Декоративно Прикладное Искусство Презентация для Дошкольников

Декоративно Прикладное Искусство Презентация для Дошкольников.rar
Закачек 2835
Средняя скорость 7805 Kb/s

Декоративно Прикладное Искусство Презентация для Дошкольников

Наталья Орехова
Презентация декоративно — прикладное искусство

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Аленький цветочек» Проект «Декоративно – прикладное искусство»

Орехова Наталья Михайловна

«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронёс через столетия». М. И. Калинин.

Работа по воспитанию и развитию у детей национального чувства, чувство гордости за своих предков, уважение к истории и традициям родного края, чувство национального самосознания.

Долгосрочный (ноябрь – март)

Участники: воспитатель, дети, родители

Обобщать знания детей о декоративно – прикладном искусстве.

Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству. Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей. Педагогов в ходе реализации проекта

Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству. Воспитывать любовь к народному творчеству. Воспитывать уважение к работе народных мастеров. Воспитывать эстетические и этические чувства. Воспитывать любознательность; научить работать самостоятельно и творчески; Побудить родителей к активной работе, к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей.

Развивающие: Развитие познавательной активности детей. Развивать чувства цвета, композиционные умения. Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

Образовательные: Познакомить детей с народными промыслами. Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской, хохломской, городецкой, гжельской росписью. Вызвать интерес у детей к народному творчеству. Закрепить умение выразительно читать стихи, исполнять песни. Учить понимать образный смысл загадок. Закрепить умение сочетать движения и речь. Учить видеть красоту и своеобразие дымковской, хохломской, городецкой, гжельской росписи. Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей. Учить использовать растительные элементы. Научить детей ориентироваться в различных видах росписи. Учить наблюдать за живой природой.

Планируемые результаты проекта

Знание детьми народных промыслов, умение различать их виды;

положительная динамика сформированности нравственных качеств, эстетического восприятия, степени овладения детьми декоративным рисованием;

обогащение предметно – развивающей среды;

пополнение дидактического материала по разделу «Декоративно – прикладное искусство»;

повышение заинтересованности родителей в решении проблем эстетического и нравственного воспитания детей

Этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный. Деятельность педагога

Ввести в игровую ситуацию.

Определить задачи. Определить продукт проекта: Деятельность детей

Вживаются в игровую ситуацию.

Принимают задачи проекта.

2 этап. Организация работы над проектом.

Помогает в решении задач.

Помогает спланировать деятельность.

Консультация для родителей (папка — передвижка) на тему: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье».

Объединение в рабочие группы.

3 этап. Практическая деятельность.

Направляет и контролирует осуществление проекта. Деятельность детей:

Работа над поделками.

В процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу.

4 этап. Презентация.

Подготовка к презентации проекта «Россия родина моя!».

Выставка детских работ по теме «Декоративно прикладное искусство».

Музыкальное развлечение «Масленица». Деятельность детей:

Рассказывают о народных промыслах.

Загадывают и отгадывают загадки.

Исполняют песни, частушки, танцы.

Играют в народные музыкальные игры.

5 этап. Роль родителей в реализации проекта.

Чтение и заучивание стихов.

Подбор иллюстрации, информации для оформления альбома по декоративно – прикладному искусству.

Помощь родителей в изготовлении атрибутов для праздника.

Пути реализации Художественно – эстетическое развитие Художественное творчество

Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Волшебные лошадки», «Сказочные птицы».

Рисование элементов хохломской росписи, городецкой, гжельской, дымковской.

Познавательное развитие. ФЭМП.

Ориентировка на листе бумаги (рисование, аппликация).

Ориентировка в пространстве.

Умение складывать из частей целое, дидактическая игра «Собери целое».

Познавательное развитие. ФЦКМ.

Целевая экскурсия в природу (рассмотреть травку, сравнить с травкой в хохломской росписи).

Беседы: «В гости к городецким мастерам», «хохломским», «гжельским», «дымковским»

Чтение стихов: П. Синявский «Хохломская роспись», В. Набоков «Хохлома».

Основы народного и декоративного – прикладного искусства Л. В. Орлова «Хохломская роспись».

Основы народного и декоративного — прикладного искусства Ю. Г. Дорожин «Городецкая роспись».

Основы народного и декоративного – прикладного искусства Ю. А. Межуева «Сказочная гжель».

Речевое развитие. Развитие речи.

Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, капелька, травка, элемент, листочки, точки, линии, купавка, бутон, розан, ромашка, «Золотая хохлома», гжель, городецкая роспись.

Социально — коммуникативное развитие. Дидактические игры:

«Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок», «Найди пару».

Физическое развитие. Физическая культура.

Без знания детьми культуры Родины, истории развития народного промысла не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка. Народное искусство способствует развитию творческих способностей, воображения, мышления у детей.

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Прикреплённые файлы:

«Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к народной культуре» Введение Народная культура является одним из важных элементов любой нации, поскольку она несет в себе опыт прошлых поколений, который складывался.

Декоративно-прикладное искусство на продуктивной деятельности (старшая группа) На тематической недели по теме «Знакомство детей с народными промыслами». Провела продуктивную деятельность по теме:»По мотивам дымковской.

Декоративно-прикладное искусство в эстетическом воспитании дошкольника. Художественный ручной труд детей 5 — 7 лет направлен на создание оригинальных, несложных поделок, различных по качеству, выразительности,.

Конспект викторины на тему «Декоративно-прикладное искусство» в подготовительной группе ГБОУ Гимназия № 1404 «Гамма» Составила: Слесарева М. А. Цель: 1. Закрепить представления детей о народном декоративно-прикладном искусстве:.

Консультация для родителей «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома» «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома» Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его.

Обобщение педагогического опыта по теме «Народное декоративно-прикладное искусство» Меня всегда интересовало декоративно-прикладное искусство. Это одно из важных средств эстетического и художественного воспитания детей младшего.

Организация мини-музея «Декоративно-прикладное искусство в ДОУ» Организация мини-музея «Декоративное прикладное искусство» в ДОУ Декоративно – прикладное искусство — это особый мир художественного.

Педагогический проект «Декоративно-прикладное искусство» Вид проекта: творчески – информационный Продолжительность: краткосрочный Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатель,.

Познавательно-творческий проект «Декоративно-прикладное искусство в русской народной игрушке» Познавательно – творческий проект для детей среднего и старшего дошкольного возраста на тему: «Декоративно – прикладное искусство в русской.

Практикум для педагогов по теме «Декоративно-прикладное искусство Кубани» Для успешной реализации регионального компонента в образовательном процессе с дошкольниками, воспитатель должен обладать определенными знаниями.

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемДанила Ярошук

Похожие презентации

Презентация по предмету «Дошкольные (подготовительная группа)» на тему: «Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании гражданственности и духовности дошкольника Калинова Ирина Николаевна, воспитатель высшей квалификационной.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании гражданственности и духовности дошкольника Калинова Ирина Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории ГБДОУ 17 Государственное бюджетное дошкольного образовательное учреждение детский сад 17 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА «РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР»

2 Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. В.А. Сухомлинский Через красивое к человечному- такова закономерность воспитания. В.А.Сухомлинский Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, то, что народ пронёс через столетия. М.И. Калинин

3 Значение С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное патриотическое воспитание. Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Трудно переоценить значение народного декоративно-прикладного искусства в патриотическом воспитании детей, а также в воспитании нравственных чувств, чувства любви и гордости за свою страну. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, в дальнейшем они играют огромную роль в становлении личности патриота.

4 Актуальность Что знаем мы о старине, о давно минувших днях? Великий русский педагог К.Д.Ушинский ещё в XIX веке писал, что западный человек (даже менее образованный) ближе к своим корням, истории, культуре, чем русский. С тех пор мало, что изменилось, и есть опасность превратиться в «Иванов, не помнящих родства». Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным обычаям и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Как же развивать воображение и творческие способности детей, если не приобщать их к истокам народного мастерства? Чем увлечь ребёнка, как не игрушкой (матрёшка, дымковская, филимоновская, калининская и др.), такой яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира? Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является важнейшим средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

5 Цели воспитание юного патриота развитие творческих способностей детей

6 Задачи Приобщать детей к истокам духовной культуры русского народа. Формировать социально-активную личность дошкольника через воспитание чувств национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. Формировать представления о разнообразных произведениях народного декоративно-прикладного искусства. Формировать предпосылки к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативе. Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе творческой деятельности. Развивать творческие и познавательные способности детей. Развивать мелкую моторику рук. Обогащать словарный запас детей. Создавать условия для становления у дошкольников элементов коммуникативной культуры: умения слушать и договариваться между собой в процессе решения игровых и творческих задач.

7 Методы и приёмы Показ последовательности рисования и упражнение в изображении или сложных элементов узора Использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора) Создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ Сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью) Сравнение элементов узора и различных вариантов композиций

8 Ты Россия моя, золотые края. Я люблю тебя, Родина светлая.

9 Велика Россия наша и талантлив наш народ. О Руси родной умельцах на весь мир молва идёт.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ К УРОКУ-ПРЕЗЕНТАЦИИ «НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»

Цель: познакомить детей с интересными профессиями, народными

ремеслами, различными техниками рисования, учиться обрабатывать

различные материалы, приобретать новые навыки, необходимые в

дальнейшей трудовой деятельности, знакомить с символикой русского

декоративного искусства и её значением, самостоятельно создавать

развивать эстетическое восприятие, сенсорику, художественный вкус,

обогатить речь детей новыми словами, развивать мелкую моторику

рук, графические навыки, формировать духовный мир дошкольников,

воспитывать духовность, прививать интерес к истории народа, его

Задачи: учить различать виды декоративно-прикладного искусства;

развивать творческий потенциал детей;

приобщать к культурному наследию своих предков.

Интеграция образовательных областей:

Материалы: презентация «Декоративно-прикладное искусство», наглядный

материал( богородские игрушки, гжельская посуда, филимо-

новские игрушки, городецкие дощечки, матрешки), иллюстра-

ции, дощечки для росписи, краски, кисти, карандаши.

Народное декоративно-прикладное искусство было частью жизни людей.

Человек издавна старался украсить своё жилище и делал это с помощью материала, который находился под руками — это дерево, глина, кость и т.д.

Это то, что люди создавали своими руками, хранили, берегли, учили своих детей делать такие же изделия. В узоре росписи раскрывается красота, и самобытность русской души.

Народное искусство-это деревянные матрёшки, глиняные фигурки, деревянные ложки, посуда…Что человек видел вокруг себя, то старался повторить: красоту окружающего мира, знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или глины.

Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включает в себя цветы, ягоды, листья, которые человек видит в лесу, в поле..

Когда-то давно, гончар Филимон обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Мужчины лепили посуду, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их “свистулечницами”, потому что игрушки делались со свистками.

Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время. Игрушки продавали на ярмарках и базарах. Вот и работали женщины, не покладая рук, днем – хозяйство, а как только наступали сумерки, приступали к любимому делу.

Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали. Была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий. Местная глина после обжига приобретала белый цвет, и ее можно расписывать без предварительной побелки. После обжига игрушки группировали по сюжетам для росписи. Сюжеты Филимонова – это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц – курицы и петухи.

Городецкая роспись – один из самых знаменитых художественных промыслов России. Среди самых распространённых сюжетов росписи – гулянья, чаепития, знаменитый городецкий конь с всадником, народные праздники, пышные гирлянды цветов и причудливые птицы.

Промыслом занимались крестьяне всех окрестных деревень вокруг Городца. Кто-то вырезал ложки, кто-то точил посуду (чашки, миски, поставки, солонки), а кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества. Были здесь сани и дровни, кадки и ушаты, деревянные вёдра и лохани, плетёная мебель и корзины, сита и решета, и яркие городецкие донца прялок.

Для росписи дымковских игрушек мастера всегда использовали строгий геометрический орнамент. Дымковская роспись представляет собой сочетание кругов, зигзагов, строгих прямых или волнистых линий, используются круглые пятна, клетки и просто точки. Классическими для дымковской игрушки являются фигурки всадников, петухи и кони. Женские фигурки имеют расширяющиеся колоколообразные юбки и высокие головные уборы – кокошники. Раскраска человеческих фигурок имела определенную последовательность. Вначале черной краской прорисовывались волосы, брови и глаза. Три оранжевых или красных пятнышка, поставленных на лице игрушки при помощи лучинки, означали рот и щеки. Затем расписывалась шляпка и в самую последнюю очередь — яркая юбка. Узоры дымковской росписи необычайно яркие. Синий, красный, оранжевый, желтый, малиновый, изумрудный и зеленый оттенки – вот основные цвета, используемый в рассматриваемой технике.

Изготовление Полхов-Майданской игрушки.

Сначала игрушки вытачивают из липы или осины. Затем их покрывают жидким картофельным крахмалом, то есть шлифуют и грунтуют крахмальным клейстером. Затем черной тушью по сухой поверхности рисуют контур рисунка. Далее контур будущего узора и расписывают красками: розовой, красной, зеленой, желтой, синей. После этого игрушки покрывают бесцветным лаком. Используют сочетания контрастных цветов (красный — зеленый, желтый — синий ) художники добиваются особой яркости росписи.

Основные сюжеты узоров — изображения птиц и животных, а также цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник; сельские пейзажи с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе. Ассортимент игрушек разнообразен:детские игрушки: матрешки, птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки. Другая группа изделий — традиционная русская посуда: солонки, чаши, сахарницы, сосуды для хранения сыпучих продуктов, самовары, коробочки. В большом количестве вытачивают и расписывают пасхальные яйца.

Гжель — старинное русское село на берегу реки Гжелки, около Москвы. Название село получило от слова, происходящего из лексикона древних гончаров – «жгель», или «жечь», «обжечь». В округе, возле села, располагаются богатейшие залежи глин, поэтому здесь издавна жили гончары, которые могли определить толщину стенок изделия пальцами на ощупь. Делать посуду было дело не простое, и занимались им мастера, ребятишки помогали обливать готовые изделия глазурью, а девочки раскрашивали, после чего обжигали. Мастера расписывают каждое изделие только вручную. У Гжели собственный стиль — синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.

В селе Богородское, расположенному ныне в Сергиево-Посадском районе Московской области, появилась Богородская игрушка. Ее делают из мягких пород дерева – липы, осины, ольхи, так как с мягким деревом легче работать. Заготовленные бревна липы по специальной технологии просушиваются не менее 4 лет, поэтому заготовка липы представляет собой непрерывный процесс. Просушенные бревна пилят и отправляют на зарубку. Полученные заготовки мастер размечает по рисунку и затем вырезает игрушку специальным ножом. Готовые детали игрушки отправляются в цех сборки, а на заключительном этапе их раскрашивают. Игрушки, которые не раскрашивают, покрывают бесцветным лаком. Символом «богородского стиля» является игрушка на движущейся планке. Например, искусно вырезанные деревянные фигурки мужика и медведя по очереди колотят молотами по наковальне, стоит только подвигать планку, на которой закреплены забавные фигурки.

Ребята, угадайте, о ком идет речь:

Любят прятаться друг в дружке,

Носят яркие одежки,

Матрёшки изготавливают из древесины лиственных пород деревьев. Самым благодатным материалом является липа. Деревья, предназначенные для выделки матрёшек, спиливают ранней весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Спиленные деревья очищают, оставляя обязательно в нескольких местах кольца коры. Иначе при сушке древесина потрескается. Бревна укладывают штабелями, чтобы между ними остался зазор для воздуха. Заготовленную древесину выдерживают на открытом воздухе не менее двух лет. Бревна, готовые к обработке, распиливают на заготовки для будущей матрёшки. В руках мастера заготовка проходит до 15 операций, прежде чем стать готовой матрёшкой. Обычно первой вытачивают самую маленькую неоткрывающуюся фигурку, потом уже все остальные фигурки. Готовые куклы грунтуют крахмальным клеем, сушат, теперь матрёшка готова к росписи.

-Ребята, какие игрушки вам запомнились?

/data/files/i1475991138.pptx (Народное декоративно-прикладное искусство)


Статьи по теме