Астафьев Васюткино Озеро Презентация к Уроку

Астафьев Васюткино Озеро Презентация к Уроку.rar
Закачек 993
Средняя скорость 4281 Kb/s

Астафьев Васюткино Озеро Презентация к Уроку

По произведениям Астафьева

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001)

Родился в крестьянской семье в селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска В семь лет мальчик потерял мать — она утонула в реке. В. П. Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Все ему «не верится, что мамы нет и никогда не будет». Мальчик попадает в детдом-интернат . «Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки», — напишет впоследствии В. П. Астафьев. Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее.

Собрав денег на билет, Виктор уезжает в Красноярск. Окончив учебу, он работает составителем поездов. Осенью 1942 года Виктор Астафьев добровольцем уходит в армию, а весной 1943 года попадает на фронт . Осенью 1945 года демобилизуется из армии и вместе с женой приезжает па ее родину — город Чусовой на западном Урале . По состоянию здоровья Виктор уже не может вернуться к своей специальности и, чтобы кормить семью, работает слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником, мойщиком мясных туш, вахтером мясокомбината. В 1953 году в Перми выходит его первая книжка рассказов — «До будущей весны», а в 1955 году вторая — «Огоньки». Это рассказы для детей. В 1955-1957 годах он пишет роман «Тают снега», издает еще две книги для детей: «Васюткино озеро» (1956) и «Дядя Кузя, куры, лиса и кот» (1957) В 1959 году его направляют в Москву на Высшие литературные курсы при Литературном институте имени М. Горького. В 1997 году писателю присуждена Международная Пушкинская премия , а в 1998 году он удостоен премии «За честь и достоинство таланта» Международного литфонда. В конце 1998 года В. П. Астафьеву присуждена премия имени Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности.

Васюткино озеро Землю свою люблю и не устаю удивляться красоте ее, неистощимому терпению и доброте. Рано потерявший мать — она утонула в Енисее весной 1932 г., я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери — земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой. Астафьев Природа и человек— эта тема многих произведений Астафьева

В основе сюжета… Однажды, еще учась в пятом классе, в сочинении Витя Астафьев описал, как летом заблудился в заполярной тайге, смертельно испугался, но сумел взять себя в руки и на 4-й день всё-таки вышел к Енисею. Он назвал сочинение “Жив!”. Учитель прочитал сочинение в классе и благословил паренька редкой и потому дорогой похвалой: “Молодец!”)

Герои рассказа Васютка – мальчик, 13 лет; мать Анна ; отец Григорий Афанасьевич Шадрин – бригадир рыболоведческой бригады; дедушка Афанасий ; дядя Коляда – старшина рыбосборочного бота.

1.Зачем Васютка отправился в тайгу? (Наколотить орехи для рыбаков. Все ближние кедры он уже обколотил.) 2.Что дала мать Васютке перед дорогой, и каковы были её напутственные слова? (Перед дорогой мать дала сыну краюшку хлеба. “Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать”. “Старинный порядок: идёшь в лес – бери еду, бери спички”) 3. Почему Васютка спокойно шёл по тайге? (Следил за пометками на деревьях). 4. С этой птицей Васютка встретился в тайге. Как она называется? (Кедровка. “Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнёздышка”, “шишки напоминали комочки сотов”. Питается насекомыми, разносит по тайге семена кедра).

5.С какого момента в Васютке открылся охотничий азарт? (Увидел глухаря) 6. Как вы думаете, страшно ли было Васютке? (Да, ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха, как горе и печаль, радость и веселье, свойственно всем, и детям, и взрослым. Его не надо стыдиться. Надо стараться перебороть страх. Найти какой-то выход). 7. Как ведет себя Васютка, поняв, что заблудился? ( “Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!” – вспомнились ему слова отца и дедушки”). Итак, надо “взять себя в руки”. развести огонь; собрать сухие ветки и мох, искрошить сучки; запастись на ночь дровами; хоть хочется плакать, но надо приготовить еду; поужинав, убрать все в мешок и повесить на ветку, чтобы мыши не достали. 8. Какие трудности пришлось преодолевать мальчику на своём пути? пробираться через сухой валежник; “ почувствовал, что кто-то к нему крадется… — корень — выворотень”; ночлег под пихтой во время дождя, там съедена последняя краюха хлеба.

9. Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге? (Чувство радости, восторга. Докажите словами текста). 10. Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот? (Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья.) 11. Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой? наблюдательность – видел, как отец и дед ощипывали застреленных птиц, готовили еду на костре; умение собраться с мыслями и пуститься в дорогу – после дождя просушил одежду, прохудившиеся сапоги; умение ориентироваться.

О чем говорится? неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая небольшое, унылое, подёрнутое ряской молочный, клейкий, неподвижный далёкие, таинственные, мерцающие раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая лес тайга озеро туман звезды река

Найдите сравнения “ в лес бесшумно, как сова, прилетела ночь”; “ густая, как смоль, темень начала редеть”; “ с высоты тайга казалась огромным тёмным морем”; “ голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох”; “ на воду падали отблески заката, тянулись и живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна”; “ показался маленький, похожий на ноготок, месяц”; “ будто тоненькие пластинки свёклы, на земле лежали тёмно-красные листья”; “ середина озера напоминала сейчас раскалённую печку”.

Почему же так назван рассказ? Васютка открыл озеро, его не было на карте. Васютка – проводник. Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Тем самым помог потерявшим работу взрослым, выйти из отчаяния. Какие мысли возникают у вас после чтения рассказа “Васюткино озеро”? Изучать и знать природу, знать повадки животных, уметь ориентироваться. Ведь мальчик мог погибнуть в тайге. Автор заставляет читателя лучше узнать о своем крае. Какова идея рассказа? Что хотел донести В.П.Астафьев до читателя? Автор показал одновременно суровость, строгую красоту и щедрость тайги. Необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил свой край сам автор. Астафьев учит мудрости, взаимопониманию, всепрощению.

Какой Васютка? Знаток тайги заботливый разумный славный пытливый ловкий разговорчивый смышленый внимательный терпеливый откровенный выносливый добрый смелый рассудительный

Данная презентация позволяет более красочно представить сюжет рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро». Делает урок более динамичным.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку «Васюткино озеро»»

Урок по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

и не устаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте.

И жизнь предоставляла мне постоянную возможность

быть на природе и с природой».

/>

История создания рассказа

В. П. Астафьев хотел рассказать об озере, «открыть его таким, каким видел когда-то, чтобы написанное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать… каждое деревце в лесу, каждый лист… И был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире есть. »

ЧТО ОЗНАЧАЕТ «АВТОБИОГРАФИЧНЫЙ?»

Автобиографичность – это свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора.

Композиционный план рассказа «Васюткино озеро»

1.Рассуждение об озерах и их названиях.

2.Неудачные дни бригадира Шадрина, скучное житье Васютки.

Поход Васютки в тайгу за орехами и потеря затесей после охоты на глухаря.

1.Страх и отчаяние Васютки.

2.Решительные действия по своему спасению.

3.Просвет в пути.

Кульминация. Появление бота и возвращение героя.

2.Путь к озеру и его освоение.

Эпилог. Пятнышко на карте – «Васюткино оз.».

На зарядку солнышко поднимает нас.

Мы поднимем руки по команде «раз»!

А над нами весело шелестит трава.

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберем в корзинки — ягоды, грибы,

Дружно мы наклонимся по команде «три».

На «четыре» и на «пять» станем дружно мы скакать.

Ну, а по команде «шесть» всем за парты тихо сесть!

На берегу озера.

Василий – от греч. «базилеус» — царь; этимологически означает: царь, царский, царственный.

ВЫВОД: Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять.

Природа – мудрый наставник, учитель, друг, иногда судья. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы. (Значение имени Васютка). Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.

ЗАРУБКИ НА СЕРДЦЕ.

Уроки мужества, уроки доброты Ты в сердце сохранишь навеки, И озеро, как символ чистоты, Тебе откроется пусть на изломе лета. Увидишь в струях чистого ручья Природы первозданной отраженье, И собственная грешная душа Почувствует истоки очищенья. Вольется в сердце неба синева, И звезд на небе тихое мерцание, И щебет птиц, и росная трава –

Васюткиного озера сияние!

Памятка для тех, кто идет в лес.

  • Продумай тщательно маршрут.
  • Не забудь взять компас.
  • Возьми спички для костра.
  • Возьми теплые вещи.
  • Возьми запас еды (хлеб, соль, консервы), воды.
  • Предупреди близких о твоем путешествии.

Памятка для тех, кто заблудился.

  • Не паникуй!
  • Остановись, прекрати бесполезное движение.
  • Попытайся связаться с близкими или со службой спасения по телефону.
  • В ожидании помощи осмотри место, где находишься.
  • Собери хворост для костра.
  • Разведи огонь, приготовь пищу.
  • Приготовь место для ночлега.

Домашнее задание (по выбору учащихся).

  • 1. Написать в тетради по литературе: «Чему я научился у Васютки?»
  • 2. Подобрать и записать законы природы (приметы), которые могут помочь в экстремальной ситуации.

  • Скачать презентацию (4.7 Мб)
  • 914 загрузок
  • 4.2 оценка

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Аннотация к презентации

Презентационная работа по литературе на тему: «Васюткино озеро», благодаря которой школьники смогут обсудить этот рассказ, поговорить о его концепции, а также насладиться видами сибирской природы, описываемыми писателем.

Краткое содержание

  • О чём идёт речь?
  • Тайга
  • Завязка
  • Васютка
  • Начало
  • Рыба
  • Лесная дорога
  • Кедровка
  • Сравним рассказы

Для проведения урока учителем

Васюткино озеро – В. П. Астафьев

Литература Урок — 17

О чём идёт речь?

  • Она величественна и похожа на океан.
  • Она щедра и сурова.
  • Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
  • Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
  • Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России

Что такое тайга

Чем тайга отличается от обычного леса?

В тайге растут хвойные леса, земля практически не покрыта травой

  • С чего начинается рассказ?
  • Рассказчик говорит об озере
  • Как вы думаете почему Астафьев начинает с озера, а не с Васютки?
  • Кто такой Васютка и где он живёт?
  • Васютка – тринадцатилетний мальчик, он живёт в рыбацком селе на реке Енисее

Рыбосборочный бот

  • Какая проблема возникла у рыбаков?
  • Из-за частых дождей вода в Енисее поднялась, и вся крупная рыба ушла на глубину
  • Найдите в тексте, какая рыба ценилась больше, а какая меньше

(подсказка: о чём ворчал дедушка Афанасий?)

  • Меньше: ерши и пескари
  • Больше: омуль, стерлядь, осётр

В путь, дорогу

Зачем Васютка пошёл в лес?

Васютка пошёл за кедровыми орехами для рыбаков

Какой в тайге есть закон?

Идёшь в лес – бери еду, бери спички.

Что подразумевает автор под словом «закон»?

Лесная дорога

Как Васютка ориентировался в лесу?

  • Он шёл по затесам
  • Затеси– зарубки, поставленные на деревьях, стоящих вдоль тропы

Найдите в тексте с чем Васютка сравнивает тропинки в лесу

Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия. Только иные тропинки зарастают со временем, а уж морщинки-то на лице едва ли зарастут.

  • Почему писатель называет клюв кедровки чутким?
  • Она чувствует, когда орех пустой и не вытаскивает его из гнёздышка
  • Чем полезна кедровка?
  • Кедровка разносит по тайге семена кедра

Каким образом Вася сбился с пути?

Васютка погнался за подстреленным глухарём

Как Вася подкрался к глухарю?

  • Как Васютка понял, что потерялся?
  • Он не увидел знакомых зарубок
  • Найдите в тексте, как Васютка определил куда ему следует идти. (стр. 131)

— Ладно, не робей. Найдем избушку. Надо идти в одну сторону. На юг надо идти. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдешь. Ну вот, все в порядке, а ты, чудак, боялся! — хохотнул Васютка и бодро скомандовал себе: — Шагом арш! Эть, два!

«Васютка нагнулся и увидел у ног своих истлевшую тушку птицы. Опытный охотник — паук растянул над мертвой птичкой паутину. Паука уже нет — убрался, должно быть, зимовать в какое-нибудь дупло, а ловушку бросил. Попалась в нее сытая, крупная муха-плевок и бьется, бьется, жужжит слабеющими крыльями. Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенета.»

Как вы думаете, чем столь обычное зрелище, муха попавшая в паутину, покоробила Васютку?

На кого похожа эта муха?

Представьте себе, что вы приехали в село, где жил Васютка. Вы отправились в лес за орехами и, подобно Васютке, сбились с пути. Что бы вы сделали?

Итак Васютка смирился с тем, что потерялся. Что он предпринял? Опишите его действия.

  • Васютка развёл огонь
  • Он запасся дровами на ночь
  • Приготовил глухаря
  • Поел
  • Лёг спать на тёплое от костра место

Готовим в лесу

Как Васютка приготовил Глухаря? Используйте картинки и текст на стр. 133

Сравним рассказы – Васюткино озеро

«Он снял телогрейку, бросил на нее кепку и, поплевав на руки, полез на дерево. Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным темным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, все ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дальше смотрел Васютка, тем они делались гуще, и наконец голубые проемы исчезли совсем. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них.

Долго Васютка отыскивал глазами желтую полоску лиственника среди неподвижного зеленого моря (лиственный лec обычно тянется по берегам реки), но кругом темнел сплошной хвойник. Видно, Енисей и тот затерялся в глухой, угрюмой тайге.»

Сравним рассказы

  • Чем похожи фрагменты? Какую особенность тайги подчеркивают оба автора?
  • Как отличаются стили писателей?
  • Какой отрывок нравится вам больше? Почему?
  • Почему Васютка так обрадовался, увидев травяные кочки?
  • Они встречаются около водоемов. Васютка подумал, что рядом может быть Енисей
  • Что особенного было в озере?
  • В нём водилась очень крупная белая речная рыба
  • Почему Вася так взволновался узнав, что в озере есть речная рыба?
  • Озеро могло быть проточным и привести Васютку к Енисею.
  • Что в очередной раз подтвердило, то что озеро проточное? Стр. 141
  • Подстреленную Васей утку отнесло на дальний берег озера, хотя ветра никакого не было. Значит в озере былтягун.

На берегу Енисея

  • Мимо Васи проплыл пароход. Почему он не остановился?
  • Капитан принял Васю за местного жителя и не знал, что тот потерялся
  • Что предпринял Вася, чтобы на боте его заметили?
  • Он кричал и палил из ружья
  • Что бы предприняли вы, чтобы вас заметили?


Статьи по теме