для подготовительной группы. Показатели речевого развития. • Ребенок правильно произносит все звуки родного.

Конспект НОД по обогащению и активизации словаря детей подготовительной группы «Все мы знаем обо всем» Цель: — обогащение и активизация словаря. Задачи: — совершенствовать основные виды движений в соответствии с текстом в физкультминутках;.

Мастер-класс с родителями подготовительной группы «Играя, развиваем речь детей» Воспитатель: Чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, в условиях семьи существует множество различных игр, упражнений,.

Диагностика звукопроизношения у дошкольников ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К МОНИТОРИНГУ Диагностика звукопроизношения – при данном виде обследования использовался Альбом для логопедов Иншаковой,.

Описание процесса исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Цель констатирующего эксперимента: обследование словаря детей старшего дошкольного возраста.

Задачи констатирующего эксперимента:

1. Определить две группы детей (контрольная и экспериментальная)

2. Подобрать методики для обследования словаря детей старшего дошкольного возраста.

3. Определить критерии развития словаря детей старшего дошкольного возраста.

4. Провести обследования словаря детей старшего дошкольного возраста.

Всего в исследовании принимало участие 10 детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет). Дети были поделены на две группы: экспериментальную группу и контрольную группу.

Для определения уровня развития словаря детей старшего дошкольного возраста у детей экспериментальной и контрольной группы были предложены три методики.

При проверке уровня развития словаря основное внимание обращается на количественный и качественный состав словаря, понимание значения слова, степень его обобщенности, умение пользоваться выразительными средствами языка и употреблять их в связной речи.

В первой методике Ф. Г. Даскаловой были следующие задания:

Детям предлагались задания на определение — «Что такое…?» и «Что значит слово?».

Для удобства подсчетов баллы переводятся следующим образом:

1 балл — низкий уровень развития словаря;

2 балла — средний уровень развития словаря;

3 балла — высокий уровень развития словаря.

Во второй методике В.И. Яшиной «Диагностика лексического развития» детям предлагались три задания:

Задание №1. Классификация понятий

Задание № 2. Подбор синонимов

Задание № 3. Подбор определений

Для удобства подсчетов баллы переводятся следующим образом:

1 балл — низкий уровень развития словаря;

2 балла — средний уровень развития словаря;

3 балла — высокий уровень развития словаря.

В третьей методике Н.И. Гуткиной «Проверка словарного запаса (на уровне слов)» детям было предложено вспомнить всевозможные предметы одежды.

Для удобства подсчетов баллы переводятся следующим образом:

1 балл — низкий уровень развития словаря;

2 балла — средний уровень развития словаря;

3 балла — высокий уровень развития словаря.

В приложении 1 представлен диагностический материал, при помощи которых шло обследование словаря детей старшего дошкольного возраста по методикам Ф.Г. Даскаловой, В.И. Яшиной и Н.И. Гуткиной.

Анализ результатов исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста

В процессе обследования словарного запаса детей на констатирующем эксперименте учитывались все критерии, по которым в дальнейшем шла оценка уровней развития словаря детей экспериментальной и контрольной групп.

В таблице 1 представлены результаты обследования словарного запаса детей экспериментальной группы.

Таблица 1 Результаты обследования экспериментальной группы на констатирующем эксперименте

Общий балл по методикам

Уровень словарного запаса

В таблице 2 представлены результаты обследования словарного запаса детей контрольной группы.

Таблица 2 Результаты обследования контрольной группы на констатирующем эксперименте

Общий балл по методикам

Уровень словарного запаса

При диагностическом обследовании детей экспериментальной и контрольной групп было видно, что у дошкольников есть проблемы в словарном запасе.

При работе по первой методике многие дети затруднялись в определении таких понятий, как: сердце, работа, свобода, езда, смерть, удовлетворение, любовь, голод.

То есть у них вызывали проблемы обозначение абстрактных существительных.

При работе по второй методике наибольшее затруднение вызвали первое задание (классификация понятий) и второе задание (подбор синонимов).

При классификации понятий дети не всегда могли правильно дать подробное определение понятий и отобрать соответствующие картинки.

А при подборе синонимов проблемы возникли со словами: хмурый, трусливый, смеяться, старый.

Результаты констатирующего эксперимента были представлены в виде сводной диаграммы обеих групп (см. рис. 1).

Диаграмма № 1. Обследование детей на констатирующем эксперименте

Были сделаны выводы, что в группах недостаточный уровень развития словаря у детей старшего дошкольного возраста.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Выполнила: Гаравская Мария Сергеевна

Методика № 1 (Ю.С. Ляховская, Ч. Осгуд).

Методика № 2 (Ф.Г. Даскалова).

Методика № 3 «Классификация понятий».

Методика № 4 «Подбор синонимов».

Методика № 5 «Подбор определений».

2) Изучение лексико-грамматического строя речи:

Методика № 1 «Проверка сформированности осознанного отношения к грамматическим конструкциям».

Методика № 2 «Проверка умения употреблять в речи несклоняемые существительные».

Методика № 3 «Проверка употребления разноспрягаемого глагола».

Методика № 4 «Проверка употребления существительных в родительном падеже множественного числа».

Методика № 1 «Проверка языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм».

Методика № 2 « Проверка умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования».

Методика № 3 «Проверка умения образовывать формы имен существительных и их детенышей».

Методика № 4 «Проверка умения сравнительной степени прилагательного».

Синтаксис: методика «Проверка умения конструировать предложения».

3) Изучение звуковой стороны речи: методика «Обследование звукопроизношения».

4) Изучение связной речи: методика «Обследование связной речи».

Речевая деятельность является основой коммуникации людей. В процессе общения человек прибегает к различным средствам общения. Речь выступает средством передачи информации. Это важнейший механизм интеллектуальной деятельности, формой общения людей и способом существования знаний.

Ребенок овладевает речью по мере своего развития, проходя определенные ступени. У детей, которые имеют речевое нарушение, наблюдается снижение всех составляющих компонентов речевой деятельности. Поэтому для своевременного диагностирования и составления коррекционного маршрута необходима комплексная диагностика этих компонентов. При этом могут быть задействованы сохранные анализаторные системы.

При обследовании ребенка следует уделить внимание следующему:

— развитие фонематического слуха и звукового анализа;

— развитие словаря, коммуникативных умений и связной речи;

— формирование грамматического строя речи;

— осознание речевой деятельности.

Проверяя уровень развития словаря, особое внимание уделяется качественному и количественному составу слова, пониманию значения слова, умению пользоваться выразительными средствами языка и употреблению их в речи. Изучение словаря детей может проводиться с разными целями: для проверки уровня развития словаря по отдельным темам с целью контроля за усвоением программы детского сада; для определения возрастных и индивидуальных особенностей с целью выработки программ индивидуального развития детей; для выявления уровня лексического развития ребенка в целом (для умственного развития, уровня речевой готовности к школьному обучению).

Для обследования грамматического строя речи используются задания на понимание грамматических структур, проверяется сформированность осознанного отношения к грамматическим конструкциям, проверяют умения образовывать слова и умения конструировать предложения. Выявление уровня является необходимым условием организации целенаправленной систематической работы по речевому воспитанию, ее прогнозированию. В процессе общения не очень эффективно изучение лексико- грамматического строя, т.к. в этой ситуации ребенок пользуется простыми конструкциями, употребляя хорошо усвоенные формы словоизменения и словообразования.

Проверка уровня фонематической речи производится путем выполнения заданий на произношение звуков в различных позициях. В процессе проверки необходимо: определить характер нарушения гласных и согласных звуков, произношение в различных условиях ( изолированно, в закрытых и открытых слогах, в логах со стечением согласных, в начале, середине и конце слова, во фразах).

Проверка уровня развития связной речи производится на основе пересказов предложенных текстов и самостоятельного рассказывания. В естественной форме связной речь трудно поддается объективному анализу, поскольку зависит от условий общения, от отношения между участниками общения.

Подобранные методики можно использовать как для детей с речевой патологией, так и без нее, т.е. они подбирались с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Предложенные задания доступны детям и не вызывают у них трудностей при выполнении.

Для проведения диагностики необходимо использование наглядного и словесного материала. Ко всем процедурам прилагается инструкция и критерии для оценки полученных результатов.

— отбор слов для проверки (словари-минимумы);

— обследование проходит индивидуально с каждым ребенком;

— материал подбирается с учетом максимальной доступности ребенку;

— должны быть созданы специальные условия для проведения диагностики;

— речь экспериментатора должна быть доступна и понятна ребенка;

— диагностику эффективнее проводить в несколько этапов.

1) Изучение словарного запаса.

Методика № 1 (Ю.С. Ляховского, Ч. Осгуд).

Цель: оценить словарь и проанализировать словарный запас (установление наличия/ отсутствия наименований в словаре детей, освоение тематического словаря минимума, сравнение результатов для установления динамики развития лексики, установление степени разнообразия и богатства словаря).

Оборудование: картинки, предметы.

1) детям предлагается описать предмет на основе зрительного восприятия;

2) рассказ по памяти, из личного опыта;

3) творческий (продуманный рассказ);

4) беседа о видах, классификациях (в зависимости от темы);

5) рассказ в процессе игровой деятельности;

6) рассказ в процессе трудовой деятельности.

Дать оценки словаря: высокий уровень- слово правильно используется и употребляется независимо от ситуации; средний- слово имеется в словаре, но применяется ошибочно или ограниченно, только в определенных ситуациях; низкий- слово отсутствует в активном и пассивном словарях.

Для анализа словарного запаса: высчитывается коэффициент лексического богатства (на основе подсчетов слов в тексте в единицу времени: в начале года ребенок использовал 22 слова в минуту, в конце года- 30 слов), коэффициент лексического разнообразия измеряется через соотношение слов, употребленных в тексте однократно, и общего количества употребительных слов.

Методика № 2 (Ф.Г. Даскалова).

Цель: проверить понятия значений слов.

Оборудование: тест- словарь ( для детей 5 лет).

Детям предлагаются задания на определение «что такое …?», «что значит слово …?». Используются тест- словари, включающие имена существительные двух типов (конкретные и абстрактные). Список слов, включенный в тест- словарь: езда, врач, змея, фрукты, девочка, язык, стул, ухо, зуб, товарищ, смерть, суп, любовь, мир, боль, жара, голод.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов для детей пяти лет- 60. При необходимости можно вычислить оценочный коэффициент через соотношение между количеством баллов и количеством всех заданных слов (если оценочный коэффициент приближается к 1, то это говорит о богатстве словаря и об успешности овладения понятийным значением слов).

Оценка: высокий уровень- правильных ответов от 15 до 20, средний- от 7 до 14, низкий- от 0 до 6.


Статьи по теме